Екатерина Левченко, Правительственный уполномоченный по вопросам гендерной политики
У нас танкистами не хотят быть 99,5% женщин, но 0,5% – хотят, и у них должно быть на это право
05.10.2021 21:00

Гендерные стереотипы, по крайней мере, в нашей стране, почему-то чаще относят к женщинам, хотя на самом деле они имеют обратную сторону, которая очень больно бьет по мужчинам. Понимания этого в обществе пока мало, и поэтому гендерная проблема ассоциируется у большинства исключительно с правами женщин.

К тому же недавно мы были свидетелями громкого скандала с книгой «Чтобы в 16 не было поздно», которая, по определению специалистов, поддерживает устоявшиеся гендерные стереотипы, и которую едва не закупили для библиотек страны. Процесс закупок из-за общественного резонанса остановили, и именно эта «вредная» книга в школы не попадет. Но на достаточном ли уровне в украинском образовании внедряются принципы гендерного равенства?

И все ли понимают - что стоит за этим определением? Все очень просто: гендерное равенство - это равные права и возможности женщин и мужчин и условия для их обеспечения.

О том, почему наше общество до сих пор барахтается в гендерных заблуждениях и страдает от стереотипов, и как эту ситуацию быстро и результативно преодолеть, мы поговорили с Правительственным уполномоченным по вопросам гендерной политики Екатериной Левченко.

- Екатерина, Министерство образования и науки уже несколько лет подряд проводит антидискриминационную экспертизу учебников, которые печатаются за государственный счет. Однако недавно мы были свидетелями резонансной ситуации с пресловутой книгой «Чтобы в 16 не было поздно», изданной не за госсредства, но которая едва не попала в библиотеки. Существуют ли предохранители, чтобы подобного не случилось в будущем?

- Книга, о которой вы говорите, к Министерству образования и науки не имеет отношения, это был вопрос государственных закупок. Хотя этот пример показал, что подобную литературу учителя могут использовать для своих внеклассных занятий. Поэтому получается, что дискриминационные, непрофессиональные и очень вредные вещи, которые содержатся в названной книге, могут попадать в школы – предохранителей для этого пока нет.

Поэтому мы неоднократно ставили вопрос, что необходимо распространять антидискриминационную экспертизу на весь образовательный контент, и это задача для Министерства образования и науки, которая сформулирована в Плане мер по выполнению обязательств, взятых при присоединении к глобальному «партнерству Биарриц» – международной инициативе равных прав и возможностей для всех.

Вопрос обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, мальчиков и девочек в образовании – очень-очень важен. И одно из обязательств, которые Украина добровольно взяла, присоединившись к этой инициативе – обеспечить сквозность принципов гендерного равенства в образовании.

- Что конкретно за этим определением стоит? И достаточно ли, на ваш профессиональный взгляд, уделяется внимания гендерному образованию и разъяснительной работе в украинских школах?

- За этим стоит очень многое: и работа, которая должна проводиться со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса (педагогические работники, дети, родители), и формирование недискриминационного учебного контента.

Если говорить простым языком, хотя, на самом деле, это очень важные вещи, – необходимо, чтобы материал и примеры, используемые в образовательном процессе, не несли в себе намеков дискриминации. Причем не только по признаку пола, но и по признаку инвалидности, места жительства, национально-этнической принадлежности или по другим признакам, которые очень четко сформулированы в Законе Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации».

Во избежание дискриминационного контента, Министерством образования и науки были наработаны методические рекомендации для осуществления экспертизы, подготовлены эксперты. Но, как мы сказали в начале разговора, экспертиза пока не покрывает весь образовательный контент, поскольку есть другие материалы, в том числе и видеоматериалы, которые учителя ищут или готовят самостоятельно.

ДАЖЕ ЕСЛИ ЭКСПЕРТИЗА ДОКАЗАЛА, ЧТО УЧЕБНИК СОДЕРЖИТ ДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ, ОН НЕ ИЗЫМАЕТСЯ ИЗ ШКОЛЫ

- Вы осуществляете исключительно экспертизу или даете какие-то рекомендации для создания контента?

