Алексей Сухачев, и.о. директора Государственного бюро расследований
Наиболее успешные дела у ГБР еще впереди
05.04.2021 16:25

История создания Государственного бюро расследований была непростой: длился этот процесс по сути три года - с момента принятия Верховной Радой соответствующего Закона в ноябре 2015-го до фактического начала деятельности Бюро в конце ноября 2018 года. Да и после старта ГБР тяжело входило в рабочее русло. Первый отчет о работе правоохранительного органа с довольно широкими полномочиями Верховная Рада фактически услышала только в марте 2021-го. С докладом выступал исполняющий обязанности директора Бюро Алексей Сухачев. Он занимает должность с сентября прошлого года, за это время еще не общался с прессой.

Интервью Укринформу - первое интервью руководителя Бюро с момента назначения...

- Алексей, что это за бумаги у вас на рабочем столе? Резонансные дела?

- Дела – у следователей. У меня рабочие документы – служебная переписка, отчеты, внутренняя документация. В последнее время мы существенно активизировались. Суток уже не хватает…

- Вы пришли в ГБР уже ближе к концу 2020 года, в сентябре. Хотя отчитываться в Верховной Раде вам пришлось за весь период. Что удалось достичь ГБР в прошлом году? И наоборот - что не удалось сделать?

Наша цель - создать эффективный и независимый правоохранительный орган. К ней и движемся

- Сегодня мы видим высокий общественный запрос на безопасность и справедливость. Удовлетворить эти, по сути, базовые потребности граждан должно в том числе и Государственное бюро расследований. Кто бы что ни говорил, однако наша цель – создать эффективный и независимый правоохранительный орган. К ней и движемся.

Что касается прошлого года, то со всеми вызовами, которые стояли перед Бюро, убежден, мы справились. И это главное. Прошлый год стал годом положительной трансформации Государственного бюро расследований как эффективного и независимого правоохранительного органа. Мы, как двигатель в автомобиле – запустили следствие, обеспечили его объективность и беспристрастность. Это сразу же дало положительную динамику в расследовании уголовных производств. В целом в 2020 году ГБР осуществляло досудебное расследование чуть меньше, чем в 43 300 уголовных процессах. Преимущественно это противодействие коррупции, экономические преступления, преступления против окружающей среды, превышение полномочий представителями правоохранительных органов и другие.

В результате в суд направлено 3 305 обвинительных актов в отношении 3 600 подозреваемых. Сообщено о подозрении почти 4 тысячам лиц, львиная часть которых - это военнослужащие и работники правоохранительных органов. Установлены факты нанесения ущерба государству в результате уголовных правонарушений на сумму свыше 415 млн. гривень.

В начале года мы изменили организационную структуру Бюро и создали новые подразделения, а в конце – завершили формирование Совета общественного контроля и запустили работу дисциплинарной комиссии. Активизировали взаимодействие с Верховной Радой, продвигаем ряд законодательных изменений, которые позволят урегулировать важные для ГБР вопросы.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за поддержку народных депутатов из комитета по вопросам деятельности правоохранительных органов и непосредственно председателя комитета Дениса Монастырского. Мы чувствуем вашу поддержку и объективную заинтересованность в развитии Государственного бюро расследований.

Вижу качественные изменения в работе ГБР и стараюсь от этого позитива отталкиваться

То есть, год был активным и достаточно продуктивным. Мы нарастили наши возможности и мощности по всем направлениям и продолжим эту работу уже в нынешнем году.

Что не удалось? Знаете, каждый руководитель хочет и всегда требует большего от себя и подчиненных. Я понимаю, что результаты нашей работы в прошлом году могли быть лучше. Но я вижу качественные изменения в работе ГБР и стараюсь от этого позитива отталкиваться.

- Какие дела, проведенные ГБР в последнее время, вы считаете успешными?

- Я надеюсь, что наиболее успешные дела у ГБР еще впереди. Для меня сейчас важно, чтобы ГБР, как правоохранительный орган, работал системно и масштабно. Говорим об этом практически на каждом совещании. Хотя и мелкие преступления тоже в пределах нашей компетенции. Они отнимают много времени у следователей, которых и так не хватает.

Среди последних дел могу отметить раскрытие схемы закупки медиками Вооруженных сил Украины аппаратов искусственной вентиляции легких на сумму более 11 млн грн, технические характеристики которых делают невозможным их практическое использование.

