Денисова считает, что больших и меньших чиновников люстрировать надо по-разному

Денисова считает, что больших и меньших чиновников люстрировать надо по-разному

Укринформ
При применении люстрации к чиновникам, которые не занимали высоких государственных должностей в 2010-2014 годах, надо устанавливать индивидуальную вину.

Об этом сказала Уполномоченный ВР по правам человека Людмила Денисова, выступая в Конституционном суде, сообщает корреспондент Укринформа.

"Я вижу признаки несогласованности с Конституцией Украины оспариваемых положений Закона Украины "Об очищении власти". Прежде всего ч.1,2 статьи 3 в части распространения ее действия на лиц, не занимавших высоких политических должностей", - сказала Денисова.

Она отметила, что внедрение в 2014 году люстрационных процедур публичного очищения власти было обусловлено необходимостью исключения из системы власти лиц, скомпрометировавших себя в качестве политиков и дискредитировавших государственную власть в целом или которые были причастны к дискредитации власти в глазах общества, что могло приводить к нарушению прав и свобод человека.

"Венецианская комиссия в связи с применением таких мер подчеркнула, что демократический порядок должен защищать себя непосредственно через демократическое функционирование своих институтов, реализацию принципа верховенства права и гарантии защиты прав человека. В то же время партийная принадлежность, политические и идеологические причины не должны использоваться в качестве основания для люстрации. Демократическое государство не может и не должно поддаваться желанию отомстить вместо того, чтобы добиваться правосудия. При этом необходимо разграничивать люстрацию как политическую ответственность от юридической ответственности, когда можно было бы говорить о соблюдении принципа индивидуальной ответственности и презумпции невиновности", - отметила Денисова.

Она добавила, что в законе об очищении власти предусмотрено, что люстрация основывается на принципах презумпции невиновности и индивидуальной ответственности, однако эти принципы не действуют и не применяются в нормах статьи 3 указанного закона, в которой закреплены критерии осуществления очищения власти. Денисова отметила, что в отдельных нормах закона не требуется установления индивидуальной вины.

Читайте также: ЕСПЧ рассматривает пять "люстрационных" дел, связанных с Украиной

"Запрет доступа к государственным функциям, который применяется к тем лицам, основан на простом факте - занятие определенной должности в определенный промежуток времени с последующей презумпцией виновности. Однако, в тех случаях, когда люстрация применяется не к высшим политическим должностям в государстве, вина должна быть доказана на основе индивидуальных поступков. В противном случае такие запреты будут сводиться к форме коллективного и дискриминационного наказания, которое несовместимо с нормами в области прав человека. Таким образом законодатель не во всех случаях установления запрета занимать определенные должности закрепил принцип индивидуальной ответственности, то есть предусмотрел в законе об очищениеи власти и политическую, и индивидуальную ответственность", - сказала Денисова.

Омбудсмен отметила, что этот подход может быть приемлемым в отношении лиц, занимавших высокие должности в коммунистический период и в некоторых важнейших государственных учреждениях во время правления Януковича, высшие должности, а "во всех иных случаях вина должна быть доказана на основе индивидуальных поступков".

Также она отметила, что в отношении юридической ответственности, существуют также определенные проблемные вопросы, в частности относительно публикации персональных данных лиц, к которым применяется люстрация.

"По моему убеждению, имеются признаки неконституционности при внесении на основании ст.7 Закона Украины "Об очищении власти" сведений в Единый государственный реестр лиц, к которым применены люстрационные мероприятия. Так, в сведения о лицах, которые не занимали высоких политических должностей и вина относительно их незаконных действий и бездействия не подтверждена судом, являются персональными данными и их обнародование должно происходить с учетом решения суда", - сказала Денисова.

Читайте также: В Минюсте считают, что реестр люстрованих чиновников нарушает право на приватность

В противном случае, отметила Денисова, нарушается баланс частных и публичных интересов в демократическом обществе и конституционные положения, гарантируют право человека на приватность, ст. 32 Конституции Украины.

Как сообщал Укринформ, Конституционный суд Украины возобновил устное слушание по делу относительно закона о люстрации, чтобы исследовать практику ЕСПЧ, а также позицию Президента и Верховной Рады.

Верховная Рада в сентябре 2014 года приняла закон "Об очищении власти" (люстрации). Им запрещается занимать определенные высокие должности на государственной службе лицам, которые занимали совокупно не менее одного года определенные законом должности на государственной службе в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года.

Сейчас в Едином государственном реестре лиц, в отношении которых применены положения закона Украины "Об очисткищении власти", находятся 893 человека.

Европейский суд по правам человека 24 февраля 2020 решил не рассматривать апелляционную жалобу Украины в деле по закону об очищении власти (люстрации). Поэтому решение ЕСПЧ по этому делу от 17 октября 2019 года, которым было установлено нарушение прав украинских чиновников, окончательно вступило в силу.

В частности, суд единогласно установил нарушение статьи 6 § 1 (право на справедливый суд) Европейской конвенции по правам человека в связи со слишком длительным рассмотрением дел заявителей на национальном уровне и нарушением статьи 8 (право на уважение частной жизни) конвенции.

Суд также решил, что закон об очищении власти применяется к очень широкому кругу лиц и привел к увольнению заявителей только на том основании, что они занимали должности на государственной службе в течение более, чем года во времена президентства Януковича или на основании занятия должностей в Коммунистической партии до 1991 года.

17 июня министр юстиции Денис Малюська сообщил, что Минюст во исполнение решения ЕСПЧ разработал изменения в закон "Об очищении власти" и подготовился к выплатам лицам, которые выиграли соответствующую жалобу в ЕСПЧ.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-