Наталья Зарецкая, руководитель Офиса Уполномоченного Президента Украины по вопросам реабилитации участников боевых действий
Комиссия по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, полноценно заработает с апреля
11.01.2021 16:28

Недавно Укринформ уже общался с Натальей Зарецкой относительно плана обеспечения эффективной деятельности Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и функционирования Единого реестра таких лиц. Как известно, на бумаге комиссия существует уже более полутора лет, а на практике – запуск работы комиссии начался только после соответствующего указа Президента Украины, подписанного в начале ноября. Именно Офис президента должен был, по выражению Натальи, дать «волшебный толчок», чтобы процесс запустился. На данный момент, как она рассказала нам, комиссия действительно создана, недавно избрала себе председателя и уже имеет четкий план действий сотрудничества с Международным комитетом Красного Креста, родственниками пропавших без вести и парламентом.

ЛОКДАУН НЕ ПОМЕШАЕТ: ЗАСЕДАНИЕ СОСТОИТСЯ УЖЕ В ЯНВАРЕ

- Наталья, мы слышали, что межведомственная комиссия по вопросам лиц, пропавших без вести, наконец получила председателя. Как это произошло и что дальше, как будет складываться ее работа?

- Действительно, председателя избрали, комиссия уже провела свое заседание в 20-х числах декабря. Председателем стал Владимир Максимченко, его в состав комиссии рекомендовало Министерство обороны (и теперь господин Максимченко будет переходить на постоянную работу в качестве председателя комиссии в соответствии с законом). Это гражданское лицо, которое в этой структуре занимается, собственно, розыском пленных военнослужащих и уже имеет отношение к процессу. Необходимо лишь отработать определенные процедуры, чтобы он мог перейти на работу в комиссию и решить вопрос создания ее секретариата. Это целый пакет организационных вопросов, которые должны быть решены обязательно в течение двух-трех месяцев, и комиссия полноценно заработает с апреля. Избрание председателя - первый шаг, словно ключик, который открывает нам двери, чтобы комиссия начала осуществлять свои формальные полномочия. Хоть понятно, что это не волшебная палочка, а именно ключик.

- А что будет происходить дальше? Как будет налаживаться процесс?

- Появился человек, у которого есть возможность внедрять, инициировать официальные процедуры, без которых комиссия не заработает. Далее комиссия продолжает двигаться двумя параллельными треками. С одной стороны – организация работы комиссии. Следующее на повестке дня - непосредственная отработка процедур, согласно которым она будет работать. Я знаю, что по этому поводу члены комиссии между собой уже активно взаимодействуют, есть даже наработки нормативно-правовых актов, которые будут регулировать эти вопросы. Здесь все по графику.

И есть такое интересное обстоятельство: комиссия очень хорошо, как мы видим, осознает важность коммуникации с членами семей пропавших, причем постоянной коммуникации. Это стало приятной неожиданностью. Один из новоизбранных членов комиссии, Олег Котенко, выступил с инициативой, что при комиссии должна быть создана общественная приемная, основная функция которой – быть на постоянном контакте с родственниками, сделать при ней постоянно работающую горячую линию. Это очень удачное предложение. И не просто идея – у него есть четкое понимание, как организовать деятельность такой общественной приемной. Выглядит так, что большинство членов комиссии четко понимают каждый свою нишу, функцию, и понемногу вырисовывается специализация. Также видим хорошее четкое взаимодействие между, например, Секретариатом Кабинета Министров Украины, который на себя взял организационное содействие созданию комиссии, и Офисом президента Украины, народными депутатами.

Есть очень существенный нюанс: комиссия является саморегулируемым органом, она ни от кого не зависит, это консультативно-совещательный орган Кабинета Министров Украины. Упорядочение процессов, связанных с лицами, пропавшими без вести при особых обстоятельствах – это сфера ответственности Кабинета министров. Функция комиссии - нарабатывать решения, которые будут давать возможность эти процессы эффективно организовывать. А также непосредственно собираться и устанавливать судьбы пропавших людей. Обстоятельства исчезновения, местонахождение, их идентификация, сопоставление с теми, кто ищет... То есть, две ключевые функции - установление судеб пропавших людей и координация действий государственных органов, вовлеченных в процесс поиска, ну, и консультативно-совещательная функция в отношении Кабинета министров и всех государственных органов, центральных органов исполнительной власти. Почему я подчеркиваю саморегулирование комиссии? Она - в зоне ответственности Кабинета министров, но должна принимать решения объективно и без давления. В частности, без давления со стороны Секретариата Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины, Офиса президента Украины и т.д.

