"Горячий" октябрь в "Укроборонпроме": что стоит за сменой руководства

Аналитика
Укринформ
О важных кадровых решениях в одном из ключевых секторов экономики и о том, как они могут повлиять на реформу отечественного ОПК

На этой неделе произошли важные кадровые изменения в одном из ключевых - особенно для воюющего государства - секторов экономики - в оборонно-промышленном комплексе. Президент Владимир Зеленский освободил Абромавичюс от должности гендиректора "Укроборонпрома" и назначил нового руководителя - члена команды реформаторов Игоря Фоменко. И хотя работать он будет только в статусе и.о., в экспертной среде вздохнули с облегчением: начатое год назад обновление отрасли, похоже, будет продолжаться. Хотя задача и усложняется "многими неизвестными".

Среди них - неопределенность: Фоменко сможет удержаться на должности или попытки назначить на это место далеких от проблем отрасли аппаратчиков продолжаться? А также отсутствие четкой позиции нового министерства - по вопросам стратегических отраслей промышленности - и законодателей по подготовленной концепции реформирования отрасли.

Проект закона №3822, который должен стать законодательным базисом для реформ, еще даже не рассматривали в профильном комитете. Хотя каждый месяц промедления делает миссию все более невыполниимой: часть предприятий отрасли уже не работают, часть, как говорится, "на ладан дышат". "Сильные" же заводы имеют проблемы со сбытом продукции. Коррупционные схемы и хищения в ОПК, как свидетельствует криминальная хроника, не остановлены... Поэтому перманентная отсрочка реформ может окончательно добить "Укроборонпром" - "медведя" с ежегодным бюджетом более 40 млрд гривень и с потенциалом к ​​многократному увеличению этой суммы - при условии его успешного реформирования.

Кадровый вопрос решили. Пока

Разговоры о том, что над назначенным осенью прошлого года руководством госконцерна "Укроборонпром" "сгущаются тучи", активизировались в августе - после того, как о необходимости кадровых изменений заявил новоназначенный в то время вице-премьер-министр Олег Уруский. По некоторым данным, гендиректор холдинга Абромавичюс уже тогда написал заявление об отставке. Впрочем, почти два месяца документ держали "под сукном". Пока в конце сентября Абромавичюс не сообщил об окончательных планах оставить "Укроборонпром". За неделю глава государства издал указы о его увольнении и о назначении исполняющим обязанности гендиректора “Укроборонпрома” Игоря Фоменко.

Ігор Фоменко
Игорь Фоменко

Такое решение положительно восприняли все, кто причастен к подготовке концепции реформирования отрасли. Фоменко, который до этого был заместителем гендиректора "Укроборонпрома" по бронетанковой, радиолокационной и специальной технике - член команды Абромавичуса. Поэтому обновление, очевидно, будет продолжаться... Тем более, что и прежде новоназначенный руководитель ведомства много лет работал в ОПК, автомобиле- и машиностроении: на Луганском патронном заводе, в холдинговой компании АвтоКрАЗ, Corum Group, ICDI Group. В отличие от другого претендента на должность - Сергея Тихонова, заведующего отделом безопасности и оборонно-промышленного комплекса Офиса Президента, нардепа 3-го созыва от партии Натальи Витренко, кандидатуру которого в сентябре подавал на рассмотрение главы государства премьер Денис Шмыгаль.

"Фоменко - "человек Абромавичюса". И, по крайней мере пока, заявляет, что продложит ту ​​же политику. Кроме того, на должностях остались почти все заместители экс-гендиректора. И когда появилась информация о возможном назначении человека из Офиса Президента, не имеющего никакого отношения к команде "Укроборонпрома" и не принимавшего никакого участия в подготовке реформы ведомства, они четко обозначили "красные линии", за которые не дадут переступить новому руководителю " - говорит в комментарии Укринформу председатель экспертной организации StateWatch Глеб Каневский.

К тому же, за ситуацией пристально следят зарубежные партнеры Украины. Напомним, перед отставкой Абромавичюса послы стран "Большой семерки" обнародовали в Твиттере совместное обращение, в котором напомнили о необходимости, выбирая руководителей "Укроборонпрома", придерживаться принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). "Реформа Укроборонпрома, которую поддерживают страны G7, является фундаментальной для экономического будущего Украины. Именно поэтому страна взяла обязательство реформировать концерн соответствии с принципами ОЭСР. Только руководство, верное принципам прозрачности и независимого управления, может обеспечить успех" Укроборонпрома ", - отмечалось в обращении. Пока Киев их придерживается. Своим кадровым указом Владимир Зеленский это подтвердил. Но сдадутся ли без боя противники такого видения реформирования отрасли? Зная о наших политические реалиях - и к гадалке не ходи - не успокоятся. Какими же будут их действия и как будут защищаться сторонники реформ, выясняем дальше.

