Олег Немчинов, министр КМУ
Новое районирование будет способствовать уменьшению бюрократии и количества госслужащих
15.09.2020 15:42

Кабинет Министров летом согласовал проекты постановлений Верховной Рады о создании и ликвидации районов, согласно которым предлагалось ликвидировать 490 существующих районов и создать 129 новых районов, из них 17 — на временно оккупированной территории АРК, Донецкой и Луганской областей. Парламент документы поддержал. Как отмечали чиновники, новое районирование очень важно для завершения реформы децентрализации.

О том, какие именно изменения произойдут в рамках реформы административно-территориального устройства и на какой эффект стоит рассчитывать людям, Укринформ пообщался с министром Кабинета Министров Украины Олегом Немчиновым.

- Олег Николаевич, какие преимущества дает новое районирование Украины? Что это означает в первую очередь для людей на местах?

От того, что было четыре района, а стал один, для жителей почти ничего не изменится

- На самом деле, это больше управленческое решение, ведь децентрализация призвана передать максимум полномочий на базовый уровень. И в таком случае новые районы — это достаточно переходный элемент, который на момент, пока не внесены изменения в полномочия районных советов, пока не внесены соответствующие изменения в закон о местных государственных администрациях, продолжает координировать деятельность территориальных органов на местах, а также осуществлять общий контроль.

От того, что было четыре района, а стал один, для жителей почти ничего не изменится, потому что основные услуги будут предоставляться не просто на уровне объединенной территориальной громады, а при правильной организации вообще на уровне населенного пункта. Поэтому я не считаю, что новое районирование, кроме уменьшения бюрократии, кроме уменьшения количества там госслужащих, кроме упрощения такой системы для статистического учета, на что-то существенно повлияет.

- Но люди тревожатся, что такие изменения могут негативно повлиять на качество предоставления админуслуг...

- Если у человека есть вопросы, то он получит ответы, получит необходимые услуги. Главная задача — свести к минимуму общение гражданина с чиновником. Но должны понимать, что районный уровень – это уровень предоставления услуг, скорее, исключительных там.

- По какому принципу отбирались населенные пункты на роли укрупненных районных?

Все понимают, что это еще не свершившийся процесс, уже примерно через год после первых выборов возможны изменения

- Есть методика, утвержденная еще тогдашним Министерством регионального развития (ныне это Министерство развития громад и территорий – ред.). Предложения подавались областными государственными администрациями и совместно с Минрегионом выносились на рассмотрение Кабинета Министров, согласовывались профильным комитетом. Не все прошло гладко. По некоторым областям профильный комитет Верховной Рады несколько раз менял свою позицию, создавалось определенное количество районов, а затем менялось. И главное, что все понимают, что это еще не свершившийся процесс, уже примерно через год после первых выборов возможны изменения. Кроме того, появится возможность для того, чтобы Кабинет Министров Украины менял центры там, где будет выявлена какая-то неуместность, или наоборот - необходимость создания нового админцентра.

- Сколько времени, по вашему мнению, необходимо для того, чтобы система полноценно заработала?

- Система территориального устройства консервативной. Но это не значит, что в любую консервативную систему нельзя вносить изменения. В качестве примера могу привести условно Одесскую область. Сейчас говорю не как министр Кабинета Министров, а как эксперт, ведь тема моей диссертации как раз связана с территориальной организацией и властью. Так вот, я считаю, что конфигурация условного Одесского района не очень удачна. Не скажу – плохая она или хорошая, она не очень удачная. Думаю, что пройдет время и эту конфигурацию необходимо будет менять.

Еще могу сказать относительно районов на правобережной части Киевской области. Этот вопрос неоднократно выносился практически в публичную плоскость и обсуждался на профильном комитете. Там достаточно противоречивое определение административных центров. У громад это вызывает определенное недоразумение. Правильно ли, например, определен админцентр, где никогда такого не было, но он сейчас является центром притяжения, центром развития, увеличения населения? Или наоборот - необходимо брать исторический центр, где едва ли не с княжеских времен все располагалось? Время покажет.

Нельзя чисто математически промоделировать то, как люди воспримут те или иные изменения. Поэтому я считаю, что мы можем и должны возвращаться к таким процессам, если будет на это общественный запрос, а я думаю, что он таки будет.

- Вы заявляли, что система нового районирования в Украине, которую приняла Верховная Рада, потребует совершенствования. Какие меры сегодня принимаете в этом направлении?

- Кабинет Министров определяет на данный момент административные центры, и он может это делать. Но я говорил о том, что мы должны определить функционал районов.

