Николай Точицкий, представитель Украины при ЕС
Украинское общество давно прошло точку невозврата на пути в Евросоюз
21.12.2020 15:23

Уходящий год точно войдет в учебники как один из самых сложных за всю новейшую историю. Пандемия коронавируса, которая потрясла все человечество и привела к масштабному экономическому кризису, бурные международные события, которые повлекли за собой хаос, войны и появление миллионов обездоленных, – все это стало глобальным потрясением, испытанием для современного мирового правопорядка. Эта новая реальность подтвердила для Украины очевидную истину: несмотря на внешнюю агрессию и попытки внутреннего реванша, сотрудничество с ЕС было и остается основой для дальнейшего развития страны и для надежд ее граждан на европейское будущее.

Почему европейская мечта миллионов украинцев оказывается сильнее пандемии Укринформу рассказал посол Украины в Королевстве Бельгия, представитель Украины при ЕС Николай Точицкий.

ИСПЫТАНИЕ ПАНДЕМИЕЙ ПРОЯВИЛО ЛУЧШИЕ СТОРОНЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕС

- Без преувеличения, 2020 год стал беспрецедентным не только для Украины, но и для всего человечества. Если говорить о двусторонних отношениях между Украиной и ЕС – выдержали ли они экзамен эпидемией коронавируса?

- Я убежден, что отношения между Украиной и ЕС не просто выдержали экзамен коронавирусом, они стали еще крепче, динамичнее и еще более ориентированными на практические результаты.

Пандемия действительно повлияла на наши отношения с ЕС. Под давлением обстоятельств проявились их лучшие стороны - взаимопонимание, уважение друг к другу, готовность прийти на помощь и подставить плечо в трудную минуту.

Собственно, к такому выводу может прийти каждый украинец и без моей помощи – достаточно посмотреть на цифры, на реальные показатели.

Лишь несколько дней назад, 9 декабря, ЕС объявил о перечислении Украине экстренной макрофинансовой помощи в размере 600 миллионов евро. Хотел бы подчеркнуть, что эту помощь мы получили по ставке 0,125 процентов годовых. До этого в июне мы уже получили 500 миллионов евро. Суммарно это - 1,1 миллиарда евро. Такая поддержка весьма ценится, особенно в условиях кризиса.

Несмотря на пандемию, наш диалог с ЕС в этом году отличился повышенной интенсивностью на всех уровнях. Достаточно вспомнить успешный 22-й саммит ЕС-Украина в Брюсселе, визит Высокого представителя ЕС Жозепа Борреля в Украину, контакты президента Украины с лидерами Еврокомиссии и Европейского Совета, два визита в Брюссель на уровне премьер-министра, в феврале ждем очередной – в рамках Совета ассоциации.

- В этом контексте не могу не задать такой вопрос. Упомянутый Совет ассоциации Украина-ЕС должен был состояться 8 декабря. Его перенесли на «после СOVID». Вопросы настолько серьезные, что их стоит обсуждать только с глазу на глаз, или коронавирус является удобным поводом, чтобы откладывать эту встречу на неопределенную перспективу?

- В этом факте нет никакой интриги. Стоит напомнить, что двадцать второй Саммит Украина-ЕС 6-го октября стал первым двусторонним саммитом Европейского Союза со страной-партнером, который прошел в Брюсселе в традиционном, «живом» формате с начала пандемии COVID-19. Сам этот факт является признаком особого внимания ЕС к отношениям с Украиной.

Это же касается и Совета ассоциации. В связи с действующими на сегодня достаточно жесткими ограничениями из-за COVID-19, мы с нашими европейскими партнерам договорились провести Совет ассоциации в формате физической встречи именно 11 февраля 2021 года.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕС КРИТИЧЕСКИ ВАЖНО В БОРЬБЕ С COVID-19

- В ЕС вакцина против COVID-19 может появиться уже до конца года. Может ли Украина рассчитывать на помощь европейцев в вакцинации, учитывая, что для самого ЕС, разумеется, ключевым приоритетом будет вакцинация собственных граждан?