- В предыдущем нашем разговоре вы упоминали, что для полноценной работы комиссии необходимо устранить ряд законодательных коллизий. Есть какие-то сдвиги?

- Пока действующий закон не очень рабочий, там много коллизий, которые осложняли начало работы этой комиссии. И по этому поводу достигнуто рабочее взаимодействие с профильным комитетом Верховной Рады (Комитет по вопросам защиты прав человека). Депутаты вместе со специалистами в сфере международного гуманитарного права уже наработали соответствующие изменения к действующему закону. И все изменения к действующему законодательству, безусловно, будут обсуждены депутатами с членами комиссии. Поскольку, если депутаты будут вносить, инициировать изменения без понимания специфики процесса поиска пропавших без вести, идентификации людей, последствия могут быть страшными. Прецедент уже есть: например, законопроект, зарегистрированный Верховной Радой Украины под №4495 в декабре 2020 года, как раз вызвал существенные вопросы и замечания у членов комиссии. Насколько в таком случае инициированные этим законопроектом изменения будут эффективны, насколько они будут гарантированно улучшать работу комиссии? Призываю всех народных депутатов обращаться к своим коллегам, контактировать с профильным комитетом, контактировать с господином Дмитрием Лубинцем (его председателем) относительно того, какие изменения целесообразно вносить, а какие не очень. Но в целом процесс идет по графику. Мы продолжаем рассчитывать, что не позднее, чем в апреле комиссия будет работать полноценно. Это не значит, что до апреля никто ничего не будет делать – комиссия планирует следующее заседание уже в январе. Намерены собираться для согласования между собой организационных моментов, отработать процедуры и продумать своего рода сервисную функцию комиссии. Члены семей, родственники являются клиентами, а комиссия – представителем государства, который несет ответственность перед ними за информирование о судьбе их пропавших родственников. Но этот момент должен быть организован профессионально и эффективно. Не факт, что членам семей нужно активно участвовать в работе комиссии, это как самим себя лечить. А рабочая коммуникация членов семьи с членами комиссии начата уже в январе, даже учитывая локдаун.

- А что по этому поводу говорят сами члены семей пропавших без вести при особых обстоятельствах?

- С сентября мы общаемся с представителями нескольких их объединений, найти общий язык удалось. Они говорят – мы будем счастливы, если государство начнет работать и мы получим результат.

Что касается включения родственников в состав комиссии... Одно из правил эффективного менеджмента - четкое распределение функций и зон ответственности. Комиссия будет эффективно работать тогда, когда в ее составе будут профессионалы, а влияние субъективного человеческого фактора лучше исключить. Также важно минимизировать риски повторной травматизации членов семей пропавших без вести. Я не скрываю – Офис президента Украины будет внимательно следить за деятельностью комиссии, потому что это защита конституционных прав граждан. И я, и мои коллеги – минимум пять сотрудников Офиса президента Украины, которые полностью проинформированы обо всех деталях хода этого процесса. Мы между собой координируемся, мы абсолютно взаимозаменяемы. Командировки, больничные, отпуска – не влияют, вопрос под контролем, даже если мы уволимся. Придут другие, они будут проинформированы и продолжат работу.

- А кто еще отвечает за нее?

- За организацию работы комиссии в первую очередь отвечает председатель комиссии. Министр Кабинета министров Олег Николаевич Немчинов лично вопрос создания условий для работы комиссии взял под контроль. Офис президента Украины тоже глубоко в этом процессе. Но главное - это готовность к взаимодействию членов комиссии между собой. В ее состав входят очень высококлассные специалисты, которые действительно разбираются в нюансах, в процедурах. Знаю, что Олег Котенко уже вышел на контакт с Международным комитетом Красного Креста и уже встречался с его представителями именно как член комиссии. Есть шанс получить современный коллегиальный орган нового типа, который будет адекватной реакцией украинского государства на связанные с войной вызовы.

Татьяна Негода, Киев

Фото: Евгений Котенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-