Юрий Васильченко, глава Государственной инспекции градостроительства Украины
Моя цель – сделать так, чтобы Инспекция градостроительства не ассоциировалась с коррупцией
14.05.2020 15:37

6 мая Кабинет министров Украины своим распоряжением назначил главой новосозданной Государственной инспекции градостроительства (ГИГ) Украины Юрия Васильченко, который до этого возглавлял Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ) Украины. О новом ведомстве, его функционале и амбициозных планах в должности глава ГИГ рассказал в интервью Укринформу.

- Юрий Николаевич, чем будет заниматься ГИГ?

- Первая функция – это контрольная, а вторая функция – главная, на которой будет сосредоточена работа Государственной инспекции градостроительства (ГИГ) – надзора.

Создается принципиально новый орган. Территориальные органы ГИГ будут контролировать объекты градостроительства. Там, где госархстройконтроль децентрализован – у ГИГ будет только функция надзора за местными органами госархстройконтроля. Функция надзора также будет реализовываться и в отношении территориальных органов, которые будут осуществлять контроль. Кроме того, будет функция надзора за решениями органов по вопросам градостроительной деятельности, которые занимаются выдачей градостроительных условий и ограничений, строительных паспортов.

Плюс планируется, что ГИГ будет также надзирать за деятельностью двух других новосозданных органов: Государственной сервисной службой градостроительства Украины (ГССГУ) и Государственным агентством технического регулирования в градостроительстве Украины (ГАТРГУ).

В чем позитив? В разграничении функций. Раньше ГАСИ сосредотачивала в себе все: госархстройконтроль, функции надзора, разрешительные, лицензирование. По сути ГАСИ была органом, который сам выдавал (регистрировал) разрешительные документы, вел Реестр разрешительных документов и сам контролировал процесс строительства. То есть, у органа были полностью все рычаги влияния. Это порождало коррупционные риски. Больше такого не будет. Реформа предусматривает ликвидацию монополиста – ГАСИ и создание новых центральных органов с отдельными функциями.

Кроме того, предусматривается разграничение функций внутри самой ГИГ. Такое разграничение поможет сфокусировать внимание на решении проблем, улучшит качество контроля и предоставления административных услуг в строительстве.

Хочу отметить, что начало функционирования ГИГ восстановит порядок осуществления госархстройконтроля. Сейчас разрешения на начало строительства выдаются, сертификаты принятия в эксплуатацию выдаются, а что между ними? То есть контроля и надзора между ними сегодня нет. Поэтому первоочередная задача – их восстановить. Сейчас возросло количество объектов самовольного строительства, на это сложно реагировать, поскольку, по сути, орган, который бы это контролировал, не функционирует. Такое строительство сегодня могут остановить только правоохранительные органы. Вот почему необходимо прежде всего начать функционирование ГИГ.

И процесс уже запущен. Идет подготовка к формированию штата и подразделений.

Создание ГИГ поможет перезагрузить систему полностью

- Какие этапы создания ГИГ?

- Первый важный этап уже пройден – Государственная инспекция градостроительства зарегистрирована как юридическое лицо публичного права.

На данный момент уже отработана структура ГИГ и прорабатывается вопрос создания территориальных органов ГИГ. Далее необходимо открыть финансирование, урегулировать вопросы, связанные с размещением и набором сотрудников.

Необходимо будет объявить конкурсы на вакантные должности, в некоторых случаях будут переводы. Также нужно утвердить положения о структурных подразделениях, должностные инструкции. Ну и назначить руководителей территориальных органов, которые будут заниматься организацией работы на местах. Орган должен начать функционировать с того момента, когда у него будет больше 30% штатной численности.

Главный момент в том, что это должен быть абсолютно новый, чистый, прозрачный орган. Никто больше не должен ассоциировать его с коррупционным монстром. Создание этого органа поможет перезагрузить систему полностью.

- Как будут работать территориальные органы? Их руководители смогут делать самостоятельные назначения на должности в новую структуру?

- Сейчас мы работаем над вопросом, смогут ли они делать свои назначения, или это будет делать глава ГИГ. То есть, будут ли они отдельными юридическими лицами. Сейчас в действующем законодательстве однозначного ответа на этот вопрос нет: в одном из постановлений они определены как отдельные юридические лица, но в положении о ГИГ – идут как структурные подразделения аппарата Государственной инспекции градостроительства. Поэтому сейчас мы еще решаем этот вопрос.

