Доверие к судам в Украине: это возможно?

Доверие к судам в Украине: это возможно?

Укринформ
В Киеве завершил работу трехдневный - с 1 по 3 марта - Всеукраинский форум «Украина 30. Развитие правосудия»

Судебная реформа, которая началась в 2016 году, включала в себя многое - внесение изменений в Конституцию и образование нескольких новых институтов. К сожалению, фактически, изменились только названия судов, тогда как почти все судьи сохранили свои должности.

На сегодня украинским судам полностью доверяет лишь 1,7% украинцев. "Скорее доверяют" судам еще 11,3%. При этом 40,6% не доверяют судам вообще, а 37,4% "скорее не доверяют". Комментарии излишни. Но как это исправить, как реформировать прогнившую от "вовков" в мантиях судебную систему?

Участники Всеукраинского форума «Украина 30. Развитие правосудия», среди которых - президент Украины, первый вице-спикер Верховной Рады, члены правительства, народные депутаты, профильные эксперты, а также представители международного сообщества (глава представительства ЕС в Украине Матти Маасикас, президент Европейского Совета Шарль Мишель, председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио) - искали ответы на эти и ряд других вопросов.

Предлагаем подборку самых интересных тезисов участников форума.

О ВОССТАНОВЛЕНИИ РАБОТЫ ВККС, СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА ЧЛЕНОВ ВСП И РЕФОРМЕ КСУ

Президент Украины Владимир Зеленский:

Володимир Зеленський
Владимир Зеленский

В Украине будет реализована действенная судебная реформа, гарантирующая право каждого гражданина на честный, независимый и справедливый суд. Провести такую ​​реформу обещала каждая власть в Украине, но в результате суды оставались нереформированными, коррумпированными и неэффективными. Мы настроены разорвать этот замкнутый круг. Честный и справедливый суд - это именно та часть моей президентской программы, от которой во многом зависит выполнение многих других частей. Потому что у нас могут быть лучшие антикоррупционные органы в мире, но они теряют смысл, если коррупционеры избегают справедливого наказания в судах. На законодательном уровне мы можем ввести лучшие условия для привлечения инвестиций, но это не будет работать, если инвестор не сможет защитить свои инвестиции именно здесь, в украинском суде. Кроме того, успешная судебная реформа в Украине является катализатором нашей интеграции в ЕС и НАТО. И самое главное - это обеспечение граждан правом на честный и независимый суд. Это базовый принцип любого демократического государства. Это доверие. Это чувство защищенности и справедливости - тех вещей, что, к сожалению, были дефицитом для украинцев долгое время.

***

На сегодняшний день можно выделить две основные проблемы судебной системы. Одна из них - нехватка новых судей, что приводит к чрезмерной нагрузке на систему и проблемам с доступом к правосудию. Из-за отсутствия почти трети судей граждане вынуждены месяцами, а иногда и годами ожидать рассмотрения своего дела. В этом контексте важно восстановить работу Высшей квалификационной комиссии судей, а также усовершенствовать процедуру отбора кандидатов в Высший совет правосудия. Систему должны заполнить профессиональные и порядочные судьи, которые смогут изменить устойчивое негативное отношение людей, восстановить доверие украинцев к судебной ветви власти.

***

Еще один вызов - это устранение злоупотреблений и обеспечения прозрачности суда. Я считаю, что действенным шагом на этом пути могут стать IT-решения. По аналогии с государственными услугами в смартфоне мы стремимся и обязательно сделаем "суд в смартфоне". Большинство бюрократических процедур должны "перейти в онлайн". Это ускорит судебный процесс, минимизирует коррупцию и возможности для злоупотреблений.

***

Важный вопрос - непосредственное участие граждан в осуществлении правосудия. Мы вводим в стране народовластие, а это - не только местные и всеукраинские референдумы. Одним из его инструментов является суд присяжных. Сейчас готовы два законопроекта, которые дадут старт его работе. Однако мы понимаем, что суд присяжных не только повышает доверие к правосудию, но одновременно это и большая ответственность за судьбу участников процесса. Поэтому модель и формат суда присяжных в Украине будут детально обсуждаться.

