Денис Шмыгаль, премьер-министр Украины
Украина избежала глубокого экономического кризиса
Видео 21.08.2020 14:35

Заканчивается лето, которое Украина провела в тревожном карантинном ожидании – что будет дальше? Ведь за время нахождения страны в двухмесячном локдауне, а затем в режиме адаптивного карантина, останавливались целые отрасли, рушились налаженные экономические связи, росла безработица и падал потребительский спрос. Казалось бы, страна должна скатиться под откос. Однако сегодня нужно признать, что худшего удалось избежать. Несмотря на то, что статистика заболеваемости Covid-19 набирает обороты, и критика действий власти не утихает, в экономике ощутимы первые сигналы стабилизации. О том, какой ценой это дается и какие сценарии развития можно считать оптимистичными – в разговоре с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем.

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСАХ И БЮДЖЕТЕ

- В Бюджетный кодекс на фоне пандемии было внесено изменение о приостановлении в 2020 году среднесрочного бюджетного планирования – на три следующих фискальных периода. Шок от пандемии прошел (хотя не угроза), мы возвращаемся к устоявшемуся modus operandi? В частности, какой проект бюджета подаст правительство в ВР 15 сентября – на 2021-й или на 2021-2023 года?

- Действительно, в связи с пандемией бюджетное планирование пришлось немного изменить – в мае невозможно было предвидеть и планировать на три года вперед. Но несмотря на это, Министерство финансов сегодня планирует бюджет на 2021 год и сразу закладывает основные параметры тоже на 2022-23 года. Будут представлены индикативные суммы по расходам каждого министерства на следующие три года, что позволит ведомствам планировать среднесрочные программы и быть уверенными в возможности их финансирования.

- В каком финансовом состоянии страна вошла в третий квартал? Подтверждаете ли вы оценки экспертов, что бюджетная “дыра” приближается к 300 млрд грн? За счет каких ресурсов реально преодолеть ее?

- В этом году ситуация сложная и связана с коронавирусом и экономическим кризисом. Но никакой “дыры” в бюджете нет. Есть плановый дефицит бюджета в размере 7,5% ВВП. Эта сумма согласована с нашими международными партнерами и кредиторами. Она относительно невысока, если сравнивать с отдельными европейскими странами, в которых дефицит бюджета достигает даже 10-14%. Наш уровень бюджетного дефицита действительно приближается к 300 миллиардам гривен, но цифра умеренная для Украины и абсолютно посильная для бюджета. На сегодня нет кассового разрыва. И мы четко понимаем источники покрытия такого дефицита.

Никакой “дыры” в бюджете нет. Есть плановый дефицит бюджета в размере 7,5% ВВП. На сегодня нет кассового разрыва. И мы четко понимаем источники покрытия такого дефицита

Каким путем пойдет правительство для преодоления дефицита - болезненным, но законным сокращением расходов через парламент, или привычным украинским путем – ручного управления бюджетом (где-то недовыполнили, где-то урезали)? Согласны ли вы, что первый путь честный и транспарентный, второй же несет серьезные коррупционные угрозы?

- Управлять этим процессом в ручном режиме невозможно. Бюджет был утвержден парламентом, в него внесены все необходимые изменения еще во II-м квартале. Соответственно, страна живет согласно утвержденной смете. Мы стабильно идем в бюджетном графике, определенном законом.

- На какие именно источники покрытия бюджета вы рассчитываете?

- Это и налоговые поступления, и дивиденды государственных предприятий, и займы на внутреннем и внешнем финансовых рынках. У нас нет сегодня долговых угроз и просрочек. Украина вовремя и по графику выполняет все свои обязательства перед кредиторами, несмотря на всю сложность экономической ситуации в мире и стране. Поэтому с поиском средств проблем не будет.

- Нынешний план привлечения средств на внутреннем рынке через ОВГЗ выполнен уже на 70%. Кабмину хватит оставшихся объемов для “маневра"?