- С начала пандемии лидеры ЕС четко заявили: преодолеть это бедствие можно только вместе. Каждая страна будет в безопасности, только если все остальные смогут обеспечить защиту от вируса. Этот подход в полной мере почувствовала и Украина.

Смотрите, буквально несколько дней назад по нашему запросу Дания передала Украине 50 аппаратов искусственной вентиляции легких - через Механизм гражданской защиты ЕС. В течение апреля-августа мы получили от ЕС самые необходимые медицинские товары на сумму более 7 млн евро, включая аппараты ИВЛ, защитные средства, системы тестирования для 17 областей Украины. Это в разы увеличило наши возможности в борьбе с вирусом.

Я уже как-то говорил, что Украина оказалась в уникальной позиции - Еврокомиссия предоставила нам статус наблюдателя в комитете ЕС по вопросам безопасности здоровья и системы раннего оповещения об угрозах. Это важное проявление доверия к нам, как к партнеру.

Это же касается и вакцинации. Евросоюз является лидером среди стран-доноров в финансировании международного фонда COVAX (Vaccine Global Access Facility – ред.), главное назначение которого - сделать вакцину доступной для всех стран мира. Украина уже сейчас достигла с этим учреждением договоренности о поставках 8 млн доз вакцины в течение 2021 года, и этим мы обязаны, в частности, активной позиции ЕС.

Кроме того, как вы знаете, Еврокомиссия уже заключила перспективные контракты на поставку вакцины от шести ключевых производителей – на 600 миллионов доз с возможным дозаказом такого же количества. Если в странах ЕС определенная часть этой вакцины окажется избыточной, она может быть продана или просто передана партнерам, в том числе и Украине. Разумеется, это будет зависеть от многих факторов.

УКРАИНА ИСПОЛЬЗУЕТ ОПЫТ ЕС В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРОНАВИРУСУ

- Сейчас в каждой стране ЕС разрабатывается собственный план вакцинации. Насколько актуален для Украины европейский опыт? Когда в Европе уже начали выходить из локдауна после второй волны «короны», в Украине все еще говорили о нецелесообразности карантина «выходного дня». Неужели мы живем с Европой в параллельных мирах?

- Универсального рецепта для решения этих вопросов на самом деле не существует. Даже среди стран ЕС. Опыт одних для нас более актуален, а опыт других может оказаться нерелевантным.

При этом не стоит забывать, что борьба с пандемией является еще и вопросом экономики и бюджетной стабильности. Во время своих "локдаунов" ЕС привлек огромные ресурсы для поддержки собственных производителей и бизнеса. Со всех точек зрения бюджетные возможности ЕС и Украины очень разные, как и структура экономики.

Безусловно, мы внимательно учитываем европейский опыт, следим за выводами Еврокомиссии, которая все это обобщает.

Как я уже упоминал, Украина регулярно принимает участие в заседаниях Комитета ЕС по вопросам безопасности здоровья. Там еженедельно обсуждаются именно эти вопросы - тестирования, вакцинации, карантинных мероприятий, пересечения границы и тому подобное. Наши представители также сотрудничают с Европейским центром по профилактике и контролю заболеваемости (ECDC), который разрабатывает практические антивирусные рекомендации странам ЕС. Поэтому такое сотрудничество продолжается.

АССОЦИАЦИЯ С ЕС ДАСТ УКРАИНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВИТЬ ОБЪЕМЫ ТОРГОВЛИ С ЕВРОПОЙ УЖЕ В 2021 ГОДУ

- Европейская статистика констатирует некоторое снижение объемов сельскохозяйственного импорта и экспорта в торговле с Украиной в текущем году. Но только ли коронавирус является причиной такого явления? Какова ситуация в других секторах торговли?

- Объемы нашей торговли с ЕС действительно немного снизились, но это отражение глобального тренда в условиях пандемии. По данным Госстата, за 9 месяцев текущего года объем такой торговли между Украиной и ЕС снизился на 13,5 процента. Но стоит помнить, что с 2016 года, когда заработает углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли, и до начала текущего кризиса, торговля между нами постоянно росла. Мы рассчитываем, что такая тенденция восстановится уже в следующем году.