***

Другой актуальный и наболевший вопрос - это реформа Конституционного Суда Украины. К сожалению, этот орган стал синонимом недоверия, и сегодня уже речь идет не о его восстановлении, а о фактически выстраивании этого доверия с нуля. Формат, в котором должен работать КСУ - это прозрачный отбор судей, доброчестность, этика, четкие процедуры и порядок принятия решений.

***

Для поиска путей решения вышеуказанных вопросов мной было образована Комиссия по вопросам правовой реформы. Это экспертная, неполитизированная платформа для подготовки стратегического видения.

Я могу заверить, мы настроены сделать все необходимые шаги для успешной реформы для того, чтобы в Украине наконец работали только честные, независимые, справедливые суды. Суды, где определяющей будет буква закона, а не цифра в конверте, где закон один для всех - и это важно, и все равны перед законом.

О РАЗГРУЗКЕ ВЕРХОВНОГО СУДА И ОТСУТСТВИИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Председатель Верховного Суда Украины Валентина Данишевская:

Валентина Данішевська
Валентина Данишевская

Один из законопроектов под номером 5067, инициированный президентом, предусматривает увеличение нагрузки на Верховный Суд, ведь предлагаются некоторые дела, которые сейчас рассматриваются Окружным административным судом, передать на рассмотрение Верховного Суда как суда первой инстанции. Поэтому мы здесь не очень последовательны. С одной стороны, предлагается разгрузить Верховный Суд и допускать к его рассмотрению как можно меньше дел в кассационном порядке. С другой стороны, предлагается увеличить рассмотрение Верховным Судом дел как судом первой инстанции решения. Я думаю, это тоже тот вопрос, который требует дискуссии. Мы должны рассмотреть несколько альтернативных вариантов, чтобы найти лучший, который позволит решить ту проблему, которую президент хочет решить, и, с другой стороны, сохранить способность Верховного Суда выполнять свои обязанности.

***

Отсутствие Высшей квалификационной комиссии влечет огромные проблемы. Самая главная - это просто ее отсутствие. Ее нет у нас уже 16 месяцев, а до этого под угрозой роспуска она находилась тоже где-то около полугода. Поэтому с ее роспуском все остановилось: отбор кадров в судебную систему, начатые конкурсы на должности судей в апелляционные суды, квалификационная оценка судей. То есть, все то, что было начато в 2016 году как судебная реформа, остановилось. И судебная системы очень страдает от этого. Есть 1900 вакантных должностей только судей. С ненадлежащим финансированием мы теряем квалифицированные кадры из числа помощников судей, консультантов. Поэтому для нас крайне важно как можно быстрое восстановление работы этой Высшей квалификационной комиссии.

Законопроект под номером 3711д (этот документ принят 3 марта парламентом в первом чтении. - Ред.) предполагает не очень короткий путь для этого. Он будет совершенствоваться. Мы, участвуя в работе Комитета ВР по вопросам правовой политики, который сформировал текст этого законопроекта, видели, какие непростые политические баталии происходят вокруг положений этого законопроекта. Следовательно, принятие его во втором чтении, наверное, будет непростым, а затем и внедрение и создание комиссий. Поэтому мы ожидаем, что хотя бы на осень мы получим эту комиссию. Когда она появится, должен быстро заработать Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, будут продолжены конкурсы на замещение должностей судей в апелляционных судах. Надеемся, что быстро вступят в полномочия те судьи, которые сейчас потеряли их в связи с истечением срока, на который они назначались. То есть работы у этой комиссии очень много. К тому же, прежний состав комиссии был уязвимым, в частности потому, что на его плечи пришлось такое количество одновременной работы, что у них просто не хватало человеческих ресурсов, для того, чтобы выполнить ее. То есть мы должны заботиться о том, чтобы новый состав комиссии не попал в такую ​​же ситуацию.

