О нюансах украинско-американских отношений тоже надо читать «с бромом»

О нюансах украинско-американских отношений тоже надо читать «с бромом»

Укринформ
Накануне визита президента Украины в США вспоминаем ключевые моменты неравномерной, но очень интересной истории украинского-американских отношений

31 августа состоится долгожданный визит президента Украины Владимира Зеленского в США - страну, которая остается самой влиятельной в мировой иерархии - практически такой же, какой она была в 90-х - «единственной, первой глобальной властью», о чем писал в далеком 1997 году Збигнев Бжезинский. Кстати, один из немногих известных политологов, кто не уставал напоминать Вашингтону об Украине. Но украинско-американские отношения - это собственно не только об Украине и США - это также и о России, которая никогда не имела намерений отказываться от собственных претензий - политических, экономических, любых других - на Украину. Так было с самого зарождения отношений между Украиной и США и, вероятно, так будет и дальше.

Поэтому вспомним ключевые моменты взаимоотношений между Украиной и США. Когда и при каких условиях они возникли? Когда достигали высшей точки дружественности и сотрудничества, а когда - низшей? Почему? Что такое «Украинский кокус» в США? И что стало ахиллесовой пятой украинского-американских отношений?

УНР и США. Разминуться во времени, или «Зона безразличия»

Украинские-американские отношения начались задолго до провозглашения украинской независимости в 1991 году. Во времена УНР, когда появилось новое государство, украинские дипломаты пытались наладить отношения с США, но те попытки не увенчались успехом.

Во внешнеполитическом курсе американского президента Вудро Вильсона (1856-1924) Украина рассматривалась преимущественно в российском контексте. Например, американский дипломат Фрэнк Лайон Полк объяснял послу УНР в Лондоне, что Украина похожа на Юг, а Россия - на Север США. И что борьба украинцев за независимость - это сугубо внутренние проблемы России - эдакая гражданская война, похожая на гражданскую войну в США 1861-1865 годов. США не хотели осложнения отношений с Россией и выступали за сохранение единой империи. Ситуация в чем-то повторилась и в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века.

Меморіальна дошка на вул. Терещенківській у Києві
Мемориальная доска на ул. Терещенковской в Киеве

Однако американский посол в Российской империи Дэвид Фрэнсис все же направил в декабре 1917 года консула Даглеса Дженкинса в Киев, чтобы оценить шансы на независимость молодого украинского государства. Дженкинс встречался несколько раз с первым министром иностранных дел УНР Александром Шульгиным, другими украинскими чиновниками. Впрочем, увиденное не внушало никаких оптимистичных ожиданий. И действительно: «Может ли быть независимым государство, на защиту которой вышло только 500 студентов?». Мы поняли: речь шла о Крутах...

И Украина тогда не сильно обращала внимание на далекую заокеанскую Америку. В поле зрения украинского дипломатического ведомства были скорее Англия и Франция.

Как США признали палача Украины

Соединенные Штаты признали Советский Союз  одними из последних из ведущих западных стран - в голодоморном 1933 году. Одном из самых черных в истории Украины. Тогда, как миллионы украинцев переживали одну из величайших трагедий, «Нью-Йорк Таймс» писала, что «любые сообщения о голоде - преувеличение или злостная пропаганда». Журналист Уолтер Дюранти, Пулитцеровский лауреат 1932 года и откровенный поклонниик Сталина, слал из Москвы оптимистичные репортажи, и ему верили. Или делали вид, что верят. Репортажи Дюранти были не просто «писульками спецкора" - они способствовали распространению невероятной, страшной сталинской лжи и существенно влияли на американскую политику, в том числе на решение Рузвельта признать СССР. Сила завораживает, а на слабых не обращают внимание. Это для порабощенной Украины Сталин был палачом, а для США он был сильным игроком на политической арене, который быстро набирал вес и с которым считались.

