СЭЗ на Донбассе: путь к реинтеграции или, как с Крымом, помощь оккупантам?

СЭЗ на Донбассе: путь к реинтеграции или, как с Крымом, помощь оккупантам?

Аналитика
Укринформ
Укринформ собирал мнения экспертов о высказанной Леонидом Кравчуком идее создания в Донецкой и Луганской свободной экономической зоны

Среди первых предложений нового руководителя украинской делегации в Трехсторонней контактной группе в Минске Леонида Кравчука - формирование фонда для восстановления Донбасса и создание в Донецкой и Луганской областях свободных экономических зон. "Когда я был президентом, мы создали СЭЗ, куда вошли Донецкая, Луганская и, кажется, Днепропетровская области. Затем об этом забыли. Думаю, сейчас это тоже нужно сделать: создать свободную экономическую зону в Донецкой области - не только на неконтролируемых территориях, а во всей области. И во всей Луганской области. Возможно, в Днепропетровской, может, еще где-то... Когда люди займутся конкретными делами, туда пойдут инвестиции. И не надо будет говорить о каком-то особом статусе Донбасса", - пояснил Кравчук.

Поддержал идею и представитель Донецка в ТКГ Сергей Гармаш, который покинул город в 2014 году. По его словам, свободная экономическая зона сначала может появиться в подконтрольных Украины районах Донбасса, а после освобождения временно оккупированных территорий распространиться на весь регион. "Речь идет о контролируемой территории. Эта территория пострадала от войны. Вот в чем ее отличие от Львовской или Киевской области. Туда не хочет вкладывать деньги бизнес, потому что это рискованно. Для того, чтобы бизнес со всей Украины хотел туда вложиться, и планируется создать СЭЗ. это не для местных, а для всех украинских и зарубежных инвесторов, которые захотят рискнуть и вложиться на льготных условиях в этот регион. Считаю, это хороший механизм привлечения денег в прифронтовую территорию, если у государства денег нет", - подчеркнул Гармаш.

Укринформ поинтересовался отношением экспертной среды к такой идее. Жизнеспособна ли она, полезна ли? А главное - не таит ли в себе дополнительных рисков и опасностей для Украины? Ведь уже есть пример функционирования Свободной экономической зоны в Крыму, которую многие считают "легитимизацией со стороны Киева российской аннексии украинского полуострова" ...

Чего могут стоить Украине планы снова войти в "крымскую реку"?

Украина уже имеет почти шестилетний опыт "функционирования" СЭЗ на отрезанной Кремлем территории. С сентября 2014 года действует Закон о свободной экономической зоне "Крым". Он предусматривает специальный правовой режим экономической деятельности, в том числе - особый порядок применения норм регуляторного, налогового и таможенного законодательства Украины и особый режим внутренней и внешней миграции физлиц. В Крыму не взимаются общегосударственные налоги и сборы, а зарегистрированные там физические и юридические лица считаются нерезидентами. Обмен товарами между Крымом и материковой Украиной происходит по правилам импорта-экспорта. На территории СЭЗ "Крым" применяется мультивалютный режим, по которому оплата производится как в гривнях, так и в иностранных валютах 1-2 групп Классификатора НБУ.

Часть патриотической общественности сразу же была настроена против этого документа, который, мол, "не принесет пользы никому, кроме олигархов и чиновников, "сидящих на коррупционных схемах и контрабандных потоках". Что мы, собственно, и получили на практике. Правовой режим СЭЗ вызвал массовый беспошлинный ввоз товаров и поставки электричества на оккупированную территорию и - через нее - в Россию. "Одна из нерешенных проблем - закон о свободной экономической зоне "Крым", позволивший ряду украинских олигархов отмывать деньги и сохранять свои предприятия на полуострове. Но при этом элементарно ограничены гуманитарные права части граждан", - не раз подчеркивал глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.

Впервые реальные надежды на отмену закона появились ровно через год после начала работы СЭЗ "Крым" - в сентябре 2015-го, когда крымские татары и другие проукраинские активисты начали бессрочную акцию блокады аннексированного РФ полуострова. Среди главных требований - отказ от крымской СЭЗ. Впрочем, зона устояла.

Были попытки отменить закон и в 2017-18 годах. В представительстве Президента в Крыму, в частности, отмечали: "действующий закон "О создании свободной экономической зоны "Крым" оставляет поле для незаконной деятельности предприятий оккупированного полуострова". О чем свидетельствует множество фактов поставок через админграницы электроэнергии, артезианской воды и минерального сырья для неправомерного обеспечения деятельности предприятий полуострова.

