Сергей Марченко, министр финансов
Проект бюджета-2021 сбалансированный и реалистичный. Готовы нести ответственность за его выполнение
11.12.2020 18:02

В следующий вторник, 15 декабря, Верховная Рада возьмется за рассмотрение во втором чтении законопроекта №4000 "О Государственном бюджете Украины на 2021". Традиционно бюджетный процесс сопровождается огромной критикой в ​​адрес разработчиков. В документ предлагают внести тысячи изменений. На некоторые критические замечания в интервью Укринформу ответил министр финансов Украины Сергей Марченко. Которого, среди прочего, попросили объяснить, почему в документе - в ключевой для борьбы с коронавирусом год - не предусмотрели финансирование отечественной системы здравоохранения на уровне, предложенном руководством Минздрава?

Но сначала - об изменениях, которые проект Госбюджета получил при доработке ко второму чтению.

1. ОБ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ

Господин министр, сразу о показателях, с учетом которых сверстан бюджетный законопроект. Не вышли ли парламентарии за рамки этих параметров, готовя документ к первому и второму чтений? И не изменились ли расчеты самого Минфина, ведь со времени наработки первой редакции документа прошли три сложных для страны месяца?

Предварительные расчеты оказались правильными. Более того, оправдались наши прогнозы, сделанные в начале года, когда мир только столкнулся с вызовами пандемии. Напомню, некоторые организации тогда пророчили Украине экономический коллапс - падение на 7,8 или даже более чем 11%! Сейчас говорю уверенно: падение ВВП в 2020-м не превысит 5%. По нашим расчетам, за девять месяцев реальный ВВП сократился на 5,4%. В третьем квартале падение замедлилось до 3,5%. На данный момент нет оснований считать, что показатели четвертого квартала будут хуже. Окончательные цифры будут обнародованы только в следующем году. Но можно утверждать, что в критических условиях достигнуты относительно приемлемые результаты.

Какие из основных параметров госсметы подверглись наибольшим изменениям при доработке? Один из самых заметных - снижение бюджетного дефицита с 6% до 5,5% ВВП. Инфляцию в 7,3% решили не трогать. Хотя в экспертной среде и критиковали вас за такие цифры. Ведь целевой коридор НБУ - 5 + 1%, а нынешняя инфляция, очевидно, будет еще ниже.

Страна вышла на прошлогодний уровень по объемам розничного товарооборота и потребления электричества, что подтверждает восстановление экономики после мартовско-майского локдауна

Макроэкономический прогноз мы не пересматривали. Нет оснований ожидать каких-либо системных проблем. Страна вышла на уровень прошлого года по объемам розничного товарооборота и потребления электроэнергии. Эти факторы говорят о восстановлении экономики после мартовско-майского локдауну.

Что касается инфляции, то ее замедление в текущем году вызвано действием временных факторов, связанных с пандемией - падением мировых цен на энергоносители и резким сокращением потребительского спроса. В следующем году, наоборот, ожидается восстановление спроса и рост мировых цен на сырьевые товары, поэтому инфляция объективно будет выше. Что касается конкретных цифр, можно, конечно, дискутировать, но во время последнего пересмотра прогноза Национальный банк и сам уточнил собственные оценки инфляции на следующий год в сторону повышения, и сейчас они также несколько выходят за пределы целевого коридора.

Снижение прогнозного бюджетного дефицита-2021 позволит государству сэкономить $1 млрд, который не придется занимать. Но с другой стороны - профинансируем меньше расходов. Ведь необходимо учитывать реалии и собственные возможности. Этот показатель согласован с МВФ. Сотрудничество с Фондом на данный жизненно необходимо для Украины. Партнеры оценили нашу способность занять ресурс объемом 5,3% от сектора общегосударственного управления. Именно в этот показатель и укладывается 5,5% дефицита Госбюджета.

2. О ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВАХ И СОБСТВЕННОМ "ЗАРАБОТКЕ"

Следующий год, как и 2019-й и 2020-й, будет сложным с точки зрения управления госдолгом. Ресурс понадобится для обслуживания займов? Откуда брать деньги для таких расчетов? Ведь уже в этом году ситуация на рынках внешних займов для Украины не самая благоприятная...

