Проект Госбюджета-2022: первые оценки

Проект Госбюджета-2022: первые оценки

Укринформ
Готовим также предложения и поправки. Срок подачи – до 1 октября

Беглое изучение проекта бюджета – 2022, тем не менее, дает основание для первых оценок документа. В целом впечатление позитивное. Проект в значительной мере соответствует бюджетной декларации на 2022-2024 гг., что само по себе уже является позитивом и отражает основной тренд бюджетной политики – прозрачность и прогнозируемость. Главное отличие от бюджетной декларации состоит в увеличении суммы доходов и расходов госбюджета зеркально на 47,8 млрд грн (доходы выросли на 3,9%, расходы на 3,4%), при этом баланс бюджета (дефицит) – остался неизменным, 188 млрд грн (3,5% ВВП). Из отличий, также необходимо отметить тот факт, что Минфин не пошел на заморозку зарплаты госслужащих (исходя из минимальной зарплаты и первого разряда ЕТС на конец 2021 г.), зарплата которых в проекте бюджета будет индексирована на прогнозную инфляцию в 2022 г. (6,2%). Однако, сюрпризов в законопроекте нет, что свидетельствует о прогнозируемости бюджетной политики.

Теперь о первых оценках законопроекта.

МАКРОПРОГНОЗ

В целом, макропрогноз реалистичен, кроме одного важного момента. Ожидания по инфляции и соответственно по дефлятору – требуют обоснования. Понятно, что этот показатель напрямую влияет на показатели бюджета. Так на 2021 г. правительство прогнозирует дефлятор ВВП на уровне 10,1%, тогда как по первой половине года он был 20%, а по факту будет 16% (прогноз НБУ 14,3%). Все это приводит к занижению прогноза и ожиданий по номинальному ВВП, а значит – и по налоговой базе и доходам бюджета. Так, изначальный прогноз правительства номинального ВВП на 2021 г. составлял 4509,9 млрд грн, текущий их прогноз – 4808,5 млрд грн, текущий прогноз НБУ – 4975 млрд грн, а по факту прогнозируется около 5050 млрд грн (т.е. расхождение с первоначальным прогнозом – более 500 млрд грн, из которых ≈ 25% – это потенциальные доходы госбюджета). Отсюда занижение базы для расчета ВВП на 2022 г., на которую накладываются также заниженные оценки инфляции/дефлятора в 2022 г.

В итоге прогноз номинального ВВП на 2022 г. занижен (правительство – 5368,7 млрд грн, НБУ – 5485 млрд грн, а по нашим консервативным оценкам – 5645 млрд грн) и соответственно – занижено базу по доходам бюджета (при неизменной законодательной базе).

Конечно, правительству намного комфортнее в теплой ванной прогнозируемого перевыполнения плановых доходов бюджета, чем в цейтноте рисков его недовыполнения. И, с другой стороны, понятно, что правительство перевыполняет доходную часть бюджета не только в части плановых показателей, но и год к году (2021 г. к 2020 г., а 2020 г. – к благополучному 2019 г.), что говорит об эффективности работы фискального блока. Однако, комфорт правительства не является задачей, которая даже отдаленно стоит перед ВР в бюджетном процессе, что влечет необходимость упразднения каких-либо манипуляций с прогнозами. Пока доходная база занижена минимум на 50 млрд грн. Ошибку необходимо исправить.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Помимо заниженных доходов с поправкой на инфляцию, главная интрига в доходной части – это резерв в доходах между 1-м и 2-м чтением в случае принятия законопроекта 5600. По сути, это и есть «фискальное пространство», о котором говорилось в бюджетной декларации, и которое оценивалось Минфином от 60 млрд грн весной – до чуть более 30 млрд грн на сейчас. Минфин уже нарезал эти 30 млрд грн на различные капитальные программы в рамках «строительства, ремонта, поддержки отраслей», правда, не в проекте бюджета, а в презентации к нему. Минфин, таким образом, подчеркнул очевидную взаимосвязь между повышением доходов бюджета и его расходами, прямо поставив их в зависимость от принятия налогового закона. В принципе, подобный трюк всегда производился всеми правительствами во время бюджетного процесса. Однако, всегда это делалось подковерно в рамках бюджетных торгов. Поэтому откровенность Минфина образца бюджетного процесса 2021 года вызвала волну критики оппозиции, в данном моменте неожиданно усмотревшей шантаж. То, что Минфин привязал законопроект 5600 к самым лакомым для парламентариев кусочкам бюджета – тоже понятно. Ведь в самом деле, не к расходам же на содержание самого Минфина привязывать налоговый проект 5600, который так яростно сбивает небезразличная к интересами сверхкрупного бизнеса оппозиция. Это политика, детка, квинтэссенцией которой является бюджетный процесс.

