"Коренной" статус крымских татар поможет международному давлению на агрессора-Россию

Аналитика
Укринформ
Эксперты обеими руками за изменения в Конституцию о крымскотатарской автономии и в законодательство о защите прав коренных народов

Президент Владимир Зеленский анонсировал принятие законодательства в поддержку коренных народов Украины и, в частности, предоставление соответствующего статуса крымским татарам. Об этом говорится в его обращении по случаю Международного дня коренных народов мира, который отмечали недавно. Одна из задач - защита прав крымских татар, помощь во всестороннем развитии языка, культуры и сохранения самобытности народа, который из-за аннексии Крыма Россией не может полноценно развиваться на исторической родине.

Как напоминают в Министерстве иностранных дел, коренными народами в Украине являются крымские татары, караимы и крымчаки. И проблематика определения их статуса актуализировалась лишь с началом российской агрессии. В марте 2014 года Верховная Рада гарантировала право сохранения и развития самобытности крымскотатарского народа как коренного в составе Украины. Парламент поручил подготовить ряд законодательных актов: новую редакцию закона "О национальных меньшинствах в Украине", проекты законов "О коренных народах", "О статусе крымскотатарского народа в Украине", "О национально-культурной автономии", и несколько нормативных документов по финансовой поддержке культурного развития коренных народов.

Впрочем, с тех пор прошло уже более шести лет, а комплексных изменений в законодательство мы так и не дождались. Почему? И каким (в идеале) должно быть правовое поле в этой области? Но главное - поможет ли это в борьбе в международных судах за возвращение татар их родины? Укринформ интересовался у юристов, общественных деятелей и экспертов.

В целом они склоняются к мысли: новый статус крымскотатарского народа, караимов и крымчаков - краеугольный камень освобождения Крыма.

Наталья Белицер, эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика:

Вопрос коренных народов Крыма постоянно “спотыкался” об рейтинги

“На мой взгляд, с принятием законодательства о коренных народах в Украине неоправданно затянули. Всегда руководство государства остерегалось, что значительная часть общества и большинство политических элит, не слишком разбираясь в этой проблематике, будут против. И поскольку все время продолжались то избирательные процессы, то подготовка к ним, чиновники боялись, что это снизит их рейтинги. Кроме того, сказываются некоторые предубеждения. Ведь следующим - абсолютно логичным после принятия таких законов шагом - будет создание в деоккупированном Крыму крымскотатарской национально-территориальной (а не национально-культурной) автономии. Что предусмотрено Декларацией ООН о правах коренных народов от 2007 года, к которой Украина официально присоединилась в мае 2014-го. Где четко сказано: "коренные народы имеют право на самоопределение (кстати, в отличие от "национальных меньшинств") и создание автономии" с предоставлением всех инструментов реализации такого права. И этого еще больше боятся. Опять же - не по правовым соображениям, - потому что юридически здесь все "чисто", в полном соответствии с нормами международного права, - а по сугубо политическим. Мол, а как это воспримут другие жители Крыма, как на это отреагируют нацменьшинства? Приходилось слышать от чиновников: «это же будет какой-то "ящик Пандоры", и другие захотят автономии - венгры, румыны, болгары...". На самом деле, это - ерунда. Поскольку право на такую ​​автономию для национальных меньшинств, которые имеют собственное государство за пределами Украины, не предусмотрено! То есть, опасения беспочвенны. И сложно сказать, чего здесь больше - неосведомленности или манипуляций.

Для того, чтобы понять, насколько насущны эти решения, предлагаю откровенно оценить ситуацию в Крыму. Украина и украинская власть недооценивают того, что Россия и оккупационная администрация полуострова применяют не только "кнут", но и "пряник" для крымских татар, всячески склоняя их к коллаборационизму. Внешне устраивают различные концерты, фестивали. Чтобы демонстрировать миру: якобы, вот как они развивают культуру крымских татар... Тем временем угнетают тех, кто открыто выражает несогласие с оккупационным режимом.

В то же время крымские татары - сейчас единственная политическая организационная гражданская сила в Крыму, которая способна оказывать ненасильственное сопротивление оккупации. Сейчас это одна проукраинская сила на полуострове. Поскольку украинцы Крыма и раньше были не сплочены и не консолидированы. А после начала оккупации большинство активистов вынуждены были уехать на материк. Поэтому именно то, что на оккупированных землях остаются крымские татары, является залогом и надеждой на успешное воплощение проекта деоккупации. И они на самом деле ждут и упомянутых законов, и конституционных изменений, и наконец "кровного заверения", что "не когда-то там мы это рассмотрим", а именно: "у нас уже есть законодательство, есть четкие предложения по конституционному закреплению прав крымских татар как коренного народа". Если эти люди окончательно разочаруются в Украине, все наши стратегии деоккупации могут оказаться нереалистичными.

