Представили законопроект о местных референдумах

Представили законопроект о местных референдумах

Фото, видео
Укринформ
В Киеве представили правовой анализ нового законопроекта о местных референдумах, который на этой неделе должен быть зарегистрирован в парламенте.

Проект документа представили и проанализировали его разработчики и эксперты на пресс-конференции в Укринформе на тему: «Новый законопроект о местных референдумах: правовой анализ».

Принятие закона о местном референдуме реализует право народа Украины на публичную власть в государстве, подчеркнул первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук.

«Любая страна современного мира, которая исповедует демократию, позиционирует себя как правовая и гуманистическая, не может существовать без признания и соответствующего нормативного закрепления ведущей роли народа в реализации публичной власти в стране. Принятие Закона «О местном референдуме» создаст законодательную базу организации и проведения местного референдума как одной из форм реализации местного самоуправления и локальной демократии, средства решения территориальной громадой вопросов местного значения путем прямого голосования», - сказал Стефанчук.

Законопроект с начала 2021 года готовила парламентская рабочая группа по разработке проектов законов по вопросам народовластия, привлекая представителей гражданского общества.

Характеризуя законопроект, член правления Центра политико-правовых реформ, сопредседатель совета Реанимационного пакета реформ Юлия Кириченко акцентировала внимание на демократическом характере документа, который предоставляет местным громадам широкие права.

«Законопроектом предусмотрено проведение местного референдума на уровне территориальных громад и заложена возможность инициировать проведение референдума фактически по любому вопросу, относящемуся к компетенции местного самоуправления. Инициировать референдум может как громада по требованию не менее десяти процентов от общего числа избирателей, избирательный адрес которых отнесен к территории соответствующей громады, так и органы местного самоуправления - председатель, местный совет», - отметила она.

Как рассказала председатель правления Гражданской сети «ОПОРА» Ольга Айвазовская, финансирование местного референдума будет осуществляться за средства местных бюджетов, агитация за сбор подписей инициативной группы - за средства соответствующего фонда, агитация в рамках процесса референдума - за средства фондов сторонников и противников вопроса, вынесенного на местный референдум.

Читайте также: Стефанчук объяснил, как можно инициировать местный референдум

«Таким образом, публичные финансы, налоги и сборы в местные бюджеты являются основой для обеспечения организационно-административных расходов, а собственные средства сторонников и противников должны прозрачным способом тратиться на всех этапах кампании. Размер фондов на проведение агитации, кроме агитации по сбору подписей, ограничен законом, и его максимальная сумма зависит от количества избирателей в громаде: от 300 000 грн в громадах до 10 000 избирателей, до 3 млн грн - в громадах от 500 000 избирателей», - рассказала Айвазовская.

При этом граждане также могут жертвовать в фонд инициативной группы фондов сторонников и противников вопроса референдума сумму, которая не превышает 240 000 для физического лица, или 480 000 для юридического - на 2021 год.

По мнению Айвазовской, разные группы будут иметь относительно равные возможности в ходе референдума на донесение своих позиций избирателям.

«Законопроектом предусмотрены мероприятия по просвещению и информированию избирателей, гарантии равного отношения ко всем сторонам референдума медиа и их творческих работников, а также возможность проведения открытых дебатов. Важна также гарантия равного представительства групп «за» и «против» вопроса, вынесенного на референдум в участковых избирательных комиссиях, учитывая необходимость осуществления взаимного контроля и непредвзятости их работы», - отметила она.

Эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Марусяк подчеркнул, что при подготовке законопроекта его разработчики обратили особое внимание на механизмы реализации итогов местного референдума.

«Для того, чтобы местный референдум стал практическим инструментом народовластия, реальной, а не теоретической формой реализации местного самоуправления, необходимо, чтобы правовые последствия референдума получили надлежащее юридическое закрепление на законодательном уровне. Именно этому вопросу и посвящен раздел Х законопроекта, который определяет правовые алгоритмы реализации результатов референдума», - сказал он.

Эксперт ЦППР объяснил, что законопроект предусматривает обязательное рассмотрение результатов местного референдума на заседании соответствующего местного совета, а также различает порядок реализации результатов местного референдума о досрочном прекращении полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, об утрате силы нормативно-правового акта органа местного самоуправления или его отдельных положений, об утверждении устава территориальной громады.

Читайте также: ЦИК зарегистрировала пять инициативных групп для всеукраинского референдума

Как отметил эксперт по вопросам выборов и референдумов Международной фундации избирательных систем (IFES) Денис Ковриженко, положительные новшества законопроекта соответствуют современным международным стандартам проведения референдумов.

«По результатам экспертных и общественных обсуждений проект Закона «О местном референдуме» был, за редкими исключениями, полностью согласован с международными стандартами и лучшими иностранными практиками в этой сфере. Отдельные его положения настолько прогрессивные, что могут выступать ориентиром при совершенствовании Избирательного кодекса», - подчеркнул он.

При этом представитель IFES отметил, что законопроект о местном референдуме также предусматривает внесение ряда изменений в Избирательный кодекс для совершенствования и синхронизации избирательных и референдумных процедур.

Участники мероприятия подчеркнули, что право граждан принимать участие в местных референдумах гарантировано Конституцией Украины. Впрочем уже почти 8 лет украинцы не могут самостоятельно решать территориальной громадой вопросы местного значения путем прямого голосования из-за отсутствия действующего Закона. Эту ситуацию должен исправить новый проект закона о местном референдуме.

Экспертный обзор организовали Центр политико-правовых реформ в партнерстве с Гражданской сетью «ОПОРА» и Лаборатория законодательных инициатив при финансовой поддержке Международного фонда избирательных систем (IFES), Агентства США по международному развитию (USAID) и британской помощи (UKaid) от правительства Великобритании.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-