Закон о местных референдумах: можно будет отставить горсовет, мэра?

Закон о местных референдумах: можно будет отставить горсовет, мэра?

Укринформ
Законопроект вынесен на общественное обсуждение - это правильное решение. Впрочем, оценив документ, специалисты указали на ряд проблемных моментов

На сайте Верховной Рады появился текст законопроекта о местном референдуме. Его вынесли на общественное обсуждение, которое продлится до 11 апреля. Затем проект доработают и внесут в Раду.

По словам вице-спикера парламента Руслана Стефанчука, каждый желающий может прислать свои предложения и замечания на электронный адрес: localreferendum@gmail.com.

Кроме того, планируется провести локальные обсуждения закона на местах. «Север, юг, запад и восток. Анализируя текст законопроекта с представителями сельских, поселковых, городских советов, территориальных громад, неравнодушных граждан мы сможем усовершенствовать наработанное и дать народу действенный механизм непосредственного влияния на местную власть», - подчеркнул Стефанчук.

Итак, выясняем, как хотят проводить местные референдумы?

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ: КОРОТКО О КЛЮЧЕВОМ

Согласно законопроекту, чтобы провести местный референдум, нужно будет требование не менее 10% общего числа избирателей громады. По инициативе граждан референдум объявляет территориальная комиссия. Расходы на подготовку и проведение волеизъявления берет на себя местный бюджет и фонды субъектов процесса референдума.

Предметом местного референдума может быть:

  • выражение недоверия местному совету и (или) сельскому, поселковому, городскому гпредседателю;
  • отмена нормативно-правового акта органа местного самоуправления или отдельных его положений;
  • утверждение устава территориальной громады или изменений в него;
  • утверждение программы развития территориальной громады или изменений в нее;
  • другой вопрос местного значения, отнесенныйх Конституцией и законами Украины к ведению территориальной громады, ее органов и должностных лиц.

В то же время на голосование не могут выносить вопросы,:

  • являющиеся предметом всеукраинского референдума
  • противоречащие положениям Конституции и законов Украины;
  • направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности;
  • направленные на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды.

Не могут быть предметом и вопросы:

  • отнесенные Конституцией и законами к компетенции других органов публичной власти;
  • о реализации отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных органам местного самоуправления законом (делегированные полномочия)
  • вопросы местных бюджетов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Принять участие в местном референдуме смогут совершеннолетние граждане Украины, избирательный адрес которых относится к территории этой громады. Не будет права голоса у военных срочной службы, недееспособных лиц, украинцев, живущих за границей или находящихся в местах лишения свободы.

Также в документе говорится о том, что выносить на местный референдум можно будет только один вопрос, и на этот вопрос нужно дать четкий ответ «да» или «нет». Решение на референдуме будет считаться принятым при наличии 50% голосов плюс один голос, оно является обязательным к исполнению местной властью и может быть изменено не раньше, чем через три года.

Кроме того, референдум не может назначаться и проводиться в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

ОЦЕНКА ЭКСПЕРТОВ: ДОКУМЕНТ НЕПЛОХОЙ, НО НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ «НО»

Мы спросили у экспертов, насколько качественный этот законопроект, за что его можно похвалить? В конце концов, есть ли к нему какие-то конкретные претензии?

Ігор Попов
Игорь Попов

«Прежде всего в пользу законопроекта о местных референдумах говорит процедура его подготовки », - комментирует эксперт Украинского института будущего Игорь Попов.

Он подчеркивает важность того, что текст законопроекта обнародован для общественного обсуждения еще до официальной регистрации. И вспоминает, что подобная процедура была применена и к предыдущему законопроекту - его «старшему брату» - о Всеукраинском референдуме. «Законопроект о местных референдумах готовился открыто, рабочей группой с привлечением лучших украинских независимых экспертов. Документ выглядит целостным и профессионально написанным», - говорит Попов.

«Можно, конечно, придираться к механике, к трактовкам отдельных пунктов в части реализации и так далее. В целом же... С точки зрения популизма документ выписан довольно неплохо», - считает политический эксперт Александр Антонюк.

«Этот законопроект достаточно основательный и большой - 131 страница содержит 124 статьи. Очень правильно, что авторы строили свою логику вокруг того, что местный референдум - это право территориальной громады непосредственно решать вопросы местного значения. То есть, что делать это можно не только в представительной форме через местные советы. Этот момент здесь реализован. Кроме того, в части формирования комиссий по референдуму, в части агитации, образования избирательного фонда и т.д. - этот документ также учитывает, и это правильно, что это могут быть как сторонники, так и оппоненты вопроса местного референдума. В конце концов, к плюсам я бы отнес и то, что никто не пытался поместить в документ непредусмотренные Конституцией понятия, как областные и районные референдумы», - отмечает экс-заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера.

Однако, по мнению экспертов, в документе содержится ряд дискуссионных моментов. В частности, в том же перечне вопросов, которые могут быть предметом референдума.

