Дмитрий Жоравович, в.и.о. руководителя Агентства по розыску и менеджменту активов
Фамилии владельцев активов для нас не имеют никакого значения
13.10.2021 18:07

"Дмитрий Алексеевич, есть ли в вашем телефоне защита и двухфакторная аутентификация?" – интересуюсь я у руководителя Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Дмитрия Жоравовича, намекая, что телефоны предыдущих руководителей ведомства после взлома и прослушивания сделали их подозреваемыми в уголовных делах.

"Мне нечего скрывать, работаю в рамках закона и в интересах государства", – выдерживает такое начало знакомства Дмитрий Жоравович. "Ох, я хотела бы, чтобы вы сохранили такую уверенность через год-два", – выражаю очередное пожелание. "Я и теперь человек не новый, возглавлял наше Северо-восточное межрегиональное территориальное управление АРМА с момента его создания", – реагирует руководитель Агентства.

Почти два года работы в структуре – это достаточный срок, чтобы ее почувствовать, учитывая, что самому Агентству по розыску и менеджменту активов всего пять лет, а реально оно работает три. АРМА – одно из новых ведомств, созданное наподобие аналогичных европейских учреждений для управления арестованным имуществом, к сожалению, у нас известно тем, что пишут о нем правоохранители. Можно ли в украинской традиции сохранить задуманный функционал и репутацию? Развить и сделать прибыльным? В конце концов, что там с Межигорьем и Сухолучьем? Об этом мы говорим с временно исполняющим обязанности руководителя АРМА Дмитрием Жоравовичем.

ИДЕЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ АРМА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ АРЕСТОВАННОЕ ИМУЩЕСТВО НЕ ОБЕСЦЕНИВАЛОСЬ ДО ПРИГОВОРА СУДА, А ГОСУДАРСТВО НЕ ТРАТИЛО СРЕДСТВА НА ЕГО СОХРАНЕНИЕ

- Дмитрий Алексеевич, перед каждым большим интервью мы сканируем Интернет, ищем последние данные, новости, события. И вот в отношении АРМА новости неутешительные, общая оценка вообще такова, что, мол, АРМА – неэффективное. Вы согласны?

- Чтобы дать объективную оценку работы АРМА, необходимо хорошо понимать, чем на самом деле занимается Агентство. Дело в том, что эффективность нашего ведомства чаще всего оценивают, основываясь на поступлениях в бюджет денежных средств от управления активами. Однако главная задача АРМА - сохранение экономической стоимости арестованных активов, а не наполнение государственного бюджета. Ведь идея существования АРМА заключается в том, чтобы арестованное имущество не обесценивалось до приговора суда, а государство при этом не тратило дополнительные средства на его сохранение. Отобранные нами на конкурсной основе управляющие осуществляют все расходы на содержание активов за счет доходов, полученных от коммерческого использования имущества. И такие расходы значительны. Например, за первые 5 месяцев этого года на содержание активов управляющими было потрачено более 200 миллионов гривень, тогда как в бюджет перечислено 15,4 миллиона гривень. Как правило, общественность обращает внимание только на последний показатель – поступления в бюджет. Это ошибочное видение, потому что реальный эффект от управления более чем в 10 раз больше. Кроме того, управляющие платят налоги и создают новые рабочие места.

АРМА - единственный орган в Украине, который капитализирует арестованные денежные средства. За 4 года, благодаря управлению средствами, на них начислены 111 миллионов гривень в виде процентов, и теперь размер депозитного портфеля АРМА составляет 605 миллионов в гривневом эквиваленте.

Все приведенные показатели касаются только управления активами и не охватывают их розыск, международную деятельность Агентства, формирование и ведение реестра арестованных активов и тому подобное. Следовательно, у меня есть все основания утверждать, что АРМА – эффективный институт, сохраняющий стоимость арестованных активов, которые стоят миллиарды гривень.