Пройдет 30 с лишним лет, пока США обратят внимание на тему Голодомора 1932-1933 годов. Этот вопрос начали рассматривать лишь с 60-х годов ХХ века, когда противостояние между двумя сверхдержавами становилось все ощутимее, и любой козырь в «холодной войне» шел в ход. Это во-первых; а во-вторых, ничего удивительного в этом «запоздалом» внимании нет, ведь даже для реакции на трагедию Холокоста нужно было время и немалая инициатива еврейской общины в США - едва ли не самой мощной в этой стране, чтобы вывести тему сначала в плоскость публичной политики , а потом и осуждения на официальном - государственном уровне. Все просто: чем слабее у тебя голос, тем меньше шансов быть услышанным. Голос украинской общины в США был сначала довольно слабым. Понадобились десятилетия, чтобы украинцы в США стали заметной силой, с которой бы считались и которую слышали. Только консолидация и весомый вклад в развитие США позволили влиять - в определенной степени - на высокую политику.

Не просто памятник...

Чтобы понять, с чем сталкивались американские украинцы и чему противостояли, можно привести хотя бы два примера:

Відкриття пам'ятника Тарасу Шевченку у Вашингтоні та його сучасний вигляд
Открытие памятника Тарасу Шевченко в Вашингтоне и его современный вид

Летом 1964 года в центре Вашингтона с участием бывшего президента Дуайта Эйзенхауэра был открыт памятник Тарасу Шевченко. Памятник Кобзарю не был каким-то экзотическим явлением для американской столицы: там уже были памятники Махатме Ганди, Томашу Масарику, Бенито Хуаресу, Симону Боливару - национальным героям разных стран, символизирующим стремление к свободе. Но вокруг Шевченко разгорелись невероятные страсти. А все потому, что некоторые обвинял его... в антисемитизме. И американские украинцы приложили немало усилий, чтобы доказать, что это неправда.

Да и самим украинцам, особенно второй волны эмиграции, пришлось сталкиваться с предвзятым, а иногда и презртельным к себе отношением, доказывая, что они не «фашистские коллаборационисты», как это утверждала советская пропаганда, а обычные люди, ничем не хуже американцев - разве что приехали на американский континент чуть позже...

Стоит заметить, что в США всегда были довольно сильны русофильские тенденции. Советская, а затем и российская пропаганда всегда была агрессивной, всегда действовала на опережение, всегда не скупились на вербовку на свою сторону влиятельных сторонников и на формирование групп влияния. Можно вспомнить хотя бы бывшего посла США в СССР в 1987-19991 годах Джека Мэттлока, который назвал российскую аннексию Крыма «семейной ссорой».

Меморіал жертвам українського Голодомору-Геноциду, Вашингтон
Мемориал жертвам украинского Голодомора-Геноцида, Вашингтон

…Комиссия США по вопросам голода в Украине была образована в 1985 году. Осенью 2018-го Сенат США единогласным решением принял двухпартийную резолюцию, которая стала первым в истории правовым актом Конгресса США, где Голодомор 1932-1933 годов признается геноцидом украинского народа. В ноябре 2015 года в Вашингтоне был открыт Мемориал жертвам украинского Голодомора-Геноцида.

Начало 90-х. Время надежд на фоне холодной весны

США, которые после Второй мировой войны получили статус сверхдержавы так же, как и СССР, с известным предубеждением отнеслись к идее украинской независимости в 1991 году. Довольно показательной стала речь тогдашнего президента США Джорджа Буша во время киевского визита в августе 1991 года и его предостережения от «самоубийственного национализма».

США признали независимость Украины лишь 25 декабря 1991 года, почти через месяц после объявления результатов Всеукраинского референдума. 3 января 1992 года были установлены дипломатические отношения между двумя странами.

Первый рабочий визит президента Украины Леонида Кравчука в США состоялся 5-11 мая 1992 года. Именно тогда были подписаны политическая декларация и меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран, где была зафиксирована формула «демократического партнерства». Но украинские-американские отношения начала 90-х были довольно прохладными. США исповедовали постулат ХХ века: «Россия - прежде всего». На Россию возлагались огромные надежды как на форпост демократии, туда шли и немалые инвестиции. А на Украину оказывалось, как со стороны США, так и со стороны России, беспрецедентное давление - отказаться от ядерного оружия.

