Гибридный форум в Аммане, или Как РПЦ еще на шаг приблизилась к самоизоляции

Гибридный форум в Аммане, или Как РПЦ еще на шаг приблизилась к самоизоляции

Аналитика
Укринформ
"Гундяевцы" переоценили свое влияние на православный мир: расколоть его не удалось, а процесс признания мировым православием ПЦУ - продолжится

26 февраля в столице Иорданского Хашимитского Королевства Аммане состоялась встреча предстоятелей четырех автокефальных православных церквей - Иерусалимской, Русской, Сербской, Чешских земель и Словакии при участии менее представительных делегаций еще двух - Румынской и Польской. Информации об этой встрече очень мало, хоть по крупицам собирай. Известно лишь, что накануне, 19 февраля, Патриарх Иерусалимский Феофил обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с письмом, в котором сообщил о подробностях предстоящего мероприятия: «Эта встреча будет представлять собой не официальный Синаксис (встречу Предстоятелей), а братскую встречу, где будет открыт диалог о вызовах, перед которыми стоит православная община в это кризисное время".

Мы спросили у экспертов: что произошло в Аммане, каковы последствия этой встречи, в первую очередь, для Украины, а также, как сегодня продвигается процесс признания ПЦУ - какие дают прогнозы?

Дмитрий Горевой, директор Центра религиозной безопасности:

Дмитро Горєвой
Дмитрий Горевой

“Никаких последствий для ПЦУ нет. Московский сценарий в Аммане не реализовался”

- Эту встречу де-юре организовал патриарх Иерусалимский Феофил III, а де-факто - Россия. О намерении собраться в Аммане стало известно еще во время поездки Феофила III в Москву на день рождения Московского патриарха Кирилла. Там Иерусалимский патриарх встречался с Путиным. Там он получил премию от приближенного к РПЦ и власти Фонда единства православных народов. О какой сумме идет речь - неизвестно. Но в прошлый раз такую ​​же премию получил патриарх Сербский Ириней - 250 тысяч долларов. Поэтому есть основания считать, что это могла быть чистой воды взятка.

Чего добивалась Москва? Осуждение Вселенского патриарха Варфоломея и Православной Церкви Украины. Они думали, что в Амман приедут, если не все, то подавляющее большинство церквей. И в таком коллективном собрании осудить предоставление автокефалии Украины и объявить ПЦУ раскольниками. Что ж, московские намерения не оправдались. Почему? Ну, во-первых, широкого представительства церквей на этой встрече не было: из пятнадцати настоятелей автокефальных церквей в Амман приехали только четверо - Московский, Иерусалимский и Сербский патриархи, глава малочисленной церкви Чехии, а также наблюдатели (настоятели!) от Румынской и Польской церквей. А другие даже на уровне наблюдателей категорически отказались участвовать.

Во-вторых, финальное коммюнике - очень слабое. В этом документе Украина не осуждается, а речь идет о том, что, мол, текущая ситуация в Украине требует всеправославного консенсуса. То есть в тексте нет ни одной запятой об осуждении ПЦУ или предоставления ей Томоса.

Ну, и, в-третьих, эту встречу можно рассматривать как очередную попытку (а таких было немало) подвинуть Варфоломея. Но Кирилл тщетно старается, ведь он все равно не сможет занять кресло Вселенского патриарха. Почему? А так как по чести млад-ше. После Варфоломея идет Александрийский патриарх Феодор II. К слову, когда Москва разорвала отношения с Константинополем, то надеялась найти поддержку у Александрийской православной церкви. Феодору II пели дифирамбы, а богословы взялись выстраивали целые канонические теории, мол, что главный в истории православия все же Александрийский патриарх. Но и тут их настигло разочарование - Александрийский патриарх признал ПЦУ. И как только это произошло, Москва сразу же по-другому запела: нет-нет, на самом деле главный именно Иерусалимский патриарх. А что скажет Москва, когда Иерусалимский патриарх тоже признает ПЦУ?.. Очевидно, не трудно предсказать их последующую политику и риторику. Итак, по состоянию на сейчас никаких последствий для ПЦУ нет. Московский сценарий в Аммане не реализовался.

А вот какая следующая церковь признает ПЦУ... Трудно делать прогнозы, потому что многие аналитики и наблюдатели ожидали, что следующей станет Румынская церковь, ведь у него нет никаких богословских и канонических претензий к ПЦУ, кроме, конечно, определенных интересов, например, по обеспечению прав румыноязычного населения Буковины. Так что имеем? Де-факто Румынская православная церковь не против автокефалии, но одно важное "но": после полного объединения ПЦУ и УПЦ (МП), то есть для всей Православной Церкви в Украине, а не только ее части. Стоит понимать, что каждая церковь имеет свои интересы. И этот украинский случай - это возможность для них выторговать себе какие-то преференции.