1. Статус "и.о." реформе не помешает

"Этот статус для Игоря Фоменко я называю" эксклюзивным ", - объясняет Глеб Каневский, - потому что в истории Украины еще не было, чтобы и.о. назначали президентским указом. Обычно, глава государства или назначает полноценного гендиректора, или освобождает от этой должности . Теперь же, после длительного обсуждения юристами Офиса Президента, прибегли к искусственной юридической конструкции, которая в случае чего поможет избежать негативных последствий представлений в Конституционный суд об отсутствии у Президента права назначать руководителей других органов власти - или в этом случае - хозяйственных образований. Ведь на кону - обороноспособность страны. Если бы, скажем, КСУ вынес решение, что назначение нелегитимно, это бы негативно повлияло на все завизированные Фоменко контракты - в том числе, и тайные по закупке и производству вооружений. Теперь же таких рисков удастся избежать".

При этом на возможностях Игоря Фоменко нынешний статус, по словам Каневского, не скажется. Потому что ни законодательными, ни нормативными актами полномочия руководителя "Укроборонпрома" не ограничены. То есть, де-юре Фоменко будет работать "и.о.", де-факто же - будет полноценным директором, выполняя все функции и имея все полномочия, предусмотренные уставом концерна.

2. Реформы Абромавичюса: вокруг чего ведутся споры

Гліб Канєвський
Глеб Канєвский

По словам Глеба Каневского, после назначения Игоря Фоменко недовольные предстоящим реформированием "Укроборонпрома" не успокоятся. Они проиграли бой, и рассчитывают выиграть битву. За счет чего?

"Действовать "в лоб", пытаясь протащить свои кадры, уже не будут. Вместо этого планируют пойти другим путем. У меня эксклюзив для читателей Укринформа: Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности подготовило и внесло на рассмотрение Кабмина проект постановления об изъятии ряда предприятий из сферы управления "Укроборонпрома" и передаче их под влияние самого ведомства. Среди этих субъектов хозяйствования - ГП "Антонов" и Завод 410 гражданской авиации, ремонтирующий военные самолеты. Считаю: если начать забирать предприятия в подчинение другим, логики в существовании концерна уже не будет", - говорит председатель экспертной организации StateWatch.

Эксперт напоминает также, как недавно в одном из интервью вице-премьер Олег Уруский рассказал о планах переподчинить напрямую Минстратегпрому укроборонпромовский дивизион "Спецэкспортеры". Речь идет о контроле над продажей оружия и специальных услуг за границу, приносящей госконцерну 70% доходов! "Заработанные благодаря экспорту средства годами были "компенсаторной подушкой", за счет которой удавалось гасить задолженность заброшенных предприятий (в подчинении концерна таких - примерно 40%). Это и земельный налог и коммунальные услуги, и оплата труда... Если убрать этот источник поступлений, "Укроборонпром" обанкротится", - предостерегает Глеб Каневский.

Страна же от этого только проиграет. Ведь ручное управление госпредприятиями себя исчерпало. Эта переполненная коррупционными рисками постсоветская практика приводит лишь к неэффективной работе и банкротству предприятий. В этой связи Каневский напоминает о бесславной истории Министерства промышленности, которое существовало в стране до 2014 года и управляло многими предприятиями, среди которых и часть ныне входящих в концерн "Укроборонпром". "Когда аудиторы Счетной палаты оценили эффективность управления ими, убедились: более 100 предприятий из примерно 200, которые подчинялись Минпрому, "ушли в минус". То есть, их доходы превратились в сплошные убытки. Все потому, что министр и его заместители просто не могут в ручном режиме управлять более чем сотней - и даже десятком - субъектов хозяйствования. Ведь надо обеспечить их финансовые, производственные показатели, безопасность, антикоррупционную политику и так далее... Именно поэтому наши соседи - Польша, Словакия, Чехия, на успешный опыт которых мы постоянно ссылаемся, - давно отказались от прямого "министерского" управление предприятиями. Потому что функция министерств - разрабатывать государственную политику и законодательную базу, а не управлять бизнесами", - говорит Глеб Каневский.

3. Законотворческая пауза, которая может "закопать" реформу

Примерно таким же малоэффективным хозяином эксперты называют и сам "Укроборонпром" в его нынешнем, пока нереформированном, виде. За десять лет деятельности концерн запустили и дезорганизовали. Из-за избыточности активов, больших долгов, технологической отсталости, низкого качества продукции и высокого уровня изношенности оборудования многие предприятия "дышат на ладан". Зато различные "схемы" и их участники процветают. При этом дельцам удается высасывать соки как из почти "лежачих", так и из более успешных предприятий. Да еще и часто - за счет государственного оборонного заказа. "Текущая модель управления концерном не оправдывает себя. Невозможно равномерно создавать ценности и эффективно управлять 116-ю предприятиями. Особенно с учетом различий в бизнес-моделях, структуре продуктов, состоянии активов и рыночных особенностей", - констатирует заместитель гендиректора концерна Роман Бондарь.