Середина 90-х. «Медовый месяц» и пустые обещания

К середине 1993 года в отношении Украины велась достаточно жесткая дипломатия. Однако в ноябре 1993 года Верховная Рада Украины ратифицировала Договор об СНВ-1, и отношения начали улучшаться. 14 января 1994 г. в Москве было подписано Трехстороннее соглашение между США, Россией и Украиной (Клинтон, Ельцин, Кравчук), согласно которому Украине давались гарантии безопасности в обмен на обязательство ликвидировать в течение семи лет все ядерное оружие. Киев, в обмен на американо-российские гарантии обязывался ликвидировать 176 баллистических межконтинентальных ракет и около 1500 ядерных боеголовок. В декабре 1994 г. будет подписано Будапештский меморандум, подтверждающий безъядерный статус Украины. Однако, как вы помните, гарантии безопасности оказались бумажкой...

В первую каденцию Леонида Кучмы украинские-американские отношения окончательно потеплели. 1994-й был объявлен «годом Украины» в США. Американская администрация повела политику более широкого привлечения Украины в мировые институты. В феврале 1994 года Украина при содействии и поддержке США стала участницей программы НАТО «Партнерство ради мира». Фактически вместе со Словакией, Словенией, Эстонией, Чехией, Литвой, Латвией, Румынией, Албанией. Странами, которые, в отличие от Украины, давно уже являются членами Североатлантического альянса.

Чрезвычайно важным документом стала Хартия украинско-американского партнерства, дружбы и сотрудничества, подписаная во время визита Кучмы в США 22 ноября 1994 года. Тогда чуть ли не впервые вслух было заявлено, что Украина имеет право на свой политический курс.

19 сентября 1996 года была создана Межгосударственная комиссия во главе с вице-президентом Альбертом Гором и Леонидом Кучмой. Комиссия состояла из четырех комитетов, которые занимались вопросами внешней политики, безопасности, торговли и инвестиций, стабильного экономического сотрудничества. Осенью 1996 года было закреплено положение о «стратегическом партнерстве». США начали предоставлять Украине серьезную политическую и экономическую помощь. Украина получила более миллиарда долларов грантовых средств, став третьей после Израиля и Египта в списке приоритетных стран.

Прем’єр-міністр України Євген Марчук, Посол України в США Юрій Щербак та д-р Богдан Футей, вересень 1995. (Фото: Посольство України в США)
Премьер-министр Украины Евгений Марчук, Посол Украины в США Юрий Щербак и д-р Богдан Футей, сентябрь 1995. (Фото: Посольство Украины в США)

Между руководством США и Украины было постоянное взаимодействие. Например, президент Кучма провел 15 встреч с Клинтоном и Гором. Посол Украины в США Юрий Щербак в 1994-1998 годах замечает, что встречался с президентом США 13 раз, и 15 - с вице-президентом. У него было 30 встреч с Госсекретарем и более 160 встреч с членами конгресса; кроме того, украинский посол еженедельно бывал в Совбезе США.

Тот период - первой каденции президентства Леонида Кучмы - называли «медовым месяцем» в американо-украинских отношениях.

«Я уверен, что Украина может сыграть важную роль в будущем Европы, безопасность которой основывается на демократических принципах, рыночной экономике и взаимном уважении существующих границ», - заявил, выступая в 1994 году в Киеве, президент США Билл Клинтон.

Торжественная церемония встречи Президента США Билла Клинтона возле Мариинского дворца. Май. На 1995 год. Фото Анатолия Бовта
Торжественная церемония встречи Президента США Билла Клинтона возле Мариинского дворца. Май. На 1995 год. Фото Анатолия Бовта

Америке нужна была крепкая Украины в качестве сдерживающего фактора для России, в которой США начали разочаровываться.

Шаткий компас украинской «многовекторности»: снова в объятия России

Усиление авторитарных тенденций и наступление на демократию во время второй каденции Леонида Кучмы не способствовали дальнейшему укреплению украинского-американских отношений. Убийство Георгия Гонгадзе, «кассетный скандал», появление медведчуковских «темников» и т.п. превратили президента-реформатора в одиозную фигуру. Другими факторами охлаждения стали слишком медленные реформы, тотальная олигархизация экономики и коррупция. США раздражались все больше.

