Без срока давности: как будут наказывать военных преступников

Без срока давности: как будут наказывать военных преступников

Укринформ
Приняв соответствующий законопроект, Украина послала четкий сигнал на оккупированные территории: палачам и убийцам скрыться за эфемерным Путиным не получится

В конце мая Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект №2689 о военных преступлениях. На сегодня документ находится на подписи у Президента. И как только он вступит в силу, отмечают правозащитники, то фактически даст возможность привлекать к уголовной ответственности за тяжкие международные преступления. В частности, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии и геноцид - те, которые больше всего совершаются на временно оккупированных территориях Крыма и Донбасса.

От 15 лет до пожизненного: что предлагает документ

Законом предлагают за публичные призывы к осуществлению акта агрессии, а также за изготовление материалов с призывами к совершению таких действий или их распространение наказывать арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Если лица планировали, готовили и совершили подобное преступление, то будут лишаться свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненно.

Умышленное убийство лица, находящегося под защитой международного гуманитарного права, как указано в проголосованном документе, в связи с международным вооруженным конфликтом или вооруженным конфликтом немеждународного характера, грозит лишением свободы до 15 лет или пожизненным заключением.

Лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет за следующие преступления:

  • депортации населения на территорию другого государства;
  • насильственное перемещение населения в другую местность в пределах одного государства;
  • вербовку или вовлечение лица моложе 15 лет в состав вооруженных сил или других государственных военных формирований или других, кроме госформирований (групп), участвующих в вооруженном конфликте, а также использование такого лица для участия в боевых действиях;
  • лишения лица, находящегося под защитой международного гуманитарного права, права на справедливое и надлежащее судопроизводство;
  • надругательство над человеческим достоинством;
  • захват или удержание лица в качестве заложника;
  • незаконное лишение свободы;
  • изнасилование, сексуальную эксплуатацию, принуждение к занятию проституцией, принудительную беременность, принудительную стерилизацию или любые другие формы сексуального насилия;
  • пытки или иное бесчеловечное обращение, или незаконное проведение любых опытов над человеком или применение к нему незаконных методов лечения, которые опасны для жизни или здоровья в момент их проведения или применения;
  • причинение средней тяжести или тяжкого телесного повреждения;
  • ранение лица.

Умышленный захват или повреждения чужого имущества предусматривает наказание в виде лишения свободы от 6 до 12 лет. Если эти действия носили масштабный характер, то санкция увеличивается до 15 лет.

До 12 лет лишения свободы грозит за умышленное причинение удара в связи с вооруженным конфликтом по:

  • персоналу, объекту, материалам, оборудованию, подразделению или транспортному средству, привлеченным к оказанию гумпомощи или миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН во время, когда они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты;
  • зданиям, материалам, оборудованию, медучреждению или транспортному средству, имеющему надлежаще обозначенную отличительную эмблему или опознавательный знак, установленные гуманитарным правом, или по персоналу, который имеет право использовать такие эмблемы и знаки.

Если эти действия повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжелое телесное повреждение, то виновникам грозит до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Незаконное использование во время конфликта заметной эмблемы или опознавательного знака предусматривает до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Оценка юристов: «Этот закон дал тысячам людей, пострадавших от военных преступлений, надежду на справедливость»

Ілля Костін / Фото: Цензор.нет
Илья Костин / Фото: Цензор.нет

«Этого документа ждали как правозащитники, так и прокуроры, работающие с военными преступлениями», - комментирует Укринформу адвокат, партнер юридической фирмы «Правовой альянс» Илья Костин, отмечая, что до принятия этого закона единственной статьей о военных преступлениях была статья 438 УК Украины (нарушение законов и обычаев войны). «Как оказалось, когда страна в состоянии войны, этого недостаточно для правильной квалификации многих преступлений, которые происходили и происходят на оккупированных территориях. И которые, к сожалению, остаются безнаказанными», - отмечает г-н Костин.