- По результатам экспертизы давались рекомендации, в том числе проводились учения с издательствами, которые готовят литературу для детей. Вопрос ведь не только в вербальном контенте, но и в визуальном – это рисунки, фото, иллюстрации.

Необходимо еще много работать и сформировать не только документы, которые будут обязывать осуществлять экспертизу всего образовательного контента, но и наработать инструменты и процедуры – как ставить предохранители.

На данный момент, даже если экспертиза доказала, что учебник содержит дискриминационный контент, он не изымается из школы, а просто потом, когда печатается в следующем году, его издают с учетом наших замечаний.

- То есть, частично учебники с дискриминационными признаками все равно останутся в школе и попадут к ученикам следующих классов?

- К сожалению, на сегодня таких учебников еще много можно найти, поэтому над контентом необходимо работать.

Для внедрения принципов равных прав и возможностей прежде всего вопрос стоит в институциональной способности – это те структуры и люди, которые за это внедрение отвечают (сюда, в частности, относятся и советники по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для руководителей министерства и управлений образования). Однако основной составляющей является гендерная компетенция самих учителей и всего педагогического состава. Важно, чтобы вопросы равных прав и возможностей (когда мы говорим о мальчиках и девочках, женщинах и мужчинах) не подменялись вопросами так называемого поло-ролевого подхода.

Возьмем уроки трудового обучения: приготовление пищи, шитье, вышивание - это для девочек, а для мальчиков – столярное мастерство или что-то другое. Но именно из-за этого мы уже очень много лет получаем замечания от международных организаций, потому что у нас есть предметы, в которых совершенно искусственно происходит распределение половых ролей, что противоречит здравому смыслу. Почему мальчики не должны уметь готовить? Это же так классно, мы же все едим!

- Я помню, что в школе, в которой я училась, уроки трудового обучения девочек и мальчиков как-то чередовались.

- У вас была очень передовая школа! А в моей школе мы только готовили и мальчиков приглашали поесть. А они делали какие-то табуретки и стулья, и мы даже шутили, что, может, вы принесете то, что сделали, но не помню, чтобы они что-то приносили.

Вообще, это вопрос комплексный и касается совершенно новых подходов к трудовому воспитанию. Трудовое воспитание очень важно, но то устаревшее распределение, которое и сегодня есть в программах, не современно и не интересно.

ВСЕ ПРИВЫКЛИ, ЧТО ХОРОШО, КОГДА ДЕВОЧКИ ХОТЯТ ГОТОВИТЬ, НО МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ ВЫБЕРЕТ ЭТО ДЛЯ СЕБЯ, СКОРЕЕ ВСЕГО, СТАНЕТ ОБЪЕКТОМ БУЛЛИНГА

- Вы будете рекомендовать изменить этот «устаревший» подход?

- Дело в том, что этих рекомендаций уже очень-очень много! И вопрос - как раз в институциональной способности, чтобы реально что-то менять. Здесь мы выходим на третью проблему - это распространение гендерных стереотипов, потому что очень много людей скажут: так это же хорошо, что девочки будут хорошо готовить и шить! Но ведь и мальчики должны и могут это хорошо делать! Или иметь классные навыки, которые касаются шитья: уметь пришить пуговицу, зашить какую-нибудь дырочку. Это – обслуживающий труд, и подходы должны меняться.

- Все равно, мне кажется, если предложить детям самим выбирать, чем заниматься на трудовом обучении, большинство девочек выберут шить-готовить, а большинство мальчиков – мастерить.

У гендерных стереотипов есть обратная сторона, которая болезненно бьет по мужчинам, тем не менее – гендерная проблема продолжает ассоциироваться исключительно с правами женщин

- Конечно! Потому что это стереотипы, которые преобладают в обществе, с одной стороны, а с другой – это структурное насилие в системе образования. Потому что все уже привыкли, что хорошо, когда девочки хотят готовить, но мальчик, который выберет это для себя, скорее всего, станет объектом буллинга.

Я знаю немало ребят, которые любят вышивать (давайте вспомним, что вышивание традиционно – не только женское, это и мужское занятие!). Но сегодня искусственно разделено, что это исключительно женское дело.