- Конечно. Это плановые суммы, заложенные в бюджет вместе с другими источниками погашения дефицита, которые тоже четко просчитаны.

- Вы уверены, что нынешняя учетная ставка, которая за последний год снизилась почти в два раза, будет оставаться столь же интересной для инвесторов в ОВГЗ, как в прошлом году? И что они будут покупать облигации внутреннего займа с тем же энтузиазмом?

- Уверен, что да. Сегодня Украина интересна как внутренним, так и внешним портфельным инвесторам. Недавно нам удалось буквально в один день подписать в Брюсселе соглашение о макрофинансовой помощи и осуществить рекордное размещение еврооблигаций на сумму около $2 млрд. по ставке 7,25% годовых. Это говорит о том, что инвесторам, несмотря ни на что, интересно вкладывать в Украину.

- Курс доллара и уровень инфляции вы считаете приемлемыми для нынешней ситуации с наполнением бюджета?

- У нас есть соответствующие макропоказатели, утвержденные Министерством экономики, и здесь я не поступлюсь, - это наш сбалансированный консенсус-прогноз. Конечно, мы понимаем, что уровень инфляции в макропрогнозе выше, чем тот, который будет по фактическим результатам года. Здесь нужно также учитывать позицию и целевые показатели Национального банка. Его индикатор, как известно, составляет 5% (+/-1%). Я считаю, что в нашей экономической ситуации для поддержки украинских экспортеров и “разогрева” экономики приемлемым был бы показатель инфляции в пределах 6-7%.

Я считаю, что в нашей экономической ситуации для поддержки украинских экспортеров и “разогрева” экономики приемлемым был бы показатель инфляции в пределах 6-7%

- А каковы перспективы выхода курса доллара на бюджетные показатели? В бюджете заложено 29,5 грн/доллар, при том, что средневзвешенный курс в I полугодии составил 26 грн/доллар. Говорят, предпосылок для его существенного повышения до конца года нет, но ведь Кабмину рост курса был бы выгодным, не так ли? Потому что, по данным Счетной палаты, только из-за заниженного курса бюджет недополучил 25,5 млрд грн доходов.

- Я понимаю обеспокоенность инвесторов и бизнеса по поводу ожиданий возможного роста курса доллара в ближайшие четыре месяца. А ведь мы понимаем, что бюджет пересматривался в апреле-мае, когда ожидалось значительно худшее влияние мирового экономического и финансового кризиса на Украину. Тогда мы перестраховались, заложили большие курсовые и инфляционные показатели. На сегодня, как видим, ситуация развивается по умеренно стабильному сценарию. По моему субъективному мнению, курс будет колебаться в районе 27-28 грн/доллар и вряд ли выйдет за пределы 29 гривен до конца этого года. Очевидно, что макропрогноз окажется для кого-то лучше, для кого-то, возможно, хуже. Но в любом случае ситуация нормальная. Курс регулируется исключительно рынком, и то, что рынок сегодня оценивает его на уровне 27 гривен за доллар, абсолютно приемлемо.

Что касается инфляции. Она оживляет экономику, а нам это сейчас очень необходимо. Мы должны создавать рабочие места, способствовать экспорту, развитию промышленности и т.д., а 2% инфляции во время кризиса - это очень мало. Все страны прилагают усилия, чтобы наполнять свои экономики оборотными средствами и стимулировать движение средств, а не наоборот, замедлять этот процесс.

Мы должны создавать рабочие места, способствовать экспорту, развитию промышленности и т.д., а 2% инфляции во время кризиса - это очень мало

- Сегодня идут серьезные дискуссии о поднятии минимальной заработной платы. Многие эксперты говорят, если повышение до 5 тыс. грн еще можно рассматривать, то анонсированные 6-6,5 тысяч – очень рискованный шаг, который может вызвать дальнейшую “тенизацию” экономики.

