Похищение Романа Протасевича: как преступление Лукашенко может откликнуться Украине

Похищение Романа Протасевича: как преступление Лукашенко может откликнуться Украине

Укринформ
Зависимость Лукашенко от Кремля еще возрастет. А еще над Беларусью осуществлялись сотни тысяч авиарейсов в год, часть из которых могут теперь перенаправить над Украиной

До инциденту с захватом и посадкой самолета международного рейса Ryanair Афины-Вильнюс, транзитом летевшего над территорией Беларуси, на вторые сутки остается пока больше вопросов, чем ответов. В частности, непонятно, кто именно сообщил о минировании пассажирского лайнера и на основании чего был поднят в небо истребитель МиГ-29? В конце концов, не менее удивляет и поведение самого пилота Ryanair. Неужели он не мог поступить иначе, учитывая, что до Вильнюсского аэропорта оставалось 10 минут лету (73 км), а до литовской границы всего 30 км?

Очевидно, что мог. Летчик первого класса, действующий пилот «Аэрофлота» Андрей Литвинов написал в Twitter, что бы он делал на месте коллег из Ryanair: «1. Занимаюсь спасением самолета и пассажиров. 2. Принимаю решение на посадку на ближайшем аэродроме, а это Вильнюс. 3. Сообщаю о своем решении диспетчеру. 4. Если меня принуждают к другим действиям, включаю сигнал бедствия, докладываю на аварийной частоте о нападении на воздушное судно. 5. Настаиваю на посадке на том аэродроме, на который было принято решение исходя из воздушной обстановки, метеопрогноза, годности аэродрома, минимума и т.д. 6. Если возникает реальная угроза, то следую по истребителем, но на земле требую консула и СМИ. 7. Отказываюсь от дальнейшего выполнения задания в связи со стрессовой ситуацией и еду в гостиницу».

В любом случае, задача, которую «фальсификатор выборов» поставил перед своими спецслужбами - снятие с борта и арест руководителя Telegram-канала «Беларусь головного мозга», бывшего главреда знаменитого канала Next Романа Протасевича - выполнена. (Подробнее о задержании Протасевича и реакцию мира на это авиапиратство можно прочитать на сайте Укринформа – тут и тут).

Мы же в свою очередь попытались выяснить, как эта ситуация, сложившаяся вокруг лукашенковской Беларуси, может повлиять на Украину - прогнозируются ли какие-то конкретные изменения?

Богдан Петренко / Фото: Апостроф
Богдан Петренко / Фото: Апостроф

Политический эксперт, заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко в комментарии Укринформу отметил, что подобные меры, безусловно, приведут к тому, что возможностей для геополитического маневра у режима Лукашенко вообще не будет. «Запад от него отвернется полностью, а это открывает возможность для еще большего контроля над ним со стороны Москвы. Более того, я не исключаю, что это и было главной целью этой спецоперации - не столько задержание Протасевича, сколько - исключить "ркопожатность" Лукашенко на Западе. Поэтому КГБ Беларуси не был в спецоперации главным субъектом. Лукашенко вместе со всей Беларусью, стал заложником Путина, - говорит эксперт. - Вопрос в том, сможет ли Украина использовать именно этот момент и сделать так, чтобы возможные меры против режима в Беларуси (санкции или другие ограничения) хотя бы частично распространялись и на страну-агрессора, которая точно стоит за этим инцидентом. Потому что для нас важнее противодействие тем, кто дергает за веревочки марионеток, а не самим марионеткам».

В любом случае, продолжает он, для Украины пророссийскость Беларуси необходимо рассматривать в долгосрочной перспективе, что несомненно потребует усиления северной границы.

«Для нас главное последствие - это кризис в отношениях с Белоруссией. Он продолжает углубляться, становится более системным», - высказался в похожем ключе политолог Владимир Фесенко.

Украина, по его словам, действует в данном случае солидарно со странами Евросоюза. Но ... «Тем не менее, нам нужна определенная гибкость и осторожность. То есть не надо бежать впереди паровоза и прибегать к каким-то радикальным действиям. А надо понимать, что у нас большая северная граница с этой страной. И это уже зона риска», - отмечает политолог.