Отдельно отмечу: очень расстроена тем, что вновь предлагается "разрабатывать, готовить, обсуждать" проекты законодательных актов. Тогда как все подготовлено еще в 2018 году. Есть законопроекты - рамочный, о коренных народах в Украине, и отдельный - о статусе крымскотатарского народа - тщательно проработаны предложения по изменениям в Конституцию. Экспертная рабочая группа Конституционной комиссии согласовала эти документы до последней точки.

Если же сейчас браться за подготовку документов "с нуля" - это будет не просто потерянное время, но и пренебрежение к кропотливому труду и огромным усилиям экспертов, ведущих конституционалистов, юристов, лучших юристов. Не знаю - какое государство может позволить себе роскошь терять такое богатство, уже готовые наработки".

Айдер Муждабаев, журналист, заместитель генерального директора крымскотатарского телеканала ATR:

Крымские татары ждут признания уже 250 лет

"Путь от намерений к решениям в нашей стране, как правило, довольно долог. Между тем враг использует для коварных гибридных атак каждый день. Залог нашего успеха - только в активной и последовательной борьбе. Предоставление нового статуса крымскотатарскому народу считаю краеугольным камнем освобождения Крыма. Потому что это существенно усилит наши позиции - в частности, и на международной арене. И меня удивляет, что политики, утверждая о своей ответственности и последовательности, не делают этого важнейшего шага для освобождения Крыма.

Необходимые действия же просты и понятны. Они уже определены в официальных документах - например, в заявлениях Министерства иностранных дел. Это - признание отдельным законом статуса крымскотатарского народа как коренного народа Украины и Крыма, и внесение изменений в главу 10 ( «Автономная республика Крым») Конституции Украины. Смена ее названия на "Крымскотатарская автономия в составе Украины" с определением причины ее создания: как "реализация права коренного народа Украины - крымских татар - на самоопределение в составе Украины".

Дальнейшие же шаги могут быть самыми разными. Скажем, создание крымскотатарского правительства в изгнании, о чем, кстати, говорят и некоторые депутаты от правящей партии. Тогда представительство коренного народа выйдет на другой уровень. И борьба Украины за свою территориальную целостность будет вестись не только в плоскости нарушения Будапештского меморандума и договоров с Россией о признании границ, но и в плоскости спасения коренного народа Крыма, который подвергается геноциду со стороны агрессора. Ведь на самом деле же крымскотатарский народ пдвергся геноциду не только в 1944 году, который признала Верховная Рада. Геноцид и наше изгнание продолжаются с XVIII века - со времен Екатерины II. И современная Россия "успешно" унаследовала имперскую политику.

Считаю, для меня и для всех крымских татар вопрос будущих конституционных изменений уже решен - это автономия с нашим гимном, с нашим флагом рядом с Государственным флагом Украины в составе нашей страны, за спасение, единство и территориальную целостность которой все мы боремся. Плюс - поддержка крымскотатарского языка, который находится в еще худшем состоянии, чем украинский...

Самое главное: это даст нашему народу совсем другое представление о своем будущем в европейской Украине. И это, на мой взгляд, - не вопрос доброй воли Президента или Верховной Рады. Для них это - "вопрос чести". Таким образом, глава государства и парламент, которые наконец примут эти решения, войдут в историю. Ведь речь идет о спасении целого европейского народа, который в XXI веке подвергается репрессиям на своей земле. Крымские татары ждут таких решений уже 250 лет...".

Борис Бабин, юрист-международник, экс-глава Представительства Президента Украины в Крыму:

Борис Бабін
Борис Бабин

Хорошо бы пригласить в Украину спецдокладчика по правам коренных народов ООН

"Вопросы защиты прав всех трех коренных народов Украины - крымских татар, караимов и крымчаков - перезрел. На этой неделе Крымскотатарский ресурсный центр совместно с Ассоциацией реинтеграции Крыма, структурами ООН (представителями Экспертного механизма по правам коренных народов, Постоянного форума по вопросам коренных народов, других международных структур) провел онлайн-конференцию, посвященную Дню коренных народов мира. Участие в ней приняли и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, и представители исполнительной власти.