30 июля 2000 года Россия приняла концепцию, в которой было заявлено о намерении доминировать над своими соседями и создать пояс «евразийской силы». США фактически проигнорировали это заявление. Кучма под давлением Москвы снял осенью 2000 года прозападного министра иностранных дел Бориса Тарасюка и назначил вместо него более лояльного к Москве Анатолия Зленко. Интеграционные процессы, направленные на НАТО и ЕС, были если не заморожены, то существенно ограничены. По сути, Украина, после непродолжительного периода свободного выбора внешнеполитического курса, снова попадала в сферу мощного влияния России.

На фоне острого политического кризиса, в котором оказался тогдашний президент Украины, именно Россия быстро подставила «братское» плечо. В Кремле не спрашивали о состоянии демократии, и не докучали вопросами о ходе реформ и коррупции. Главное, чтобы Украина была верным сателлитом. Первым иностранным лидером, посетившим Киев после развертывания политического кризиса, был не кто иной, как Владимир Путин. Ежегодно российский глава осуществлял не менее четырех вояжей в Украину. Именно во вторую каденцию Леонида Кучмы военное и экономическое сотрудничество России и Украины максимально активизировалось. Чего только стоит военное соглашение между Украиной и Россией, подписанное в январе 2001 года - Россия фактически получала рычаги контроля над военным планированием в Украине. Это стало существенным препятствием в сотрудничестве Украина - НАТО в рамках «Партнерство ради мира».

Холодными отношения между Украиной и США стали осенью 2002 года, когда во время Пражского саммита лидеры США и Британии отказались сидеть с Леонидом Кучмой рядом. Для этого даже была применена (впервые в истории таких встреч) рассадка по французскому, а не английскому алфавиту. Такими были последствия украинской политики «многовекторности» в целом, а конкретно на информацию (позже она оказалась фейком с очевидными источниками) о поставках саддамовскому Ираку украинских РЛС «Кольчуга».

Новая весна... и снова разбитые надежды

После Оранжевой революции украинско-американские отношения вновь резко пошли вверх. Официальный визит президента Виктора Ющенко в начале апреля 2005 года в США был триумфальным. 6 апреля он выступал в Конгрессе США. Это было существенное обновление двусторонних отношений, на которые возлагали много надежд по обе стороны Атлантики, но они снова не оправдались.

Президент України Віктор Ющенко в Конгресі США, 7 квітня 2005 року
Президент Украины Виктор Ющенко в Конгрессе США, 7 апреля 2005

Разочарование наступило довольно быстро. Именно во время президентства Ющенко в США, как утверждают, появилась «усталость» от Украины. Впрочем, распространяли эти настроения преимущественно из Кремля, ведь именно тогда было и немало хороших переменен: в 2006-м США перерегистрировали Украину как участника Общей системы преференций (GSP), отменили торговые санкции и изменили статус Украины в соответствии с законодательством США в области торговли; США поддерживали и способствовали вступлению Украины во Всемирную торговую организацию; 23 марта 2006 года была отменена поправка Джексона-Вэника в отношении Украины, США признали рыночный статус украинской экономики.

Міністр закордонних справ України Володимир Огризко і державний секретар США Кондоліза Райс підписали Українсько-американську Хартію про стратегічне партнерство
Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко и госсекретарь США Кондолиза Райс подписали Украинско-американскую Хартию о стратегическом партнерстве

19 декабря 2008 года в Вашингтоне министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко и госсекретарь США Кондолиза Райс подписали Украинско-американскую Хартию о стратегическом партнерстве, в которой США фактически подавали сигнал России не посягать на Украину. А Украина прямо заявляла о курсе на демократию и европейскую интеграцию. США заявили не только о планах открыть дипломатическое представительство в Крыму, но и поддержали намерение Украины вывести Черноморский флот России из Крыма. Однако Хартия не предусматривала военной поддержки США в случае нарушения границ Украины. Высокие американские чиновники кивали на Будапештский меморандум: «Если будет нарушена граница, встретимся и обсудим дальнейшие шаги». А до этого, в апреле, на Бухарестском саммите НАТО Украине было отказано в присоединении к «Плану действий по членству». Формальный повод - политическая нестабильность. Это именно тогда Путин откровенно заявлял Бушу-младшему, что Украина «даже не государство». И только августовская военная агрессия России в Грузии побудила американцев к подписанию Хартии...