И несмотря на то, что поступления в бюджет не являются основной целью деятельности АРМА, динамика доходов от управления арестованными активами постоянно растет. Так, с начала этого года в бюджет перечислена на 343% большая сумма, чем в прошлом году.

- АРМА – и по украинской традиции, и учитывая пробелы в законе – стало очень привлекательным местом для коррупции и заработка государственных чиновников. Скажите, чувствуете ли вы давление народных депутатов или других чиновников при, скажем, проведении конкурсов для управляющих и реализаторов арестованного имущества?

- Взаимодействуем ли мы с депутатами? Да, без этого невозможно. Потому что действует законодательство, которое регламентирует нашу работу, регулирует отношения, сложившиеся на сегодня. Впрочем, мы двигаемся вперед и в нашей работе постоянно возникают новые проблемы, решение которых происходит путем внесения изменений в действующее законодательство. Аналогичная ситуация - в вопросе взаимодействия и с Кабинетом министров.

В то же время влиять или оказывать давление на АРМА при отборе управляющих или реализации имущества достаточно сложно. Наши конкурсы открытые, каждый предприниматель, который соответствует критериям, может принять в них участие. Тендерный комитет, который проводит отбор управляющих, состоит из представителей разных профильных подразделений и принимает решения коллегиально. Иногда это даже раздельные, неединодушные решения, что свидетельствует только об одном – конкурсы не являются пустой формальностью и решения не принимаются автоматически по чьей-то указке.

То же касается и реализации имущества: АРМА отбирает реализаторов на открытой конкурсной основе, электронные торги также проводятся открыто, имущество оценивается профессиональными субъектами, после чего оценка проходит независимое рецензирование. То есть, сегодня существует ряд процедурных предохранителей, что является действенным фактором противодействия внешнему воздействию на решения АРМА.

- Однако вас упрекают в непрозрачности, что процедура отбора управляющих проходит без прямой трансляции и публикации протоколов.

- Это несправедливо. АРМА публикует информацию о проведении конкурсов. Все могут посмотреть эту информацию на нашем веб-сайте. В тестовом режиме работает Единый государственный реестр арестованных активов, которому скоро будет два года.

- Но что мешает проводить конкурсы в прямом эфире? У общественности не будет вопросов, почему именно этот объект отдают именно этому человеку, а вы улучшите репутацию.

- Мы ограничены законодательством, поскольку во время конкурсного отбора пользуемся информацией, которую не можем разглашать. Дело в том, что для участия в конкурсах потенциальные управляющие подают документы о своей деятельности, которая, в частности, содержит коммерческую тайну.

- А почему бы не снять секретность?

- Разглашать такую информацию без разрешения участников тендера невозможно, поскольку действующим законодательством предусмотрен запрет относительно разглашения информации о третьих лицах, сведений, содержащих персональные данные, без согласия этих лиц.

- Пусть соглашаются. Уже даже офшоры не секрет, что скрывать?

- Мы сделали шаг вперед. Выдержки из протоколов Тендерного комитета будут публиковаться на нашем официальном веб-сайте по согласованию с потенциальными управляющими.

Но я с вами полностью согласен. И готов сделать процедуру как можно более прозрачной, чтобы общество и коллеги из правоохранительных органов видели, как проходят эти конкурсы. Потому что иногда возникают вопросы, почему именно то или иное лицо стало управляющим актива. Или относительно стоимости имущества, которое реализуется на открытых торгах. Хотя надо понимать, что все активы, которые попадают в АРМА, проблемные, и их практически невозможно реализовать по рыночной стоимости. Потенциальный покупатель лучше купит такой актив по полной рыночной цене, но без дополнительных проблем и обременений. Наши управляющие понимают, что управляют проблемными активами, и знают, что арест на актив может быть снят в любой момент – и имущество придется в короткий срок вернуть владельцу. Поэтому, я бы не советовал относиться к конкурсу как к "раздаче благ".