- Мы тщательно вместе с экспертами анализировали последствия и преимущества постепенного увеличения уровня минимальной зарплаты. Посчитали, что нынешнее поднятие с 4723 грн до 5000 грн будет почти незаметным как для людей, так и для экономики. Однако надо понимать, для чего это делается. В Украине низкая инфляция, замедляется потребительский спрос и “охлаждается” экономика. Это предвестники экономического кризиса. Тогда начинаются проблемы у предприятий с зарплатами, у банковской системы с оборотным капиталом, затем грядут банкротства. Поэтому наша задача сегодня - разогреть экономику и повысить потребительский спрос. Первый шаг в этом направлении – помощь пенсионерам. Мы проиндексировали пенсии, сделали соответствующие доплаты. Это важная составляющая социальной поддержки людей со стороны государства, и эффективный механизм стимулирования потребительского спроса. Теперь надо делать второй шаг. Что такое поднятие минимальной заработной платы? Это сразу несколько показателей. Вывод в официальную плоскость большей суммы фонда оплаты труда в Украине в целом. Это поддержка людей с низкой заработной платой в бюджетной сфере. Учитывая наше отставание в этом вопросе от Европы, у нас большой потенциал для поднятия минимальной заработной платы. И те шаги, которые мы делаем, вполне оправданы, решения обоснованы и просчитаны. Так, минимальную зарплату в 6 тыс. грн люди получат в конце января – начале февраля следующего года. Мы таким образом частично простимулируем сезонное посленовогоднее падение потребительского спроса в этот период. Дальнейшее повышение запланировано на июль – это середина отпускного сезона, когда деловая жизнь в стране замирает. В обоих случаях экономика не столкнется с чрезмерным инфляционным давлением.

- Скажите, подкреплены ли ваши расчеты ростом производительности труда в Украине? Все-таки для бизнеса, который не может себе позволить повышение зарплат в административном порядке, а только исходя из качественных показателей деятельности, это будет определенным шоком.

- При 5 тыс. грн никаких шоков не будет – предприниматели дополнительной нагрузки не заметят. За 6 тыс. грн есть разные мнения. Мы видим, что конкуренция за рабочую силу в последнее время стимулировала бизнес в вопросах эффективности и поднятия зарплат. Таких предприятий около 80%. Остальные должны подтягиваться. В любом случае, уровень минимальной зарплаты – важный баланс между реальным сектором экономики и социальной обязанностью государства.

Наша задача сегодня - разогреть экономику и повысить потребительский спрос

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ И АМБИЦИЯХ

- Увидели ли Вы в новом главе Нацбанка своего единомышленника в плане поддержки (кредитования) реального сектора экономики? И если да, то какие шаги нового главы вы считаете наиболее успешными?

- Коммуникация с НБУ у нас открытая и конструктивная. Она дает свои результаты. Вы же видите, как планомерно и уверенно снижалась учетная ставка НБУ. Это была совместная работа Национального банка и специалистов Минфина, Минэкономики. У нас есть амбициозные цели, мы работаем совместно над тем, чтобы ввести новые экономические, финансовые механизмы и модели для снижения стоимости кредитного ресурса, для доступности такого кредитного ресурса как для бизнеса, так и для частных потребителей.

У нас едва ли не впервые за всю историю независимости ставка по ипотечному кредиту в национальной валюте упала до 10%. Мы ведем диалог с банкирами и застройщиками. Они говорят, это отличный сигнал для стимулирования развития отрасли, у которой высокий мультипликатор создания рабочих мест в смежных отраслях.

То же самое можно сказать и о программе «Большая строительство», и о программе кредитования малого, среднего и микро-бизнеса “Доступные кредиты 5-7-9%”. В последней, например, на этой неделе мы уже вышли на 5 млрд грн выданных и рефинансированных кредитов. В целом заявок, рассматриваемых банками по этой программе, более чем на 30 миллиардов гривен. Это тоже важные показатели нашей совместной работы с Национальным банком работы.

У нас едва ли не впервые за всю историю независимости ставка по ипотечному кредиту в национальной валюте упала до 10%

- Но ведь скептики говорят, что кредиты по программе “5-7-9” выдают слишком медленно. До конца этого года планировалось выдать 50 тысяч кредитов, а выдано только 2 тысячи.