В целом, несмотря на пандемию, торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и ЕС в этом году было положительным. Например, после вспышки птичьего гриппа в начале 2020 года нам удалось договориться быстро локализовать проблему и возобновить экспорт курятины в ЕС.

Очень важно, хотя об этом не так часто вспоминают, что в этом году ЕС признал эквивалентность системы сертификации семян зерновых из Украины. Звучит сухо, но именно это дает украинским производителям возможность экспортировать зерно на европейский рынок.

Поэтому снижение объемов сельскохозяйственного экспорта из Украины в ЕС произошло исключительно из-за коронакризиса, никаких других причин для этого не существует. При этом Украина и сегодня входит в «двадцатку» самых важных для ЕС сельскохозяйственных импортеров и экспортеров. Мы четвертые по показателю экспорта – более 3 млрд. евро, уступая лишь Великобритании, Бразилии и США, и занимаем 14-ю позицию среди крупнейших импортеров европейской сельскохозяйственной продукции с показателем более 1,5 млрд. евро. Это существенное достижение.

УКРАИНА ОТКРЫТА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ВСЕХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ В ТОРГОВЛЕ С ЕС

- Недавний доклад ЕС относительно имплементации Украиной Соглашения об ассоциации в целом содержит положительные оценки относительно реформ. Но есть там упоминание о попытках использовать протекционизм и, как указано в документе, политику, что несовместимо с Соглашением об ассоциации в решении экономических проблем, связанных с пандемией. Какие именно действия Украины вызвали такую оценку со стороны ЕС?

- Протекционизм упоминается прежде всего в контексте законопроекта относительно требований локализации при осуществлении государственных закупок. ЕС неоднократно высказывал предостережения относительно него.

Этот законопроект сейчас готовится ко 2-му чтению. Правительство, в свою очередь, работает над поиском механизма, который позволит поддерживать национального производителя, не нарушая наших международных обязательств.

Отдельные замечания вызвали расследование и введение защитных мер в торговле. Эти вопросы известны, они являются предметом активного диалога, в том числе на экспертном уровне. Поэтому мы ищем и найдем верный ответ на эти текущие «раздражители» в торговле.

"ЗЕЛЕНАЯ" ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТКРЫВАЕТ УКРАИНЕ ПУТЬ К ИННОВАЦИОННОМУ И КОНКУРЕНТНОМУ РАЗВИТИЮ

- Еще в начале года от ЕС и Украины звучали довольно оптимистичные оценки относительно участия страны в «зеленом соглашении» ЕС. На данный момент со стороны европейцев, в частности в уже упомянутом имплементационном докладе, звучит критика относительно темпов развития «зеленой энергетики», бюджетной поддержки программ энергоэффективности, природоохранного законодательства. Что пошло не так?

- Европейский зеленый курс был представлен в декабре 2019 года, и Украина сразу заявила о своем интересе в участии. Уже в январе этого года наше правительство создало межведомственную рабочую группу по «климатическим» вопросам под председательством премьер-министра, чтобы координировать главные направления такой политики и сотрудничества с ЕС. В частности, этот вопрос будет на повестке дня будущего Совета Ассоциации.

Украина уже сейчас делает свой вклад в будущую климатическую нейтральность Европы – для этого существуют различные форматы, в том числе – Парижское соглашение. Соответствующие "зеленые" обязательства предусмотрены также в нашем Соглашении об ассоциации с ЕС.

Стоит отметить, что цель ЕС достичь климатической нейтральности к 2050 году будет означать инновационную трансформацию для европейской энергетики и для всех секторов экономики. Понятно, что эти процессы будут влиять также на наши двусторонние отношения и на технологическое развитие Украины.

Что касается критики... С моей стороны будет некорректно комментировать критику в адрес правительства относительно бюджетной поддержки программ энергоэффективности. Могу лишь напомнить, что, по оценкам самого правительства, в Фонде энергоэффективности сейчас достаточно ликвидности.

- Но вопрос, очевидно, не только в ликвидности фонда, но и в общей структуре энергопотребления в Украине. Реально ли нам, при всей доброй воле, избавиться от зависимости от углеродных ресурсов?