Впрочем, проблема давления на АРМА все же актуальна, поскольку институт управляет дорогостоящими активами, владельцы которых являются фигурантами уголовных производств и часто прибегают к противодействию Агентству.

ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ АКТИВАМИ ВРОДЕ "МОТОР СИЧ", АКЦИЙ "ДОНЕЦКОБЛГАЗА" - ИЗ-ЗА ОБЪЯВЛЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНЫХ КОНКУРСОВ НЕВОЗМОЖНО

- Давайте все же вспомним скандал, когда были обнародованы пленки одного из ваших бывших руководителей. Поскольку уже были названы объекты, то интересно узнать об их судьбе. Например, помещение Азарова-младшего в селе Хлепча?

- Для нас критерием при управлении активами не являются фамилии владельцев или связанных с ними лиц. Мы получаем актив и решаем, как им управлять, учитывая его экономический потенциал, «привлекательность» для предпринимателей. Отвечая на ваш вопрос, не упоминая фамилий, отмечу, что для дома в селе Хлепча отобран управляющий, который обеспечивает сохранность этого имущества.

- А есть объекты критической инфраструктуры?

- Две ТЭЦ во Львовской области еще в конце 2019-го были переданы в управление дочерней компании «Нафтогаза». А недавно мы передали еще часть имущества ТЭЦ тому же управляющему по новой процедуре, введенной на законодательном уровне 2 месяца назад. Для нас очень важно было завершить процедуру передачи в управление до начала отопительного сезона, потому что жители двух городов могли остаться без тепло- и водоснабжения.

Что касается объектов инфраструктуры, то на сегодня в АРМА передан ряд стратегических активов – «Мотор Сич», акции «Донецкоблгаза», Одесский нефтеперерабатывающий завод, вышеупомянутые ТЭЦ. Эффективно управлять такими объектами с помощью проведения длительных конкурсов для управляющих практически невозможно, особенно в случаях, когда существуют риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому, по инициативе АРМА, парламент одобрил механизм управления стратегическими активами, который используется только в исключительных случаях. Народные депутаты внесли изменения в наш профильный закон и теперь мы можем обратиться к Кабмину с предложением назначить управляющих среди лучших государственных компаний решением правительства. Это позволяет быстро наладить управление проблемными и одновременно критически важными активами. В течение последних двух месяцев такой механизм был применен уже дважды - в отношении ТЭЦ и "Донецкоблгаза". На днях состоялось общее собрание «Донецкоблгаза», на котором управляющий – НАК «Нафтогаз» – сменил руководство региональной газовой компании, благодаря чему потребители природного газа Донецкой области будут обеспечены необходимыми услугами.

- А как с Одесским нефтеперерабатывающим заводом? Уже руки выкручивают?

- Нет. Одесский НПЗ является стратегическим объектом, и мы будем передавать его в управление по специальной процедуре, предусмотренной новой нормой закона об АРМА (ст. 21-1), через Кабинет министров. 

- Как управляется Межигорье?

- Межигорье - проблемный вопрос. За сохранение Межигорья сегодня отвечает общественная организация, которая находится на территории комплекса законно – прокуратура передала активистам значительную часть имущества резиденции на ответственное хранение. В то же время АРМА получило в управление лишь часть арестованного недвижимости и движимого имущества в Межигорье, например, известную Хонку, движимое имущество, которое в ней находится, небольшой по площади земельный участок. Часть имущества – дорогие зеленые насаждения, заборы, дорожки – вообще не арестованы и формально за них никто не отвечает. В таких условиях выбирать управляющего нецелесообразно, поскольку ему невозможно передать Межигорье как целостный имущественный комплекс, который он будет сохранять и за который будет нести ответственность.

Для решения этой проблемы АРМА совместно с НАБУ и САП (которым сравнительно недавно переданы материалы уголовного дела от ОГП) проведена инвентаризация всего имущества, в том числе еще не арестованного. Думаю, что мы отработаем это в ближайшее время. Предложим правоохранителям обратиться в суд с ходатайством о наложении ареста и передаче в управление АРМА всего имущества Межигорья, после чего Агентство проведет максимально открытый и прозрачный конкурс для управляющих.