- Нужно понимать, что понадобилось полгода на отработку всех банковских механизмов и формирование доверия к этому инструменту антикризисной поддержки. Сегодня программа вышла как раз на пик своего спроса. И темпы прироста сейчас, наверное, в десятки, а то и сотни, раз превышают темпы роста объемов кредитования еще три месяца назад. До конца года у нас есть еще время, чтобы мы вышли на запланированные 50 тысяч кредитов, учитывая, как быстро развиваются события, и то, на какой высокий уровень взаимодействия вышли банковские учреждения и бизнес.

- Учетная ставка оптимальна или есть еще резервы для ее снижения, и необходимо ли это в этой ситуации?

- С точки зрения Министерства экономики и Министерства финансов, вероятно, еще есть куда ее снижать, но тут уж мы достигли определенного монетарного баланса. На очередном правлении НБУ было принято решение не менять учетную ставку. Мы думаем, что определенное время она будет зафиксирована на нынешнем уровне. Это если не случится форс-мажоров или шоков. Банковская система должна адаптироваться к такому уровню учетной ставки. Все заинтересованы в удешевлении кредитного ресурса. И, конечно, хотелось бы, чтобы их цена продолжила свое снижение до идеально комфортного для потребителей уровня в 5-7%. Это точно не простая задача для Украины, тем более во время мирового экономического кризиса и пандемии. Но, во всяком случае, такие амбициозные цели у нас есть.

- В этом вам понадобится тесное сотрудничество с парламентом, который в последнее время работает далеко не в том турборежиме, как было в начале.

- Это сотрудничество никогда не было простым, но оно точно на сегодня конструктивно. Мы вышли на такой уровень взаимопонимания, который позволяет совместно работать, чтобы законопроекты были четко выписаны, отработаны и давали максимальный эффект. Уже с сентября начнется новый политический сезон. Он будет турбулентным и сложным, учитывая местные выборы. Это нужно воспринимать как естественный процесс. Но сотрудничество с парламентом, если брать его прагматичную сторону, у нас есть и оно, уверен, продолжится.

- Целый ряд законов знаковых, важных, резонансных, обсуждаемых в обществе уже принят (об игровом бизнесе, об оживлении рынка капитала, о янтаре и т. д). Какого экономического эффекта вы ожидаете от того, что уже приняли, и от того, что планируется принять в ближайшее время, что сможет поддержать экономику?

- На самом деле, каждый из принятых парламентом законов имеет очень конкретное просчитанное экономическое влияние и на бюджет, и на развитие экономики. Например, закон Об игорном бизнесе. Это от 500 миллионов до 5 миллиардов гривен в год и до 60 тысяч рабочих мест, по оценкам экспертов. На сегодня в парламенте есть еще целый ряд таких законопроектов, в том числе инициированных правительством. В августе должна состояться внеочередная сессия, на которую будут вынесены очень важные вопросы - ратификация макрофинансовой помощи, закон об увеличении минимальной заработной платы и тому подобное. На самом деле, много реформистских законопроектов ждут своей очереди, и они будут обязательно приниматься, потому что мы находимся в процессе целого ряда реформ. Это и наше новое министерство стратегических отраслей, и масштабная приватизация госпредприятий, и их корпоратизация.

О РЕФОРМАХ И КОРПОРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

– Что вы видите в роли ведущих стратегических отраслей - ІТ, агро, космос? И где здесь наша самая большая надежда?

- Есть соответствующий указ Президента, которым определены стратегические отрасли экономики. Что мы здесь видим. Это создание, например, аэрокосмического учреждения, где мы хотим выделить авиационную и космическую отрасли и взять их под централизованное управление. Отдельно хотим заняться оборонно-промышленным комплексом, это тоже наш экспортный потенциал и огромный международный спрос.