Игорь Попов считает, что один из рисков - это попытки выносить на референдумы вопросы, которые разделяют общество и имеют более глобальный уровень - вопросы языка, декоммунизации, геополитики или влияния на решения центральных органов власти. «Поскольку соответствие вопроса референдума закона будет оценивать ЦИК, то большинство таких вопросов будут признаны несоответствующими, и весь процесс приведет только к публичным скандалам. Однако инициаторы референдумов могут попытаться найти отдельные аспекты в глобальных вопросах и попробовать провести референдум по переименованию отдельной улице или всего города, или о специфике использования языкового законодательства. Соответствующие оговорки должны быть максимально промоделированы и учтены», - говорит эксперт УИМ.

Также он упомянул о возможности выражения недоверия местному совету или мэру. По его словам, это внесет изменения в балансы интересов и инструменты воздействия на местном уровне. «С одной стороны, граждане всегда поддерживают идею введения механизмов отзыва избранных лиц. Но с другой - оппоненты действующего мэра могут собрать 10% голосов громады, сконцентрировать силы и попытаться изменить власть, не дожидаясь выборов. Правда, закон дает такой шанс только один раз за каденцию», - отметил Попов.

Олександр Антонюк
Александр Антонюк

Александр Антонюк також обратил на это внимание. «Моделируем ситуацию в условном округе, где есть две-три конфликтующие между собой группы. К примеру, депутаты не могут принять бюджет города, ну, потому что не учли какие-то преференции, кому-то что-то не досталось. Что начинает такая политсила делать? Она начинает дискредитационную кампанию, радикализирует местное население и - инициирует референдум. Мол, а давайте снимем мэра. Здесь могут быть злоупотребления и манипуляции. В конце концов, собрать 10% голосов не так уж и сложно. Считаю, что надо поднять порог хотя бы до 30-35%. Да и вообще, я сторонник мнения, что в стране, которая находится в состоянии войны, проводить плебисциты любого характера - мегарискованно. Да, в документе четко прописано, что не может быть предметом референдума. Впрочем, каким бы ни был механизм референдума, в условиях войны, он может быть использован для дестабилизации ситуации и угрозы национальной безопасности. В конце концов, косвенные, завуалированные вопросы вполне возможны. Поэтому я предлагал бы авторам внести в документ определенную правку, которая бы заблокировала использование этого инструмента до завершения военных действий. Без учета всех предохранителей на законодательном уровне, любая неточность может стоить очень дорого», - утверждает политолог.

Андрій Магера
Андрей Магера

Андрей Магера в целом согласен с замечаниями предыдущих спикеров, впрочем выделяет ряд других проблемных моментов. Так, в законопроекте говорится, что только один вопрос можно будет выносить на местный референдум, при этом, говорит он, если внимательно вчитаться в текст...  «Там написано, что если ставится вопрос о недоверии местному совету, то одновременно (!) выносится и вопрос о недоверии городскому, сельскому, поселковому председателю. И наоборот, - отмечает господин Магера. - Но это нельзя включить в один вопрос. Почему? А потому что один избиратель может доверять совету, но не доверять председателю, а другой - наоборот. Понимаете? Этот недостаток надо исправить».

Указывая на еще одну проблему, эксперт обратился к положениям Конституции, где в части местных выборов сказано, что право избирать сельского, поселкового, городского председателя и, соответственно, местный совет - принадлежит жителям соответствующей территориальной громады. «Ключевое слово - жителям. У меня возникает вопрос: почему на местном референдуме, где территориальная громада участвует в голосовании, речь идет не о жителях, а о гражданах, имеющих соответствующий избирательный адрес? Поймите, что иметь избирательный адрес определенной тергромады лицо может иметь даже при условии, что оно там не проживает. Опять же - вопрос: а не будет ли здесь способов вмешательства?» - спрашивает он. И тут же приводит пример: «Представьте, что рядом с Киевом, Харьковом, Одессой, или любым другим крупным городом находятся небольшие громады. Земля в этих общинах может быть очень ценной. И для того, чтобы повлиять или на результаты выборов в соответствующий местный совет, или на результаты референдума, касающегося, например, вопросов земли и т.д. - увы, речь может идти о злоупотреблениях. Почему? Все элементарно. Дают деньги определенному количеству избирателей, чтобы они изменили свой текущий избирательный адрес на избирательный адрес нужной громады. И они это делают без проблем, и участвуют в голосовании, и, как следствие, влияют на результаты референдума. Напомню, что законодатель сделал очень либеральным способ изменения избирательного адреса. Для этого не нужно никаких подтверждающих документов».

Последний ряд замечаний господина Магеры касается территориальной комиссии. В законопроекте сказано, что именно она (эта комиссия) по инициативе граждан объявляет референдум. Впрочем эксперт говорит, что в данном случае не все так просто, как кажется на первый взгляд. «Теркомиссия имеет достаточно много возможностей для отказа в проведении референдума. В проекте закона содержится ряд зацепок, формулировок, которые позволяют или непосредственно теркомиссии, или политическим партиям (представители которых являются членами соответствующих теркомисий) заблокировать этот процесс. Получается, что де-юре местные референдумы проводятся по инициативе граждан, но де-факто - будут проводиться только те референдумы, которые выгодны власти, влиятельным политсилам», - подытожил Андрей Магера.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-