Не могу согласиться с такими выводами. Июльский выпуск 12-летних евробондов (с погашением в 2033-м) $2 млрд мы разместили на самых выгодных за полтора десятилетия условиях - под 7,253%. Уровень доходности ОВГЗ до последнего времени снижался. В конце года доходность облигаций несколько возросла, но это, считаю, - временно. Подчеркиваю, никаких предпосылок для долгосрочного тренда на повышение ставок нет. Инфляция - 2,4%, учетная ставка Нацбанка - 6%. В начале нового года ситуация, убежден, изменится, и Украина сможет занимать деньги на выгодных условиях.

Проблемы могут возникнуть в случае сворачивания программы сотрудничества с МВФ. Ведь с этим связаны поступления дешевых займов от Фонда, а также другие займы - например, макрофинансовая помощь от Еврокомиссии и Всемирного банка. Психологически международные инвесторы больше доверяют странам, которые находят общий язык с МВФ. Поэтому для нас важен прогресс в воплощении программы с Фондом.

Львиная доля заимствований (468 миллиардов) предназначена для погашения долгов предыдущих периодов

Всего в следующем году планируем получить из внешних источников около 180 миллиардов гривень ($6,41 млрд по текущему курсу. - Ред.). Преимущественно от наших международных партнеров. Для Украины - это "подъемная" сумма. Внутренние займы планируем на уровне 497 миллиардов. А отдать кредиторам должны 468 миллиардов гривень. Действительно, львиная доля займов предназначена для погашения долгов предыдущих периодов.

Важно, что страна полноценно обслуживает свои долги. В том числе, ежегодно происходит погашение облигаций, эмитированных в рамках реструктуризации долгов-2015. Наша задача - заменить эти дорогие займы более дешевыми.

Займы займами. Но полноценно развиваться государство сможет, только если будет больше зарабатывать. За счет чего Украине удастся получить дополнительные средства в 2021 году? Что для этого должно измениться. В частности, в работе фискальных органов?

Нынешние успехи ГНС добавляют оптимизма. К примеру, на 1 мая недовыполнение плана доходов общего фонда госбюджета в целом достигало 44 миллиардов. А сейчас ведомство выполнило и пока на 19 миллиардов гривень перевыполняет свой годовой план. Если бы так работала и таможня, до конца года было бы существенное перевыполнение. Однако, вынужден констатировать: план доходов общего фонда перевыполним только примерно на 10 милиардов. И для экстремальных условий, в которых Украина оказалась в этом году, это - достойный показатель. Он устанавливает планку на следующий год: доходы должны вырасти на 111 миллиардов гривень. Рассчитываем, что в конце концов "подтянутся" и таможенники. Учитывая прогнозируемые объемы импорта, есть основания считать, что таможня план выполнит. Позитивным изменениям будут способствовать меры по реформированию ведомства, которые мы сейчас внедряем.

А другие источники бюджетных поступлений? Сработает ли наконец программа большой приватизации, и когда ждать "финансовых" результатов принятия законодательства об упорядочении рынка азартных игр?

Предусмотрены доходы от узаконивания игорного бизнеса - 7,4 миллиарда гривень. Приватизация должна дать бюджету еще 12 миллиардов. Оптимистичным маркером считаю аукцион по продаже имущественного комплекса столичной гостиницы "Днепр". Мы поддерживаем усилия Фонда госимущества. Чем больше поступит от приватизации, тем меньше придется занимать на финансовых рынках. Эти деньги - ресурс для погашения бюджетного дефицита. А малая приватизация - поддержка местных бюджетов.

3. ОБ ОСНОВНЫХ РАСХОДАХ ИЗ ГОСКАЗНЫ

Изменились ли подходы к формированию расходов по сравнению с 2019-м и кризисным 2020 годом? Расскажите об особенностях финансирования "чувствительных" отраслей, на которые политики, эксперты и обычные граждане обращают внимание сразу же, как только слышат словосочетание "проект Государственного бюджета": национальная безопасность и оборона, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение...