Пока в Уголовном кодексе, говорит эксперт, не выписан состав военных преступлений и преступлений против человечности, у правоохранительных органов и прокуроров нет правовых инструментов, чтобы должным образом квалифицировать такие преступления, совершенные в контексте российской вооруженной агрессии на Донбассе и в Крыму. «Этот закон вводит в правовой системе Украины понятие преступления против человечности и создает полноценный каталог военных преступлений, по которым смогут работать прокуроры и судьи», - говорит Илья Костин.

Подобным образом высказалась председатель «Центра гражданских свобод» Александра Матвийчук, называя принятие закона о военных преступлениях событием исторического значения, ведь тысячи людей, пострадавших от военных преступлений, могут получить надежду на справедливость, хотя и отложенную во времени.

«Правозащитные организации уже семь лет документируют преступления против человечности, военные преступления и нарушения прав человека на территории оккупированного Крыма и Донбасса, однако ответственности за них в Уголовном кодексе нет. А все потому, что у национального суда и следствия не было соответствующего инструментария. В частности, из-за отсутствия состава соответствующего преступления в УК как основания уголовной ответственности», - говорит председатель «Центра гражданских свобод».

Также она отметила, что в УК еще не было такой статьи как «преступления против человечности».

«Если взять, например, преследования крымских татар в Крыму, то... Преследование - это отдельный вид преступлений против человечности, но в Уголовном кодексе преследование не выписано как преступление. Даже если найти другую норму и преследовать деяние, которое является преступлением по международному праву, как общеуголовное преступление - это не будет учитывать контекста организованного насилия», - дополняет предыдущих спикеров доцент кафедры уголовного права и криминологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Константин Задоя.

Принятый закон должен адаптировать украинское законодательство так, отмечает госпожа Матвийчук, чтобы подобные преступления расценивались и расследовались, как международные.

Олександра Матвійчук
Александра Матвийчук

«Закон поможет правоохранителям привлечь к ответственности за преступления на оккупированных территориях, например, насильственное исчезновение, принуждение воевать в вооруженных силах РФ, использование «живых щитов», изнасилования в любой форме, вербовку детей, захват заложников (захват с целью шантажа), косвенное перемещение, торговлю людьми и рабство, пытки, массовые нападения на гражданское население...», - перечисляет эксперт.

Закон также предусматривает уголовную ответственность военных командиров, других лиц, фактически действующих как военные командиры, и других начальников.

«Эта норма предусматривает имплементацию института командной ответственности (responsibility of commanders and other superiors), регламентированного статьей 28 Римского статута Международного уголовного суда, подписанного Украиной», - отметил Илья Костин.

Что это значит? Юрист говорит, что если командир не предотвращает совершение преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в статьях 437 - 438-5, 442 и 442-1 УК Украины, совершаемые его подчиненными, не наказывает их за такие нарушения, то... «Скорее всего, будет иметь место уголовное преследование, и наказание будет соответствовать тяжести и характеру преступления, совершенного его подчиненными», - утверждает он.

В свою очередь народный депутат, председатель комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский рассказал, что закон о военных преступлениях оттачивался несколько лет, проводились очень серьезные обсуждения среди депутатов, полиции, прокуратуры. «Происходили встречи с людьми, пострадавшими от этих преступлений, которым, например, ложкой выдавливали глаза, отрезали пальцы, половые органы. Происходили ужасные вещи, в частности, это я говорю сейчас об «Изоляции» в Донецке. Тюрьма до сих пор существует, люди, которые совершили эти все зверства, они известны. И более того, гордятся этими поступками. Они открыто живут на оккупированных территориях, рассчитывая избежать наказания», - комментирует г-н Монастырский.

По его словам, этот закон даст возможность привлекать таких преступников к ответственности, где бы они ни были, и когда бы они ни попали в руки правосудия.