Надеемся, что вице-премьер-министр по стратегическим отраслям промышленности будет содействовать консолидации всех предприятий, а также всех их интеллектуальных и материальных ресурсов в мощный экономический “костяк”. В целом наши стратегические отрасли - это отрасли высокой добавленной стоимости, которые имеют высокий мультипликатор создания рабочих мест. Это строительство вагонов, локомотивов, турбин, энергетического оборудования. Например, одно рабочее место в авиастроении автоматически создает до 50 рабочих мест в смежных отраслях, а те в свою очередь создают дополнительные продукты для своих предприятий. А это налоги, наполнение бюджета, привлечение валюты в Украину. Вот на этом мы сейчас сосредотачиваем свое внимание и направляем Министерство стратегических отраслей промышленности.

- Расскажите о вашем видении будущей трансформации государственного концерна "Укроборонпром"?

- Идея в том, чтобы трансформировать его по отраслевому принципу и навести порядок в управлении его предприятиями. Где еще такое существует, чтобы стратегические инновационные предприятия оставались без заказов, доходов и зарплат, обслуживая какие-то частные коррупционные интересы?

Предприятия нужно очистить от долгов, дать правильный менеджмент и вывести на мировой уровень. Задача технически не сложная, но требует сильной политической воли. Оборонная отрасль - это всегда уровень правительственного сотрудничества и управления, такая модель принята во всем мире. В государстве в последнее время не было полного понимания, что происходит с концерном, не было контроля. А мы хотим наши оборонные предприятия вывести на уровень мировых стандартов. Спрос на нашу продукцию есть в мире. Вопрос в том, чтобы мы могли его удовлетворить качественно и вовремя. Кроме того, внутреннее производство и оборонный заказ тоже должны качественно измениться.

Хотим наши оборонные предприятия вывести на уровень мировых стандартов

- Пойдет ли правительство на реформирование "Укрзализныци"? Ведь, кажется, только на уровне правительства реально решить этот вопрос – сама “Укрзализныця” никогда не вытянет сама себя – не пойдет на отделение грузовых перевозок от пассажирских, разделение сегментов инфраструктуры и другие болезненные шаги. Что нужно, чтобы провести такое реформирование?

- Вы так интересно сказали, сама себя не вытянет... А как? Если есть коммерческое предприятие, которое попало в турбулентность, не важно, монополист или нет, оно должно решать свои проблемы самостоятельно. Укрзализныця не исключение. Внутренние реформы она должна проводить как обычный бизнес.

Для этого и проводится ее корпоратизация. Вообще, реформа корпоратизации государственных предприятий, реализуемая в Украине, призвана защитить эти предприятия от любого политического влияния, чтобы сделать невозможным политическую коррупцию на этих предприятиях. Чтобы управлять ими как бизнесом. В Укрзализныце такие органы управления созданы и вскоре там появится новый руководитель, который выиграл кадровый конкурс. Человек сейчас проходит спецпроверку и думаю, что уже на следующей неделе будет назначен решением правительства.

Перед руководителем Укрзализныци будет стоять задача внутреннего реформирования, поскольку коронакризис очень больно ударил по предприятию. Практически были остановлены пассажирские перевозки. При их убыточности они покрывали большую часть постоянных расходов предприятия. Но дальше существовать в такой запутанной бизнес-модели с пассажирскими и грузовыми перевозками, как сейчас, Укрзализныця не может. Нужно выделять направления и наводить там порядок, привлекая инвесторов и иностранный опыт.

Реформа корпоратизации государственных предприятий, реализуемая в Украине, призвана защитить эти предприятия от любого политического влияния

ОБ ИСКУССТВЕ КОМПРОМИССОВ

- Что вы думаете об ограничении зарплат в государственном секторе на время карантина? Каким вы видите путь и временные рамки его решения, к тому же в свете обязательств, взятых Украиной перед МВФ? По этому обязательству ограничение должно было быть снято до 30 июня, сейчас уже август... Многие говорят, что из-за этого ограничения эффективные честные менеджеры вынуждены уходить, потому что их не удовлетворяет уровень оплаты.