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ СЛЕДУЕТ ВВЕСТИ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕД АРЕСТОМ, КОТОРОЕ ВКЛЮЧАЕТ КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ С АРМА

- Какие на сегодня самые дорогие активы, которыми занимается Агентство? Самые экзотические? И будут ли когда-нибудь обнародоваться данные относительно всех активов? Как это имущество классифицируется?

- Для корректного ответа на указанный вопрос необходимо уточнение. Оценка стоимости активов, переданных Агентству, осуществляется после отбора управляющего на конкурсе, за его собственный счет. Следовательно, ранжировать активы по их точной стоимости можно только в отношении тех арестованных объектов, которые прошли этап оценки. К ним сегодня можно отнести: акции «Газтранзита», недвижимость группы АИС, две ТЭЦ, нефтепродуктопровод «Самара – Западное направление», 12 речных барж, комплекс Сухолучье.

Если же говорить о крупных активах, стоимость которых еще не установлена в ходе оценки, то среди них – УМХ, Межигорье, «Мотор Сич», акции «Донецкоблгаза», Одесский нефтеперерабатывающий завод и др.

Масштаб и экономическое значение указанных активов как нельзя лучше подтверждают необходимость совершенствования полномочий АРМА и укрепления институциональной способности Агентства.

Среди "экзотических" активов, которые за 4 года передавались АРМА, можно вспомнить поле опиатов, несобранные урожаи сельскохозяйственных культур, медицинские маски (переданы именно для управления, а не для продажи), охотничьих собак, подержанную одежду и тому подобное. Подобные случаи могут вызвать улыбку, но работникам АРМА в таких ситуациях не до смеха. Поскольку попадание таких активов в Агентство является следствием хронической проблемы – отсутствия обязательных консультаций правоохранителей и судей с представителями АРМА во время принятия решений о наложении ареста и передаче имущества в управление. Во избежание похожих случаев следует закрепить на законодательном уровне механизм планирования перед арестом, который обеспечит участие специалистов Агентства в консультациях относительно наиболее оптимального пути управления активами.

Что касается вопроса о типологизации имущества, то в нашем Реестре арестованных активов классификация осуществляется по типам и видам объектов, например, недвижимость (жилая, коммерческая, земельные участки), транспорт (легковой, железнодорожный, водный, воздушный), другое движимое имущество, акции и корпоративные права, денежные средства, составные активы (целостные имущественные комплексы) и тому подобное.

- Скажите, будет ли иметь продолжение история с "воровским общаком", когда $400 тыс. АРМА отдало неизвестным лицам по фиктивным документам и якобы бывшие его руководители участвовали в доходе?

- Дело, о котором вы упомянули, на данный момент является предметом расследования уголовного дела, которым занимаются правоохранительные органы. Исключительно правоохранители могут давать комментарии по этому поводу.

В то же время с позиции руководителя АРМА могу сказать, что в наш специальный закон уже внесены изменения, которые позволят предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем. Согласно изменениям, АРМА будет обязано возвращать владельцу денежные средства, полученные от реализации активов, только после того, как соответствующее судебное постановление появится в реестре судебных решений. Раньше такого требования не было, что служило благоприятным фоном для использования поддельных документов. Это опыт, из которого Агентство извлекло урок, и сейчас мы работаем над тем, как сделать процедуру возврата активов собственникам как можно более надежной. В то же время, стоит отметить, что постановления по уголовным делам в основном закрытые и мы не можем полностью их видеть. Однако, было бы хорошо, если бы могли. Мы должны понимать, когда был наложен и когда снимается арест. Нам необходимо видеть процессуальные документы, которые суд выносит по тому или иному уголовному делу. Это существенно поможет нам в работе.