Навыки шитья – это еще и развитие моторики, если говорить о маленьких детях. Это занятие, которое дает эстетическое удовольствие, и которое, в конце концов, успокаивает нервную систему, что очень важно в наше время. А мужчин, из-за таких вот стереотипов, лишают этих очень важных и жизненно необходимых вещей.

В результате (хотя это не единственная причина) у нас 10 лет разрыва в ожидаемой продолжительности жизни: 67 лет – для мужчин, 77 – для женщин. Ученые доказали, что 2-3 года – это то, что связано с биологическими разрывами, а остальное – это те социальные вещи: то непонятное «мужество», которое требует не жаловаться, когда больно, не плакать, не ходить к врачу. А потом мы приходим к тому, что мужчины обращаются к врачам только на поздних стадиях развития той или иной болезни... Из-за этого у нас, к сожалению, мужская смертность в 60+…

То есть, у этих гендерных стереотипов есть оборотная сторона, которая болезненно бьет по мужчинам, тем не менее – гендерная проблема продолжает ассоциироваться исключительно с правами женщин.

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ХОРОШИМ КЛЮЧИКОМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВСЕГО ОБЩЕСТВА

- Я вам сейчас приведу пример, вот такая ситуация: дети переодеваются на физкультуру – это младшая школа, общая раздевалка на другом этаже, поэтому девочки переодеваются в классе с учительницей, а мальчики – в помещении гардеробной (помещение чистое, но, тем не менее). Родители детей остро отреагировали на ситуацию, назвав ее дискриминацией мальчиков по половому признаку. Тут в самом деле можно ее распознать?

- Это вопрос отсутствия в школе инфраструктуры, которая давала бы возможность обеспечивать достойную жизнедеятельность. В абсолютном большинстве наших школ (что касается уроков физкультуры) если и есть раздевалка для мальчиков и девочек, то нет душевых кабин. Учитывая, что из средней и старшей школы, в связи с гормональными изменениями, дети во время спортивных занятий потеют и им важно принять душ, чтобы комфортно чувствовать себя и создавать комфортную среду для других.

Поэтому гендерная проблематика всегда является хорошим ключиком для решения проблем всего общества.

Пример – сектор безопасности и обороны, где начали обустраивать казармы для женщин и инфраструктуру в связи с тем, что сегодня в Вооруженных силах Украины служат 57 тысяч женщин (а еще в 2017 году их было 23 тысячи, а в 2008 – вообще 1 800). Соответственно, там потребовалась женская инфраструктура, но выяснилось, что общая инфраструктура там тоже требует существенного улучшения!

- То есть, мужчины как-то обходились без этого?

- Как-то так... Например, в шахтах у нас вообще нет туалетов. Это вопрос человеческого достоинства - так же, как ваш вопрос относительно детей в школе.

Поэтому утвержденная во исполнение Указа Президента Национальная стратегия для создания безбарьерного пространства в Украине предусматривает безбарьерность (доступность) не только физическую (пандусы, лифты, удобные двери и т. п), но и образовательную, информационную, экономическую и гражданскую.

Множество разного рода барьеров не дают возможность людям пользоваться правами, свободами и благами, которые сегодня предоставляются. И как раз в этом документе много внимания уделено именно вопросам гендерного равенства, равных прав и возможностей женщин и мужчин.

- Как реально достичь максимального результата в этом, и на какую страну мы должны равняться? Где это равенство прав и возможностей в полной мере соблюдается? 

- Я предлагаю равняться на международные стандарты, которые Украина приняла, ратифицировав документы, например, на Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (еще в 1980-м году она была ратифицирована Украиной). Это стандарт. Равняться на стандарты Европейской социальной хартии, которая также ратифицирована Украиной, на Европейскую конвенцию о защите основных прав и свобод человека.

Необходимо ратифицировать Стамбульскую конвенцию (Конвенцию Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями).

Обычно в качестве примера приводят скандинавские страны. И это очень хорошо, там многому можно научиться, например – гендерно ориентированному бюджетированию или гендерным аудитам доступности. Но мне кажется, что мы в состоянии – как граждане, как политическая нация, как современная страна – также формировать эффективные инструменты.