Когда у нас появится новый закон О местных государственных администрациях, и когда мы поймем, пойдем ли мы путем создания исполнительных комитетов или оставления там местных государственных администраций, от этого будет очень многое зависеть. Потому что на самом деле в мире существует два уровня самоуправления: есть местное самоуправление, то, которое у нас на уровне сельских, поселковых, городских советов сейчас. А есть региональное, и оно у нас сейчас представлено на районном и на областном уровнях. В то же время оно такое довольно странное, ведь если вы посмотрите законодательство, после принятия Конституции 1996 года районные и областные советы являются выразителями не общих интересов громады района или области, а общих интересов местных советов. По моему мнению, необходимо оставить местное самоуправление на базовом уровне, а региональные уровни оставить на уровне областном. На уровне районов должны быть исключительно функции по управлению и координации. А пока не внесены изменения к Конституции, у нас до сих пор существуют районные советы. Их функционал будет очень ограниченным, на самом деле, то есть, большинство полномочий остается или на уровне области, а больше всего полномочий – на уровне объединенных территориальных громад.

Остались ли какие-то скандальные точки, когда население не соглашается на предложенное районное деление? Кто-то подал в суд?

- Да, я думаю, что больше 10 случаев точно есть. У нас, на самом деле, была статистика, что около 100 громад были проблемными, когда формировались. Не все это обжаловали, кто-то оспаривает перспективные планы, кто-то - решения. Но мне кажется, что судебной перспективы у таких исков нет. А это опять же говорит о том, что местное самоуправление очень активное. Где-то это искренние интересы жителей, где-то это чьи-то деловые интересы или интересы других структур, но такая активность продолжается.

- В рамках районирования областей предлагается ликвидация РГА. Означает ли это, что некоторые люди, которые работали там, могут остаться без работы?

- Я думаю, что у нас наоборот будет нехватка кадров на уровне ОТГ. Большинство полномочий переходит на уровень объединенных территориальных громад. На самом деле, уже сегодня местные государственные администрации не такие многочисленные, какими они были раньше, потому что за последние 5 лет там произошло несколько сокращений. По моей информации, там довольно много вакансий.

Как правило, в небольших районах жители окрестных сел и являются теми работниками райадминистраций, поэтому у них будет возможность найти себя в своих населенных пунктах, где сформированы ОТГ. Не думаю, что это будет глобальной проблемой.

Как по мне, более проблематично выглядит все-таки новый функционал местных государственных администраций и правильное и эффективное их формирование после проведения там первых сессий районных советов, формирования новых районных советов там, где никогда не было районов. Мы ведь забываем, что у нас кроме тех 490 районов, которые организованы, было 187 городов областного значения с функциями районных советов. И они тоже реорганизованы.

Если раньше на возложении венков на Шевченковские дни стояло три председателя, то теперь будет стоять пять. Например, условно в городе Одессе будет стоять Одесский городской председатель, он же председатель Одесской ОТГ, председатель Одесского района, председатель Одесского райсовета, председатель Одесской областной администрации и председатель Одесского областного совета. В Одессе, например, никогда не было районного совета, потому что был Одесский городской совет, так же, как не было в Харькове, во Львове, в Мариуполе, Кривом Роге и во многих других областных центрах и крупных городах.

- Будут ли изменения в инфраструктуре районов в связи с новым админделением: ведь новые райцентры потребуют нового автобусного или железнодорожного сообщения с областным центром и с ОТГ?

- Что касается инфраструктуры, да. В первую очередь будет развиваться сеть ЦПАУ. Есть программа, которую ведут и Минрегион, и Минцифра, где будет развиваться и структура, и сеть офисов.

Кроме того, конечно, что Минцифра работает над тем, чтобы телекоммуникационные возможности были обеспечены. Наверное, единицы из будущих райцентров не имели какой-то управленческой функции. Там либо был самодостаточный большой городской совет, либо, в принципе, населенный пункт достаточно большой, где можно такие админуслуги предоставить, разместить в помещениях. Мне кажется, что проблематика в том отношении будет минимальной именно относительно инфраструктуры и размещения.

Логистику нужно будет смотреть, работать. Я думаю, что это будет структура транспортная подстраиваться, потому что большинство междугородних перевозок осуществляют частные перевозчики. Они быстро перестроятся.

- Как изменится процесс распределения финансов на местах в связи с новым районированием?