Раскрытие схемы уклонения от уплаты налогов юридическими лицами, связанными с одним из народных депутатов Украины на общую сумму более 97 миллионов гривень.

Многочисленные факты пыток задержанных и превышения своих полномочий представителями правоохранительных органов. Только в 2020 году в суд направлено 83 обвинительных акта в отношении 117 человек.

Бюро набирает значительные обороты в борьбе с коррупцией. Здесь также выстраиваем систему противодействия: действуем на всех уровнях и по всем направлениям. В прошлом году ГБР направило в суд 461 обвинительный акт, большая часть из которых связана с получением неправомерной выгоды должностными лицами на общую сумму более 19 миллионов гривень.

Еще один пласт работы - противодействие преступлениям в сфере охраны окружающей среды и преступления против окружающей среды. За несколько последних месяцев в разных регионах Украины следователи ГБР обнаружили десятки схем вырубки лесов на общую сумму более 37 млн грн.

Мне, если честно, трудно понять такое наплевательское отношение людей к природе. Сами же работники лесхозов за откаты покрывают этих местных дельцов, которые сотнями рубят ценные породы деревьев, нарушая экосистему региона и уничтожая уникальные леса.

Об этом, кстати, шла речь на недавнем совещании руководителей правоохранительных и других государственных органов под председательством Генерального прокурора. Все участники сошлись во мнении, что эта проблема требует более жестких и системных подходов. Над этим и работаем.

Чем больше дел мы раскрываем, тем глубже пропасти раскрываются перед нами в той или иной сфере

На завершающей стадии у нас расследование крушения военного самолета Ан-26 в сентябре прошлого года, когда погибло 26 человек, резонансное дело о взрывах военных складов в городе Сватово Луганской области, которые произошли еще в октябре 2015 года и многие другие.

К сожалению, чем больше дел мы раскрываем, тем глубже пропасти раскрываются перед нами в той или иной сфере. Однако эти дыры необходимо латать. Этим и занимаемся.

- Вы упомянули о крушении самолета с курсантами. Завершит ли Государственное бюро расследований следствие по делу до конца апреля, как это прогнозировалось?

- Да. Думаю, мы уже в ближайшее время отчитаемся о результатах. Следователям удалось максимально быстро установить причины катастрофы. К сожалению, погибших ребят уже не вернешь, но виновники катастрофы должны быть наказаны. Иначе никто не сможет гарантировать избежания подобных трагедий в будущем.

Это первое в истории Украины расследование авиакатастрофы как среди гражданской, так и военной авиации, которое следствие раскрыло за полгода.

ГБР уже сообщило трем высокопоставленным чиновникам ВСУ о подозрении. Один из них находится под стражей, еще один – под круглосуточным домашним арестом. Дело на постоянном контроле держит президент Украины.

- Когда создавалось ГБР, у людей сразу возникли аналогии с ФБР, даже названия похожи. Обладаете ли вы такими же полномочиями, как директор ФБР в Штатах, не говоря уже о материально-технической базе, кадровом потенциале?

- Бюро - относительно молодой правоохранительный орган, который сначала был создан на бумаге, а затем его работу начали наполнять содержанием. При этом мало кто верил, что оно таки заработает. Тем не менее, я считаю, что за последние полгода нам удалось качественно изменить деятельность ГБР и сделать большой шаг вперед.

У Бюро четко определены полномочия и подследственность. Это высшие должностные лица, судьи, работники правоохранительных органов, те, кто совершил военные преступления. То есть топ-чиновники, которые имеют связи и возможности. Но Закон - один для всех. И моя задача, чтобы эту мысль осознали все чиновники в стране.

На сегодня мы чувствуем потребность и в профессиональных следователях, и в техническом и материальном обеспечении, но ГБР, как правоохранительный орган, работает.

В соответствии с Указом Президента в прошлом году в ГБР создано: Главное следственное управление, Главное оперативное управление, Главное оперативно-техническое управление и Управление обеспечения личной безопасности. Это позволило нам во время досудебного расследования задействовать весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, повысило эффективность ГБР в целом.

Мы набираем обороты и, я уверен в том, что мы оправдаем надежды и народа Украины, и руководства государства, и наших международных партнеров.

- Рядовой украинец пока не очень разобрался с полномочиями ГБР. Порой кажется, что все занимаются сразу всем. Разделены ли уже четко сферы ответственности между правоохранительными органами?