Кстати, антидискриминационная экспертиза не проводится в других странах – я представляла наш опыт на площадках Организации Объединенных Наций, потому что многие страны как раз интересовались этими вопросами. 

Мы проводим гендерную правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, это тоже инструмент, который позволяет предотвращать дискриминацию на уровне нормативно-правовых актов, которые принимаются Кабинетом министров (Порядок у нас существует только для этих актов, пока не разработан порядок для законов, которые принимаются Верховной Радой, или Указов Президента). Но это позволяет включать положения, которые называются в международном законодательстве «положительные действия» или «положительные обязательства государства».

В 2020 году Аппарат правительственной уполномоченной по вопросам гендерной политики осуществил мониторинг около 3 тысяч проектов нормативно-правовых актов, в 54 из них мы внесли дополнения. И абсолютное большинство было поддержано правительством.

ВВОДИТЬ В ШКОЛАХ УРОКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТОЙ ИЛИ ИНОЙ РЕЛИГИЕЙ, ОСОБЕННО В МУЛЬТИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАНЕ, - ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

- Как коррелируются основы гендерного равенства прав и возможностей мужчин и женщин с уроками религиоведения? Ведь по религиозным канонам, женщина делает так, как говорит ей муж?

- Давайте откроем Конституцию Украины, статью 35, в которой четко указано, что церковь отделена от государства, а школа отделена от церкви. Поэтому, когда мы говорим об изучении истории той или иной религии, то мы говорим исключительно об истории. И это нужно именно так преподавать.

Если говорить о занятиях в школах, которые касаются непосредственно религиозных канонов или правил, то такие уроки противоречат Основному Закону Украины.

Свобода совести заключается в том, что мы уважаем и права людей, верующих в Бога, и права людей, считающих себя атеистами.

В современном государстве вопрос религии - это личный вопрос, который в отношении детей должен решаться исключительно на семейном уровне. Вводить в школах уроки, связанные с той или иной религией, особенно в мультиконфессиональной стране, – очень опасная тенденция.

Так же, как и смотреть на духовное и нравственное воспитание исключительно через призму религии. Духовность - это более широкое понятие.

Между тем могут развиваться воскресные школы или какие-то кружки вне школы от институтов, связанных с религией. Такое есть во многих странах, и думаю, что именно таким направлением необходимо идти и Украине. 

- Я знаю, что существует у нас национальная «горячая линия» для детей и молодежи.

- В Украине есть несколько "горячих линий" - и это очень хорошо. Есть правительственная "горячая линия" под номером 15-47, которая называется «По противодействию торговле людьми, предотвращению и противодействию домашнему насилию, насилию по признаку пола и насилию в отношении детей». Ее открыли в 2020-м году и она приняла за год более 10 тысяч звонков.

Есть еще «горячие линии», которые работают на базе общественных организаций, в частности на базе общественной организации «Ла Страда Украина» (которую я возглавляла более 20 лет и непосредственно занималась созданием этих «горячих линий»). Они бесплатны, анонимны и конфиденциальны. Одна – для взрослых: «По предупреждению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации» (с мобильных 116-123 или 0-800-500-335) – там абсолютное большинство телефонных обращений касается домашнего насилия.

А есть детская «горячая линия», которая расширила свой контингент в прошлом году, и называется теперь «Национальная горячая линия для детей и молодежи» (с мобильных 116-111 или 0-800-500-225) – в прошлом году линия приняла более 70 тысяч обращений. Очень много тех, которые касаются психологических проблем, насилия, травли, буллинга.

НЕ КАЖДЫЙ СЛУЧАЙ НАРУШЕНИЯ ВАШИХ ПРАВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ. ЕСТЬ ЕЩЕ ЖЕСТКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ИЛИ УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, ЧТО ТОЖЕ ОПАСНО

- Жалуются ли дети на гендерную дискриминацию?