Те громады, которые были сформированы уже начиная с 2015-2016 годов, уже почувствовали преимущества, когда у тебя есть финансирование

- Существенно изменится, потому что основная функция будет сосредоточена на уровне ОТГ, и те громады, которые были сформированы уже начиная с 2015-2016 годов, уже почувствовали преимущества, когда у тебя есть финансирование. В связи с этим, я думаю, что теперь уже все население Украины почувствует преимущества децентрализации и распоряжения собственными ресурсами. На районном уровне точно будет меньше денег, однозначно, потому что перераспределение происходит как раз в пользу базового уровня.

- В правительстве работает межведомственная рабочая группа по координации органов исполнительной власти относительно создания надлежащих условий для проведения выборов 25 октября 2020 года. Каковы ее функции?

- Такая рабочая группа создается ко всем крупным избирательным кампаниям. В частности, для содействия проведению выборов президента, выборов в Верховную Раду, местных выборов. Она выполняет координирующие функции, потому что у нас в рабочей группе есть как представители Центральной избирательной комиссии, так и представители центральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают проведение выборов. В частности, это ГСЧС, Нацполиция, Служба безопасности Украины, а также Министерство регионального развития. Сегодня номер один - это Минздрав, Министерство образования, потому что образовательная сеть является основой для формирования участковых избирательных комиссий. Мы провели уже 2 заседания. Одно - первое установочное, очное, а второе — в онлайн-режиме, поскольку стараемся минимизировать личные контакты.

Есть поручение рабочей группы – вынести на заседание Кабинета Министров изменения к 641-му постановлению (это на сегодня основное карантинное постановление), в котором прописать алгоритмы действий специальным приложением относительно проведения выборов.

Во-первых, я уже сказал, что большинство избирательных комиссий размещены в учебных заведениях. У нас наложены определенные ограничения в связи с началом учебного периода на доступ посторонних лиц в здания школ.

Должны обеспечить права украинских граждан, которые болеют коронавирусной инфекцией, сделать свой выбор

Во-вторых, необходимо урегулировать вопрос об отдельных входах на участки, отдельном режиме пропусков работы комиссии. Например, когда нет учебного процесса – чтобы не пересекались. Это работает МОН с Минздравом. Я еще не видел этого постановления. Думаю, что оно в ближайшее время зайдет в Кабмин.

Еще один момент - это чисто медицинский. То есть, у нас должен быть алгоритм обеспечения права украинских граждан, которые болеют коронавирусной инфекцией, сделать свой выбор. То есть, понимаем, что есть режим самоизоляции, но избирательное право неотъемлемое. Поэтому они должны прописать, каким именно образом люди, которые находятся на карантинных ограничениях, должны это делать.

Еще один важный момент - это безопасность самих членов избирательных комиссий, а также избирателей, которые приходят на участок. То есть, какие санитарные нормы должны быть там и как таким образом не довести до абсурда избирательный процесс, чтобы люди не стояли в очередях, как это было в некоторых соседних странах, и у них была возможность проголосовать.

Следующее - это момент выполнения новых избирательных требований. В частности, у нас есть такой неприятный кейс с Нацполицией, потому что у нас пропала Нацгвардия из законодательства, которая должна была бы обеспечивать порядок вместе с Нацполицией. А сейчас предполагается, что фактически должен и в комиссии находиться правоохранитель и сопровождать бюллетени. Если посчитать количество избирательных участков, то видим, что Нацполиции это трудно. Фактически ничего больше Нацполиция не сможет делать, поэтому нужно подумать как это урегулировать. Возможно, в том числе таким подзаконным актом. И много-много других моментов необходимо учесть, которые могут возникнуть у членов комиссии: замена членов, карантин, идет комиссия на самоизоляцию или не идет.

Эти изменения в карантинное постановление правительство будет принимать на следующей неделе?

- Я думаю, что на ближайшем очередном или внеочередном заседании правительства это постановление будет принято. (В понедельник, 14 сентября, на внеочередном заседании правительство утвердило Порядок осуществления противоэпидемических мероприятий во время организации и проведения выборов. - Ред.).

- КМУ одобрил новую стратегию регионального развития на 2021-2027 годы. Как это может повлиять на реформу децентрализации?

- Только положительно, потому что мы выравниваем наши регионы. Мы отдельно провели, как по мне, очень интересное зонирование тех территорий, учли их как преимущества, так и недостатки. Отдельно это, например, приморская территория, отдельно горные территории выделены – у них своя специфика. Отдельно было предложение Минреинтеграции, и мы учли прифронтовые зоны, то есть это касается Донецкой, Луганской областей. Отдельно учтены интересы регионального развития в связи с образованием новых административных центров.

