Дуда едет в Украину. Чего ждать от визита?

Дуда едет в Украину. Чего ждать от визита?

Укринформ
Президент Польши Анджей Дуда будет находиться в Украине 12-13 октября

Украинско-польские отношения даже сейчас, в эпоху пандемии коронавируса, во многих сферах довольно интенсивные. Впрочем, потенциал сотрудничества между странами еще далеко не исчерпан. Большей глубины и системности отношениям Киева и Варшавы могли бы предоставить президенты обеих стран. Для этого контакты на самом высоком уровне по крайней мере должны стать более частыми.

ДОЛГОЖДАННЫЙ ВИЗИТ

Программой трехдневного визита Дуды сначала запланировано посещение Киева, а на следующий день – Одессы. Польского президента откровенно заждались в Украине. Последний раз с двусторонним визитом он побывал в Украине почти три года назад – в декабре 2017 года. Для соседних стран, характер отношений между которыми определен как стратегический, это немного маловато. Тогда Дуда с однодневным визитом посетил Харьков, а ведущей темой переговоров была сложная история. После этого отношения Дуды и президента Украины Петра Порошенко именно из-за истории окончательно испортились, апогеем чего были странные синхронные визиты Дуды в Украину, а Порошенко – в Польшу в годовщину Волынской трагедии в июле 2018 года.

С момента избрания президентом Украины Владимира Зеленского состоялись две встречи на самом высоком уровне. Обе - в Польше и во время международных мероприятий. Сначала Зеленский принял участие в мероприятиях по случаю 80-летия начала Второй мировой войны в сентябре 2019 года в Варшаве, а позже, в конце января 2020 года, он побывал на 75-летии освобождения узников концлагеря в Освенциме. Несмотря на многосторонний характер этих мероприятий, президенты все же находили время на двусторонние переговоры. Однако, принцип взаимности никто не отменял, поэтому и президент Польши должен был бы посетить Украину. И такой визит планировался. Пандемия коронавируса и перенос из-за этого президентских выборов в Польше внесли коррективы в график польского лидера. Свой первый зарубежный визит во второй президентской каденции Дуда, как и обещал во время избирательной кампании, совершил в Италию и Ватикан. Во вторую зарубежную поездку он отправляется в Украину, что тоже неплохой сигнал.

Так традиционно сложилось в Польше, что президенты курируют восточное направление международных отношений вместе с трансатлантическим, премьеры - западноевропейское.

Этот визит Дуды в Украину состоится в довольно сложных геополитических реалиях. Сразу три страны Восточного партнерства сейчас находятся на сложном вираже своей истории: Беларусь страдает от глубокого внутриполитического кризиса, Азербайджан и Армения – от горячей фазы вооруженного противостояния.

В условиях, когда отношения Варшавы и Москвы откровенно плохие, с режимом Лукашенко в Минске также, украинское направление восточной политики, несмотря на имеющиеся сложности, перспективно для Польши. Оно даже может стать довольно успешным для Дуды, поскольку у него сейчас вторая, а значит последняя президентская каденция. Следовательно, у польского лидера немного больше независимости и политического пространства для действий.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Пандемия СOVID-19 не затормозила отношения между странами. Об этом свидетельствует динамика двусторонних отношений хотя бы за последние несколько недель, например – в сфере безопасности. В частности, недавно состоялась встреча в Варшаве начальников генеральных штабов в формате "Вышеградская группа+Украина", министры обороны Украины, Польши и Литвы совместно посетили штаб ЛитПолУкрбрига для празднования в Люблине 5-летия создания международной бригады. Во время онлайн-встречи решили интенсифицировать сотрудничество СНБО Украины и Бюро нацбезопасности Польши, в частности в контексте информационной безопасности. Этот перечень можно продолжать.

Не менее перспективным является сотрудничество между сторонами в экономической сфере, что подтвердил недавний визит министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игоря Петрашко на Экономический форум в польском Карпаче. Польша - 4-й крупнейший в мире торговый партнер Украины после КНР, Германии и России. По результатам 2019 года объем торговли товарами и услугами между Украиной и Польшей увеличился на 6,7%. И даже в "ковидный" период в течение трех месяцев лета движение грузового транспорта на украинско-польской границе возросло почти на 30% по сравнению с докризисным 2019 годом.

Интересно вырисовывается сотрудничество и в энергетической сфере. Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG уже осенью начинает газоразведку на западе Украины, она также заинтересована в разработке газовых месторождений на востоке страны. Польская компания в этом году значительно увеличила экспорт газа в Украину и не прочь была бы создать общий газовый рынок, поставляя газ странам инициативы Трех морей из крупных газохранилищ на западе Украины, которыми пользуется PGNiG.

Очень активным является сотрудничество и в политической сфере. Варшава активно поддерживает Киев в вопросах международных санкций против России, попыток блокирования Nord Stream 2. Польша пытается привлечь Украину в региональные инфраструктурные проекты и инициативы, такие как Via Carpatia. А совсем недавно был создан еще один политический формат сотрудничества - Люблинский треугольник с участием Украины, Польши и Литвы. В рамках этого политического формата главы МИД трех стран сразу отреагировали на драматические события в Беларуси после фальсификации президентских выборов и разгона демонстрантов. Очевидно, что этот инструмент стоит применять активнее. Взаимодействием в рамках треугольника уже заинтересовались, например, органы нацбезопасности при президентах трех стран.

В последнее время наладили сотрудничество нацбанки Украины и Польши, а свой опыт трансформации горно-добывающего сектора польская сторона, при поддержке Всемирного банка и Еврокомиссии, будет передавать украинскому угольному бассейну.