- Конечно, ребенок не употребляет конкретно термин «гендерное неравенство». Но консультанты, которые общаются с ним, потом тот случай, о котором он говорит, вносят в общую базу (звонки анонимные, конфиденциальные) и могут идентифицировать его как «дискриминация по признаку пола».

Подчеркиваю, дискриминация – это не просто различие по признаку пола, а различие, которое приводит к тому, что человек не может в полном объеме пользоваться гарантированными ему правами и свободами.

То есть, если девочек и мальчиков развели переодеваться по разным комнатам – это не дискриминация. Но если сказали после урока физкультуры, на котором все бегали, что девочки переодеваются, а мальчики нет – и потные сидят на уроках дальше, и так каждый раз, – это различное отношение, которое может привести к ухудшению самочувствия, и может квалифицироваться как проявление дискриминации.

- То есть идентифицировать случаи дискриминации должны исключительно специалисты и эксперты?

- Да, потому что нельзя сказать, что каждый случай нарушения ваших прав является дискриминацией. Есть и другие вещи: разное отношение, жестокое обращение или унижение человеческого достоинства, что тоже очень-очень опасно.

Если вспомнить конкретные звонки на горячую линию, то, например, дискриминация идентифицировалась, когда девушек не пускали на водительские курсы, мол, это курсы исключительно для парней.

- Сейчас, мне кажется, такого почти нет...

- Когда вы говорите "почти нет", вы говорите с общественной точки зрения, а здесь конкретный ребенок столкнулся с тем, что не может себя реализовать в полном объеме. И для него это – большая проблема.

Гендерная политика должна быть комплексной и сквозной. Не может быть, что здесь мы говорим об обеспечении равных прав и возможностей, а здесь – мы не будем говорить. То же касается и программы уроков по военной подготовке – она должна быть пересмотрена, потому что в стране, где восьмой год идет война, связанная с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, – и мальчикам, и девочкам нужно знать медицинское дело и начальную подготовку для защиты государства.

К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВОЕННЫЕ ВУЗЫ ДЕВУШКИ ПРИХОДЯТ С НЕРАВНЫМИ УСЛОВИЯМИ - НЕ ИМЕЯ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

- Но ведь вы сами сказали, что сегодня в Вооруженных силах Украины служат 57 тысяч женщин, то есть они свободно могут выбирать этот путь?

- Девушкам сейчас действительно открыт доступ в военные и военно-морские лицеи, а в Вооруженных силах открыто много специальностей для женщин. Но когда они хотят поступать в высшие учебные заведения, которые готовят специалистов для сектора безопасности и обороны, то приходят туда с неравными условиями – не имея этой начальной военной подготовки.

Да и нормативы должны быть пересмотрены, если мы говорим о приближении к стандартам НАТО: есть нормативы на выносливость – продолжительные комбинированные упражнения, это понятно, потому что, если ты идешь в полицейскую академию и хочешь быть полицейским, нужно быстро бегать, потому что преступника нужно ловить. Но сегодня очень много других методов раскрытия преступлений, дознания и ведения следствия. Например, нужна эмоциональная устойчивость. Детей учат быть эмоционально устойчивыми? Нет! А это сегодня вообще одна из главных компетентностей любого специалиста. Мы должны общаться с абсолютно разными людьми, выходить из разных кризисных ситуаций, не впадать в панику, и это касается и мужчин, и женщин.

Непроработанные эмоциональные переживания со временем перерастают в психологические срывы, депрессии и различные психические расстройства – это же болезнь человечества – и зная об этом, нужно детей готовить быть стрессоустойчивыми.

- К слову, шла к вам, перечитывала некоторую статистику: бросилось в глаза, что в мире количество самоубийств среди мужчин в разы превышает количество самоубийств среди женщин…

- В принципе, самоубийство – это, так сказать, «мужское дело». А как иначе – ведь им нельзя выражать эмоции, нельзя жаловаться на боль, на то, что у них что-то не получилось, потому что их будут считать слабыми, потому что мужчина – это сила. Однако необходимо, чтобы это было не примитивное понимание силы, а понимание силы в том числе эмоциональной – сегодня мы видим, как нужны все эти вещи. Ну нельзя воспитать сильного мужчину, только повторяя ему – «ты сильный, поэтому ты не совершишь самоубийство» – нужно заниматься эмоциональным воспитанием мальчиков тоже.