БОЛЬШОЙ КОНКУРЕНЦИИ, А ТЕМ БОЛЕЕ БИТВЫ ЗА ПРАВО УПРАВЛЯТЬ АРЕСТОВАННЫМИ АКТИВАМИ НЕТ

- Один из фигурантов упомянутого дела утверждает, что на самом деле этот кейс – битва за активы между теми, кто хочет им управлять.

- Во-первых, как человек, который посвятил работе в АРМА несколько лет, могу заверить, что большой конкуренции, а тем более – битвы за право управлять арестованными активами нет. К нам не стоит очередь из управляющих, потому что имущество всегда проблемное, оно остается собственностью фигурантов уголовных дел, требует инвестиций, возврат которых не гарантирован из-за временности ареста.

Скорее, уместно говорить о борьбе владельцев активов с АРМА, хотя в ней на самом деле нет никакого смысла, потому что АРМА не арестовывает имущество и не забирает его в управление самостоятельно, а лишь выполняет судебные решения.

- А требует ли процедура передачи имущества управляющим каких-то предварительных контактов, переговоров?

- АРМА осуществляет отбор управляющих на основе законодательства о публичных закупках. И поверьте, спрос на арестованные активы среди предпринимателей невысокий, и очень часто Агентство вынуждено объявлять повторные конкурсы много раз. В таких случаях для снижения риска неудачных отборов (закупок) действующая редакция Закона «О публичных закупках» предусматривает возможность организации консультаций с рынком. В частности, разрешается проводить предварительные рыночные консультации с целью анализа рынка, в частности, запрашивать и получать рекомендации и информацию от бизнеса. Кроме того, представители бизнеса, которые изъявили желание принять участие в конкурсе, могут обращаться в АРМА за дополнительной информацией об активе для формирования своей программы управления.

Продолжая тему, снова подчеркиваю, что крайне целесообразным является планирование перед арестом активов. Хорошо бы ввести процедуру, которая предшествует аресту имущества, в которой мы бы взаимодействовали с правоохранительными органами и судом в отношении количества и качества объектов, которые передаются в управление Агентству. Не всеми объектами АРМА имеет возможность эффективно управлять. Есть подакцизные товары, такие как алкоголь, табачные изделия, которыми невозможно управлять по объективным причинам.

- Управлять аперолем? Это соблазн для сотрудников.

- Проблема в том, что для реализации этих товаров торговая площадка должна иметь лицензию. Не стоит даже передавать нам такие объекты, поскольку механизм управления подакцизными и изъятыми из общественного оборота товарами – на сегодня отсутствует.

- Вернули ли уже Александру Клименко все его арестованное имущество?

- Вы снова классифицируете актив по фамилии владельца. Повторюсь, что для нас это не критерий. АРМА работает напрямую с активами, а не с фигурантами уголовных производств, поэтому для нас не имеют никакого значения фамилии владельцев активов. Мне легче комментировать ситуацию по названию актива, а не по фамилии владельца или связанных с ним третьих лиц.

Что касается активов, которые в публичном пространстве связывают с лицами из окружения Клименко, действительно, АРМА по решению ВАКС вернуло значительное количество имущества владельцам (1000 железнодорожных вагонов, жилая недвижимость, охотничья база в Киевской области, офисные помещения в ТЦ «Гулливер», средства от проданных автомобилей).

Но АРМА успешно выполнило свою функцию - экономическая стоимость указанных активов сохранена, а благодаря управлению ими государство получило около 30 миллионов гривень дохода.

- Сегодня продолжается офшорный скандал. Каково ваше видение?

- Нужно так формировать отношения с бизнесом, чтобы у него не было заинтересованности перечислять деньги за рубеж. АРМА в таких случаях полезно в части розыска, поскольку при поступлении соответствующего запроса правоохранительных органов, мы можем разыскать активы за рубежом. Таких примеров в деятельности Агентства уже много.

- Что необходимо, чтобы работа АРМА была абсолютно выверена, а процедура – максимально деперсонифицирована? Возможно ли такое в принципе?