Последний раз дискуссия вокруг необходимости отмены СЭЗ в Крыму активизировалась в феврале этого года. Когда председатель фракции "Голос" Сергей Рахманин заявил: "Должен уйти в небытие абсолютно позорный режим свободной экономической зоны "Крым", который фактически легализует наши взаимоотношения с оккупантом".

Не рискуем ли мы столкнуться с подобными - или, не дай Бог, еще большими проблемами, - необдуманно создавая что-то вроде крымской СЭЗ на Донбассе? Интересуемся мнениями экспертов.

Борис Бабин, юрист-международник, экс-глава Представительства Президента Украины в Крыму:

Борис Бабін
Борис Бабин

“В лучшем случае – это просто узаконенная контрабанда”

"Печальный "крымско-СЭЗовский" опыт показал: такие зоны фактически легализуют бизнес, который украинские бенефициары (прежде, олигархические структуры) ведут на оккупированной Россией украинской земле. Оккупированная территория становится этакой "черной дырой", где можно безнаказанно уничтожать природные ресурсы, не платить налоги, платить людям минимальную зарплату и при этом набивать свои карманы. Понятно, в чьих интересах действует, предлагая такие же "правила" для оккупированных районов Донбасса, господин Кравчук. Речь о крупных предпринимателях, работающих в регионе и желающих "выжать" максимум из затруднительной для страны ситуации.

Второе измерение этой проблемы - не только специальные режимы на оккупированных территориях, но и в так называемых "хабах". Это давняя мечта наших коррупционеров - создать некую "свою таможню". Когда можно на свое усмотрение и без контроля со стороны государства перебрасывать грузы из / на оккупированные территории через маленькую "черную дырочку". Такие, кстати, сейчас обустраивают на админранице с Крымом, в Чонгаре. И строит их компания, имеющая мощный бизнес в России.

Так же, очевидно, хотят действовать и в Донбассе. Перекачивать нефтепродукты, перебрасывать контрабанду, вести торговлю людьми, наркотиками и еще бог знает чем под прикрытием так называемых свободных экономических зон - старая и десятки раз опробованная в мире практика. К сожалению, многие страны проходили через это. В условиях конфликта она приводит лишь к обогащению отдельных лиц. Никакого вклада ни в процессы деоккупации, ни в вопросы защиты прав человека такая практика, как правило, не делает.

В лучшем случае - это просто узаконенная контрабанда на войне в интересах крупного бизнеса и прирученных им чиновников. В свое время мы уже сделали в Крыму, а теперь вот хотим сделать еще и на Донбассе так, чтобы украинский бизнес обслуживал оккупантов...".

Михаил Басараб, политолог:

Михайло Басараб
Михаил Басараб

“Заявления Кравчука... основаны на ложной логике, навязанной Кремлем”

"Считаю идею СЭЗ попыткой поставить телегу впереди лошади. Первые на новой должности заявления Леонида Кравчука, как и вся предыдущая переговорная стратегия Украины в минском и нормандском форматах, основаны на ложной логике, навязанной Кремлем. Мол, решение конфликта заключается в поиске оптимальных решений, которые должны удовлетворить местное население. То в вопросах политических уступок (например, особый статус), то экономических преференций (как свободная экономическая зона). Соответствующий подход предполагает следующий алгоритм: Украина должна предложить жителям Донбасса какие-то, извиняюсь, "пряники", а те должны решать: устраивает их это предложение или нет. Точнее, в Кремле должны решить - устраивают жителей Донбасса такие уступки... Если исходить из того, что на Донбассе идет гражданская война и местное население бунтует против власти в Киеве, такой подход мог бы быть логичным. Но мы прекрасно понимаем, что происходит вторжение на нашу территорию войск соседнего государства. Что зафиксировано в украинском законодательстве и о чем известно всему цивилизованному миру.

С учетом этой позиции - простите, о какой свободной экономической зоне как инструменте преодоления конфликта мы говорим? СЭЗ для обслуживания оккупационных администраций? То есть, предложение Кравчука о создании такой экономической зоны, как и кремлевская идея особого статуса Донбасса, и реальная ситуация в регионе - разные вещи. Это то же самое, что, например, лечить острый аппендицит таблетками против кашля.

Следует настаивать на безусловном выводе оккупационных войск с украинских территорий. А до этого усиливать санкции против государства-агрессора и призывать к таким действиям международное сообщество, развивать сектор обороны и готовить консолидированную претензию к России, в которой будет обобщен и переведен в денежный эквивалент весь ушерб, причиненный нашей стране московской агрессией и оккупацией. До момента же освобождения оккупированных территорий Крыма и Донбасса полную ответственность за обеспечение жизнедеятельности этих территорий, в том числе - и за экономическую ситуацию - несет Россия".