И эта книга - «Чтобы в 16 не было поздно» – вообще странная, кроме того, что она дискриминационная, – она еще и очень старомодная. В частности, устаревшая по подходам в вопросе, что эмоциональная культура должна воспитываться исключительно у девочек, а о мальчиках – ни слова. Простите, если девочек воспитывать эмоционально, то как они будут общаться с мужчинами, которые не подготовлены для эмоциональных вещей?

Умение разрешать конфликты - это тоже важная компетенция. И то, что этому нужно учить только девочек, – это еще один пример ненаучности и вредности этой книги, которая имеет гриф «научно-популярное издание». Конфликт может быть разрешен только тогда, когда к этому готовы обе стороны – это базовые вещи конфликтологии!

Такие советы вредны, потому что искажают модели поведения – на женщину возлагается и она будет брать на себя ответственность за все проблемы, в том числе за насилие. Кстати, там так и сказано, что девочка должна вести себя таким образом, чтобы ни один мальчик не захотел ее обидеть. А обидеть мальчика – можно? Они что, изъяты из категории пострадавших от насилия? По официальной статистике, большинство пострадавших – женщины, но более 10 процентов пострадавших – это мужчины. И правоохранительные органы говорят, что потихоньку количество обращений от мужчин по фактам насилия растет, так ломается стереотип, что мужчине нельзя причинить насилие, – потому что засмеют, будут унижать, что он слабак и сам себя не может защитить.

У НАС ТАНКИСТАМИ НЕ ХОТЯТ БЫТЬ 99,5% ЖЕНЩИН, НО 0,5 - ХОТЯТ, И У НИХ ДОЛЖНО БЫТЬ НА ЭТО ПРАВО

- А как быть с нашими традициями, что мужчина – завоеватель, кормилец, а женщина – хранительница рода, хранительница домашнего очага?

- Подождите, ну, традиции тоже развиваются и меняются. И их не нужно воспринимать так буквально: у большого процента населения нет собственного жилья, то есть они снимают или живут с родителями, не имея «очага» в прямом смысле. С моей точки зрения, речь опять же об эмоциональной связи, а в ней важны обе стороны. Что касается завоевателей, то агрессивная политика и поведение доводит не до сохранения традиций, а до роста насилия. Ну, а что касается кормильца – уровень работающих женщин у нас высокий, хоть и ниже, чем в странах Европейского Союза.

Дело в том, что политика равных прав и возможностей – это политика свободного выбора. Государство не говорит, что это плохо, если женщина хочет сидеть дома и не работать. Просто необходимо понимать отсроченные последствия реализации такого желания, например – в виде отсутствия трудовой пенсии, или же глубоких психологических проблем тогда, когда дети выросли. И не все женщины должны быть руководителями или работать в шахтах или Вооруженных силах – но у тех, кто хочет там работать, должна быть такая возможность.

У нас танкистами не хотят быть 99,5% женщин, но 0,5 – хотят, и у них должно быть на это право.

В 2017 году был отменен приказ №256 о запрете женщинам работать в 450 профессиях. В частности, женщинам Украины было запрещено работать в целом ряде важных отраслей – таких, как вождение некоторых видов грузового и пассажирского транспорта, работа в машинном отделении корабля, ряд строительных специальностей.

Как раз уход за родителями или старшими родственниками – это самая тяжелая работа, и здесь никто не говорит, что женщинам запрещено этим заниматься

С другой стороны, сегодня увеличивается потребность в обслуживающем труде, но почему-то уход за детьми или людьми старшего возраста считается исключительно женской работой, она что - легкая?

- Нет, еще и плохо оплачивается.

- Она вообще не оплачивается, если это касается членов твоей семьи! Как раз уход за родителями или старшими родственниками – это самая тяжелая работа, и здесь никто не говорит, что женщинам запрещено этим заниматься. А носить целый день на руках ребенка, который весит в полгода 10 килограммов, – по совокупности женщина переносит больше, чем любой грузчик на работе! Да, это ее ребенок, но он тяжелый!