Мне хотелось бы, чтобы они были отдельным юрлицами. Почему? Так лучше для разграничения функций, определения ответственного за принятые решения, оперативности в работе, также проще с точки зрения их создания и контроля. Глава ГИГ назначает руководителей и их заместителей, распределяет им бюджет – а дальше они уже сами подбирают себе сотрудников, помещения и начинают работу. И отвечать за все будут исключительно руководители. Кстати, они также могут приобретать статус и.о., чтобы пройти испытательный срок, показать себя в должности.

- Расскажите подробнее о работе территориальных органов. Какие изменения произойдут?

- Сейчас мы решаем, какой будет география территориальных структурных подразделений. Пока все это в проектной стадии.

По аналогии территориальных органов Министерства юстиции Украины, я планирую создание следующих межрегиональных главных управлений ГИГ с центрами в таких городах: Западного (г. Ривне), Юго-Западного (г. Ивано-Франковск), Центрально-Западного (г. Хмельницкий), Центрального (г. Киев), Северо-Восточного (г. Полтава), Юго-Восточного (г. Кривой Рог), Южного (г. Николаев), Восточного (г. Харьков).

В каждом межрегиональном территориальном органе будут областные подразделения. Центры управлений выбирались так, чтобы было удобно до них добираться. Создание терорганов, как отдельных юрлиц, соответствует идее децентрализации, а предложенный формат позволит оптимизировать имеющиеся ресурсы и изменить подходы.

Хочу отметить, что находясь на посту главы ГАСИ, я наблюдал интересную тенденцию: территориальные департаменты и управления, которые входили в структуру Госархстройинспекции, довольно апатично относились к выполнению поручений. Они постоянно что-то недоговаривали, утверждали, что передали материалы в центральный аппарат, но мы ничего не получали. Специально шло затягивание. Сейчас даже проводится служебное расследование по некоторым случаяя. В одном из регионов, например, должностное лицо вместо того, чтобы выполнить приказ, почему-то решило отправить разрешительные документы в центральный аппарат по почте. Представьте себе: есть готовое решение о выдаче разрешений, на следующий день оно должно обеспечить получение документов застройщиком – но оно решает отправить весь пакет документов в центральную ГАСИ. Это же специальное затягивание процесса, чтобы заказчик как можно дольше не получил указанный документ. Почему? Дисциплинарная комиссия сейчас это выясняет. Но такого просто не может быть. За подобные процессы будут отвечать руководители терорганов. Кроме того, все их действия будет контролировать ГИГ, через функцию надзора.

- Что сейчас происходит в ГАСИ? На каком этапе ее ликвидация?

- Сразу с момента принятия Кабинетом министров решения о ликвидации Госархстройинспекции, этот процесс и был запущен. Была создана ликвидационная комиссия, которая обеспечивает мероприятия, связанные с ликвидацией органа.

На данный момент идет подготовка документации, прорабатываются кадровые решения относительно увольнения или перевода сотрудников в другие органы и т.д. С момента начала полноценного функционирования трех новых центральных органов исполнительной власти ГАСИ должна передать им все свои полномочия.

Функции госархстройконтроля и надзора переходят к ГИГ. Хочу отметить, что 101 децентрализованный орган и в дальнейшем осуществляет государственный архитектурно-строительный контроль. Процесс немного замедлился в связи с передачей документации в ЦПАУ, но он не остановился.

Я надеюсь, что в ближайшее время правительство назначит новых руководителей центральных органов исполнительной власти и начнется уже активная фаза ликвидации ГАСИ.

- Сегодня осуществляется масштабная реформа в области градостроительства. Чего вы ожидаете от новосозданных органов, какие реальные изменения произойдут?

- Если брать общую картину, позитив реформы в том, что ГАСИ ликвидируется, а вместо нее создается три новых органа. Первый – это ГИГ, контроль-надзор. У него, кстати, появляются некоторые новые функции, такие как надзор за своими органами. Второй – это Госсервисстрой, который будет заниматься разрешительными процедурами. Третий – это Государственное агентство по техническому регулированию. О нем решение принято. Есть задание для Минрегиона разработать положение. Поскольку остановлен процесс лицензирования, которым в свое время занималась ГАСИ и который планируют заменить на сертификацию, то этот орган, возможно, и будет заниматься вопросом сертификации специалистов, что заменит строительную лицензию, а также вопросом разработки государственных строительных норм (ГСН). Однако окончательную точку в том, чем будет заниматься Агентство по техническому регулированию, можно будет ставить, когда Кабмином будет утверждено положение о нем.