- Очень важный вопрос. Мы действительно имеем на сегодня уже целый ряд прецедентов, когда в результате депутатского решения об ограничении зарплат на госпредприятиях 10-ю минимальными заработными платами, качественные топ-менеджеры из государственных учреждений, банков, промышленных предприятий уволились и ушли в частный сектор.

Когда этот вопрос выносился в парламент, идея заключалась во временном ограничении. Назывались сроки - завершение карантина, плюс два месяца. Но тогда, в апреле, никто не знал, как будет развиваться эпидситуация и как долго продлится карантин. Сегодня мы понимаем, что карантин остается и в дальнейшем. При отсутствии вакцин и лекарств – это единственный эффективный инструмент контроля за уровнем заболеваемости. К сожалению, мы продолжаем терять качественный менеджерский кадровый потенциал и сегодня стоит вопрос принятия изменений в депутатский закон. Правительственным решением мы не можем его изменить. Тем более, есть представление в Конституционный суд, затягивающее сроки. Поэтому будем со своей стороны вести диалог с парламентом, искать компромисс.

Мы продолжаем терять качественный менеджерский кадровый потенциал и сегодня стоит вопрос принятия изменений в депутатский закон об ограничении зарплат в госсекторе

- Каким Вы видите путь окончательного разрешения конфликта между атомной энергетикой и “зеленой”?

- Путь очень простой – это энергетический баланс страны. Он утвержден, его нужно соблюдать. Здесь речь не идет о конфликте между видами энергетики, а о системном кризисе в энергетической системе Украины. Мы, к сожалению, не один месяц к этому шли, и попали в нее одновременно с началом эпидемии и экономического кризиса. Во-первых, произошло снижение общего спроса, во-вторых - в энергосистеме возник дисбаланс из-за перепроизводства солнечной энергии. С приходом весенне-летнего сезона в Украине в этом году в эксплуатацию ввели вдвое больше объектов солнечной энергетики, чем было запланировано. Причем мы вынуждены за эту энергию платить, потому что так заключены соглашения: потребляешь, не потребляешь, а плати. Эту ситуацию я однозначно квалифицирую как безответственность бывших руководителей Укрэнерго, которые бездумно выдавали разрешения на строительство солнечных электростанций. Возможно, здесь присутствовала коррупционная составляющая, пусть правоохранительные органы с этим разбираются. Стратегически хотим, чтобы Украина стала страной, где большая часть энергетики является “чистой”, но не такой ценой, как сейчас – с тарифом от 5 до 15 гривен за киловатт. Это, наверное, самая дорогая "зеленая" энергия в Европе. При том, что в Украине есть все предпосылки для того, чтобы эта энергия стоила 1,2-1,3 грн/кВт.

На сегодня нам удалось сбалансировать рынок. Мы провели переговоры с инвесторами в зеленую энергетику, сохранили цену для населения на уровне 1,68 грн/кВт, которую, и я это всегда подчеркивал, мы не будем менять. Сегодня «Энергоатом» работает в штатном режиме, проводятся все плановые ремонты, спрос на электроэнергию растет. Остается вопрос финансового сбалансирования рынка, потому что у нас есть долги перед производителями альтернативной энергии. И он потребует больше времени для решения, потому что речь идет о миллиардной задолженности. Но у нас есть надежда, что с запуском аукционов на строительство новых станций, на которых победитель будет определяться по предложению самого низкого тарифа, проблема со временем исчезнет.

Стратегически хотим, чтобы Украина стала страной, где большая часть энергетики “чистая”, но не такой ценой, как сейчас

О СЛОЖНЫХ, НО КРАЙНЕ НЕОБХОДИМЫХ РЕШЕНИЯХ

- Приближается отопительный сезон. Мировые цены на газ остаются на рекордно низком уровне. Однако у нас все еще существуют законодательные проблемы, не позволяющие перенести эти низкие цены на газ в тарифы на тепло. Речь идет о законопроекте 2458, который был отправлен парламентом на повторное второе чтение. Успеем ли войти в отопительный сезон с пересмотренными в сторону уменьшения тарифами на тепловую энергию?