В контексте доходной части обращают внимание поступления от внутренних акцизов на табак, которые сокращаются на 3,1 млрд грн по сравнению с планом на 2021 г., а доходы от акцизов на произведенную ликеро-водочную продукцию вырастут только на 13% или на 740 млн грн. В своих предложениях к бюджетной декларации я требовал учесть дополнительные доходы от детенизации на сумму 40 млрд грн в год на рынках подакцизных товаров, что вполне реально, даже исходя из консервативного сценария. Беспрецедентный рост нелегального рынка табака – повод бороться с ним, а не уменьшать плановые показатели поступлений.

Необходимо отметить сохранение положительной динамики прироста по внутреннему НДС с учетом возмещения (2,05% ВВП в 2018 г., 3% ВВП в 2020 г., 3,1% ВВП – ожидаемое на 2021 г., 3,1% ВВП – план на 2022 г.). Здесь хочется отметить положительные результаты работы налоговой и заодно задать традиционный вопрос о воровстве из бюджета «попередникам», администрирование НДС которыми обходилось стране в 1% (!!!) ВВП потерь (и это только внутренний НДС).

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Очевидным негативом бюджета является то, что на 2022 г. закладываются очень сдержанные темпы роста базовых социальных стандартов. Так, при годовой инфляции 6,2%, минимальная зарплата вырастет на 3,2% (с 6 500 до 6 700 грн), а прожиточный минимум – на 8,2% (с 2393 до 2589 грн). По минимальной зарплате, ресурс ее ускоренного повышения действительно исчерпан (в первом полугодии 2021 минимальная зарплата составляла 45% от средней зарплаты, это среднее значение по ЕС), однако это не означает, что ее не надо индексировать на инфляцию (тем более это одно из предложений парламента к бюджетной декларации). По прожиточному минимуму бюджетный показатель на конец 2022 г. будет составлять лишь 60% от фактического прожиточного минимума в ценах июля 2021 г. Такое занижение – одна из причин увеличившейся в кризис бедности. Очевидно, что повышать прожиточный минимум необходимо более существенно. Иначе, последствия преступления прошлой власти перед своим народом в виде замораживания социальных стандартов нам не удастся исправить и за 10 лет…

Согласно бюджетной декларации, КМ пошел на урезание расходов на содержание отдельных высших органов государственной власти и силовиков. Так, по сравнению с планом на 2021 г. срезали расходы на обеспечение законодательной деятельности Верховной рады («минус» 293 млн грн или -8,9%), обслуживание деятельности Президента («минус» 189 млн грн или -15%), символически – на обеспечение деятельности Национальной полиции («минус» 27 млн грн.или -0,08%).

Однако, такой в целом правильный подход должен быть одним для всех, поэтому логично срезать или хотя бы уменьшить прирост соответствующих расходов для секретариата Кабмина и аппарата ЦОИВ. Не понятно, почему для отдельных бюджетных распорядителей намечается праздник бюджетной щедрости: напр., расходы на содержание чиновников (общее руководство и управление) Минсоцполитики вырастут на 62% или на 77 млн грн, чиновников МОН – на 33% или на 51 млн грн, МОЗ – 53% или на 50 млн грн, Минрегион – 52% или 39 млн грн и т.д. На 94 млн грн или на 128% увеличивается финансирование Нацинститута памяти, что – учитывая неоднозначность деятельности учреждения – является недопустимым. На фоне скромного повышения прожиточного минимума на 8,2%, мне выглядит странным увеличение расходов на НАБУ (на 10,6%), управление госохраны – на 10,3%. На этом фоне урезаются десятки социальных программ. Так, например, в бюджете заложен нулевой прирост по выплатам ветеранам к 9 мая и выплатам по рождению детей.