В рамках дискуссии определили основные проблемы, с которыми в этой сфере сталкивается Украина. Прежде всего, это отсутствие рамочного закона о правах коренных народов, а также непривлечение экспертов ООН к разработке соответствующих законопроектов. Проекты документов, которые в разные годы регистрировали в парламенте, не оценивались уполномоченными международными чиновниками и экспертами по такой специфической "узкой" проблематике. Дело в том, что вопросами коренных народов не особенно озабочены в Европе. Среди стран ЕС только государства Северной Европы официально признали, как и Украина, статус коренных народов на своей территории. Поэтому механизмы Совета Европы или Евросоюза применить у нас нельзя. Поскольку их просто нет. И экспертов мало. Поэтому должны использовать наработки ООН, привлекая к оценке проектов международных специалистов. Также было бы хорошо пригласить в Украину специального докладчика по правам коренных народов ООН, чтобы тот воочию оценил ситуацию.

При этом даже до принятия законодательства по поддержке коренных народов важно принимать меры для реализации прав крымских татар, караимов и крымчаков, предусмотренных Декларацией ООН о правах коренных народов. Это касается и их прав в природопользовании, и защиты культурной самобытности и языка. Кстати, единственные сферы, где комплексно отражена эта проблематика - образование и телерадиовещание - профильные законы учитывают специфику языков коренных народов страны. И это действительно весомое достижение Украины. Жаль, что наши чиновники не знакомят с таким опытом представителей международного сообщества. Потому что, к сожалению, уровень украинского представительства на заседаниях Экспертного механизма и Форума не слишком высок.

Зато организации коренных народов активно участвуют в этих процессах, отчитываясь о соблюдении своих прав, о ситуации в Крыму, ограничении там прав коренных народов, которые в случае с крымскими татарами уже приобрели признаки откровенной расовой дискриминации. О чем говорится и в представленном в Международный суд ООН иске Украины против РФ. Также есть примеры запрета Россией культурной организации караимов год назад. В этом году караимам запретили проводить фестиваль в Чуфут-Кале...

На самом деле этническая политика оккупантов очень последовательна. Она направлена ​​на уничтожение какой-либо этнической самобытности коренных народов Украины на аннексированных РФ территориях. И, конечно же, мы не можем об этом молчать. Должны сделать все, чтобы в условиях оккупации с применением международных процедур заставить Российскую Федерацию уважать права коренных народов в Крыму".

Алим Алиев, заместитель генерального директора Украинского института:

Нужны комплексный подход и политическая воля

"Очень важно при принятии любых решений по Крыму, оккупированных территорий и коренных народов действовать системно. Надо учитывать, что речь идет о комплексе законов и изменений в Конституцию, которые эффективно сработают только в синергии. Имею в виду и законы о коренных народах Украины и о крымскотатарском народе, и о внесении изменений в раздел 10 Конституции.

Ведь сейчас имеем неопределенную ситуацию и с крымскими татарами, которых 300 тысяч и которые, в основном, живут в Крыму, и с караимы, которых примерно 2 тысячи, и с крымчаками, которых только 200. Это - народы, которые сформировались на территории Украины и не имеют другой родины.

Президент публично артикулировал соответствующие задачи. И это - сигнал для Верховной Рады, для монобольшинства, что такие законы следует поддержать. Поскольку, очевидно (хотя и история не любит сослагательного наклонения), если бы такие законы приняли раньше, еще до 2014 года, то, может, сейчас в Крыму была бы совсем другая ситуация.

Мы должны хоть теперь выполнить эту задачу - обеспечить для крымских татар право быть полноценными субъектами власти в стране и разделить ответственность за свою родину. Ведь одна из самых больших проблем в крымскотатарской среде - сохранение идентичности, культуры и языка. Такие законы, очевидно, дадут толчок для развития этих направлений. И проведенные нами исследования в Крыму подтвердили, что крымские татары, живущие на полуострове, очень ждут этих шагов со стороны украинской власти. Уже есть проект изменений, которыми предусмотрено, что после деоккупации полуострова крымские татары должны взять на себя часть ответственности за развитие Крыма. Потому что до 2014 года сравнительно немного крымских татар работали в исполнительной власти, их не брали на должности в силовые структуры. После деоккупации ситуация должна измениться. Предлагается возможность участия в управлении полуостровом по квотному принципу - 33% татар, 33% украинцев и 33% - представители других национальностей. Но это - лишь одна из задач, требующих комплексного решения. И политической воли".

Беседовал Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-