Конституционные изменения: улучшить НАБУ и ГБР или Сытника снять?

Конституционные изменения: улучшить НАБУ и ГБР или Сытника снять?

Укринформ
Только независимость антикоррупционных органов, без привязки к лицам - уверяют соавторы. Критики же не исключают политическую игру

22 февраля в Верховной Раде зарегистрирован проект Закона "О внесении изменений в статьи 85 и 106 Конституции Украины (относительно порядка назначения на должности и освобождения от должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований)". Авторы законодательной инициативы утверждают, что она направлена ​​на усиление независимости антикоррупционных органов, без привязки к нынешнему директору НАБУ Артему Сытнику. Однако оппоненты и эксперты не исключают, что это - очередной политический ход монобольшинства, чтобы и сохранить свое влияние, и не упасть лицом в грязь перед международными партнерами.

Авторы законопроекта № 5133 - чуть ли не рекордное количество, 234 народных депутата из фракции «Слуга народа». Их обоснование законодательной инициативы - антикоррупционные правоохранительные органы, расследующие и раскрывающие коррупционные преступления топ-чиновников, судей и правоохранителей, а именно - НАБУ и ГБР - должны быть максимально независимы от законодательной (Верховная Рада) и исполнительной (Кабинет Министров) власти.

Сам текст законопроекта довольно короткий, всего два пункта. Предлагается: 1) дополнить ч. 1 ст. 85 Конституции новыми пунктами 25-1 и 25-2, которым парламент наделяется полномочиями давать согласие на назначение (по результатам конкурсного отбора) на должность и освобождение от должности Президентом руководителей НАБУ и ГБР; 2) дополнить статью 106 Конституции новыми пунктами 11-1 и 11-2, согласно которым к полномочиям Президента Украины относится назначение на должность и освобождение от должности руководителей НАБУ и ГБР с согласия парламента.

К слову, подписи Председателя Верховной Рады Дмитрия Разумкова (на момент написания статьи) под законопроектом не было. А его первый заместитель Руслан Стефанчук - один из соавторов.

Работа над ошибками

Каким образом соответствующие изменения в Конституцию Украины смогут улучшить работу антикоррупционных органов, доверие к которым в обществе, пока, резко упало? С этим вопросом Укринформ обратился к соавторам проекта закона № 5133.

Ольга СОВГИРЯ, представитель Верховной Рады в Конституционном Суде, заместитель председателя Комитета по вопросам правовой политики:

Ольга Совгиря
Ольга Совгиря

- Предлагаемые конституционные изменения - необходимый шаг в законодательном признании НАБУ и ГБР именно как органов государственной власти со специальным статусом. С конституционно-правовой точки зрения, внесение изменений в Основной Закон нашего государства позволит отделить правовой статус ГБР и НАБУ от статуса других органов государственной власти.

Подобные конституционно-правовые изменения обусловлены в первую очередь спецификой задач, которые ГБР и НАБУ должны решать в пределах своих полномочий. При этом, в соответствии с положениями законопроекта № 5133, совершенствование работы в антикоррупционной сфере должно базироваться на паритетном и конкурсном принципах порядка назначения на должность и освобождения от должности директоров этих государственных правоохранительных органов. Подобные предложения были неоднократно высказаны также и международными партнерами Украины.

Евгения КРАВЧУК, заместитель председателя Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики и заместитель председателя фракции "Слуга народа":

Євгенія Кравчук
Евгения Кравчук

- На сегодня существует фактически дыра в законодательстве при назначении и увольнении директора НАБУ. Это было спровоцировано еще предыдущими Президентом и парламентом, которые вписали в закон о НАБУ отдельные неконституционные нормы.

Мы предлагаем изменения в Конституцию, которые позволят сделать процедуру назначения и увольнения директора НАБУ четкой и прозрачной, с соблюдением принципа сдержек и противовесов. Предполагается, что Президент будет назначать и увольнять директора Бюро, получая на это согласие парламента. Также в Конституции закрепляется, что на должность директора НАБУ проводится конкурс, это будет лучшим инструментом защиты независимости Бюро. Но и после проведения конкурса, Президенту необходимо будет согласие парламента, чтобы предотвратить назначение или освобождение лица с должности директора без надлежащих оснований. Таким образом исключается и сама возможность давления на директора НАБУ при осуществлении его полномочий.

Ирина Верещук, председатель подкомитета по государственной безопасности и обороне Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки:

 Інна Верещук / Фото: Володимир Тарасов
Ирина Верещук / Фото: Владимир Тарасов

- В свое время были приняты специальные законы, но они не были гармонизированы с Конституцией Украины. Это недоработка предыдущего парламента, которую мы сейчас пытаемся исправить. Таким образом, цель законопроекта № 5133 состоит в том, чтобы упорядочить антикоррупционное законодательство.

Елена МОШЕНЕЦ, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам антикоррупционной политики:

Ольга Мошенець / Фото з персонального сайту
Елена Мошенец / Фото с персонального сайта

- Законопроект №5133 (…) нормирует компетенции Президента Украины и Верховной Рады Украины, с учетом позиции, высказанной Конституционным Судом. Кроме того, исключается конкуренция НАБУ и ГБР, наделение их несвойственными полномочиями и концентрация властных полномочий у одного или нескольких субъектов государственной власти.

Все четыре депутата, соавторы законопроекта, прогнозируют, что проект конституционных изменений сможет набрать в сессионном зале 300 голосов депутатов, необходимые для его окончательного принятия. Учитывая процедуру, это может произойти не ранее следующей сессии парламента - то есть осенью.

