«Антиколомойский» законопроект: то, на что МВФ согласился

«Антиколомойский» законопроект: то, на что МВФ согласился

Аналитика
Укринформ
Единственное, чего хочет МВФ от Украины, чтобы украинцы не отдавали свои деньги олигарху за национализированный Приватбанк. И, похоже, так и будет

Финальную версию законопроекта о невозвращении выведенных с рынка банков экс-владельцам МВФ наконец согласовал. 23 марта документ утвердил Кабмин и передал его на рассмотрение Верховной Раде. Сегодня на пути к открытию новой трехлетней программы на $5,5 млрд для Украины – это единственное требование кредиторов. Уже даже закон о продаже земли не требуют, потому что понимают, что не ко времени. А вот избежания выплат Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову за национализированный Приватбанк – для них вопрос принципиальный. И похоже, украинская власть нашла приемлемую формулу. Потому что понимает, что без внешних кредитных ресурсов пережить экономические последствия «коронавирусного» карантина не удастся. Часть депутатов монобольшинства уже заявила свою поддержку и выступила за безотлагательное голосованик кабминовского законопроекта, но олигарх не сдается – его сторонники в Раде быстренько зарегистрировали еще три альтернативных законопроекта, чтобы отвлечь внимание от ключевого.

Что было в законопроекте, что будет и чем душа МВФ успокоится

Обновленный "антиколомойский" законопроект №3260 об усовершенствовании некоторых механизмов регулирования банковской деятельности (в настоящее время наибольшее значение он имеет для государственного Приватбанка в противостоянии с бывшим владельцем – Игорем Коломойским) опубликовали на сайте Верховной Рады.

Внимательное его прочтение доказывает: после предыдущей неудачной попытки подстроить документ под интересы олигарха, власть под давлением кредиторов вернулась к интересам государственных. Кратко напомним, что в варианте законопроекта, который тогда отверг МВФ, главное противоречие вызвала норма о том, что владельцы банков-банкротов, в частности тех, которые были национализированы, могут договориться с Кабмином о компенсации, а сумму ущерба должен доказать суд. Такой подход, по мнению МВФ, позволял Коломойскому легко влиять на процесс – «договариваясь» с нужными людьми, как говорится, не отходя от кассы.

Денис Малюська
Денис Малюська

Теперь же обновленный законопроект, разработанный под руководством Министра юстиции Дениса Малюськи, который непосредственно вел переговоры с МВФ по этому вопросу, предполагает, что экс-владельцы банка не могут добиться возврата выведенного с рынка финучреждения даже по решению суда. Единственное, на что они могут рассчитывать, если докажут незаконность решения о выводе (национализации) – это возмещение убытков в денежной форме.

Но.

В отличие от предыдущей версии изменений, которые «играли» на руку Коломойскому (изменения к статье 79-й Закона о банках и банковской деятельности «Обжалование решений НБУ». – Авт.) в статью добавлен новый раздел, который фактически сводит денежное возмещение за национализированный Приватбанк к нулю.

Во-первых, размер возмещения определяется только размером недополученных доходов (упущенной выгоды). То есть никакого морального ущерба, как было в предыдущей версии.

Во-вторых, упущенную выгоду возместят только в том случае, если решение Нацбанка стало единственной причиной ее потери и если она не была учтена при оценке реального ущерба (стоимости акций).

В-третьих, размер упущенной выгоды устанавливается только на основе экспертизы международной аудиторской компании, которую выберет суд. А не в процессе прямых переговоров бывших владельцев и Кабмина, как было в предыдущей версии.

В-четвертых, при признании решения о национализации незаконным владельцы должны вернуть все потраченные на банк государственные средства. (В случае Приватбанка это 150 млрд грн).

В-пятых, в случае присуждения возмещения экс-бенефициары не освобождаются от ответственности, в частности за мошенничества, которые позволили, по оценкам международного агентства Kroll, вывести из банка минимум $5,5 млрд.