О СУТИ ЧЕТЫРЕХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ О РЕФОРМИРОВАНИИ СУДОПРОИЗВОДСТВА

Представитель Президента в КС Федор Вениславский:

Федір Веніславський
Федор Вениславский

Первый законопроект, если начать с важности, это законопроект, который должен обеспечить восстановление доверия к Высшему совету правосудия. Президент предложил, чтобы члены Высшего совета правосудия и кандидаты на эту должность проходили проверку этической комиссией, которая будет делать выводы соответствуют ли они требованиям доброчестности, профессионализма. Если возникнут вопросы к действующим членам совета, то это может стать основанием для их увольнения. Президент в этом законопроекте предложил механизм совершенствования деятельности Высшего совета правосудия. Напомню, что по Конституции Высший совет правосудия состоит из 21 члена: 10 из них формируются съездом судей, двух назначает президент, двух - Верховная Рада, другие - работниками прокуратуры, учебных заведений и т.д. В данном случае Президент понимает, что члены Высшего совета правосудия не всегда могут рассмотреть количество жалоб на действия судей, поступающие почти каждый день. К сожалению, уровень доверия к конкретным судей, осуществляющим правосудие, крайне низок. 21 человек не успевают рассмотреть сотни, а порой даже и тысячи жалоб и принять решение о привлечении судей к дисциплинарной или иных видам ответственности. Президент предлагает, чтобы в составе Высшего совета правосудия был введен новый механизм, который обеспечит предварительную подготовку материалов на рассмотрение. Речь идет о службе дисциплинарных инспекторов, которые будут предварительно готовить весь массив материалов, соответствующие проекты, а Высший совет правосудия на заседании сможет их быстро оценить и принять соответствующие решения.

***

Второй законопроект должен обеспечить выполнение требований дисциплинарных инспекторов. Например, поступила жалоба и дисциплинарный инспектор начинает выяснять насколько она обоснована, он обращается в соответствующие органы государственной власти, судебные администрации, соответствующий суд, к другим госчиновникам с просьбой предоставить информацию или документ. Если такие документы не предоставляют, то Президент предусмотрел, чтобы была административная ответственность.

***

Третий законопроект предусматривает совершенствование процедуры рассмотрения административных дел с участием высших органов государственной власти. Сегодня, по действующему кодексу административного судопроизводства, жалобы на все высшие органы государственной власти, кроме президента и Верховной Рады, рассматривает Окружной административный суд Киева. Кроме того, что он печально известен в Украине как скандальный, также не очень логично с точки зрения важности дел, которые он рассматривает. Это один из 27 Окружных административных судов, но именно он может рассматривать дело об акте Кабинета министров Украины. Это не совсем правильно и не совсем логично. Поэтому Президент предлагает, чтобы крайне важные дела для всего общества и государства рассматривали в Верховном суде Украины.

***

Наконец четвертый законопроект должен возобновить деятельность Высшей квалификационной комиссии судей (этот документ - 3711д - принят 3 марта парламентом в первом чтении. - Ред.).

ОБ ОТБОРЕ В ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КОМИССИЮ СУДЕЙ

Первый вице-спикер парламента Руслан Стефанчук:

Руслан Стефанчук
Руслан Стефанчук

Неправильно говорить, что абсолютно все судьи плохие. Мы должны найти тот баланс, который позволит запустить судебную систему, заполнить вакансии и установить контроль за теми судьями. Для нас очень важно установить новые правила игры.

У меня есть вопрос к доброчестности многих людей, но я хочу жить в правовом государстве, где основой моих подозрений служит решение суда. И это говорит вам юрист, знающий как фабриковались дела в судах. Я хочу получать справедливые решения, к которым у меня есть доверие. Это прошли все страны. Вспомните Соединенные Штаты Америки, где было дело О. Джей Симпсона (известного американского футболиста обвинили в убийстве собственной жены Николь Симпсон и ее любовника Рона Голдмана, однако после долгого судебного процесса его оправдал суд присяжных. - Ред.), оно перевернуло отношение людей демократической страны к вопросам, связанным с судом присяжных. Я сторонник того, что если кто-то критикует, то он должен предлагать что-то новое.

О ПОДДЕРЖКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА В ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В УКРАИНЕ

Глава представительства ЕС в Украине Матти Маасикас:

Матті Маасікас
Матти Маасикас

В 2016 году вместе с другими международными партнерами мы поддерживали реформу Верховного суда. Мы оказывали юридическую и консультационную помощь Высшей квалификационной комиссии судей, финансовую поддержку Общественному совету доброчестности, провели психологическое тестирование всех кандидатов. Новый Верховный суд - это история успеха. Он был создан на основе прозрачного, но жесткого отбора, которого раньше не было в Украине. В результате этого Верховный суд получил большее доверие, чем предыдущий состав, доверие даже больше, чем вся судебная система Украины, как от бизнеса, так и от граждан.

***

Доверие к судебной системе - это не просто внутреннее дело Украины. И неудивительно, что судебная система стала препятствием номер один для иностранных инвесторов. Потому что могут быть разные налоговые системы, их можно изучить, к ним можно подстроиться, но каждый потенциальный инвестор должен быть уверен, что если, не дай бог, что-то пойдет не так, он добьется справедливости. Сегодня Украина не дает уверенности в таком исходе.

***

Ваш успех - это общий успех страны, ЕС и всех международных партнеров. Мы это доказали помощью реформе Верховного суда, но и сделали выводы.

Во-первых: недостаточно проводить реформы этапами. Это стало ощутимо прошлой осенью, когда некоторые решения Конституционного суда повлияли не только на судебную систему, а на всю законодательную сферу страны и поставили под сомнение, даже подорвали несколько направлений реформы.

Во-вторых, мы узнали один из самых сложных вопросов демократии: кто будет контролиривать контролирующих? Поэтому реформа Высшего совета правосудия должна стать сердцевиной реформы судопроизводства в Украине. Мы об этом говорили в недавно обнародованной послами "Большой семерки" дорожной карте реформы судопроизводства.

***

Это украинская реформа. Вы же это делаете не для того, чтобы получить деньги от МВФ, от ЕС. Это та реформа, где международные партнеры могут и готовы вам помочь. 11 февраля на пресс-конференции после заседания Совета ассоциации "Украина - ЕС" высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хосеп Боррель назвал реформу судопроизводства "матерью всех реформ". Господин Боррель знает еще с 1970-х годов, как в Испанию пришел переходный период, я знаю, как в Эстонию пришел переходный период в 1990-х. Мы знаем, о чем говорим. Реформа судопроизводства - это основа многих других реформ и улучшений в Украине. Сейчас у вас есть очень хороший редкий шанс и очень много благоприятных элементов для осуществления комплексной судебной реформы. Я отвергаю постсоветский цинизм, гласящий, будто никто не хочет справедливой судебной системы в Украине и никто в парламенте на это не пойдет. Я в это не верю. И я знаю, что люди, которые вышли на Майдан семь лет назад, тоже в это не верят. Для проведения комплексной судебной реформы президент Зеленский и украинская власть пользуются полной поддержкой международного сообщества.

Президент Европейского Совета Шарль Мишель:

Шарль Мішель
Шарль Мишель

Недавние решения Конституционного Суда только подчеркнули необходимость усилить внимание к судебной реформе, чтобы выстроить надлежащую систему и создать публичную процессуальную сторону судебного дела. Это очень сложная, комплексная реформа, требует надлежащего проведения и смелости.

***

ЕС постоянно поддерживал Украину на этом пути, и мы намерены и дальше предоставлять консультации, финансовую и публичную поддержку. Господин президент Зеленский, дорогие друзья, мы будем вас поддерживать на каждом этапе пути в вашей храбрости и решимости прогресса на пути к верховенству права и реформированной судебной системы в Украине.

Подготовил Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-