- Как я уже говорил, каждая страна, каждая экономика имеют свои особенности, украинская экономика - также.

Не следует забывать, что одним из ключевых вопросов для Украины является необходимость преобразований в угольном секторе. В свою очередь, превращение наших угольных регионов в инвестиционно привлекательные территории потребует мощной финансовой поддержки.

Это правда, что энергоемкость и углеродоемкость ВНП Украины остаются достаточно высокими по сравнению не только с европейскими странами, но и с восточноевропейскими соседями. А ведь мы продолжаем адаптировать энергетическую политику Украины к целям "декарбонизации". Ключевой в этом является именно политика энергоэффективности и бережливое использование ресурсов.

Мы знаем, и европейские партнеры это признают, что Украина имеет значительный потенциал для производства чистой энергии. Украина определена в Водородной стратегии ЕС как один из ключевых партнеров по производству «зеленого» водорода. Поэтому у нас есть все шансы стать активным игроком, в том числе в достижении климатических целей к 2030 году, и стратегической цели ЕС относительно климатической нейтральности к 2050 году.

УКРАИНА СТРЕМИТСЯ ЗАНЯТЬ СВОЮ НИШУ В ЕВРОПЕЙСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗВЕНЬЯХ

- Известно, что Евросоюз заинтересован развивать сотрудничество с Украиной в добывающей отрасли и шире использовать сырьевые ресурсы Украины. Но есть ли в самой Украине стратегическое видение использования собственных ресурсов, будь то литий, редкоземельные материалы или древесина? Как это отражается в практическом сотрудничестве с ЕС?

- Хочу напомнить, что это по нашему инициативному обращению в 2017 году Европейская комиссия предоставила Украине статус наблюдателя в Группе ЕК по вопросам поставки сырьевых материалов. Такое сотрудничество, в частности, открывает нам пути к развитию добывающей сферы, доступ к возможностям и источникам финансирования ЕС.

В таком диалоге с ЕС мы говорим именно о создании добавленной стоимости и дополнительных рабочих мест. Это особенно актуально, как я уже говорил, для трансформации угольных регионов, в том числе - для переработки отходов горнодобывающей промышленности. Такой наш подход полностью соответствует принципам и амбициям Европейского зеленого курса.

ЕС и Украина говорили об этом во время брюссельского саммита в октябре. Тогда и сейчас наша цель остается неизменной - привлечь помощь от ЕС для инноваций в самой Украине. Это предпосылка привлечения инвестиций ЕС в промышленное производство, чтобы Украина стала звеном этой сети выработки добавленной стоимости. Иными словами, наша цель - это совместное с ЕС промышленное производство.

ЕС ГОТОВ ПОМОГАТЬ В ПОИСКЕ ВЫХОДА ИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА

- В последние месяцы состоялись громкие дискуссии вокруг резонансного решения Конституционного Суда относительно электронных деклараций. При этом ЕС всегда оказывал Украине помощь именно в реформировании системы права, включая судебную и более широкую правовую реформу. Означает ли это, что европейские правовые методы не срабатывают в Украине?

- Такое внимание ЕС к верховенству права устойчивое и крайне необходимое для самой Украины, как и прогресс в антикоррупционной реформе. Именно это является предпосылкой для создания привлекательного делового и инвестиционного климата.

ЕС приветствовал достижения Украины в этой сфере, в частности, создание Высшего антикоррупционного суда. Эти все сигналы нашли отражение в третьем Докладе ЕС по оценке выполнения требований визовой либерализации, который был опубликован летом и официально зафиксировал положительную оценку выполнения Украиной своих обязательств, необходимых для соблюдения критериев безвизового режима, в т. ч. в антикоррупционной сфере.

Конечно, решение Конституционного Суда от 27 октября 2020 года не осталось без внимания европейских партнеров, которые отметили, что оно имеет далеко идущие последствия для всей антикоррупционной инфраструктуры в Украине. При этом европейские партнеры не просто признают, что ситуация трудная, но и готовы помогать Украине в поиске выхода.

