Бюджет -2021: хорошо, что приняли, но стоит оценить риски

Бюджет -2021: хорошо, что приняли, но стоит оценить риски

Аналитика
Укринформ
Обсуждаем особенности выполнения утвержденного накануне главного финансового документа страны на следующий год

Несмотря на критику со стороны парламентариев, звучавшую в ходе обсуждения документа в сессионном зале, и даже несогласие отдельных членов правительства - прежде всего, министра здравоохранения Максима Степанова – с его параметрами, Верховная Рада поддержала законопроект почти конституционным большинством. 289 голосов. Причем, удивительно дружно - как для последнего времени - голосовали члены фракции "Слуга народа". 225 из всех 246-ти "слуг" были "за". Поддержали документ депутатские группы "За будущее" и "Доверие", ровно половина фракции ВО "Батькивщина" и 11 внефракционных.

Причем, и их представители проект в основном критиковали...

Критика гневная. Но "без оргвыводов"

Преимущественно, именно за недостаточное (как на пандемические времена) финансирование медицинской отрасли. Хотя цифры расходов на нее вроде бы и выросли, этого может оказаться недостаточно. Ведь в целом на медицину выделят 159 миллиардов гривень при необходимости (по словам Степанова) в 296 миллиардов.

На втором месте по числу негативных отзывов - уменьшение образовательной субвенции, что существенно ухудшает возможности территориальных громад и ограничивает повышение зарплат педагогам.

Несколько снизило градус напряженности и, вероятно, добавило голосов в поддержку то, что перед началом обсуждения депутаты приняли изменения в Бюджетный кодекс, которыми, среди прочего, оставили средства от уплаты акциза на топливо в распоряжении местных бюджетов. Что увеличило их потенциальный ресурс на 8 миллиардов гривень.

Примерно такие же мысли звучат в комментариях экспертов-экономистов, с которыми пообщался журналист Укринформа. Формально, с финансово-экономической точки зрения, документ сбалансирован. Требования МВФ о предельном бюджетном дефиците учтено. Возможности (по крайней мере, теоретические) для заимствований финансового ресурса для его погашения - есть. Тем более - на фоне декабрьского повышения интереса инвесторов (в том числе, и спекулятивного капитала) к украинским ценным бумагам.

Как известно, накануне Минфин выручил на аукционе по размещения облигаций внутреннего государственного займа рекордные 51,4 миллиарда гривень. Что может означать: трудности с привлечением кредитного ресурса позади. Зато есть вопросы к реалистичности ряда источников наполнения госказны и, конечно же, к приоритетам расходной части. И расчеты Минфина и Минэкономразвития, на основании которых в августе-сентябре готовили бюджетный законопроект, по мнению некоторых специалистов, стоило бы подкорректировать - с учетом нынешних экономических реалий.

Риск №1. Макроэкономический

Директор Института социально-экономической трансформации Илья Ннесходовский, прежде всего, сомневается в реалистичности макроэкономических показателей, достичь которых в 2021-м рассчитывают авторы законопроекта. "Рискуем наступить на «старые грабли». Большинства расчетных параметров по итогам 2020 года страна не достигнет. Речь идет, например, о завышенном инфляционном прогнозе (в бюджете-2020 - 8,7%, тогда как к концу года этот показатель, вероятно, не превысит 4%. - Авт.), от которого зависят номинальные доходы бюджета. Падение же экономики, наоборот, оказалось большим, чем прогнозировало правительство. А валютный курс - ниже, чем рассчитывали (при пересмотре бюджета в апреле предполагалось, что к концу года американский «зеленый» будет стоить 29,5 гривен. - Ред.). Подобные подходы характерны и для госбюджета-2021", - отмечает экономист. В частности, по оценкам господина Несходовского, слишком оптимистичны прогнозы роста национальной экономики (4,6% по сравнению с 2020-м). Соответственно, выполнение плана поступлений под угрозой. Вплоть до вероятности секвестрации бюджета - по некоторым прогнозам, по итогам первого полугодия или первого квартала.

Ілля Несходовський
Илья Несходовский

Есть и вопросы к размеру бюджетного дефицита. Скажем, Илья Несходовский считает, что доходы искусственно "дотягивали", чтобы уменьшить показатель с 6 до 5,5% ВВП. "Скорее всего, мы столкнемся со скрытым дефицитом, который в следующем году обязательно проявится", - прогнозирует эксперт.