Илья Бей, религиозный публицист, богослов, переводчик:

Ілля Бєй
Илья Бей

“В Аммане Кирилла настиг большой пшик. А значит российское телевидение имеет дополнительные поводы говорить, что “ вокруг враги”

- Туда поехали в первую очередь те, кому что-то надо от Московского Патриархата. Сербской Церкви нужна поддержка Москвы по Македонии и Черногории, Польская Церковь хочет защититься от призрака украинизации (поскольку здесь значительный процент верующих составляют украинцы). Румынская Церковь имеет значительный интерес к Молдавии, «Чехословацкая» - хочет защититься от самой Москвы. Ведь, прикрываясь словами амманской резолюции о ставропигиях и как бы имея в виду Константинопольский патриархат, митрополит Ростислав хочет отбиться от гораздо более агрессивного Московского патриархата, у которого в Чехии целое подворье, которое руководствуется в своей деятельности уставом РПЦ.

Каждый и нашел там что-то свое. Но, кажется мне, румыны туда больше не поедут, потому что в резолюции не нашлось места для их интереса. А Иерусалимский патриарх Феофил уже "отработал" премию, полученную в Москве, и во второй раз на такой сомнительный шаг не пойдет, ведь на его приглашение откликнулись только три предстоятеля, и две Церкви отправили делегатов. Но это событие анонсировалось именно как встреча предстоятелей.

Итак, эта встреча показала, что сам по себе Московский патриархат не пользуется популярностью среди других Церквей. А его "внешняя политика" рассчитана только на внутреннего российского пользователя. Поэтому вместо того, чтобы в свое время на своих условиях предоставить автокефалию Украинской Церкви, Московский патриарх прекращает общение с теми, кто признает ПЦУ. И теперь российское телевидение имеет дополнительные поводы говорить, что "вокруг враги".

Что касается процесса признания ПЦУ, думаю, следующей будет одна из "греческих" церквей (Кипрская или даже Иерусалимская), но случаев "косвенного" признание ПЦУ становится все больше. Стоит вспомнить визит в Киев и сослужение с митрополитом Епифанием епископа Исаии (ПЦЧЗС), на который потом Синод его Церкви не наложил санкций, сослужение украинских архиереев с представителями других Церквей в Константинополе... Кроме того, еще и Синод Болгарской Церкви отказался от иерусалимо-московского приглашения именно из-за отсутствия консенсуса по украинскому вопросу (там есть три митрополита, которые "воду варят"). То есть у меня прогнозы оптимистичные. Три Церкви за год - это огромные темпы, особенно, если сравнивать их с темпами признания автокефалии Московской Церкви в XV-XVI веках.

Людмила Филипович, вице-президент Украинской ассоциации религиоведов, доктор философии:

Людмила Филипович
Людмила Филипович

“До раскола православия не дошло - хватило соборной мудрости”

- Что произошло в Аммане? Если попросту - бунт на корабле. Во Вселенском православии обострилось противостояние между Константинопольским и Московским патриархатом, которое существовало всегда, с 1448 года Москва претендует на первенство в православном мире, поскольку считает себя спасительницей православия после 1453 года, крупнейшей православной церковью, влиятельной и богатой. И исходя из этого, стремится качать свою повестку дня. Но... Мир изменился и правила общежития тоже. Миром управляют не те, кто богаче, а те, кто мудрее. Более сильный должен не себя утверждать, потому что он и так силен, а в целях баланса и гармонии в мире поддерживать слабого. Вот из этого надо и исходить. Поддерживает ли Москва слабых, или по-христиански поступает с ними? Ну... Меморандума по результатам встречи мало, чтобы сделать полные выводы. Поехали те, кто не мог не поехать в силу солидарности с РПЦ, организационной и материальной зависимости, политических ожиданий и стратегических планов. У каждого были свои мотивы. Собственно, как и у тех, кто туда не поехал. До раскола православия не дошло, хватило соборной мудрости. Но обозначило проблему межправославного общения. Надо быть более динамичными и открытыми. И не по 50 лет готовить православные соборы, чтобы потом на них не ехать. Что касается прогнозов, то в комментировании этого вопроса возьму паузу. Однако результаты встречи нужно помнить, делая свое дело: строить ПЦУ и работать на единство всех православных в Украине.

Ну, и последнее - кто следующий признает ПЦУ? Думаю, что это будут Румынская, Грузинская и Болгарская православные церкви, возможно, еще Польская. А там и другие подтянутся".

Архимандрит Кирилл Говорун:

Кирило Говорун
Кирилл Говорун

“К Томосу и ПЦУ — никаких вопросов. Однако формирование украинской автокефалии не завершено”

- Надежды у РПЦ были на значительно большее количество участников в Аммане. Но церкви одна за другой отказывались ехать, давая понять, что собирать такие встречи - прерогатива Вселенского патриархата, а никак не Кирилла. Поэтому могу лишь отметить, что я пока не вижу каких-то существенно негативных последствий Амманского форума для ПЦУ и для процесса ее признание. Форум даже не поставил под вопрос само ее возникновение и предоставление ей Томоса. Он лишь отметил, что процесс формирования украинской автокефалии не завершен. Это можно толковать в том смысле, что действительно, процесс завершится, когда все церкви признают ПЦУ, то есть когда произойдет полное признание Томоса православным сообществом. Значит, после Амманской встречи следует еще настойчивее работать в направлении признания ПЦУ другими Православными церквами.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-