Сейчас у нас складывается очень хорошая межведомственная коммуникация

- Конечно, определенные недоразумения при практической реализации наших полномочий таки возникают. Но это нормально. Это рабочие моменты, которые мы решаем. Частично мы забрали подследственность у прокуратуры, частично у полиции. Сейчас у нас складывается очень хорошая межведомственная коммуникация. В ГБР работают люди, у которых за плечами опыт службы в других правоохранительных органах. Я также постоянно общаюсь с коллегами правоохранителями. А как же иначе? Убежден, что мы вместе делаем общее дело.

Часть проблем лежит в законодательной плоскости. Потому что основные законы есть, но сама нормативно-правовая база еще не отшлифована. Правового урегулирования, например, требуют вопросы совершенствования деятельности территориальных управлений, ношения и использования оружия, социальной защиты персонала ГБР, многие другие.

Возьмем, например, общую численность ГБР. Законом определено 1600 человек. Но ведь мы действуем по всей территории Украины! В областях с населением в 1,5-2 миллиона жителей всего 15-20 человек. А в этом регионе одних только субъектов – несколько тысяч человек. Работаем над этим.

Кстати, комитет по вопросам деятельности правоохранительных органов разработал законопроект (Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно совершенствования отдельных положений в связи с осуществлением специального досудебного расследования» от 20.09.2019 № 2164 – Укринформ), который поможет решить ряд важных вопросов относительно проведения досудебного следствия и судебного производства.

Это касается и уточнения оснований для объявления розыска подозреваемого, оснований для осуществления специального досудебного расследования или специального судебного производства и другие положения.

В феврале законопроект уже прошел первое чтение в Верховной Раде. Мы также давали свои предложения. Насколько мне известно, во втором чтении документ еще не рассматривался.

- Почему не удается быстро укомплектовать штат ГБР, и следователей, говорите вы – “категорически” не хватает?

- Требования отбора кандидатов в ГБР достаточно строгие. Это не только наличие высшего юридического образования и стажа работы в области права, но и обязательные высокие моральные качества и безупречная репутация. Поэтому далеко не все могут пройти конкурс. Процедура занимает определенное время.

На сегодня Бюро укомплектовано примерно на 80 процентов. Этот показатель гораздо лучше, чем был на начало прошлого года, однако недостаточный.

Для нас обеспечение ведомства высокопрофессиональными кадрами - одна из приоритетных задач на ближайшую перспективу.

- Государственное бюро расследований решило усилить свое присутствие в Донецкой области. Чем вызвана такая инициатива и почему именно сейчас? В каких еще регионах планируется создание новых территориальных подразделений ГБР?

- Все изменения, создание новых управлений - могут происходить только путем внесения изменений к Закону. А это - длительный и кропотливый процесс, на который нет времени. Поэтому мы, в пределах имеющейся численности, на базе семи имеющихся территориальных управлений создали обособленные структурные подразделения с дислокацией в каждом областном центре. Это делает ГБР, как правоохранительную структуру, более мобильной. Позволяет следователю быть на месте преступления своевременно. Естественно, что таким образом повышается и эффективность нашей работы.

Но это временное решение проблемы. Я сторонник содержательных решений и решения вопроса по существу. ГБР должно иметь полноценные управления в каждом областном центре. Поэтому соответствующие изменения на законодательном уровне необходимо будет вносить.

- В Конституционный Суд поступило обращение Верховной Рады о предоставлении заключения относительно конституционности законопроекта, которым предлагается внести изменения к Конституции в части назначения директоров Государственного бюро расследований и Национального антикоррупционного бюро Украины. Законопроектом предлагается дополнить статью 106 Конституции новыми пунктами 11-1 и 11-2, установив, что Президент имеет полномочия назначать и увольнять с должности с согласия Верховной Рады директора НАБУ и директора ГБР. Ваше отношение к такой законодательной инициативе?

Сегодня мы расследуем дела против представителей всех без исключения правоохранительных органов, и среди них – достаточно высокие должностные лица

- Поймите меня правильно - я состою на государственной службе. То есть, служу государству. Если законодательный орган государства решит, что такой алгоритм назначения руководителя ГБР законодательно верный и логичный – мы будем придерживаться этого порядка.