А старший экономист Центра социально-экономических исследований Кейс-Украина Владимир Дубровский говорит, что вообще не понимает, почему показатель бюджетного дефицита в следующем году решили «раздуть» до 5,5%. "Принятое в апреле решение об увеличении нынешнего дефицита (до 7,5%) продиктовано непредсказуемыми обстоятельствами - ковидом. Но для следующего года коронавирус - уже более-менее прогнозируемая вещь. И остальные расходы можно предсказать. Поэтому непонятно, зачем закладывать такой дефицит, - интересуется экономист - "Лишние" деньги надо же будет где-то взять. В наших условиях это означает, что их придется занимать. Если же госдолг будет увеличиваться быстрее, чем растет ВВП - страна в опасности".

К тому же, как напоминает господин Дубровский, размер бюджетного дефицита влияет и на стоимость заемного ресурса. Если страна проводит взвешенную фискальную политику, привлекать кредиты она может под сравнительно небольшие проценты. Если же дефицит растет, да еще и в отношениях с МВФ не все точки над "i" удалось расставить, стоимость денег гораздо выше. Тогда есть угроза эффекта "снежного кома", когда долги будут расти бесконтрольно.

Риск №2. доходный

Что касается налоговых поступлений, то дополнительных возможностей для их увеличения в следующем году может и не быть. "В этом году исправить ситуацию помогла эффективная работа налоговой службы, которая активно взялась за борьбу с налоговыми "скрутками". Как результат - при падении экономики поступления оказались даже выше, чем в "спокойном" 2019-м, - объясняет Илья Несходовский. - Но при формировании нового бюджета эти резервы уже учтены! То есть, возможностей для дополнительного роста фактически не будет. То же касается и слишком оптимистичного прогноза по прибыли госпредприятий, львиную долю которых они должны перечислять в бюджет. И показателей по взысканию налога на прибыль в целом. Учитывая экстремальный 2020 год, когда многие предприятия наращивали убытки, ожидаемые бюджетные доходы в 2021-м мы просто не получим".

Володимир Дубровський
Владимир Дубровский

“Запланированный рост налоговых поступлений не совсем коррелирует с экономическими законами, - соглашается Владимир Дубровский. - В правительстве говорят, что надеются на детенизацию экономики. И действительно, хорошо если удастся ликвидировать схемы уклонения от уплаты налогов - например, на таможне. Но нельзя априори полагаться на такой эффект и ставить в зависимость от него конкретные расходы. Это могло бы быть "бонусом", который можно разумно потратить - скажем, на капиталовложения. Ведь на данный момент речь идет о разделе "шкуры не убитого медведя"...". Господин Дубровский считает, что такой подход опасен из-за вероятности "выдавливания" налоговых денег из бизнеса. Касается это как планов по администрированию налога на прибыль, так и налога на добавленную стоимость. Признаки задержек с возвратом НДС, кстати, мы, по мнению эксперта, видим в этом году.

Но не все «ОК» и с другими поступлениями. К примеру, правительство рассчитывает на 12 миллиардов гривень от приватизации. Но соответствующие программы у нас перманентно не выполняются, - напоминают эксперты. В то же время Илья Несходовский обращает внимание, что в последнее время лед в этом вопросе наконец тронулся. "Учитывая проводимую в этом году подготовительную работу и ряд уже реализованных программ, надеюсь, нынешнему руководству Фонда госимущества удастся больше, чем предшественникам", - говорит экономист.

При подготовке законопроекта ко второму чтению не изменилась и сумма, которую рассчитывают получить от легализации азартных игр. 7,5 миллиарда гривен, которые поступят в специальный фонд бюджета, откуда могут быть потрачены на финансирование отдельных проектов в сферах регионального развития, здравоохранения, культуры, развития аэропортов.

Риск №3. Кредитный

Украинский бюджет крайне зависим от внешнего финансирования. 2021-й не станет исключением. Как и в этом году, привлечь от международных доноров и покупателей украинских ценных бумаг придется по 700 миллиардов гривень. И риски недополучения средств для погашения бюджетного дефицита, как и в этом году довольно высоки. К тому же, вряд ли "повезет", как в конце 2020-го, когда Еврокомиссия передала Киеву 600 миллионов евро макрофинансовой помощи. Несмотря на откат некоторых реформ (в частности, в антикоррупционной сфере). На этот раз "выручила" необходимость защиты населения от ковида. Эксперты сомневаются, что так будет и впредь. То есть, каждая новая угроза реформам в Украине - потенциально дополнительная "дыра" в бюджете.