В ДЕЛЕ ПРИВАТБАНКА ДОЛЖНЫ ПОБЕДИТЬ ЗАКОННОСТЬ И ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА

- Европейские партнеры продолжают на разных уровнях подчеркивать необходимость привлечь к ответственности виновных в махинациях вокруг Приватбанка. Это уже стало своего рода мантрой. Почему для партнеров в ЕС этот вопрос столь принципиальный?

- Комментировать дело вокруг Приватбанка должны правоохранительные органы Украины, а не дипломаты.

Этот вопрос важен для ЕС в контексте предоставления нам разного вида помощи и уверенности, что в дальнейшем эта помощь будет использована по назначению и эффективно. Убежден, что в этой ситуации победить должны законность и верховенство права. Другого пути у нас нет.

УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРОШЛО ТОЧКУ НЕВОЗВРАТА НА ПУТИ В ЕС. ЭТОЙ ТОЧКОЙ СТАЛА РЕВОЛЮЦИЯ ДОСТОИНСТВА.

- Весной должен состояться очередной саммит Восточного партнерства. Амбиции Украины относительно приобретения перспективы членства в ЕС известны. Но является ли это на сегодня достижимой целью, учитывая Brexit и политические противоречия в самом Евросоюзе? Прошла ли сама Украина точку невозврата на пути в ЕС, учитывая неприкрытую активизацию сил реванша в стране?

- Во-первых, у меня нет сомнения, что украинское общество прошло точку невозврата на пути в ЕС. Этой точкой стала Революция достоинства.

В ЕС действительно происходят сложные переговоры с Великобританией относительно будущих отношений. Ситуация с бюджетом ЕС и попытка вето со стороны Польши и Венгрии также обострили еще один болезненный вопрос блока – миграцию и верховенство права. Решение ЕС о начале переговоров со странами Западных Балкан относительно членства требовало длительного времени, в частности, из-за недостаточного прогресса в сфере юстиции и безопасности в этих странах.

Поэтому сама процедура принятия решений в ЕС очень сложная, поиск компромиссов требует определенного времени и усилий.

Но мы должны делать из этого выводы для себя. Кроме учета политических настроений внутри ЕС, должны упорно выполнять нашу собственную «домашнюю работу», и именно это является условием для социально-экономического роста.

"Восточное партнерство" способствует таким реформам, в том числе в Украине. Мы используем этот инструмент и Соглашение об ассоциации для синхронизации с ЕС нашей политики и законодательства, чтобы в конечном итоге отвечать Копенгагенским критериям членства в ЕС.

Украина, Грузия и Молдова, которые на сегодня являются ассоциированными партнерами Евросоюза, уже имеют определенные общие подходы к реализации собственного курса на евроинтеграцию.

В то же время сама инициатива «Восточного партнерства» проходит сегодня суровые испытания.

От того, как будет развиваться ситуация в регионе, напрямую зависит устойчивость всего Европейского континента.

ЧЛЕНСТВО УКРАИНЫ В ЕС БУДЕТ НЕ ЧУДОМ, А РЕЗУЛЬТАТОМ УСИЛИЙ УКРАИНЦЕВ

- Какое чудо должно произойти в 2021 году, чтобы Украина могла присоединиться к ЕС, по крайней мере в течение следующих десяти лет?

- Я убежден, что будущее Украины - в ЕС, и мы обязательно станем полноправным членом Европейского Союза. Но дело не в чудесах и не в привязках к срокам. Все зависит от нашей готовности строить инклюзивные и эффективные институты, формировать Европу, прежде всего в самосознании наших граждан.

Мы должны завершить судебную реформу, сделать невозможным повторение ситуаций с Конституционным Судом. Без полноценной судебной реформы трудно реализовать все положительные наработки последних лет.

Итак, все зависит от нашей ежедневной работы для реформирования государства, внедрения европейских стандартов, создания истории успеха для Украины и украинцев. Это залог нашего успеха в отношениях с ЕС.

Дмитрий Шкурко, Брюссель.

Фото: Facebook.com/mykola.tochytskyi

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-