Денис Монастырский
Денис Монастырский

В этом контексте юрист Илья Костин отмечает, что утвержденный документ дополняет ст. 8 УК новой частью, которой «вводится принцип универсальной юрисдикции в отношении агрессии, геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений». «То есть такого действия законодательства об уголовной ответственности, которая не связана с местом совершения преступления, гражданством, постоянным местом жительства подозреваемого или потерпевшего или ущербом национальным интересам государства, - говорит он. - Иными словами, используется американская модель уголовного преследования «всех, кто есть на земле». А если еще проще, то если лицо совершило преступление в любом уголке мира, оно может быть привлечено к ответственности».

Интересным примером применения этого принципа, рассказывает Костин, служит дело Адольфа Эйхмана, который был старшим должностным лицом нацистской Германии (отвечал за организацию арестов, депортаций, интернирования и уничтожения евреев во время Второй мировой войны. - Ред.).

«Закон предусматривает отсутствие сроков давности в случае совершения международного преступления, то есть, за совершение преступления против человечности или агрессии ответственное лицо можно будет привлечь в любое время, независимо от того, сколько времени прошло с момента окончания, например, геноцида или иного международного преступления», - дополняет юрист ОО «Юридическая Сотня» Мария Звягинцева.

«Возможно, пока кого-то невозможно привлечь к ответственности, но история свидетельствует, что авторитарные режимы падают, ситуации меняются, войны прекращаются, и преступники оказываются перед судом. Мы видели много примеров в разных странах, как это происходило», - говорит Александра Матвийчук.

По ее словам, этот закон - не просто установление справедливости и привлечение лица к ответственности «Это мощный сигнал людям на оккупированной территории, которые совершали и совершают преступления, безнаказанными они не останутся и рано или поздно понесут ответственность. Спрятаться за эфемерным Путиным не получится, ведь уголовная ответственность - индивидуальна. И - самое важное: если потенциальный палач побоится пытать человека из-за то, что Украина начинает реально бороться с безнаказанностью, - кто знает, возможно, это спасет жизни многих людей».

Председатель «Центра гражданских свобод» вспомнила и о «минских переговорах». «Россия требует от Украины разные геополитические уступки. Например, в вопросе амнистии. Мы не знаем, как пройдут переговоры в Минске, на что будут толкать Украину международные партнеры, какой компромисс искать. Но здесь компромисса не будет - военные преступники не могут быть амнистированы. Потому что есть императив международного права, и его минские договоренности не могут перечеркнуть (...) Закон о военных преступлениях дает дополнительные аргументы Украины соблюдать этот императив», - отмечает Матвийчук.

Мария Звягинцева
Мария Звягинцева

Эксперт «Юридической Сотни» также на этом акцентирует: «Для лиц, совершивших международные преступления, невозможно будет применение амнистии». В частности, Мария Звягинцева говорит, что использование нынешних норм УК Украины, которые предусматривают, например, жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, изгнание гражданского населения для принудительных работ, охватывается ст. 438 действующей редакции УК Украины и влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 12 лет (если деяния не сопряжены с умышленным убийством) позволяет говорить о более мягком наказании по сравнению с санкциями, установленными Римским статутом, который предусматривает лишение свободы на срок до 30 лет. «Этот закон, после подписания, значительно приблизит УК Украины с положениями Римского статута. Напомню, что ратификация Римского статута Международного уголовного суда является частью евроинтеграционных обязательств Украины. Кроме того, преступления, определенные Уставом, являются общепринятыми нормами международного права, их криминализация - обязанность всех государств, независимо от ратификации Устава», - утверждает юрист.

Наконец, обращает внимание Денис Монастырский, особенно важно, что этот закон был принят в комплексе с законом о заочном осуждении. По сути, это означает, что люди, которые сейчас живут в России и на оккупированных территориях Украины, и совершили военные преступления, могут быть привлечены к ответственности заочно. «И это значит, что через три года Украина уже будет иметь сотни таких решений, - убеждает господин Монастырский. - Наконец, люди получат конкретные приговоры в отношении мучителей их родственников, детей или их лично, и все международные инстанции после приговора украинских судов смогут преследовать таких преступников».

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-