Кредиторы и вменяемые люди дают «добро»

Поэтому, как видим, борьба за возмещение (а Коломойский требует именно денег, а не возвращения учреждения в собственность. – Авт.) становится делом совершенно невыгодным. Если эти нормы останутся в законе после голосования, то они защитят государство от необходимости что-либо платить Коломойскому и Ко. Потому что по этим нормам группа Приват, не только не получит возмещения, но еще и должна государству останется.

Теперь понятно, почему МВФ поддержал схему, подробно описанную в предложенном приложении к 79-й статьи Закона о банках и банковской деятельности. И готов в случае поддержки ее народными депутатами сразу «включить» кран финансирования по долгожданной программе.

Анастасія Красносільська
Анастасия Красносельская

Те, депутаты, которые понимают катастрофичность последствий в случае блокирования донорского финансирования, уже сплотились и выступили с соответствующим заявлением в поддержку принципиального законопроекта. С подачи депутата из фракции «Слуга народа» Анастасии Красносельской депутаты выдвинули инициативу с хештегом #нетДефолту.

«Мы, народные депутаты Украины, члены фракции “Слуга народа”, призываем коллег по фракции и парламенту поддержать правительственный законопроект №3260, что сделает невозможным отмену решения НБУ о национализации/ликвидации банков и возврата несправедливой компенсации из Государственного бюджета их прежним владельцам. Этот законопроект снимает риски разбалансирования финансовой системы Украины и необоснованной нагрузки на Государственный бюджет в тяжелый для страны период мирового экономического кризиса», – призвала своих коллег Анастасия Красносельская .

Мол, на сегодняшний день его принятие – это единственный шанс для Украины получить кредит от МВФ и избежать дефолта.

«К сожалению, из-за мирового экономического кризиса и форс-мажора в виде пандемии коронавируса, наша экономика не способна самостоятельно преодолеть все последствия тех проблем, с которыми она столкнулась. Нам нужна помощь и экономическое возрождение. Объявление дефолта приведет к катастрофическим последствиям для нашей государственности», – справедливо считает инициатор.

Она призвала Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики немедленно рассмотреть законопроект, чтобы как можно быстрее рассмотреть его в Верховной Раде. И в этом призыве ее поддержали депутаты из фракции Демократической платформы «Слуга народа»

"Сейчас единственный критически важный закон, который удерживает МВФ от сотрудничества с Украиной, который является домашним заданием Украины, – это "антиколомойский" закон. Люди привыкли, что все говорят, будто МВФ – это болезненные реформы, что МВФ что-то хочет от украинцев. Единственное, что сейчас хочет МВФ от украинцев, чтобы украинцы не отдавали свои деньги олигарху. И единственное, что сейчас МВФ требует от украинской власти – это принять "антиколомойский" закон", – подчеркнул в эфире "Прямого" инвестиционный банкир Сергей Фурса.

А главный фигурант, конечно, против

Ігор Коломойський
Игорь Коломойский

Бывший же владелец Приватбанка Игорь Коломойский пытается сорвать принятие проекта. Во-первых, народный депутат Александр Дубинский (СН), которого связывают с олигархом, активно агитирует против голосований в дистанционном режиме. А, во-вторых, он и еще два народных депутата - Игорь Палица и Ольга Василевская-Смаглюк - 25 марта оперативно зарегистрировали сразу три альтернативных правительственному законопроекта – №3260-1, №3260-2 и №3260-3.

Дубинский и Палица связаны с бывшим владельцем "Приватбанка" Игорем Коломойским своей прежней работой. Оба они входят в профильный для "банковского" законопроекта комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, а Дубинский еще и заместитель председателя этого комитета.

По состоянию на момент подготовки этой статьи, тексты всех трех «альтернативных» законопроектов не были представлено на сайте ВР. В системе учета статус документов был определен как «получено Верховной Радой, передано на рассмотрение руководству».

Марина Нечипоренко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-