Расходы сводного бюджета на здравоохранение возрастут на 61 миллиард по сравнению с 2020-м

Бюджет – максимально сбалансированный документ, учитывающий интересы и потребности каждого гражданина и всех общественных групп. Мы должны четко определены приоритеты. Прежде всего - это финансирование системы здравоохранения. Эти расходы сводного бюджета вырастут на 61 милиард по сравнению с нынешним годом. Предусмотрено повышение на 30% зарплат медиков, предоставление средств на вакцины, на лекарства и оплату медицинских услуг. В условиях существенных бюджетных ограничений мы учли максимально возможный реальный ресурс на отрасль. До 2023-го уровень финансирования медицины постепенно возрастет до 5% ВВП. В следующем году этот показатель достигнет 4,3%.

Продолжим все образовательные программы. Речь идет о "Новой украинской школе", ремонте и строительстве образовательных учреждений. Зарплаты педагогов вырастут на 25,5%. Образовательную субвенцию увеличим почти на 19 миллиардов гривень.

Финансирования потребностей национальной безопасности и обороны в 2021-м достигнет 5,93% ВВП. Украинская культура получит "плюс" в 4 миллиарда. Расходы на спорт почти в три раза превысят нынешние. Ведь наши спортсмены будут готовиться к участию в самых престижных мировых соревнованиях - Олимпиаде, Паралимпиаде, Дефлимпийских играх.

Существенные расходы предусмотрели на цифровизацию. В частности, на проекты по информатизации, расширение программы "Дія", на Национальную программу информатизации.

Среди важных капитальных расходов - дорожная инфраструктура. Государственный дорожный фонд только в части прямых расходов сможет оперировать 74 миллиардами гривень. Предусмотрены также кредиты под госгарантии, инвестпроекты, средства международных финансовых организаций. Надеемся, в целом запланируем до 88,6 миллиарда гривень расходов на развитие инфраструктуры.

Впервые запланированы средства на развитие аэропортов - 2,4 миллиарда, на закупку пассажирских вагонов, модернизацию железнодорожной инфраструктуры для развития пассажирских перевозок - около 4,5 миллиарда.

А социальные выплаты – в частности, пенсии?

Средства на ежегодную индексацию пенсионных выплат предусмотрены в полном объеме

Подчеркиваю, что средства на ежегодную индексацию пенсионных выплат предусмотрены в полном объеме. На данный момент дискутируем о сроках индексации - с марта или позже. Выясним окончательно после оценок и расчетов бюджета Пенсионного фонда.

Кстати, что касается наполнения Пенсионного фонда, то запланированное с 1 января повышение минимальной заработной платы должно положительно на нем отразиться, добавить несколько миллиардов, уменьшив дефицит. Но это - капля в море проблем, связанных с финансированием пенсионной системы...

Ежегодно растущий дефицит Пенсионного фонда, государство финансирует из госбюджета, . Это проблема, требующая системного решения. Модернизация должна быть глобальной. Возможностей как-то "побелить-подкрасить" или "подкрутить" уже нет. Трансферты Пенсионному фонду в 2021-м достигнут 195 миллиардов. Это - ответ тем, кто сомневается, что "в консерватории" нужны радикальные изменения.

Можно ли рассматривать отсрочку с июля по декабрь 2021-го анонсированного ранее второго этапа повышения минимальной зарплаты как попытку сбалансировать пенсионные и другие "бюджетные интересы"? И есть ли шанс, когда при более позитивном сценарии восстановления экономики к идее повышения этого показателя уже с начала второго полугодия вернутся?

С этим будем определяться в середине следующего года. Такие действия будут зависеть от возможностей государства. Изменения минимальной зарплаты связаны со многими "смежными" факторами, которые влияют на социально-экономическую ситуацию. Мы просчитали возможность повысить этот показатель до 6000 гривень с начала года и до 6500 - с 1 июля. Но в процессе переговоров с международными партнерами прозвучали предостережения относительно потенциальных "инфляционных опасностей". Отсюда - пожелание "подстраховаться", перенеся нововведения на конец года. Ведь речь идет не только о влиянии на государственный, но и на местные бюджеты.

Однако с точки зрения экономики умеренное влияние повышения "минималки" является сбалансированным - учитывая расходы и поступления. Нельзя говорить, что одни получат позитив, а другие - пострадают. Важно сохранить баланс интересов.

4. О МЕДИЦИНЕ И БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ

Сергей Михайлович, Вы начали характеризовать бюджетные расходы по медицине. И при нынешних обстоятельствах это понятно. Но представители отрасли - в частности, МОЗ и НСЗУ - критикуют эти предложения. Министр здравоохранения Максим Степанов утверждает, что на систему здравоохранения в проект бюджета запланировали 159 миллиардов гривень вместо 296 необходимых...