Перспективных направлений в украинско-польских отношениях еще много в различных сферах, а значит у президента Дуды есть поле для положительного маневра. Глава польского правительства Матеуш Моравецкий вряд ли будет создавать ему конкуренцию в вопросе налаживания тесного сотрудничества с Киевом, поскольку на протяжении почти трех лет премьерства он пока не демонстрировал особого интереса контактами с Украиной и еще не был в Украине в качестве польского премьера.

Матеуш Моравецкий / Фото: mr.gov.pl
Матеуш Моравецкий / Фото: mr.gov.pl

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Несмотря на очевидные позитивы во многих сферах, в украинско-польских отношениях есть и довольно существенный багаж негатива, который следовало бы попытаться частично нейтрализовать.

Охлаждение отношений между странами на высоком политическом уровне на протяжении последних нескольких лет - не выдумка, а констатация факта, который признают обе стороны. Причин несколько. С одной стороны, после начала российской агрессии в Украине в 2014 году Украина начала больше внимания концентрировать на влиятельных странах Запада, в частности США и участниках Нормандского формата – Германии и Франции. То, что в этих расчетах не было значительного места для Польши, изрядно раздражало Варшаву, которая до этого считала себя основным адвокатом Киева на Западе. Но сейчас это немного изменилось. Как недавно отметил во время экономического форума в Карпаче директор Восточного департамента МИД Польши Ян Хофмокл, Украина за последние годы стала важным субъектом международной политики. Следовательно, Варшава не хочет быть кем-то вроде опекуна Украины, а ждет от Киева равноправных отношений и поддержки инициатив Польши на международной арене. Возможно, именно из этих соображений сформировалось и более жесткое отношение к Украине с 2015 года в вопросах исторической политики, после прихода к власти в Польше партии Ярослава Качиньского "Право и Справедливость" (PiS). Варшава в стиле realpolitik начала выставлять Киеву жесткие требования относительно решения исторических проблем, попутно приравнивая в законе об ИНП страны украинский национализм к нацизму и коммунизму.

Именно разница во взглядах на вопросы общей истории, и не только Волынской трагедии, продолжает оставаться самым сложным пунктом во взаимоотношениях двух стран. Варшава ожидает, что Киев полностью разблокирует возможность проведения польской стороной поисково-эксгумационных работ в Украине. Начальный жест относительно предоставления возможности проводить эксгумации во Львове украинская сторона предоставила польской в 2019 году. Взамен Киев ожидает симметричный шаг - восстановление разрушенного вандалами места захоронения бойцов УПА на горе Монастырь, которое в Польше считалось легальным местом памяти. В Польше пообещали вернуться к этому вопросу после завершения президентских выборов. Возможно, с этим визитом в этом вопросе произойдет некоторое продвижение. Тем не менее, стоит отметить, что в последнее время наблюдаются весьма успешные шаги относительно отделения сложной истории от других вопросов двусторонних отношений – и это имеет положительный эффект.

Еще одна важная проблема - общая граница, которая уже много лет производит довольно жалкое впечатление. Плохая инфраструктура, прежде всего с украинской стороны, недостаточное количество пунктов пропуска (8 автомобильных и 6 железнодорожных на 535 км общей границы) вместе с нередкими случаями хамского отношения к путешественникам и элементами коррупции – формируют образ границы не как "открытых дверей", а как дамбы, через которую ничто и никто не должен просочиться. И это все происходит на фоне резкого увеличения за последние четыре-пять лет на польско-украинской границе как потока грузовиков в связи с началом функционирования зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, так и движения людей благодаря росту украинской трудовой миграции в Польшу. Ремонт подъездных путей, имеющейся инфраструктуры и строительство новых пунктов пропуска являются неизменным вызовом уже на протяжении многих лет и еще никому не удалось найти рецепт решения этой комплексной проблемы. Возможно, президенты обеих стран попытаются придать ее решению какую-то новую динамику.

Стоит понимать, что над ухудшением украинско-польских отношений активно работает третья сторона. По странному стечению обстоятельств, различные инциденты часто случаются перед важными двусторонними визитами, чтобы портить их атмосферу и направлять в кризисное русло. Так было в декабре 2017 года, когда перед визитом Дуды в Украину неизвестные пытались сжечь автобус, на котором путешествовали польские туристы. Впоследствии, перед визитом Зеленского в Польшу в январе 2020 года, появилась информация о повторном разрушении украинского места памяти на горе Монастырь. Перед этим визитом Дуды в Киев также наблюдались попытки создать негативный фон относительно отношения в Украине к полякам. Так, недавно некоторые пророссийские СМИ в Украине, а впоследствии и российские медиа, очень активно пытались раскрутить и привлечь внимание к польскому художественному фильму "Петля" скандального режиссера Патрика Веги, который вышел на широкие экраны в Польше в сентябре. Фильм на основе реальных событий, в котором переплетается мир криминала, политики и силовых структур, российские и пророссийские СМИ назвали чуть ли не антиукраинской провокацией. Авторы этих статей пытались изо всех сил убедить, что этот фильм снят "не просто так", а – словами неназванного "украинского дипломата" – чтобы разжечь "новый скандал между Украиной и Польшей". Собственно, провокацией был не сам фильм, а попытка его таким подать. И необходимо научиться реагировать на попытки таких провокаций. К счастью, за годы гибридной войны России против Украины и Запада уже накоплен соответствующий опыт и умение адекватно реагировать.

Сам визит президента Дуды в Украину вряд ли станет каким-то переломным. Впрочем, не об этом речь. Сейчас важно не потерять положительную динамику двусторонних отношений в различных сферах, которая очевидна даже при пандемии COVID-19, придать новый импульс двусторонним инициативам и попыткам приблизиться к решению застарелых проблем.

Юрий Банахевич, Варшава

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-