Борис Бабін
Борис Бабин

Наконец, акцент на этом, как и предыдущие спикеры, делает юрист-международник Борис Бабин: «Объективная реальность заключается в том, что усиление международной изоляции Беларуси и дальнейшая маргинализация ее режима существенно упростит ее поглощение государством-агрессором. Поэтому у нас существенно усиливаются вызовы на всей северной границе».

Кроме того, Борис Бабин обратил внимание еще и сугубо практическое последствие, мол, так называемый «Минский процесс» уже точно, как минимум, географически не будет «минским». «Пока ситуацию спасает «видеоконференцсвязь», но запланированная рано или поздно очная встреча все равно поставит простой вопрос - где ее проводить», - добавил он.

Есть еще один момент, который так или иначе может повлиять на Украину.

Богдан Долінце
Богдан Долинце

После трагических событий 2014 года - сбития малайзийского боинга - очень мало транзитных рейсов проходит над нашей территорией. Впрочем, похоже, совсем скоро ситуация может измениться. Комитет сената США и законодатели ряда стран, в частности Чехии, Латвии, Германии, Литвы, Ирландии, Польше и Великобритании, уже призвали запретить полеты над Беларусью. В конце концов, от слов к делу, первой соответствующее решение на практике приняла латвийская национальная авиакомпания AirBaltic: рейс из Риги в Одессу уже в понедельник, 24 мая, обошел территорию Беларуси над Литвой, над Польшей, а рейс из Риги в Тбилиси - двинулся через воздушное пространство РФ. Вслед за AirBaltic венгерский лоукостер Wizz Air также решил направить рейс из Киева в столицу Эстонии в обход воздушного пространства Беларуси. Это, конечно, только «первые ласточки». Однако, если мировые авиакомпании все же решат последовать упомянутым примерам, то, очевидно, их маршруты могут быть перенаправлены. И часть из них - будут проходить именно над Украиной. Собственно, авиаэксперты Богдан Долинце и Кирилл Новиков этого не исключают.

«Все будет зависеть от того, какие именно ограничения начнут вводить, а также, какие страны согласятся это делать. Не исключено, что все завершится на уровне намерений и не более. В конце концов, в мировой практике такого еще не происходило, чтобы из-за принудительной посадки какого-либо рейса вводились насколько жесткие меры, - говорит Богдан Долинце. - Тем не менее, если мы говорим о потенциальной возможности, об объемах этого рынка, то речь может идти где-то о 220-280 тысяч рейсах в год или о 500-1000 рейсах в сутки (в зависимости от периода года и времени суток). Именно такую ​​цифру предоставляют белорусские провайдеры».

Эксперт отмечает, что часть транзитных рейсов выполняют российские и белорусские авиакомпании. «Что касается европейских авиаперевозчиков, речь идет о 70-120 тысяч рейсах в год или 200-350 рейсах в сутки. Вот что нам интересно. Ведь довольно значительную часть именно из этих рейсов - 25-50 тысяч рейсов в год (а то и больше) - могут перенаправить и через Украину», - говорит Долинце.

Кирило Новіков
Кирилл Новиков

А дополнительную нагрузку - мы потянем? Кирилл Новиков утверждает, что да. «Украинская система воздушного движения на сегодня загружена не более, чем на треть своих мощностей. Это же касается и штатного персонала - его у нас достаточно для того, чтобы увеличить нагрузку полетов в украинском небе. В конце концов, и техническая возможность так же позволяет увеличивать количество рейсов, причем не на какие-то 5-10-20, а в разы. То есть, с этим проблем точно не будет», - утверждает г-н Новиков.

Решение за авиакомпаниями. «Но в данном контексте нужно не забывать о том, что они (авиакомпании. - Ред.) также должны учитывать все риски пролетов, к примеру, над территорией вблизи оккупированного Крыма и Донбасса», - подытожил господин Долинце.

И это еще одно «но», за которое мы должны «благодарить» путинскую Россию.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-