Именно такое разделение одного органа – ГАСИ – на три новых повлияет на качество отработки документов. У каждого органа будет свой руководитель, свои функции и можно будет сосредоточиться на одном вопросе. Положительное оно еще и потому, что это по сути антикоррупционное мероприятие. То, что пропустил один орган, не пропустит другой. Например, разрешение на выполнение строительных работ, сертификат соответствия законченного строительством объекта выдаются Госсервисстроем, само строительство контролируют терорганы ГИГ, а за всеми ними осуществляет надзор центральный аппарат ГИГ. Отныне контроль будет идти на всех этапах в несколько уровней. Плюс понятно, что они координируются министром развития громад и территорий, а также эти органы еще контролируют правоохранители.

Интересным моментом в создании нескольких органов является то, что можно реально определить источник проблемы. То есть, если раньше у застройщика или заказчика были какие-то проблемы, то вопрос был только к ГАСИ и невозможно было установить, по какому направлению они появляются. Как я уже говорил, ГАСИ сочетала в себе очень много функций, которые между собой переплетались. Таким образом создавались платформы для осуществления масштабных коррупционных махинаций и схем. Все без исключения участники рынка ассоциировали ГАСИ со взяточничеством. Так больше не должно быть. Новосозданные органы независимы! Их функции разделили. У каждого свои полномочия, отдельные обязанности. Если, например, негатив идет по разрешительным процедурам, то понятно, что недорабатывает разрешительный орган. Если негатив есть по контрольно-наблюдательным, то претензии должны быть к соответствующему руководителю.

- О ГИГ и Агентство техрегулирования понятно. А расскажите подробнее о Государственной сервисной службе градостроительства.

- Сервисная служба – это разрешительные процедуры. Сегодня у ГАСИ, которая находится в процессе ликвидации, остались только те функции, которые затем будет осуществлять Госсервисстрой, – разрешительно-регистрационные. Это организация работы в этом направлении как своей, так и функции децентрализованных органов. Сюда входит: выдача разрешений на строительство, регистрация сообщений перед началом выполнения подготовительных строительных работ и т.д. Сервисная служба будет работать также с Реестром разрешительных документов и электронным кабинетом застройщика.

- Какими будут ваши первые шаги в должности главы ГИГ? Что планируете сделать?

Среди первых шагов – восстановление государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, остановка самовольного строительства

- В первую очередь – построить ГИГ! То есть, обеспечить полноценное функционирование нового органа. Восстановить государственный архитектурно-строительный контроль и надзор, остановить самовольное строительство.

Кроме того, планирую запустить процесс создания методологической базы по вопросам госархстройконтроля, что позволит повысить квалификацию работников и ввести один подход к решению рабочих задач. Сейчас также прорабатываю механизм эффективного взаимодействия с правоохранительными органами.

Создаются абсолютно новые подходы, которые помогут улучшить инвестиционный климат, сделать деятельность строительной отрасли прозрачной, упростить ведение строительного бизнеса, избежать коррупционных рисков.

- А что планируете реализовать в перспективе в должности главы ГИГ? Есть какие-то амбициозные цели?

- У меня одна главная амбициозная цель – реализовать замыслы всех стейкхолдеров этой масштабной реформы. А они заключаются в полноценном изменении подходов, внедрении новых стандартов, полном искоренении коррупции из сферы градостроительства. Инспекция никогда не должна ассоциироваться у участников рынка, застройщиков и общественности с коррупцией.

Но есть такое выражение – «никто не любит палача». Понятно, что это все же инспекционный орган и даже квазипрокурорский. Он наделен функциями контроля и надзора, и всем ты мил не будешь. Но наша главная стратегическая цель – это законность. Мы должны работать на то, чтобы законы Украины выполнялись и государство было правовым.

Идет работа над созданием сайта ГИГ. А пока обо всех своих шагах практически в ежедневном режиме я буду сообщать на своей официальной странице в Facebook.

- Возможно, у вас есть запланированные проекты, которые вы хотите реализовать в этом органе?

- Один из проектов – это внедрение периодического процесса повышения квалификации работников органа. То есть сотрудники органа должны обязательно проходить аттестацию. Раньше аттестации не было, посмотрим, как это будет работать. Но задача – побудить человека к самосовершенствованию. Чтобы он не выгорал на работе, а развивался и приобретал новые знания.

На самом деле, планов и идей очень много. Но сейчас не хочу открывать все карты. Нам нужно сначала реализовать первоочередные шаги.

Хочу подчеркнуть, что главная задача ГИГ – это контролировать качество строительства. И делать это разными путями. Там, где не срабатывает контроль, должен сработать надзор. Но в любом случае – строительство должно быть качественным, безопасным и комфортным.

Александр Стеценко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-