Контакты между Украиной и США носили ситуативный характер. США поддерживали демократическое движение Украины, но вектор американской внешней политики был переориентирован на другие регионы: Афганистан, Ирак, Сирию. Украина приходилось прилагать максимум усилий, чтобы удержать отношения с США хотя бы на достигнутом уровне. А еще американские партнеры раз напоминали, что «...без проведения реформ геополитическое положение Украины теряет свое значение».

При президентстве Януковича снова произошел возврат к «многовекторности». И Киев окончательно выпал из сферы интересов Вашингтона. «В сегодняшнем мире, нам угрожают не столько «империи зла», сколько страны, которые разваливаются на глазах», - отметил тогдашний президент США Барак Обама.

Сенатор Джон Маккейн виступає на Євромайдані
Сенатор Джон Маккейн выступает на Евромайдане

Впрочем, «многовекторность» Януковича снова закончилась Майданом - Революцией Достоинства. Народу пришлось выйти на площади и доказывать, что он не хочет возвращения в «русский мир». Штаты поддержали, по крайней мере морально. А потом вооруженная агрессия России против Украины, аннексия Крыма вернули внимание США к Украине.

«Украинские кокусы» в американском Конгрессе

Довольно конструктивным предстает межпарламентское сотрудничество между двумя странами. Огромную роль здесь играют группы содействия Украине - так называемые Украинские кокусы ( «кокус» - собрание людей, имеющих какой-то общий интерес) в Сенате и Палате представителей Конгресса США.

Украинский конгрессовый кокус был сформирован в 1997 году в Палате представителей, и является одним из крупнейших подобных объединений в Конгрессе США; в его состав входят более 40 представителей. Задача этого объединения в построении прочных двусторонних отношений между Украиной и США. Участники кокуса также информируют Конгресс об актуальных проблемах украинских дел и влияют на формирование политики США на украинском направлении.

Марсі Каптур
Марси Каптур

Например, сенатор-демократ Боб Менендес предложил президенту Обаме признатт так называемую ДНР террористической организацией и ввести жесткие санкции против России. Менендес и конгрессвумен от Демократической партии Марси Каптур - авторы «Акта в поддержку свободы Украины 2014».

В Сенате США (верхней палате Конгресса США) в феврале 2015 года также была создана двухпартийная Группа поддержки Украины, которая состоит из 16 сенаторов.

Только с начала российской агрессии в Конгрессе было подано несколько десятков проектов законов по Украине. Более десяти из них было приняты, в частности, такие важные, как о поддержке суверенитета, поддержке украинской свободы, закон о противодействии противникам Америки путем санкций и другие. Конгресс почти единогласно поддержал предоставление Украине летального вооружение для противодействия российской агрессии.

***

На сегодня двусторонняя договорно-правовая база украинского-американских отношений состоит из более 150 международных документов и постоянно пополняется новыми. Поддержка США Украины была и остается существенной, ценной и своевременной, но недостаточной. Межправительственные комиссии, когда такие эффективные, на сегодняшний день фактически не работают, о чем замечает посол Украины в США Оксана Маркарова.

Последний раз американский президент был в Украине в 2008 году. Такую «традицию» начал Барак Обама, который за две свои каденции застал президентства Виктора Ющенко, Виктора Януковича и Петра Порошенко. Но он делегировал свои полномочия вице-президенту Джо Байдену, который неоднократно бывал в Киеве и даже выступил в декабре 2015 года с исторической речью в Верховной Раде. Это были вдохновенные слова: «Пожалуйста, не теряйте возможности, не теряйте время. Воспользуйтесь возможностью! И стройте лучшее будущее для людей Украины».

Впрочем, мы давно живем во времена, когда слова уже почти ничего не значат.

Марк Назаренко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-