Этьен де Понсен, Посол Французской Республики в Украине
Деолигархизация в Украине необходима, в том числе и в форме антимонопольных мер в экономике
22.04.2021 17:28

Наш разговор с Чрезвычайным и Полномочным Послом Франции в Украине Этьеном де Понсеном состоялся через несколько дней после визита президента Украины Владимира Зеленского в Париж, поэтому значительная его часть касалась этого события и позиции Франции относительно чувствительных для нашей страны международных вопросов. В частности, речь шла о «красных линиях» Украины при разработке «ключевых кластеров по реализации Минских соглашений», о российском нарративе в отношении Украины, перспективе предоставления нашей стране Плана действий по членству в НАТО, борьбе с коррупцией и деолигархизации.

Но закончить разговор дипломат решил на оптимистичной ноте и напомнил, что в Украине сейчас весна, в частности французская.

ПЕРСПЕКТИВА НОРМАНДСКОГО ФОРМАТА ОСТАЕТСЯ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ, ОДНАКО НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ

- Господин посол, в Украине сейчас внимательно следят за всеми международными контактами руководства нашего государства и полученными от партнеров и друзей сигналами о поддержке на фоне наращивания Россией войск вблизи границ Украины и в Крыму. В этом смысле озвученные результаты переговоров лидеров Украины, Франции и Германии в Париже – в Украине восприняты по-разному: часть политиков ими довольна, часть ожидала большего. А каковы они с точки зрения французской стороны?

- Хочу сразу отметить, что визит президента Зеленского в Париж планировался заранее, а время, когда он состоялся, очень важное, поскольку международная повестка дня сегодня действительно очень насыщенная.

Наши страны возглавляют два молодых динамичных президента, между которыми сложились длительные и весьма дружеские отношения. Они распространяются и на жен президентов – во время общения глав государств параллельно проходил обед госпожи Елены Зеленской с госпожой Брижит Макрон.

Поэтому речь идет о дружбе, которая развивается между двумя супружескими парами, что является довольно редким случаем в международных отношениях. Но это дополнительно положительно характеризует отношения между нашими странами.

Разговор двух президентов в режиме тет-а-тет длился почти два часа, и это тоже показатель уровня доверия между руководителями наших стран.

Как известно, после двустороннего формата к разговору присоединилась госпожа Ангела Меркель, и состоялись обсуждения уже в трехстороннем формате. В отношении их содержания сохраняется определенная степень конфиденциальности, но, очевидно, президенты обсуждали увеличение военного присутствия Российской Федерации на границах с Украиной и рассмотрели возможности достижения деэскалации и уменьшения напряжения, связанного с этим.

Они также обсудили пути и возможности активизации работы в рамках Нормандского формата и Минского процесса, поскольку оба считают, что дипломатический путь единственный, который может гарантированно принести выход из этой ситуации.

Поэтому, безусловно, мы считаем встречу результативной. К тому же, следует отметить, что к этим темам добавилось и большое измерение двустороннего сотрудничества, которое является довольно интенсивным и активным в экономической, культурной и политической сферах.

- В Офисе главы Украинского государства анонсировали визит президента Франции Эммануэля Макрона в Украину в первой половине этого года. Этот визит остается на повестке дня французского лидера, или во Франции рассматривают встречу президентов в Париже 16 апреля как альтернативу ему?

- Нет, речь идет не о какой-то альтернативе, а скорее регулярном контакте, который состоялся согласно плану.

По случаю встречи (с президентом Зеленским в Париже 16 апреля, - ред.) президент Макрон вновь подтвердил свое принципиальное согласие приехать с визитом в Украину как только позволит эпидемическая ситуация.

На данный момент рассматривается возможность приезда летом текущего года. Точной даты у нас пока нет, но перспектива визита подтверждается со стороны Офиса президента Французской Республики.

- Президент Зеленский в интервью французскому изданию Le Figaro накануне визита в Париж выразил надежду, что Эммануэль Макрон сможет реанимировать Нормандский формат и сделать ему «искусственное дыхание». Можно ли считать шагом в этом направлении анонсированный президентом Франции разговор с президентом Путиным в ближайшее время?