МНОГИЕ ДЕВУШКИ СТРАДАЮТ, ЧТО ОНИ НЕКРАСИВЫЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОСТОЯННО СЛЫШАТ: «ДЕВУШКА ДОЛЖНА БЫТЬ КРАСИВОЙ». А ОНА ТАКАЯ, КАКОЙ РОДИЛАСЬ!

- Недавно мне попался пост одной известной телеведущей о том, какой должна быть настоящая пани. Что-то вроде: пани должна хорошо выглядеть, следить за фигурой, мало есть, знать манеры. И сразу в комментариях женщины возмущенно отреагировали: "Что это за дискриминация? Пани ничего никому не должна – пусть ходит, ест, живет как хочет!".

- Пани действительно никому ничего не должна, потому что, если начинать с того, что мальчики должны быть такими, а девочки – такими, мы будем строить стереотипы и ограничения. Посмотрите, сколько девочек в возрасте 13-17 лет страдают от анорексии, потому что хотят, чтобы у них были тонкие талии! Они постоянно худеют, а потом - язвы желудка, другие болезни. Нужно обязательно говорить о спорте, физической культуре, здоровом питании и для мальчиков, и для девочек, это – здоровье нации, здоровье нашего будущего.

Ухоженными должны быть и парни, и девушки – это классно, когда люди за собой следят, они чистые, опрятно одетые. А вот понятие "красиво" – очень субъективная вещь, сколько разных субкультур, традиций. Мы будем считать «красивым» одно, а наши дети – что-то совсем другое, поэтому здесь должны быть какие-то совершенно другие подходы.

- Но как этого достичь? Допустим, вы провели экспертизу образовательного контента, и в школе с этим порядок, но вне школы ребенок заходит в Инстаграм или ТікТок – и попадает в совершенно другую реальность! Там много желающих круглосуточно будут ему рассказывать, как стать настоящей леди/королевой/тигрицей и, конечно, навязывать стереотип – какой должна быть «настоящая» женщина. 

- Помните, мы начинали с того, что субъектами воспитательного процесса являются учителя, дети и родители. И очень важно, чтобы родители и учителя не ограничивали стереотипами жизнь детей: и мальчиков, и девочек. Потому что потом это может иметь очень негативные последствия и психологические проблемы.

Многие девушки страдают от того, что они некрасивые, потому что постоянно слышат: «Девушка должна быть красивой». А она такая, какой родилась! Кто-то курносый, кто-то рыженький, а кто-то высокий и родителям надо любить ребенка таким, каким он есть, и помогать ему раскрывать лучшие человеческие качества, быть добрым, отзывчивым, настойчивым. Это касается и мальчиков тоже.

ЕСЛИ МЫ ХОТИМ НЕ ПОДРАЖАТЬ РОССИЯНАМ, ТО КАК РАЗ У НИХ ФЕМИНИТИВОВ НЕТ-УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК ЗДЕСЬ БОГАЧЕ

- Насколько важна роль феминитивов для обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин?

- Я вообще очень люблю феминитивы и считаю, что их применение делает наш язык более красивым и богатым – они отражают существующее многообразие. Что не только есть директор предприятия, но и "директорка".

Когда я впервые столкнулась с феминитивами (больше 25 лет назад), они мне не понравились. То есть отношение к ним может меняться, и мой личный пример показателен: сначала для меня было очень странно, почему меня называют "директорою", "президенткою" (я тогда была президентом общественной организации «Ла Страда»), "лекторкою", "тренеркою", затем "професоркою". И вот на "професорці" – мне понравилось, это был 2007 год.

Сегодня я всегда прошу называть меня "докторка наук", "професорка", "викладачка", "урядова уповноважена" – везде, где можно писать себя феминитивами, я всегда так и пишу.

Это хорошие возможности украинского языка, и если мы, кстати, хотим не подражать россиянам, и тем, кто нас исторически угнетал, то как раз у них нет феминитивов, и украинский язык здесь богаче.