- Насколько я помню, этот законопроект мы выносим на августовскую внеочередную сессию. Все, что должно было сделать правительство в части внедрения рынка газа и рынка энергоносителей, правительство сделало. Для переходного периода мы ввели механизм возложения специальных обязанностей (ВСО) на продавцов газа. После отмены ВСО для плавного запуска рынка на аукционе был выбран поставщик «последней надежды». На ближайшие три года им стал государственный «Нафтогаз». Эта компания, в случае, если какой-то потребитель не выберет себе поставщика или с его поставщиком что-нибудь случится, обязана продавать населению газ в течение 60 дней с нулевой наценкой, пока домохозяйство не найдет себе нового поставщика.

Что касается коммунальных услуг, здесь тариф регулируется НКРЭКУ. Сейчас Комиссия должна реализовать все свои полномочия для того, чтобы пересмотреть тарифы коммунальных предприятий в части приведения их к рыночным ценам. То есть, проверить и учитывать рыночную цену газа в составляющей себестоимости. Но это вопрос к местным органам самоуправления и к НКРЭКУ, она вне полномочий правительства.

НКРЭКУ должна реализовать все свои полномочия для того, чтобы пересмотреть тарифы коммунальных предприятий в части приведения их к рыночным ценам

- Какую самую важную, по Вашему мнению, информацию, надо было бы донести сейчас до людей?

- Ковид-фонд и дороги. Вопрос финансирования дорожного строительства за счет средств фонда борьбы с коронавирусом постоянно вызывает дискуссии в обществе. Хочу подчеркнуть правильность этого решения. Если в начале карантина люди в основном боялись болеть, то потом только четверть граждан боялись самой эпидемии, а у других был страх перед экономическими последствиями, вызванными коронакризисом. Именно это и обусловило перераспределение средств. Мы понимали, что заработные платы медикам, закупка медикаментов, средств защиты, обустройство больниц и все такое – это, бесспорно, очень важные вещи. Но еще важнее было поддержать людей и уменьшить давление на экономику в целом. И один из лучших путей - это инвестиции в строительство. Масштабное дорожное строительство – именно то, что обеспечивает большой мультипликатор по созданию рабочих мест и разогрев экономики.

Если у кого-то до сих пор возникают сомнения относительно правильности перераспределения средств Ковид-фонда на "Большое строительство", я готов их развеивать с цифрами в руках

- Насколько ваши расчеты оказались верными?

- Эффект проявился во всех сферах – и в среднем, и в малом, и в микро-бизнесе. За счет этого мировой кризис и карантинные ограничения не имели крайне негативного влияния на экономику. Мы внедрили кредитные и инвестиционные программы, компенсировали потери за сохраненные рабочие места, упростили регистрацию и начисление пособия безработным. Все это способствовало борьбе с последствиями Covid-19. Если у кого-то до сих пор возникают сомнения относительно правильности перераспределения средств Ковид-фонда на “Большое строительство”, я готов их развеивать с цифрами в руках. У нас с начала карантина очень резко возросло количество зарегистрированных безработных – с 320 тысяч до более чем 500 тысяч. На сегодня мы официально трудоустроили около 240 тысяч человек. Если на пике регистрации были такие дни, когда в центрах занятости регистрировалось по 6-7 тысяч человек одновременно, то сегодня эта цифра пошла на спад. Это как раз динамичный показатель, который демонстрирует определенное улучшение экономической ситуации. И, что самое важное для меня, стабилизацию ситуации в сфере занятости.

Мы продолжим программу «Большое строительство», в частности, строительство дорог и начнем также проекты по строительству мостов. Это более сложные инженерные сооружения, поэтому они дадут импульс развитию промышленности с высокой добавленной стоимостью. Логика правительства и Президента Украины в том, чтобы в стране широко действовали меры экономического стимулирования. Без этого кризис не преодолеть.

Александр Харченко, Оксана Полищук, Киев

Фото Геннадия Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-