Газовый контракт Россия-Венгрия: для Украины не только угрозы, но и повод

Газовый контракт Россия-Венгрия: для Украины не только угрозы, но и повод

Укринформ
1 октября 2021 года, вступит в силу контракт на поставку российского газа в Венгрию, в обход Украины. Как реагировать?

Условия контракта были согласованы во время недавнего визита в Россию министра иностранных дел Венгрии Петера Сиярто. Сказать, что это невыгодно Украине, угрожает ее безопасности - это ничего не сказать. Запад обещал не дать России возможности использовать газ в качестве рычага политического давления. Так что теперь дальше?

Объемы и пути

Ежегодно в Венгрию поставляться 4,5 млрд куб. м природного газа, соглашение с «Газпромом» рассчитано на пятнадцать лет с возможностью изменения объемов закупки газа через десять лет. 3,5 млрд кубометров газа будут поставляться по газопроводу "Турецкий поток" и его сухопутным продолжениям, через территорию Болгарии и Сербии, и 1 млрд. кубометров - через Австрию.

Импортером российского газа в Венгрию выступает АО «Панрусгаз». В 1996 году были подписаны долгосрочные контракты на поставку природного газа «Газпром экспорт» и «Панрусгаз» до 2015 года, с продлением до 2021 года. Поставки газа осуществляются по двум направлениям - через Берегово на украинско-венгерской границе и Баумгартен на словацко- австрийской. В прошлом году «Газпром» поставил в Венгрию 8,637 млрд кубометров газа, в 2019-м - 10,522 млрд кубометров. В первом полугодии 2021 г. поставки составили 3,909 млрд кубометров.

Газовая атака на украинский транзит

Руководитель компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон на своей странице в Фейсбуке отметил, что это «еще один пример того, как Газпром диктует условия, включая маршруты поставок, тем странам, которые критически зависят от поставок российского газа.

Вместо прямого маршрута РФ-Украина-Венгрия, который десятилетиями бесперебойно поставлял топливо в Венгрию, теперь газ пойдет маршруту (...), который значительно дольше».

Господин Макогон подчеркнул, что «правильное решение для ЕС было бы заставить Газпром продавать газ на границах Энергетического Сообщества, чтобы европейские трейдеры имели возможность самостоятельно выбирать маршруты дальнейшей транспортировки».

В прошлом: победа Украины была тактической

В 2014 году Россия была вынуждена отказаться от строительства и ввода в эксплуатацию газопровода «Южный поток», который предусматривал транспортировку газа без использования транзитных возможностей Украины. Ведущую роль в этом сыграла позиция Еврокомиссии, а также отказ Болгарии дать разрешение на строительство.

В 2019 году был подписано пятилетний украинско-российский транзитный контракт, по условиям которого "Газпром" гарантирует прокачку 65 миллиардов кубометров газа в первый год и по 40 миллиардов - в последующие четыре. Глава "Газпрома" Алексей Миллер тогда заявлял, что компания готова продолжать транзит газа через Украину и после 2024 года, однако «исходя из экономической целесообразности и технического состояния украинской газотранспортной системы».

Российские маневры и украинские риски

Все дальнейшие действия России свидетельствуют о том, что она всячески пытается и будет пытаться все же изменить маршруты поставок газа в Европу так, чтобы обойти газотранспортную систему Украины. Для этого используются возможности «Турецкого потока» (как в случае с Венгрией), практически закончена прокладка «Северного потока-2».

Здесь надо заметить, что эти попытки отклик в европейских столицах находят. Страны ЕС давно и всерьез рассматривают вопрос диверсификации снабжения газом, активно участвуя и приветствуя прокладку и функционирования Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов, разведку и эксплуатацию природных месторождений газа в прибрежной полосе Кипра и Израиля.

А снижение транзитного значения Украины будет означать не только потерю части поступлений за транзит газа в Европу, но и существенный рост политических и военных рисков. Об этом давно говорится и все это знают.

Глава «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко, комментируя ситуацию с «Северным потоком-2», совершенно справедливо заявлял, что «главная угроза, которая возникает из-за «Северного потока-2» - это угроза прекращения транзита газа через Украину, что будет означать.. . риск полномасштабной войны, военного вторжения России. Поэтому мы рассматриваем вопрос транзита через Украину и сохранения материальных активов транзита как один из предохранителей от этого».

Президент Украины Владимир Зеленский также заявлял о желании Киева получить от Евросоюза гарантии безопасности в энергетической сфере, для защиты от последствий введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2».

"...поток-2" есть не только на севере, но и на юге

Определенные гарантии и возможности компенсации Украине ее потерь от снижения газового транзита обсуждались на встрече президента США Байдена и федерального канцлера Германии Меркель во время ее визита в Вашингтон 15 июля этого года. «Мы с канцлером согласны, что нельзя позволять России использовать энергетику как оружие для того, чтобы угрожать соседям», - заявил тогда президент США. Украине обещано содействие в заключении нового контракта о транзите после 2024 года.

И что теперь? - хочется спросить.