- Мы всегда выступали за проведение саммита в Нормандском формате, эта перспектива фигурирует на повестке дня, однако необходимо обеспечить содержательные политические условия для этой встречи.

Мы продолжаем наши усилия, и участие госпожи Меркель в общении наших президентов является свидетельством поиска путей продвижения в переговорах и выхода на новые решения в Нормандском формате.

Однако необходимо четко понимать позицию президента Макрона – не стоит проводить саммит ради саммита, должен быть конкретный смысл, который обусловит проведение этой встречи.

Диалог между нашими столицами продолжается постоянно. Вчера (интервью записывалось 20 апреля, – ред.), как известно, состоялась встреча на уровне политических советников лидеров Нормандского формата.

На сегодня мы констатируем, что, к сожалению, предпосылки для проведения саммита еще не обеспечены.

- Действующий председатель ОБСЕ Анн Линде во время визита в Киев заявляла, что Украина выполнила свою часть обязательств, о которых шла речь на Парижском саммите, для проведения следующей нормандской встречи. Разделяете ли вы такую оценку?

– Я бы в своем ответе сослался на метафору со стаканом: он наполовину пуст или наполовину полон.

Мы видим, что определенный перечень выводов Парижского саммита был реализован, в частности, речь идет об обмене удерживаемыми лицами, а также других мерах, предпринятых Украиной, например, открытие новых КПВВ в Золотом и Счастье.

В то же время есть другие меры, которые не были выполнены, а еще часть находятся сейчас под угрозой, например, соблюдение режима прекращения огня.

То есть мы видим, что существует поле для работы, и она продолжается, чтобы выполнить необходимое количество предпосылок для организации дальнейших встреч. Россия и поддерживаемые ею сепаратисты должны выполнить свою часть работы.

ФРАНЦИЯ И ГЕРМАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ "КЛАСТЕРОВ" УЧИТЫВАЮТ "КРАСНЫЕ ЛИНИИ" УКРАИНЫ

- В Украине довольно настороженно относятся к тому, что содержание разработанных Германией и Францией «ключевых кластеров по реализации Минских соглашений» не раскрывается, поскольку опасаются, что в них может идти речь о пересечении определенных «красных линий», чего украинское общество не воспримет. Одна из принципиальных позиций Украины относительно реализации Минских договоренностей - это решение в первую очередь вопросов безопасности и только потом переход к политическим вопросам. Есть ли у украинского общества основания для подобных опасений?

- Я действительно вижу, что в прессе иногда говорят об определенном предательстве, о возможности пересечения «красных линий» (при согласовании «ключевых кластеров» - ред.). Я не согласен с таким видением, поскольку речь идет об искажении, к которому прибегают СМИ в погоне за сенсацией. Мы как посредники уважаем позицию Украины по этим чувствительным вопросам, абсолютно осознаем те «красные линии», которые существуют для Украины, и стараемся в полной мере их учитывать.

Говоря о кластерах, я хотел бы акцентировать на определенной конфиденциальности, которая должна быть присуща переговорному процессу, и заметить, что утечка информации о кластерах в прессу происходила не от Германии и Франции, а от российской стороны.

Задачей Германии и Франции является содействие проведению встреч в Нормандском формате, потому что пока нет других возможностей общения Украины и России напрямую.

Наш с Германией приоритет - также способствовать успешности этих переговоров, и он был в очередной раз подчеркнут со стороны нашего президента и канцлера Германии в пятницу в Париже.

- Прослеживают ли Франция и Германия попытки России склонить Украину к прямым переговорам с так называемыми представителями «ДНР\ЛНР», чтобы таким образом выйти из Минского переговорного процесса и на этом основании добиваться снятия санкций ЕС?

- Действительно, в течение нескольких месяцев мы наблюдаем российский нарратив, направленный на то, чтобы представить Россию в качестве посредника, а не стороны этих переговоров, а события в Украине - как гражданскую войну.

Со своей стороны мы постоянно напоминаем, что в рамках Трехсторонней контактной группы участниками являются ОБСЕ, Украина и Россия.

