Азовские порты Украины: пока работают, но угроза блокирования – велика

Азовские порты Украины: пока работают, но угроза блокирования – велика

Укринформ
Азов «нашпигован» российским флотом. А в Керченском проливе ФСБ, пропуская российские зерновозы быстро, украинские – задерживает по несколько суток

Морская тема для Украиня продолжает оставаться острой. Очень много сказано о том, как Россия решила до конца октября 2021 года закрыть часть акватории Черного моря в направлении Керченского пролива для военных кораблей и государственных судов других стран под предлогом военных учений. Это грубое нарушение права на свободу судоходства, гарантированного Конвенцией ООН по морскому праву. «Они перекрывают массово районы для судоходства под видом учений, проведения боевых стрельб. В Азовском море они вообще хотят показать, что это их внутреннее море», - заявил Главнокомандующий Вооруженных сил Украины генерал-полковник Руслан Хомчак на Форуме «Украина 30. Безопасность». Похожим образом высказался и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба: «РФ постоянно усиливает там (в Азовском море. - Ред.) свое военное присутствие и нарушает торговые пути».

Укринформ решил выяснить текущую ситуацию: в каком режиме работают сегодня азовские порты Мариуполь и Бердянск.

Мариупольский и Бердянский порты: пациент скорее жив, чем мертв

В последнем довоенном году - 2013-м - грузооборот, например, того же Мариупольского порта составил 15,5 млн т. Блокада Азовского моря в 2018 году привела к тому, что грузооборот этого порта снизился до 5,9 млн т (на 62% по сравнению с 2013 годом, то есть в 2,6 раза). Все это в полной мере касается и Бердянского порта.

«Наиболее болезненным для портов был, конечно, 2014 год. Тогда произошел не просто обвал их экономики, произошел обвал бизнес-модели, поскольку оба порта жили в основном за счет экспорта промышленных товаров с Донбасса (по цепочке уголь-кокс-металл). Например, основной экспорт как Енакиевского металлургического комбината, так и Донецкого с Макеевским шел как раз через Бердянск и Мариуполь (речь идет о грузовой базе объемом примерно в 8 млн т. - Ред.)», - рассказывает политолог, директор Агентства развития Приазовья Константин Батозский.

После начала войны, говорит он, порты были вынуждены диверсифицировать потоки и номенклатуру грузов. Дополнительно из-за строительства Керченского моста порты перестали принимать океанские суда, так называемые panamax. Кроме того, из-за агрессивной политики России многие судовладельцы отказываются работать с нашими азовскими портами. «Россия использует имеющиеся юридические механизмы для задержания судов - то перед проходом под мостом, то якобы из соображений безопасности, а каждый простой судна стоит его владельцу в 10 тысяч долларов в сутки», - говорит эксперт. И добавляет, что сегодня порты стараются диверсифицировать грузы и строят зернохранилища, чтобы заменить экспорт металлов экспортом сыпучих, в частности, зерна: «Также их якорным клиентом остается группа Метинвест (Рината Ахметова. - Ред.), которая экспортирует из них свою продукцию и имеет собственный флот».

Стоит отметить, что в 2020 году перевалка грузов в морских портах Азовского моря немного выросла, а именно: Мариуполь - с 5,9 млн тонн в 2018 году до 6,9 млн тонн в 2019-м и 7 млн ​​тонн в 2020 году; Бердянск - с 1,8 млн тонн в 2018 году до 2 млн тонн в 2019-2020 гг. "Впрочем, до восстановления показателей 2013 года еще далеко. То есть пациент скорее жив, чем мертв», - отмечал господин Батозский.

Но в каком режиме сейчас, в середине мая, работают эти порты, учитывая ситуацию в Керченском проливе, а также, что Азовское и Черное моря нашпигованы военными судами ВС РФ, катерами береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ. То есть они работают нормально или работа все же заблокирована / частично заблокирована?

В пресс-центре Ассоциации морских портов Украины нам дали такой ​​короткий ответ: «Ничего не заблокировано, нам никто не рапортовал о задержках торговых судов, о каких-то неудобствах. Наш департамент такого не фиксировал. Порты сейчас работают в штатном режиме. Собственно, не повлияли на их работу и военные учения, которые в апреле РФ проводила в Черном море».

Со своей стороны, главный редактор портала BlackSeaNews, руководитель Мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» Андрей Клименко поделился с нами несколько иной информацией.

Суда, следующие из Мариуполя и Бердянска россияне держат по 70 часов

За последние четыре месяца 2021 года, рассказал господин Клименко, наблюдается существенное увеличение времени искусственного задержание судов именно на выходе из Азовского моря (то есть идущих с украинскими экспортными грузами, преимущественно в страны ЕС, Турции и Северной Африки).

«До начала де-факто блокады украинских портов в мае 2018 года среднее время ожидания разрешения на проход через Керченский пролив (именно тех судов, которые шли с украинскими экспортными грузами из портов Мариуполя / Бердянска - см. ниже график №1) составлял 5-7 часов . Во второй половине 2018-го - 80-115 часов. В 2019 году среднее время ожидания разрешения составляло уже 37,4 часов, в 2020 году - 29,6 часов (снижение за счет испуга российских пограничников из Береговой охраны ФСБ возможностью заразиться COVID-19, поскольку до половины судов, подлежащих входу, шли из портов Италии и других европейских стран, где весной 2020 года наблюдался значительный всплеск пандемии). Впрочем, в последние четыре месяца (декабрь 2020-го - март 2021-го) наблюдается значительный рост - в среднем до 50 часов. В апреле 2021-го - дальнейшее увеличение: до 70 часов на судно », - комментирует руководитель Мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований».