Позиция Запада: пока - тишина

Проблема в том, что наши западные партнеры до сих пор не предложили четкого и прозрачного механизма возмещения возможных потерь Украины, например, посредством широкого допуска украинских товаров на западные рынки, отменой торговых барьеров и квот. Ведь, по оценке министра финансов Сергея Марченко, в случае достройки «Северного потока-2», ежегодные потери Украины составят около 1,5 млрд долларов в год. Еще пессимистичнее глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон, который заявил, что общие потери Украины могут составить 5-6 млрд долларов, поскольку придется не только транспортировать газ с территории Германии, но и выплачивать субсидии населению за значительно подорожавшее топливо.

Если США и Германия осознают и озвучивают проблему функционирования украинского транзита и газового шантажа России, и предлагают определенные пути ее решения, то со стороны Венгрии в нашу сторону не звучит ни одной принципиальной оценки и предложения.

Венгрия. Enfant terrible ЕС

В условиях агрессии России и ее постоянной «игры мускулами» вблизи границ Украины, согласие Венгрии на этот контракт можно расценивать - минимум - как недружественный жест. Да, мы хорошо знаем, что Венгрия просто использует внешнеполитическую ситуацию для того, чтобы получить определенные выгоды, и это касается не только поставок необходимых ей объемов газа. Вот и прогнозируемые негативные последствия этого контракта для Украины, не стали и, похоже, не могли стать для Будапешта весомым аргументом. Там снова своя рубашка ближе к телу.

Венгрия далеко не вчера пошла по пути укрепления экономических и политических связей с Россией. Это - опять же - касается не только поставок газа, но и других сфер. Например, на территории Венгрии будет открыто производство российской вакцины от COVID-19, венгерский регулятор еще в январе 2021 признал «Спутник-V», несмотря на возражения регуляторных органов Евросоюза. А министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто даже привился ею в марте т.г.

Между тем, сказать, что украинские-венгерские отношения долгое время находятся в кризисе - будет значительным смягчением действительного положения дел. Стоит вспомнить скандал с раздачей венгерских паспортов в Берегово, претензии к Украине в связи с Законом об образовании, открытый шантаж нашего государства блокировкой продвижения Украины в ЕС и НАТО.

Но нынешняя власть Венгрии вызывает раздражение и в Европе, в частности, своим отказом рассматривать вопрос квот для беженцев, курсом на авторитарную модель управления страной, консервативными изменениями в законодательстве, касающиеся прав женщин. Правящая партия Фидес - Венгерский гражданский союз продрейфовала от либеральной политической организации к правой консервативной партии. Консервативной настолько, что даже вышла из рядов Европейской народной партии.

Мадьяр Балинт, один из венгерских оппозиционных политиков, открыто заявлял, что в Венгрии построено посткоммунистическое мафиозное государство.

Возможно, именно этим объясняются теплые отношения венгерских властей с подобным режимом в России?

Как бы там ни было, но именно это - недовольство союзников официальным Будапештом - один из немногих реальных дипломатических инструментов, которые может применить Украины в ситуации, которая складывается.

Украина. Выход есть, но вместе с союзниками...

Надпись вверху: синий цвет - действующая инфраструктура, оранжевый - новый газопровод, зеленый - новый венгерский газопровод. Надпись внизу: потенциальные маршруты с Каспия, из Ирана, Ирака, Египта, Кипра
Надпись вверху: синий цвет - действующая инфраструктура, оранжевый - новый газопровод, зеленый - новый венгерский газопровод. Надпись внизу: потенциальные маршруты с Каспия, из Ирана, Ирака, Египта, Кипра

Политика и экономика, особенно в сфере межгосударственных отношений - сиамские сестры-близнецы, которые не могут существовать и не существуют в отрыве друг от друга. Получение от партнеров по переговорам выгоды, лучшей цены, условий наибольшего благоприятствования во внешней торговле - это еще и вопрос лояльности избирателей. Венгрия не исключение из этого правила. Поэтому, рассматривая ее контракт с Россией о поставках газа в обход нашей территории, стоит еще раз напомнить: Украину не будут любить просто по факту ее существования.

Ритуальные фразы о взаимовыгодном сотрудничестве, произнесенные во время официальных переговоров и визитов - это не только дань политической этикету. Сотрудничество для взаимной выгоды - основной смысл какого-либо взаимодействия стран и народов. Наверное, как это не было бы сложно, нам стоит подумать о том, что мы можем, не поступаясь собственными интересами, предложить Венгрии, чтобы она проводила более лояльную политику в отношении Украины.

Трагический опыт 2014-го и последующих лет показал, что гарантией территориальной целостности и экономической независимости может быть только интеграция с западным миром. А это означает не только интегрироваться в обращение людей и товаров, идей и инвестиций, но и давать отпор недружественным проявлениям. И в случае контракта, о котором идет речь, помимо прочих экономических и юридических инструментов, неплохо было бы и поставить перед лидерами свободного мира вопрос ребром: не то ли это развитие ситуации, о которой было сказано в Вашингтоне - «нельзя позволять России использовать энергетику как оружие для того, чтобы угрожать соседям».

Если ответ - «да» - то какой будет обещана реакция Запада?

Дмитрий Редько, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-