- Поднимает ли французская сторона в переговорах с РФ вопрос прекращения выдачи жителям оккупированной части Донбасса паспортов РФ, что в Украине расценивается как ползучая аннексия и возможный повод для официальной легитимизации присутствия российских войск в ОРДЛО – якобы для защиты российских граждан?

- Франция на самом деле неоднократно осуждала практику выдачи российских паспортов жителям регионов Украины. Такой же позиции в целом придерживается Европейский Союз, от которого также звучали соответствующие заявления.

- Президент Зеленский заявил в Париже, что Украина на следующем саммите НАТО в июне ожидает сигнала о готовности стран-членов поддержать предоставление Украине Плана действий по членству в Альянсе, и отметил важную роль Франции в решении этого вопроса. Готова ли французская сторона подать такой сигнал Украине?

- Этот вопрос (относительно предоставления Украине ПДЧ, - ред.) имеет абсолютно легитимный характер и, я думаю, он будет рассматриваться на саммите НАТО в июне.

Однако решение относится к компетенции Альянса в целом и будет приниматься именно в таком формате.

На мой взгляд, вопрос продвижения к перспективе предоставления ПДЧ пока не имеет неотложной срочности. Задача Украины на сегодня - выполнение программы Партнерства расширенных возможностей, к которому она присоединилась летом прошлого года.

- Франция уже заявляла о поддержке «Крымской платформы», но вы говорили, что ее цели не до конца ясны. Нашли ли вы ответ на этот вопрос в недавно утвержденной президентом Зеленским Стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированного Крыма? Определилась ли уже французская сторона с форматом участия в этой инициативе и уровнем представительства на инаугурационном саммите в августе этого года?

- Мы внимательно следим за этой инициативой. Ее обсуждение происходит на уровне министров иностранных дел наших стран, в частности господин Кулеба, который был с визитом в Париже, общался относительно этого вопроса со своим коллегой Жан-Ивом Ле Дрианом.

Она уместна, поскольку действительно позволяет вернуть вопрос незаконной аннексии Крыма Российской Федерацией в повестку дня международной политики.

Безусловно, мы будем участниками мероприятий, которые будут проводиться в этом формате. Пока рано говорить о конкретном уровне нашего представительства на саммите, но мы, несомненно, будем там вместе с нашим европейским, американским, канадским и другими партнерами.

ФРАНЦИЯ И ПАРТНЕРЫ ПО G7 ПОДДЕРЖИВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕОЛИГАРХИЗАЦИИ В УКРАИНЕ

- Около двух месяцев назад вы говорили в интервью украинским СМИ, что Франция и другие страны-члены G7 разочарованы состоянием борьбы с коррупцией в Украине. Вероятно, это совпадение, но буквально сразу после этого президент и Совет национальной безопасности и обороны начали предпринимать решительные шаги в этом направлении. Как вы оцениваете последние действия украинской власти на пути преодоления коррупции?

- Это (борьба с коррупцией – ред.) очень важный вопрос, потому что на самом деле необходимость установления верховенства права, функционирования независимой юстиции является необходимой предпосылкой для полноценного использования экономического потенциала Украины.

Франция и партнеры по группе стран G7 заявляли о некотором разочаровании работой в этом направлении в Украине, начиная с лета 2020 года, после периода так называемого «турборежима», который казался многообещающим.

В то же время следует признать, что за последние месяцы мы наблюдаем активизацию усилий со стороны украинской власти, чтобы, так сказать, поставить на правильные рельсы реформирование сферы борьбы с коррупцией и судебной системы.

Решение Конституционного суда от 27 октября прошлого года, на наш взгляд, было значительным откатом и, можно сказать, определенным поражением на этом пути. Мы видим необходимость в возобновлении полноценного действия норм антикоррупционного законодательства, которые были отменены этим решением.

Как известно, ряд законопроектов сейчас находится в Верховной Раде. У них правильное направление, в частности, они предусматривают восстановление заключения как формы наказания за недостоверное декларирование или недекларирование доходов. Мы считаем это прогрессом в правильном направлении.

Так же в рамках группы послов G7 мы приветствовали решение президента, направленное на то, чтобы остановить деятельность Окружного административного суда Киева, который получил репутацию центра коррупции.