Финансирование медицины по сводному бюджету-2022 составило 4,17% ВВП (напомню, что ранее своими поправками предлагал 4,25% ВВП в 2022 г. с постепенным доведением до 5% ВВП в 2024 г., как это требует профильный закон). Увеличение финансирования медицины (повышение медицинского бюджета, в том числе программы медицинских гарантий – на четверть или на 30,8 млрд грн до 157,8 млрд грн) – бесспорный приоритет и позитив бюджета. Однако, все же система здравоохранения пока остается недофинансированной от минимальных потребностей. Понятно, что это невозможно исправить за два года, однако уже в следующем бюджете мы обязаны выйти на установленные законом нормативы.

Исходя из текущей ситуации на рынке энергоресурсов, явно занижен объем ЖК-субсидий («минус» 6 млрд грн по сравнению с озвученной правительством потребностью на 2021 г.). Фьючерсы на газ на европейских хабах на зиму 2022 г. пока что держатся на уровне 750-800 долл. за тыс. куб. м. (прогноз МЭРТ на 2022 г. – 220 долл. за тыс. куб. м.), что говорит о необходимости повышения расходов в соответствующей строке бюджета.

Есть позитивы и касательно программ на поддержку экономики. Например, увеличение на четверть или на 5,7 млрд грн программы модернизации и ремонта военной техники, увеличение на 2,5 млрд грн финансирования фонда энергоэффективности, плюс 1 млрд грн (или плюс 50%) на фонд предпринимательства. Однако структура расходов на экономику и объемы поддержки промышленности, экспорта – оставляют желать лучшего. Напр., суммарная поддержка обрабатывающей промышленности – 2,74 млрд грн (остается на уровне 2021 г.). Остались мизерные суммы на поддержку экспорта (напр., как и в текущем году – 14,5 млн грн или чуть более 500 тыс. долл. выделено на офис по поддержке и продвижению экспорта, который, к слову, так и не заработал), функционирование офиса по продвижению инвестиций (33 млн грн).

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Доходы местных бюджетов (без трансфертов) пока запланированы на уровне 24,8% от доходов сводного бюджета (в предложениях к декларации мы требовали не менее 25%, план на 2021 г. – 23,3%). Как и ранее, ¾ местных бюджетов остаются дотационными (получают базовую дотацию выравнивания). По расходам, из наиболее важных вопросов, которые поднимают местные власти: погашение разницы в тарифах (Ассоциация городов оценивает задолженность в 37 млрд грн), выделение дополнительной субвенции на прохождение отопительного сезона (16 млрд грн), увеличение образовательной субвенции и финансирования программы медгосгарантий. Все эти вопросы крайне чувствительны в условиях реформы децентрализации и конечно – потребуют дополнительного обсуждения и консультаций в бюджетном процессе. Расходы на фонд регионального развития увеличены в 2,5 раза или на 6,7 млрд грн.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСДОЛГ

В проекте продолжается курс на фискальную консолидацию и большее снижение дефицита бюджета. Последний должен снизиться с 5,5% ВВП по плану на 2021 г. (по факту будет 4-4,5% ВВП), до 3,5% ВВП в 2022 г.

Долговая нагрузка остается высокой, однако по итогам 2022 г. уровень госдолга к ВВП должен стабилизироваться на уровне 56-57% ВВП (прогноз Минфина на 2022 г. – 56,4%, ожидания на 2021 г. – 56-57% ВВП). Этому будут способствовать меньшие выплаты по евробондам (1 млрд долл. против 2 млрд долл. в 2021 г.) и снижение дефицита бюджета. Как результат, суммарные расходы на погашение госдолга и его обслуживание должны снизиться до 574,7 млрд грн, что на 8,3% меньше плана на 2021 г. (на 3,6% меньше, если сравнивать с текущим платежным календарём до конца 2021 г.).

Несмотря на снижение/стабилизацию долговой нагрузки, определенные риски финансирования дефицита бюджета и разрывов в ликвидности сохраняются. Связано это с тем, что на внутренние источники (ОВГЗ) приходиться 77% в структуре заимствований и 65% – в структуре финансирования дефицита общего фонда госбюджета на 2022 г. В то же время, НБУ в рамках антиинфляционной политики объявил о сворачивании 10 сентября долгосрочного рефинансирования банков, которые в последнее время были основными покупателями на рынке ОВГЗ, в том числе за счет такого рефинанса. Ликвидность в банковской системе остается высокой, кредитование увеличивается, но медленно, поэтому спрос на ОВГЗ должен сохраниться. В любом случае, финансировать дефицит в 2022 г. должно быть проще, чем в 2021 г.

Итак, готовим предложения и поправки. Срок подачи – до 1 октября.

Даниил Гетманцев

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-