Ярослав Юрчишин
Ярослав Юрчишин

В то же время первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам антикоррупционной политики Ярослав Юрчишин (фракция «Голос»), который не входит в авторский коллектив законопроекта, в комментарии Укринформу заметил, что предложенные изменения - это «один из вариантов решения критической ситуации, сложившейся после решения КСУ». По его мнению, предложенные изменения в Конституцию «никаких рисков не несут», но могут возникнуть вопросы к другим антикоррупционным законам, которые будут приняты. В том числе и к недавно внесенному Кабмином №5070, о котором уже писал Укринформ.

«Есть юридическая сторона, а есть сторона реальной политики. Юридическая - это действительно делает НАБУ и ГБР, как государственные институты, более защищенными от политизации. Но если проанализировать существующее положение дел, где Президент является руководителем большинства, представители которого постоянно пытаются использовать любое влияние и возможности для того, чтобы установить политический контроль, то важно анализировать - а параллельно будут ли изменения в действующее законодательство?», - убежден господин Юрчишин. Он напомнил, что контракт господина Сытника заканчивается в 2022 году. По мнению депутата, чтобы собрать в парламенте 300 голосов, команда ОП должен показать, что их намерения «чисты» и речь не идет о действующем директоре НАБУ. Ведь Бюро сейчас расследует много резонансных дел, в т.ч. и по нынешним властьимущим: дело Татарова, Степанова по вакцинам и другие.

Так какая судьба ждет Артема Сытника?

Этот вопрос остается в центре внимания: касаются ли предложенные монобольшинством конституционные изменения нынешнего главы НАБУ Артема Сытника? Авторы законопроекта единодушно утверждают: закон писали не «под Сытника».

«Проект закона не имеет привязки к конкретным лицам, которые в настоящее время занимают руководящие должности в этих государственных правоохранительных органах. Его основная цель - решение существующей сейчас проблемы в части конституционного закрепления НАБУ и ГБР в системе органов государственной власти именно как государственных органов со специальным статусом», - отмечает Ольга Совгиря.

«Отдельно хочу развенчать многочисленные мифы и слухи - в нашем законопроекте не содержится ни одной нормы, которая бы предусматривала обязательное освобождение конкретно Артема Сытника, - утверждает и Евгения Кравчук. - Конечно, такое освобождение возможно, потому что все должностные лица не вечны, но уж точно не заложено в проект закона. Все остальное - это лишь «демонизация» законопроекта со стороны людей, лоббирующих свои интересы, которые, очевидно, не пересекаются с интересами государства».

«Что касается Сытника, то этот законопроект никоим образом не влияет на его пребывание на посту директора НАБУ», - убеждена и Ирина Верещук.

«Принятие законопроекта не приведет к освобождению действующих руководителей этих органов, ведь согласно положениям части первой статьи 58 Конституции Украины, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица», - считает Елена Мошенец.

«Создают ли изменения в Конституцию основания для освобождения Сытника? Нет, но они расширяют полномочия Президента. Это может быть игра, направленная на ослабление независимости НАБУ», - отмечает Ярослав Юрчишин.

Если это игра, то чья?

Антон Марчук
Антон Марчук

Впрочем, эксперты в сфере антикоррупционной политики предостерегают, что предложенные изменения в Конституцию наоборот - могут усилить политизацию НАБУ и ГБР. «Предложенная модель не оптимальна, поскольку непосредственное участие ВР в процессе назначения и увольнения директора НАБУ существенно усиливает политическое влияние на оба процесса, создавая риски определенной зависимости руководителя НАБУ от политических субъектов. А для Президента такие полномочия не характерны по той модели, которая сейчас предусмотрена в Конституции. Этот законопроект видится очередной попыткой усилить ненадлежащее влияние на НАБУ», - отметил в комментарии Укринформу эксперт Центра противодействия коррупции Антон Марчук.

«Закон, с которым начало работу НАБУ, был не просто сырым. Он не позволял реально посадить хотя бы одного коррупционера. Было ли это сделано осознанно? Поскольку Петр Порошенко лично или тогдашние политики не хотели бороться с коррупцией, но хотели демонстрировать Западу, что боремся? Сам орган (НАБУ. - Ред.) был создано не конституционным образом. И это позволяло в перспективе, даже если поймали какого-то коррупционера и посадили его в тюрьму - выиграть ему суды в высших инстанциях. И, наконец, в Европейском суде по правам человека. Если нормы Конституции будут изменены, у нас будет конституционный орган - НАБУ», - такое мнение высказал Укринформу эксперт по вопросам антикоррупционной политики Василий Вакаров, который в 2015-м боролся на конкурсе за кресло главы НАБУ.

Василь Вакаров
Василий Вакаров

Эксперт также не исключает политических договоренностей и влияния западных партнеров: «Почему это надо Зеленскому? Потому что Владимиру Александровичу надо показать не просто заявления, а действия. Потому что нас критикуют и Великобритания, и США, и, собственно, все мы хотим, чтобы был результат. И Зеленский хочет - если его человек будет (главой НАБУ. - Ред.), тогда он и будет отвечать».

Между тем...

Напомним, что 15 февраля в Верховной Раде зарегистрирован правительственный проект закона о приведении статуса НАБУ в соответствие с требованиями Конституции (№5070). В правительстве утверждают, что благодаря новации удастся ликвидировать законодательный пробел, связанный с отсутствием механизмов досрочного отзыва главы НАБУ и легитимизировать руководство НАБУ, поскольку Сытник, по заключению Конституционного суда, был назначен с нарушением процедуры.

Двумя решениями Конституционный Суд признал неконституционным указ о назначении Артема Сытника директором НАБУ и положения закона о НАБУ в части участия Президента в отборе и назначении директора Бюро.

Однако Артем Сытник до сих пор остается директором НАБУ. У ГБР пока полноценного руководителя нет, ведомство возглавляет и.о. директора - Алексей Сухачев.

Юлиана Шевчук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-