Я думаю, что эта стратегия, если она будет реализована в полном объеме, даст очень положительный эффект.

- Успешное завершение реформы децентрализации - что это значит для вас?

- Для меня это самодостаточная громада в первую очередь. Причем, речь идет как о крупных многомиллионных громадах, таких как Киев, Харьков, Одесса, Львов, так и о маленьких (которые сегодня объединены добровольно или добровольно-принудительно), где людям комфортно жить, где люди вспоминают о государстве редко и меньше всего сетуют на государство. То есть, для меня это эффект чистых улиц, ухоженных дворов, убранного мусора, освещения на улице и такой довольно идеалистической картинки. Как для государственного деятеля, это для меня – обеспечение граждан качественными и своевременными услугами, начиная от услуг жилищно-коммунального обеспечения, заканчивая образовательными, здравоохранения, безопасности.

Правительство взялось за реформирование системы оплаты труда государственных служащих. Сколько, по вашему мнению, должен получать госслужащий для того, чтобы спокойно работать на государство и не думать о том, чем накормить семью и не брать взятки?

- Начнем с того, что концепция реформирования оплаты труда, принятая весной, нарастает реальными мышцами, которыми называются подзаконные акты. Мы ждем от Национального агентства Украины по вопросам государственной службы внесения распоряжения, которое предусматривает запуск пилотного проекта в четырех центральных органах исполнительной власти. Мы утвердим отдельным документом классификацию должностей на государственной службе, где будут как сквозные специальности – условно – бухгалтерия, юридическая служба, ІТ-служба, так и узкоспециальные – инспекция, агентства, формирование политик и другие.

Средняя месячная зарплата госслужащего категории «В», то есть начинающего, не должна быть ниже средней месячной зарплаты по Украине с соответствующими преференциями к категории «Б», «А»

Как только мы получим своего рода матрицу, я думаю, что должны тогда уже и определяться относительно того, как государственный служащий или служащий органа самоуправления будет оценивать свою работу на рынке.

Есть несколько подходов. Например, в странах Балтии это должно быть не ниже рыночной среднемесячной заработной платы. В странах Скандинавии это плюс 20 процентов к среднерыночной. В странах Центральной Европы минус 10 к средней по рынку. Если мы говорим об Украине, то я считаю, что средняя месячная заработная плата государственного служащего категории «В», то есть начинающего, не должна быть ниже средней месячной зарплаты по Украине с соответствующими преференциями к категории «Б», «А».

- Какие главные вызовы для украинского госслужащего сегодня, кроме пандемии?

- Я все-таки надеюсь на то, что пандемия временная, хотя важна стрессоустойчивость, направленность на достижение результата и способность быстро реагировать на любые вызовы. Я не говорю о пандемических, потому что рядовой госслужащий – был бы он в местной государственной администрации или в министерстве или в каком-то специальном органе, ежедневно решает не только свои повседневные задачи, но и множество задач, которые быстро возникают.

- Правительство на прошлой неделе одобрило постановление "О внесении изменений в регламент Кабинета Министров Украины" (относительно порядка проведения онлайн-заседаний правительства). Насколько еще должна ухудшиться ситуация, чтобы КМУ перешел работать в онлайн?

- Мы внесли изменения в регламент, который позволяет правительству и правительственным комитетам при необходимости использовать онлайн-режим. Мы уже такой момент фактически имплементировали весной 2020 года. Сейчас мы это усовершенствовали и прописали более четкие механизмы, как именно это можно делать.

Пока правительство не проводило заседание онлайн. Мы готовимся начать с правительственных комитетов.

- В одном из интервью вы назвали три главные задачи, которые ставите перед собой на 2020 год. Среди них были перезапуск реформы госслужбы, оптимизация по директоратом политик, недопущение конфликтов и скандалов. Что удалось сделать?

- Пока что первое, потому что конфликты и скандалы мы стараемся не производить, но так или иначе, к сожалению, вынуждены на них реагировать.

Что касается специалистов по вопросам реформ, формирования директоратов, то пока Верховная Рада нам приостановила этот процесс. Поэтому мы не можем здесь завершить процесс формирования директоратов, набирать людей на должности в центральные органы исполнительной власти.

Что касается государственной службы, я считаю, что здесь сделано много и продолжаем работать. У нас Госслужба очень активно в этом направлении работает. И в том числе, я считаю, что реформа оплаты труда, о которой мы уже говорили, это будет так же позитивный кейс, который мы должны выполнить.

Елена Собко. Киев

Фото: Евгений Котенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-