Позиция группы послов G7 в этом вопросе неизменна: мы считаем, что реформа судебной отрасли является матерью всех остальных реформ для Украины. Потому что без судебной реформы, без обеспечения для иностранных инвесторов возможности работать без страха незаконного лишения своих активов – не будет создано предпосылок для экономического развития Украины.

Именно поэтому в декабре прошлого года группа послов G7 изложила свое видение дальнейшего развития судебной реформы в форме дорожной карты, которая была обнародована на широкую публику.

Как известно, мы делаем особый акцент на необходимости конкурсного отбора при назначении членов независимых институтов и судебных органов Украины. Поскольку худшая ситуация, которую можно представить, - это существование формально независимых институтов, члены которых не имеют либо должного уровня компетенции, либо беспристрастности, либо просто не соответствуют критериям добропорядочности для выполнения возложенных на них функций.

Именно поэтому мы отстаиваем участие экспертов от специализированных международных организаций в комиссиях по избранию членов этих независимых институтов и судебных органов Украины.

- Насколько эффективной, по вашему мнению, может быть озвученная президентом Зеленским идея принять отдельный закон об олигархах?

- Мы внимательно следим за теми мерами, которые в последнее время принимает украинское руководство, и у части которых, как я отмечал, правильное направление.

Мы поддерживаем необходимость деолигархизации в Украине, которая должна происходить, в частности, в форме антимонопольных мер в украинской экономике.

На самом деле, за последние недели у нас появилось ощущение положительного импульса, который придает своей стране президент Зеленский. Теперь необходимо посмотреть на конкретные результаты, которые будут достигнуты на этом пути.

Говоря о реформах, в качестве примера хочу привести законопроект о реформировании Службы безопасности Украины. Как известно, он был принят в первом чтении, но все еще не рассматривался во втором чтении. Этот закон очень важен, в частности, из-за одного из ключевых вопросов, который касается компетенции СБУ относительно расследования экономических преступлений. На наш взгляд, изменение нынешнего состояния дел необходимо и уже началось, в частности, недавним созданием Бюро экономической безопасности .

Таким образом, мы отмечаем определенные положительные сигналы и положительные сдвиги. Впрочем, как говорит французская пословица, «одна ласточка не делает весны»: требуется определенное количество конкретных мероприятий и решений, которые приведут к результату.

С НАЧАЛА ГОДА ТОВАРООБОРОТ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ФРАНЦИЕЙ ОЖИВИЛСЯ

- По итогам 2020 года зафиксировано падение общего товарооборота между Украиной и Францией на 8,4% по сравнению с 2019 годом, примерно на такой же процент (-8,8%) упал объем прямых инвестиций из Франции в экономику Украины. Можно ли считать причиной этого исключительно пандемию коронавируса? Какие вы видите пути преодоления этих негативных тенденций?

- Хочу отметить, что как посол я в значительной степени доволен тем, как торговое сотрудничество между нашими странами отвечает на вызовы нынешней пандемии.

На самом деле, 2019 год был очень успешным для французских компаний с точки зрения товарооборота. Очевидно, в 2020 произошел определенный спад. Но товарооборот все же остается на относительно высоком уровне, и с начала текущего года мы констатируем новое оживление.

В связи с этим я хотел бы вспомнить два показательных контракта, которые мы реализуем сегодня – относительно поставки вертолетов и патрульных катеров для нужд МВД Украины. Работа по этим контрактам идет точно по плану, и есть хорошая динамика в их реализации.

Между сопредседателями Совместной франко-украинской межправительственной комиссии Брюно Ле Мэром и Арсеном Аваковым происходят регулярные контакты в телефонном, видеорежиме, при личных встречах. Есть определенные наработки, поэтому можем надеяться на новые значительные контракты в сфере экономического сотрудничества между нашими странами.

Во время встречи двух президентов в Париже в прошлую пятницу была дана рекомендация ускорить работу в рамках Совместной комиссии, чтобы подготовить возможности для начала новых значительных контрактов в экономической сфере.