Каждый чиновник болеет за свою сферу. В период пандемии Максим Степанов действует как ответственный министр, стремится максимально обеспечить потребности отрасли. Действительно, надлежащее финансирование медицинской системы - государственный приоритет. Но стоит учитывать и возможности государства профинансировать все обнародованные министерством запросы. Деньги не появятся на счетах Госказначейства по мановению "волшебной палочки"...

Минфин рассчитывает на имеющийся реальный ресурс. По каждому направлению мы предоставили медицинской сфере максимально возможное финансирование. Наши расчеты совпадают с оценками МВФ. Если депутаты сочтут необходимым направить на медицину дополнительный ресурс, они должны определиться: у кого "забрать" эти деньги.

Знаю заранее, что придется услышать отговорки вроде "найдите сами" или "вы лучше знаете"... Мы действительно знаем лучше. В частности, нельзя ни у кого безболезненно забрать целевые средства. Может, миллиард-два и удастся перераспределить, но 50-60 миллиардов, о которых говорит Степанов. - у Украины нет. Предоставить их можно только в случае прекращения финансирования других отраслей: образования, армии, инфраструктурных проектов... Я готов выслушать обоснованные предложения, но уверен, что их "в природе" не существует.

А как Вы оцениваете в принципе правильный, на мой взгляд, подход о прямых расходах бюджета-2021 на нужды Минздрава и других ведомств, отвечающих за борьбу с пандемией, а не формирование "ковидного" фонда вроде того, что у нас после внесения изменений в госбюджета-2020 в апреле?

Ковидний фонд - временная "история", которую я не поддерживаю

Ковидний фонд - временная "история", которую я не поддерживаю. Фонд создавали в условиях абсолютно непредсказуемой ситуации. К тому времени было непонятно, кому и каким образом распределять расходы. Чтобы не привлекать парламент к болезненным перманентным бюджетным изменениям, решили сформировать отдельный фонд, дав Кабмину право распределять аккумулированный ресурс.

Сейчас ситуация более прогнозируемая. Поэтому в следующем году средства для противостояния пандемии получат главные распорядители. 90% - МОЗ. Остальные - Минэкономики и Минсоцполитики для поддержки бизнеса и уволенных работников.

Ресурс могут получить и другие министерства. Все будет происходить прозрачно. Создавать некий "темный ящик", а из него что-то непонятное периодически доставать, нет смысла.

5. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "НА МЕСТАХ"

О финансировании программ регионального развития. Не секрет, что соответствующие статьи одними из первых попали «под нож» при апрельском секвестрации нынешнего сметы. В проекте бюджета-2021 расходы существенно увеличили. Расскажите об основных приоритетах в этой сфере: на какие субвенции регионы могут рассчитывать в первую очередь, а какие вынуждены будем финансировать по "остаточному принципу"?

Ситуация меняется к лучшему. На реализацию инвестиционных проектов и программ регионального развития предусматривается 10,5 миллиарда (4,5 млрд - Госфонд регионального развития, 6 млрд - социально-экономическая субвенция). Это почти на 60% больше, чем в текущем году. Увеличиваются образовательная субвенция, а также - финансирование программы медицинских гарантий. Де-факто это - средства местных бюджетов, ведь именно общины выступают потребителями этих услуг.

На реализацию инвестпроектов и программ регионального развития предусмотрено 10,5 миллиарда гривень

Мы увеличили объем субвенции для поддержки территорий в условиях негативного влияния последствий российской агрессии в Донбассе больше чем в 6 раз - с 20 миллионов гривень в этом году до 125 миллионов в 2021-м. Впервые предполагаем бюджетные средства на развитие ЦПАУ (Центров предоставления административных услуг) - 231 миллион гривень. Полмиллиарда предусмотрели на доступ к широкополосному Интернету в сельской местности. 62,5 миллиона гривень выделили на разработку комплексных планов пространственного развития территорий - генпланов громад.

То есть, в целом ресурс местных бюджетов 2021 года составит около 510 миллиардов гривень, на 58 миллиардов больше, чем в этом году. 68% этих средств - доходы местных бюджетов, остальные 32% (164 млрд) - трансферты из госбюджета.