Игорь Рейтерович, кандидат политических наук:

Ігор Рейтерович
Игорь Рейтерович

"Достичь общественного консенсуса по этому вопросу было бы хотя и сложно, но возможно"

"Считаю, как вариант поиска путей урегулирования вооруженного конфликта в Донбассе, такая идея может и имеет право на существование. Но главный ее недостаток - то, на это предложение не примет Российская Федерация. Потому что ее это принципиально не устраивает. Поскольку Кремль хочет получить от Украины, прежде всего, политические уступки. Которые утвердят так называемые ЛНР и ДНР как некие квазигосударственные образования. А СЭЗ таких преференций не дает. Поэтому идея ее создания - не больше, чем разговоры, которые пытаются внести в публичную плоскость.

И то, что ее довольно критически восприняли внутри страны, также понятно. Но, мне кажется, достичь общественного консенсуса вокруг этого вопроса было бы хотя и сложно, но все же возможно. Потому что в той или иной степени тему экономических послаблений для временно оккупированных и прифронтовых территорий поднимали уже не раз, начиная еще с 2014 года. В частности, путем идеи создания европейского Фонда восстановления Донбасса, технологических и индустриальных парков, и, собственно, СЭЗ. Поэтому, убрав политику, можно было бы говорить об особых условиях восстановления экономической жизни многострадального региона. Но, еще раз повторяю, в нынешних условиях это не имеет никакого смысла".

Олег Саакян, председатель Единого координационного центра "Донбасс":

Олег Саакян
Олег Саакян

"Не слишком надеюсь, что в процессе урегулирования будет возможность задействовать такой режим на оккупированных территориях"

"Думаю, такое заявление Леонида Макаровича продиктовано, скорее, необходимостью люстрации собственных позиций и не является прямым призывом к действию. Судя по всему, говоря об особых экономических режимах, которые, безусловно, будут нужны нам для восстановления этих территорий после деоккупации, господин Кравчук просто оперировал известным ему понятием "свободная экономическая зона", особо не вникая в его суть. Но ввиду того, что после восстановления контроля над этими районами понадобится переходный режим не только в модели управления, но и в управлении экономическими процессами, что потребует некоторого упрощения и преференций, чтобы максимально аккумулировать местный ресурс, рациональное зерно в таком предложении есть.

Но создание СЭЗ до полного восстановления контроля Украины над своими границами потребует и специфического таможенного режима. Чтобы такая зона не стала "открытой дверью" для международной преступности, когда Украина не будет возможности контролировать экономические потоки из РФ. Это также должно быть предметом переговоров с Москвой. Когда стороны конфликта - РФ и Украина - должны идти на уступки там, где это не критично для собственных интересов, но может способствовать урегулированию. Если действительно речь пойдет о такой цели. У Украины, мы видим, она есть. Цель РФ - обратная: не реинтеграция, а наоборот - дезинтеграция Украины. Поэтому сейчас я не очень надеюсь, что в процессе урегулирования будет возможность задействовать такой режим на оккупированных территориях.

Другое дело, что в Украине во властных кабинетах серьезно обсуждают идею опережающего развития подконтрольных прифронтовых территорий, которые могли бы создать и точки роста, и точки "связи" для интегрирования оккупированных земель в будущем".

* * *

Укринформ: Добавим, что и эксперты, которые не исключают категорически идеи создания (с учетом допущенных в случае с Крымом ошибок) СЭЗ на Донбассе, подчеркивают: это невозможно без ответа на целый ряд вызовов и вопросов. В частности, они считают, что создать СЭЗ в пределах одной области - нереально. Кроме того, этому шагу должно предшествовать безусловное решение проблемы так называемой "национализации" украинского имущества кремлевскими формированиями на Донбассе. А еще - тщательный анализ моделей и правил работы СЭЗ, оценка объемов инвестиций и возможностей потенциальных инвесторов и того, что может предложить им государство. Ведь в современном мире - о чем свидетельствует и опыт создания СЭЗ нашими соседями (Польшей, Румынией, Белоруссией) - только налоговых преференций недостаточно. Речь идет и о значительных компенсациях от государства при сбыте продукции. И таких вопросов и "но" еще множество ...

Но главное: Леонид Макарович, представляя эту идею, ничего не сказал, предлагается ли это после выполнения пакета безопасности: контроль Украины над своей границы, разоружение незаконных военизированных формирований, вывод оккупантов и техники с территории Украины, - или с сохранением "оккупационного статус-кво", как в Крыму раньше? Думается, это и вызвало такой разнобой в оценках экспертов.

Мнения собирал Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-