Есть основания надеяться, что в течение ближайших недель некоторые из этих контрактов будут конкретизированы и обнародованы, и это станет поводом для новых встреч между нашими министрами.

ФРАНЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПРОСЬБУ УКРАИНЫ К ЕС О ПОСТАВКЕ ВАКЦИН

- Франция начинает производство вакцины против коронавируса Pfizer-BioNTech, сообщалось, что до конца года планируется произвести не менее 250 млн доз. Украинские чиновники пытаются заручиться поддержкой крупных стран в доступе к вакцине от коронавируса. Есть ли шанс, что Франция поделится с нами при первой возможности, в том числе, возможно, и вакцинами собственного производства?

- В этой сфере, как, кстати, и во многих других, решения, в частности, относительно размещения производства вакцин и подписания контрактов по их закупке принимаются на уровне Европейского Союза.

Как известно, для стран, которые не являются членами ЕС, существует механизм COVAX, и мне приятно было узнать, что на прошлой неделе состоялась первая поставка в его рамках в Украину.

Хочу также отметить, что Европейский Союз, в отличие от ряда других крупных стран, в частности Великобритании и США, выступает экспортером вакцин.

Франция, конечно, поддерживает просьбы к ЕС со стороны Украины относительно возможности поставки вакцин.

- В середине марта в ЕС началось обсуждение обнародованного Еврокомиссией проекта единого «паспорта вакцинации». Предполагается, что он будет учитывать четыре разрешенные в ЕС вакцины (Pfizer-BioNTech, Moderna, AstraZeneca-Oxford и Johnson& Johnson). На данный момент это лишает украинцев возможности свободно путешествовать по Европе. Можем ли мы рассчитывать в этом на поддержку ЕС и, в частности, Франции?

- Это также довольно чувствительная тема, обсуждение которой происходит на уровне Европейского Союза.

Вопрос снятия ограничений для путешествий и все связанное с этим имеет комплексный характер.

Действительно, не все вакцины по состоянию на сегодня признаны европейскими компетентными институтами. Это сложный вопрос, и я боюсь, что дискуссии продлятся еще некоторое время и будут довольно непростыми.

Но мы все же надеемся, что прогресс будет достигнут и соответствующие решения будут способствовать скорейшему снятию ограничений.

В конце нашего разговора я хочу вернуться к двустороннему измерению сотрудничества между нашими странами и сказать, что, несмотря на все вызовы и сложности, вызванные эпидемией, мы решили в этом году возобновить проведение фестиваля «Французская весна» в Украине. Он пройдет в Киеве и в других крупных городах Украины. Приглашаю всех посетить интернет-сайт фестиваля.

Учитывая пандемию, мы пытались организовать целый ряд мероприятий на открытом пространстве, чтобы они состоялись с соблюдением необходимых санитарных мер по борьбе с распространением вируса. Например, вот уже несколько дней и до 10 мая, проходя мимо здания Посольства Франции, вы увидите на его ограждении 14 фоторабот, одновременно эстетичных и пронзительных, авторства Александра Гляделова. Или же, совсем в другом стиле, вы можете также осмотреть настенную фреску, которую выполнил французский художник Нелио на здании Киевского политехнического института им. Игоря Сикорского.

Мы были вынуждены перенести спектакль-открытие фестиваля, теперь он станет скорее спектаклем закрытия. Анонсирую дату его проведения - 11-12 июня на Софийской площади.

Мы искренне надеемся, что к тому времени ситуация с пандемией улучшится, и у нас будет возможность все же вместе отметить и весну, и дружбу, и сотрудничество между Францией и Украиной, в частности в культурной плоскости.

Наше решение возобновить проведение фестиваля несмотря на пандемию - также сигнал ко всем деятелям сферы культуры, в Украине и во Франции: моя страна постоянно и при любых обстоятельствах будет оказывать поддержку культуре и обменам в этой сфере.

Таким образом, сотрудничество в сфере культуры, которая играет значительную роль в наших двусторонних отношениях, продолжается и в этом году, благодаря изобретательности команды Французского института и представителей культуры, которые смогли адаптироваться к нынешним непростым условиям.

Надежда Юрченко, Киев

Фото: Геннадий Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-