Он говорит, что часто общается с начальниками азовских портов, которые пытаются убедить его, что никаких задержек судов не существует, что все нормализовалось. «Они рассказывают, что даже если и бывают какие-то неудобства, то только из-за погодных условий, мол. Но они лукавят. Погода здесь ни при чем, ну, я-то знаю. У меня есть расписание по всем судах. Вот, например, 8 апреля. Время задержки судов, которые заходили в азовские порты (в основном пустыми) - от 10 до 50 часов. А теперь смотрите: время задержки судов в этот же день, выходящих из азовских портов (заполненные грузом) - 119-147 часов. Мы имеем дело с искусственным задержанием судов, а не с погодными условиями, - отмечает Клименко. - Я понимаю, почему они скрывают факты искусственных задержек. Это бизнес. Эти начальники часто меня упрекают, мол, вот вы, господин Клименко, своей аналитикой приносите нам убытки, нагнетаете, сгущает краски, к нам обращаются судовладельцы, спрашивают о задержках, от нас отказываются... Доля истины в этом есть, но хочу напомнить, что в 2018 году они также говорили, что у них все нормально, что никаких задержек нет». (См. Таблицу ниже, где зеленым обозначено время искусственных задержек судов, входивших в порты Мариуполя и Бердянска, а желтым - оттуда выходивших).

Андрей Клименко также рассказал, что в среднем за месяц в/из украинских портов Азовского моря проходит около 60-70 судов. Около 50% из них тем или иным образом связаны с ЕС (флаг, судовладелец, порт назначения груза или сочетание таких признаков). Они обеспечивают 5-7% экспорта Украины (преимущественно металл и зерно). Зато количество судов, идущих через Керченский пролив в/из российских портов Азовского моря и портов Дона и Волги измеряется многими сотнями в месяц. «Этот речной-морской путь используется РФ для очень значительного экспорта зерна. В этом смысле, когда россияне заставляют ждать украинские зерновые грузы, это еще и создание препятствий конкуренту на мировом зерновом рынке. Кроме того, это один из основных путей морского экспорта российских нефтепродуктов через рейдовую перевалку в Керченском проливе», - отмечает Клименко.

Он также напомнил, что длительные проверки были начаты со стороны РФ в мае-июне 2018 года - после ввода в эксплуатацию Керченского моста.

«Легенда» поводов для таких проверок - возможно наличие на борту судов, идущих из украинских портов диверсионных групп и взрывчатки с целью уничтожения Керченского моста (любимого проекта В.Путина). Этим, кстати, объясняется то обстоятельство, что суда, идущие за грузами в украинских портов Азовского моря, задерживаются в Керченском проливе на меньшее время», - отметил эксперт. (см. График №2, где показана средняя продолжительность искусственного удержания со стороны РФ судов, в основном пустых, идущих в Мариуполь / Бердянск).

Может ли РФ заблокировать проход всех судов через Керченский пролив и что тогда будет?

Как уже упоминалось, Россия решила до 31 октября 2021 года закрыть часть акватории Черного моря в направлении Керченского пролива. По словам Андрея Клименко, такое происходит впервые: «Раньше там всегда оставляли свободный коридор между закрытыми районами».

Этот запрет распространяется на военные корабли и на суда, однако она пока не касается коммерческого судоходства. Однако г-н Клименко допускает, что и коммерческие суда россияне могут перестать пускать через пролив в любой момент: «Вы же знаете наших заклятых друзей - это сегодня не касается, а завтра война покажет».

Он отмечает, что вывода войск РФ после эскалации в марте-апреле 2021-м не произошло, если речь идет о военно-морские силы РФ в Черном и Азовском морях. «Еще ничего не закончилось, несмотря на заявления. В Черном море сейчас находится 11 больших десантных кораблей (БДК) (7 - Черноморского флота, 2 - Балтийского флота, 2 - Северного флота). Также в Черном море остается группа кораблей Каспийской флотилии, прибывшей через Волго-Донской канал через Азовское море: 8 скоростных десантных катеров на воздушной каверне проекта 11770 "Серна" (The Serna class, or Project 11770): скорость - до 30 узлов».

Андрей Клименко утверждает: это группировка десантных кораблей может взять на борт несколько батальонов десанта с техникой.

«Если допустить, что Россия заблокирует работу Мариупольского и Бердянского портов, то это будет большим ударом по их экономике, они остановятся (...) Убытки от закрытия портов понесут и расположенные в Мариуполе металлургические комбинаты им. Ильича и «Азовсталь», которые в прошлом году отгрузили через него почти 5 млн т металла», - отметил в комментарии «Деловой столице» основатель консалтинговой компании Investegy LLC Ярослав Пилипчук.

В свою очередь аналитик GMK Center Андрей Глущенко утверждает, что в случае закрытия Мариупольского морского порта у металлургических комбинатов есть возможность вывозить свою продукцию через черноморские порты - «Южный», Одесский морской порт, Николаев. «Торговые потоки черных металлов в последнее время уже частично переориентировались в сторону черноморских портов. В случае закрытия портов Азовского моря эта тенденция еще больше усилится», - сказал он.

Но есть одно важное «но». Транспортировка по железной дороге может быть затруднена рядом факторов, такими как ограничения в пропускной способности Донецкой железной дороги в направлении черноморских портов, а также конкуренцией с аграрными грузами, особенно осенью, когда начинает массово идти на экспорт украинское зерно. Более того, по мнению господина Глущенко, перевозки по железной дороге металла в черноморские порты приведут к росту расходов металлургических комбинатов на логистику: «Если допустить, что повышение расходов на транспортировку по железной дороге составит около $10 за тонну, а в 2020 году через Мариупольский порт было экспортировано 5 млн т металлов, то суммарные дополнительные затраты на доставку металла в другие порты составят $50 млн в год».

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-