У женщины в Украине всегда были высокие социальные позиции, так давайте это подчеркивать феминитивами! Они есть во многих славянских языках – в чешском, словацком, в других.

Сегодня уже внесены изменения в классификатор профессий – можно использовать феминитивы, теперь нужно еще внести изменения во все реестры, чтобы можно было идентифицировать, что "Урядовий уповноважений" и "Урядова уповноважена" – это один и тот же человек (смеется).

- А по трудовой книжке вы кто?

- В трудовой книжке я называюсь «Урядовий уповноважений», потому что, я же говорю, нужно еще в реестры внести изменения. Но, вот, на столе моя докладная вице-премьеру по вопросам европейской и евроатлантической интеграции – так она от «урядової уповноваженої».

Я рада, что феминитивы есть и их все больше используют в СМИ, на телевидении, радио. А всем, кто сомневается, я скажу: давайте поговорим об этом через 3, 5, 7 лет. Это – постепенное изменение сознания, постепенное принятие таких вещей. Новое украинское правописание дает для этого очень хорошие возможности. В 2019 году мы его поддерживали, я была на заседаниях правительственного комитета и правительства, когда оно рассматривалось, – именно для поддержки этого раздела, в котором говорится о суффиксах, как могут образовывать феминитивы.

Сейчас с этим вопросом работает Национальная комиссия по стандартам государственного языка, потому что, например, как лучше говорить: "адвокатка", "адвокатиня", "адвокатеса" или можно по-всякому? Еще немало работы, однако не стоит думать, что в слове «професорка» суффикс -ка является уменьшительно-ласкательным и подчеркивает, что «професорка» – это маленький профессор (смеется).

Конечно, существуют разные мнения: некоторые не воспринимают феминитивы и даже считают их употребление унижением, как когда-то мне даже говорили, что это унижение для женщин - гендерные квоты. Я говорю: нет, это временные специальные меры, которые выравнивают ситуацию и которые применяются во многих странах! Европейский Союз, кроме политических или партийных квот, вводит также экономические квоты, потому что и там много барьеров и «стеклянных потолков». 

ВАЖНО, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОНЯЛИ ДЛЯ СЕБЯ ПРЕИМУЩЕСТВА ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА, ПОТОМУ ЧТО ОНО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАСАЖЕНО СВЕРХУ

- Сейчас в Украине разрабатывается Государственная стратегия обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2030-го года. А почему определено именно на этот период?

- Это очень крутой документ. Важный и большой по объему, потому что его дополняют План и Государственная программа, которая должна помогать внедрять стратегию в жизнь.

А до 2030 года – потому что мы привязываем Стратегию к «Целям устойчивого развития», а они - до 2030 года. Украина локализовала эти Цели и определила национальные индикаторы – там немало таких, которые касаются именно гендерного равенства. Это стратегический документ, который мы должны были бы сделать как страна еще много лет назад.

Я очень благодарна политической воле вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольге Стефанишиной, которая дала поручение Министерству социальной политики и другим центральным органам исполнительной власти совместно с Правительственным уполномоченным по вопросам гендерной политики разработать этот документ.

Он очень сложный, большой, но ведь он – о том, что гендерное равенство касается всех сфер государственного управления, всех отраслей. То есть это не вопрос исключительно социальной политики, как раньше рассматривалось. Это вопросы экономики, энергетики, образования, здравоохранения, транспорта, экологии, финансов, регионального развития и тому подобное. И вот как раз сквозной подход закрепляется в этом документе. 

- Когда эта Стратегия должна быть принята?

- Она в конце августа была открыта для общественного обсуждения, она есть на сайте министерства социальной политики. 8 сентября прошли общественные консультации, организованные совместно с ООН. После обработки предложений Стратегия будет направлена на согласование центральным органам власти и областным государственным администрациям. Я думаю, что до конца этого года или в начале следующего – правительство сможет рассмотреть ее.

Очень важно, чтобы люди просто поняли для себя преимущества гендерного равенства, потому что оно не может быть насажено сверху и ограничиваться исключительно нормативно-правовыми документами.

Любовь Базив. Киев

Фото: Геннадий Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-