Вообще, мне кажется, что не стоит политизировать деятельность правоохранительных органов. Это ложный путь. ГБР - вне политики. Мы расследуем дела против народных депутатов из разных партий и для нас нет неприкасаемых. Сегодня мы расследуем дела против представителей всех без исключения правоохранительных органов, и среди них – достаточно высокие должностные лица. Таким образом, мы помогаем и Президенту, и Верховной Раде строить действительно правовое государство, в котором все равны перед законом.

Вы знаете, каков девиз ГБР? В переводе с латыни: пусть свершится правосудие, чтобы не погиб мир. Мне кажется, это очень сильный мотивационный посыл.

- Пожалуй, наиболее ожидаемое расследование - это расследование госизмены высокопоставленных чиновников Украины, которая повлекла за собой оккупацию Крыма и вторжение российских войск на восток Украины. На каком этапе находятся эти расследования. Кого допросили, кому объявлены подозрения?

- Вы знаете, что уже в этом году ГБР сообщило о подозрении бывшим президенту и премьер-министру Украины за совершение государственной измены при подготовке и подписании соглашения между Украиной и Российской Федерацией относительно вопросов пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Это создало условия для неконтролируемого увеличения личного состава и вооружения на территории Крыма и города Севастополя, что повлекло за собой дальнейшую оккупацию Вооруженными силами РФ территории Украины.

На данный момент продолжаются следственные действия с целью проверки причастности других высших должностных лиц Украины, и бывших, и действующих к совершению государственной измены при приведенных обстоятельствах. Подозрения еще будут.

Эти дела исторически и морально связаны с делами «Майдана». Это очень чувствительная и общественно важная тема. Здесь мы также существенно продвинулись вперед. Уже в этом году в суд направлено 4 обвинительных акта в отношении 10 лиц, получены разрешения на осуществление специального досудебного расследования, что позволит привлечь виновных лиц к уголовной ответственности уже в этом году.

В прошлом году следователи ГБР по согласованию с Офисом генерального прокурора по этому делу привлекли к уголовной ответственности 40 человек, из которых 25 представителей правоохранительных органов, 5 судей, 2 прокурора и 8 гражданских.

- 16 марта были приняты изменения к закону, которые должны были снять большинство преград для начала так называемого "заочного правосудия" в отношении бывших чиновников Украины, обвиняемых в госизмене, которые скрываются на территории других стран, и которых нельзя было привлечь к ответственности из-за того, что Интерпол не объявлял их в розыск. Действуют ли уже эти изменения? В отношении каких конкретных персон их планируется применить в первую очередь?

- Эти изменения еще не действуют. Насколько мне известно, семьи Героев Небесной Сотни обратились и к Президенту, и к председателю Верховной Рады с просьбой обеспечить законодательную основу для того, чтобы необходимые решения Верховная Рада приняла уже в ближайшее время. Будем надеяться, что так и будет.

- Алексей, во время своего доклада в парламенте в начале марта вы анонсировали расследование в уголовном производстве относительно срыва спецоперации по задержанию членов ВПК «Вагнер» летом прошлого года. Когда можно ожидать первые подозрения в этом деле?

- Следствие продолжается. Это все, что могу сказать. Следователи работают, проводятся допросы, изучаются материалы, проводятся экспертизы. Думаю, не стоит спекулировать на этой теме. Истина будет установлена и в короткой перспективе мы дадим результат.

- Сейчас в Бюро расследуют дело, в котором фигурирует председатель КС Александр Тупицкий. Президент дважды отстранял его от должности судьи на время расследования и уже даже уволил с должности. Когда можно ожидать завершение следствия? Объявили ли подозрения другим фигурантам этого дела?

- На данный момент следователи осуществляют досудебное расследование в уголовном производстве по подозрению уже бывшему судье Конституционного Суда Украины и председателю этого же суда Александру Тупицкому.

23 марта следственным судьей Печерского районного суда в этом производстве продлен срок досудебного расследования на пять месяцев, то есть до 28 мая. Поэтому завершение досудебного расследования в отношении Александра Тупицкого планируется именно в пределах этого срока.

Это уголовное производство касается правонарушений, совершенных в системе хозяйственного судопроизводства. Ранее в нем уже было сообщено о подозрении 14 лицам, в том числе бывшему председателю Высшего хозяйственного суда Украины и его заместителю. Бывший председатель этого суда находится в одной из стран Европы и объявлен в розыск. В отношении его заместителя и еще четырех соучастников обвинительный акт в 2020 году был направлен в суд.