Таким образом, в процессе децентрализации местные бюджеты получили институциональную независимость, свободу формировать собственные доходы, а также - солидный "запас прочности", чего, к сожалению, не хватает Государственному бюджету. Ведь в этом году имеем многомиллиардный дефицит Госбюджета и одновременно - профицит местных бюджетов, который по состоянию на ноябрь достигал 25 миллиардов гривень. Вывод: в условиях децентрализации большинство громад, ОТГ, а особенно - города - финансово состоятельны и защищены.

6. О ПЕРСПЕКТИВАХ СВОЕВРЕМЕННОГО ПРИНЯТИЯ (НЕПРИНЯТИЯ) БЮДЖЕТА

Довольны ли Вы работой парламента и в частности бюджетного комитета ВР над подготовкой документа ко второму чтению? Удается совместными усилиями "отбиваться" от традиционных депутатских "хотелок", которые, как мы знаем, могут и на три бюджета потянуть?..

Уровень «бюджетной» коммуникации достаточно высок. Сразу после нашего интервью еду в бюджетный комитет ВР для продолжения консультаций. Дело в том, что среди расходов, которые между первым и вторым чтением документа депутаты предлагали повысить на 20,2 миллиарда, мы учли возможность увеличения только на 14 миллиардов. Жду довольно жесткую дискуссию вокруг бюджетных параметров. Ведь, уменьшая дефицит сметы, мы, естественно, отказались от части запланированных расходов. Действовали справедливо. В процессе доработки документа практически каждая сфера что-то потеряла. Единственная отрасль, финансирование которой наоборот возросло - система здравоохранения.

Готов объяснять с помощью цифр и фактов, что есть согласованная доходная часть, "двигать" которую нельзя

Готов объяснять с помощью цифр и фактов, что есть согласованная доходная часть, "двигать" которую нельзя. Есть компромисс в вопросе бюджетного дефицита. Что касается расходов, то мы готовы дискутировать, осуществляя перераспределение ресурса между главными распорядителями.

И вариантов, что бюджет не будет принят 15-17 декабря, не рассматриваете?

Варианты могут быть разные. Однако мы оптимистично оцениваем ситуацию. Она контролируема. В прежние годы случалось, что бюджет вовремя не принимали. Поэтому работала временная роспись, ежемесячно - 1/12 расходов предыдущего года. В таком случае теряют все: капитальные расходы не финансируются, защищенные статьи финансируются на прошлогоднем уровне, без учета инфляционных и других изменений...

Думаю, на этот раз такой вариант развития "бюджетных событий" неприемлем. Даже для наших самых отъявленных критиков. А то последние три месяца критика сводилась к одному: увеличивайте расходы на условные миллиарды или триллионы. Никаких предложений о том, как это сделать... Популисты "ставят указатели". А средства на это... "Ищите сами".

В завершение - обобщение от главы Минфина. Возможно, назовете три-четыре принципиальных вещи, которые отличают бюджет-2020 от проекта Госбюджету-2021.

Пандемия заставляет усиливать бюджетные акценты, которые влияют на уровень социальной защищенности граждан

На этот раз принципиально другая экономическая ситуация в стране и мире. Пандемия заставляет усиливать бюджетные акценты, которые влияют на уровень социальной защищенности граждан. И одновременно - учитывать собственные силы и имеющийся потенциал государства.

Мы точно рассчитали возможности экономики, сбора и администрирования налогов, вывода "на свет" ресурсов "теневого" сектора.

Бюджет-2021 - нетолерантен к популизму и отраслевому лоббизму. Его миссия - защитить общество и дать стране возможность идти вперед. Поэтому ключевые маркеры сметы на следующий год - существенный рост расходов на медицину, значительное повышение минимальной зарплаты, увеличение ассигнований на сектор безопасности и обороны до 5,93% ВВП.

В этих непростых условиях нам важно достичь эффекта бюджетной синергии, чтобы обеспечить максимальную эффективность расходов и в целом - финансовую стабильность страны. Министерство финансов готово отвечать перед украинским обществом за выполнение такого бюджета. Уверен, нам хватит сил и опыта преодолеть любые вызовы.

Беседова Владислав Обух, Укринформ

Фото: Павел Багмут

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-