Риск №4. Расходный

По мнению экспертов, и здесь с акцентами не все гладко. К примеру, когда речь идет о фактически замораживании на прежнем уровне финансирования оборонных программ на фоне повышения расходов на правоохранительные органы. Ассигнования на содержание Офиса генпрокурора вырастут на 46%, Госбюро расследований - на 67%. Еще 1,32 миллиарда гривень (на 42% больше, чем в этом году) запланировали на Государственную фискальную службу, где идет процедура ликвидации в связи с ожидаемым созданием Бюро экономической безопасности. "Считаю такой подход довольно странным для воюющей страны, которой нужен значительный ресурс, чтобы обеспечивать боеспособность ее армии", - говорит Илья Несходовский.

Формально законодательное требование о расходах на безопасность и оборону не менее 5% ВВП вроде бы и выполнили. Общие расходы даже увеличили до 5,93% ВВП (почти 268 миллиардов гривень). При этом финансирование Министерства обороны сократили. На 127 миллионов. Сравнительно немного. Но почему бы не сэкономить этот ресурс на других ведомствах?

Отдельная тема - медицина. "В связи с тем, что львиную долю предусмотренного этот раз ресурса выделяют на отрасль прямо из бюджета - без посредничества ковидного фонда, - общая сумма расходов вроде изрядно возросла. Но не так, как это должно быть в соответствии с законодательством и в соответствии с условиями, которые диктует пандемия, - говорит Несходовский. - Я не поддерживаю тех, кто кричит о "полном развале отрасли". Но недостаточность ресурса однозначно тормозит реформу". При этом специалисты обращают внимание, что резервов, которые можно было бы использовать в зависимости от того, как будет распространяться коронавирус, даже теоретически не сформировано.

Зато сэкономить, как считает Владимир Дубровский, страна могла бы на некоторых капитальных расходах и на субсидиях. "Все субсидии предприятиям, думаю, надо вообще отменить. Что касается капитальных расходов, то экстремальная ситуация, которая сложилась сейчас, - не лучшее время для того, чтобы, например, так активно строить дороги. Хотя действительно речь идет о благородном деле, которое я, как водитель, обеими руками поддерживаю. Но это все же надо делать в более благоприятные времена, когда государство будет иметь избыточный ресурс", - убежден господин Дубровский.

Зато позитивом эксперты считают перенос на декабрь второго этапа повышения минимальной зарплаты. Однако влияние первого этапа повышения, в январе, может быть значительным. Для кого-то - положительным, для кого же - наоборот. К примеру, по мнению Несходовского, это может существенно ухудшить условия работы малого бизнеса, чьи силы и без того подточила пандемия.

Риск №5. Пенсионный

Критику подходов к наполнению Пенсионного фонда, звучавшую с парламентской трибуны в ходе обсуждения бюджетного законопроекта, Илья Несходовский считает обоснованной. А уменьшение между первым и вторым чтением объемов дотации Фонда - ошибочным. "Ведь риски дополнительных потерь. Перенесли второе повышение минимальной зарплаты на декабрь, освободили от уплаты ЕСВ ФЛП, имеющих основное место работы, часть предпринимателей освобождают от уплаты ЕСВ на период карантина... Все это - миллиардные потери ПФ. Зато расчет на возможный эффект от роста средней заработной платы в стране вряд ли оправдается. Уже понятно, что в условиях кризиса существенного повышения этого показателя в следующем году не будет. Зато число безработных будет расти. Поэтому проблема недофинансирования Пенсионного фонда только усилится", - считает экономист.

Напомним, что из-за повышения минимальной заработной платы с 1 января пенсионные выплаты вырастут на 300, а с 1 декабря - еще на 200 гривень. Сохранится ежегодная индексация пенсий. Правда, в этом году ее могут провести не с 1 марта, как предусмотрено законодательством, а позже. В апреле, как правило, происходит автоматический перерасчет пенсий работающих пенсионеров. С июля государство ежемесячно будет доплачивать по 400 гривень пенсионерам в возрасте от 75 до 80 лет, а те, кому больше 80, дополнительно получат по 500 гривень...

В целом же дефицит Пенсионного фонда в 2021 году составит 195 миллиардов гривень. Возмещать его придется именно из Госбюджета. То есть, действительно речь идет о большом дополнительном риске.

Риск №6. Управленческий

"Стоит обратить внимание на сокращение ассигнований для Фонда регионального развития. С перераспределением части ресурса на предоставление субвенции на социально-экономическое развитие. Но если выделение денег из Фонда четко регламентировано, и его расходы можно легко проконтролировать, то теперь речь пойдет фактически о ручном распределении ресурса. Что также существенный риск. Хорошо хотя бы, что удалось предотвратить принятие поправки о прямом зачислении в Госбюджет средств от акциза на топливо. Похоже, это стало компромиссом для того, чтобы найти голоса для принятия документа в парламенте", - считает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-