Роман Бондар
Роман Бондарь

И существенные различия в работе госпредприятий отрасли ярко подтвердил проведенный специалистами комплексный анализ. Как выяснилось, на 27 наиболее успешных компаний приходится 90% чистой прибыли "Укроборонпрома". Доля остальных 91 субъекта хозяйствования - скромные 10%! При этом 28 заводов - вообще "чистый балласт" - предприятия, которые не работают, банкроты, а также те, которые, чтобы хоть как-то содержать коллективы, перешли на производство товаров ширпотреба.

Именно поэтому команда Абромавичюс год назад получила задание - подготовить комплексную программу реформирования госконцерна. Итогом этой работы стала подготовка концепции реформы, которую уже презентовали большинству заинтересованных госструктур и даже нашим международным партнерам. А также упомянутый уже проект Закона "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности" (№3822). Авторы рассчитывают: если документ поддержат, уже к 2023 году вместо "Укроборонпрома" в стране будут работать несколько прозрачных государственных компаний, для которых на законодательном уровне предусмотрят ряд антикоррупционные предохранители. При этом структуры "Укроборонпрома" смогут свободно кооперироваться с оружейным бизнесом НАТО и исправно платить дивиденды в Госбюджет.

Но. Законотворческий процесс - отчасти по объективным, частично - по субъективным причинам - сейчас притормозил. "Первоочередная договоренность между "Укроборонпромом", Министерством экономики и комитетом ВР по вопросам нацбезопасности и обороны предусматривала, что документ вынесут на рассмотрение сессионного зала в сентябре. Сейчас октябрь, когда народные избранники будут работать в ограниченном "карантинном" режиме. Поэтому шансов на быстрое принятие необходимых для отрасли решений почти нет. Кроме того, по инициативе Минстратегпрома создали рабочую группу по пересмотру ряда положений законпроекта. Таким образом, будущее документа "подвисло", - рассказывает Глеб Каневский.

При этом до сих пор широкой общественности не известно о позиции Минстратегпрома по дальнейшей судьбе реформы. Хотя это можно оправдать тем, что министерство создали только летом. И его штат не сформирован. Пока в составе ведомства работают только министр и его заместители. "Непонятно, как при таких условиях планируют выполнить непростые бюрократические процедуры передачи в управление ряда предприятий, проект постановления о которой уже направили в Кабмин. Видение же министерством реформы "Укроборонпрома" продолжает оставаться загадкой", - констатирует Каневский.

"Укроборонпром" будущего: глазами команды Абромавичюса

О задачах и основных направлениях реформы государственного оборонного концерна Укринформ писал в апреле. С тех пор концепцию доработали, с учетом предложений и замечаний специалистов и экспертов, а также результатов комплексной оценки деятельности предприятий. Об окончательном варианте, с которым на днях ознакомили вице-премьера Олега Уруского, рассказал заместитель гендиректора "Укроборонпрома" Роман Бондарь. Речь о нижеследующем:

  1. В конце преобразования "Укроборонпром" прекратит существование.
  2. Вместо него создадут два холдинга: оборонных технологий и аэрокосмический. Они будут выполнять роль корпоративных центров и проводить политику собственности для отраслевых научно-производственных объединений, созданных после корпоратизации.
  3. Предприятия - участники Концерна, производящие вооружение и военную технику для сил безопасности и обороны, войдут в оборонный холдинг, ряд авиастроительных предприятий - в аэрокосмический.
  4. В составе оборонного холдинга создадут шесть отраслевых субхолдингов. Решили создать отдельную отраслевую единицу "боеприпасы и специальная химия", учитывая важность обеспечения ВСУ боеприпасами в войне с РФ.

А вот вокруг упомянутой проблемы подчинения спецэкспортеров, по словам Бондаря, продолжаются дискуссии. "Со стороны министерства есть вопросы к роли спецэкспортеров и к тому, должны ли они войти в оборонительный холдинг? Мы считаем, что да. Ведь в действующей бизнес-модели спецэкспортеры неотъемлемо связаны с предприятиями. Часто действуют как "казначейские центры". Поэтому на переходный период должны остаться, выполняя эти функции до создания торговых домов при отраслевых холдингах", - пишет заместитель руководителя госконцерна. И уверяет: стратегия трансформации полностью ориентирована на потребности Минобороны и Вооруженных сил Украины с учетом вызовов войны и потенциальных угроз национальной безопасности. А также направлена ​​на усиление кооперации с частным сектором и привлечение в отрасль инвестиций.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-