Досудебное расследование продолжается и о сообщении подозрений другим соучастникам преступлений мы обязательно отчитаемся.

- Окружной административный суд города Киева постановил истребовать у Государственного бюро расследований информацию о недопуске Александра Тупицкого в здание и на территорию Конституционного суда. Суд настаивает, что эта информация должна была быть предоставлена до 30 марта 2021 года. Выполнили ли это решение ОАСК?

- Постановление судьи Окружного административного суда поступило в Государственное бюро расследований только 22 марта.

Согласно документу, соответствующую информацию без указания сведений, которые могут содержать данные досудебного расследования, необходимо было предоставить в суд до 30 марта. Естественно, что мы выполнили данное решение в определенный срок.

- Во время доклада в парламенте вы также сообщили, что бюро расследует дела, в которых фигурируют другие судьи КС. О ком из судей идет речь? Уточните, пожалуйста, по каким статьям УКУ расследуются дела? Кто стал заявителем в них?

- Досудебное расследование осуществляется в производстве по заявлению народного депутата Украины. Речь идет о возможном вмешательстве судей Конституционного суда в деятельность государственного деятеля с целью препятствования выполнения им служебных обязанностей.

Досудебное расследование исследует обстоятельства принятия судьями КСУ решения по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины отдельным положениям Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Досудебное расследование в уголовном производстве продолжается, сообщения о подозрении на данный момент не осуществлялись.

- Длительное время ведение дел органами досудебного следствия тормозилось из-за того, что чиновники элементарно игнорировали повестки на допрос или проведение следственных экспериментов. Особенно это касается судей, которые, имея за плечами большой опыт, постоянно избегают общения со следователями. Насколько известно, готовятся к принятию определенные изменения к УПК, которые устраняют эту лазейку. Поможет ли это ускорить ведение дел?

- Государственное бюро расследований поддерживает любые законодательные инициативы, которые нацелены на повышение эффективности досудебного расследования и способствуют выполнению его задач. Однако даже сегодня наши следователи применяют весь арсенал процессуальных инструментов и определенных законодательством правовых процедур, в том числе во время вызова участников уголовного производства.

Например, в случае надлежащего уведомления о проведении процессуального действия и дальнейшей неявки ответчика без уважительных причин, следователи ГБР немедленно инициируют вопрос относительно привода указанного лица или наложения денежного взыскания на участников уголовного производства за невыполнение процессуальных обязанностей.

- Адвокаты бывшего президента Петра Порошенко сообщали, что ГБР расследует несколько десятков дел в отношении него. Проводили ли вы аудит дел, в которых фигурирует Порошенко? Сколько их? Какое количество дел закрыли из-за отсутствия состава преступления? Ранее вы говорили, что следователи Бюро в ходе расследования ряда дел в отношении Порошенко ожидают выполнения международно-правовых поручений. О каких делах идет речь? О какой именно помощи  вы просили у своих зарубежных коллег?

- По ряду уголовных производств, которые расследуются Государственным бюро расследований, Петр Алексеевич неоднократно допрашивался.

На сегодня мы ожидаем ответ по результатам 23 запросов о предоставлении международной правовой помощи от наших иностранных партнеров, в частности: Чешской Республики, Франции, Турции, Мальдивской Республики и многих других стран.

Прежде всего в указанных досудебных расследованиях исследуются обстоятельства возможного незаконного перемещения через таможенную границу Украины культурных ценностей; организации незаконной переправки лиц; осуществления хозяйственных операций относительно различного рода активов с возможным уклонением от уплаты налогов и их легализации, а также других фактов.

Направление такого количества запросов о международной правовой помощи вызвано тем, что указанные операции происходили, прежде всего, с предприятиями-нерезидентами, в том числе и такими, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях.

- Дело Пашинского, которое вело ГБР и который был оправдан судом. В чем причина такого финала? Слабая доказательная база?

- Во время досудебного расследования следователи ГБР провели содержательную и качественную работу по сбору доказательств и выявлению как тех обстоятельств, которые разоблачают, так и тех, которые оправдывают обвиняемого. Подозрение и обвинение в указанном уголовном производстве базировались, я подчеркиваю, исключительно на надлежащих и допустимых доказательствах.

Однако наш уголовный процесс состязательный, и в данном случае суд отдал предпочтение стороне защиты.

Не буду комментировать судебное решение во внесудебном порядке.

Укринформ

Фото Геннадия Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-