- У АРМА достаточно сложный функционал, и полностью деперсонифицировать его – объективно невозможно. Например, Тендерный комитет по отбору управляющих проводит сложную работу по анализу юридических документов, финансовой отчетности, экономических программ и т. п., и это кардинально отличает конкурсный отбор от автоматизированных алгоритмов на Прозорро. На Тендерном комитете происходит оценка вероятного управляющего на основе различных критериев. Наличие опыта, отсутствие связанности с собственником (фигурантами по уголовному делу). И если кто-то считает, что это под силу решить компьютеру, то я не могу с этим согласиться, прежде всего как человек, который видел работу с низов в течение нескольких лет.

Поэтому наш путь – совершенствовать процедуры, делать их более четкими, прозрачными и эффективными. Мы разработали план изменений и стратегических инициатив и планируем воплотить их во взаимодействии с народными депутатами, нашими международными партнерами и коллегами из других ведомств.

Ключевыми пунктами плана являются:

● продолжение комплексной реформы законодательства об АРМА;

● диджитализация Агентства, в частности автоматизация деятельности по розыску активов, доработка Реестра арестованных активов, упрощение взаимодействия АРМА с управляющими и тому подобное;

● выход на качественно новый уровень взаимодействия с правоохранителями и судами, налаживание отношений с бизнесом и общественностью;

● реформа полномочий территориальных управлений АРМА;

● повышение уровня прозрачности в деятельности.

Это длительная и сложная работа, которая рассчитана не на быстрые результаты, а на развитие АРМА как эффективного института, не имеющего аналогов в системе власти в Украине.

КАК ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ РАБОТУ АРМА С НИЗОВ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ, УТВЕРЖДАЮ, ЧТО НАШ ПУТЬ - СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПРОЦЕДУРЫ, ДЕЛАТЬ ИХ БОЛЕЕ ЧЕТКИМИ, ПРОЗРАЧНЫМИ И ЭФФЕКТИВНЫМИ

- Насколько мы понимаем, функционал структуры – выявление и розыск активов. Что вы выявили и разыскали за четыре года существования? Как ищете и выявляете?

- Да, кроме управления активами, АРМА также разыскивает их по запросам правоохранительных органов. Возможности Агентства в этой сфере на самом деле уникальны: доступ ко всем базам данных и реестрам в Украине, взаимодействие со всеми действующими банковскими учреждениями, участие в большинстве международных сетей по поиску и возврату активов, возможность получать информацию из всех иностранных юрисдикций и организаций вроде Интерпола и тому подобное.

Алгоритм розыска такой: 1) правоохранители в рамках расследования уголовного дела обращаются к нам с запросом о необходимости разыскать активы, которые принадлежат фигурантам уголовных дел; 2) АРМА, используя самые современные технологии и широкий доступ к базам данных, устанавливает факт существования (выявления) и местонахождения (розыск) активов, которые могут быть арестованы и впоследствии переданы в управление Агентству. Кроме того, наши специалисты по розыску могут предоставить правоохранителям важную информацию о связях фигурантов уголовных дел, незаконных финансовых потоках, признаках фиктивности компаний и др. Это колоссальная аналитическая работа, которая включает анализ огромных объемов необработанных данных, неструктурированных и представленных в различных форматах. Эти данные могут содержать важную информацию, которая существенно помогает правоохранительным органам более эффективно расследовать уголовные дела.

Каждый год АРМА обрабатывает тысячи запросов о розыске, и этот показатель неуклонно растет. С 2018 года до сегодня количество обращений выросло на 300%, что свидетельствует о росте доверия правоохранителей к нашей работе. Всего более 7800 обращений поступило по выявлению и розыску активов. В результате обработки запросов разысканы акции, корпоративные права и денежные средства на сумму в целом около 108 миллиардов гривень. Это не учитывая десятки тысяч единиц разысканного имущества, в том числе земельных участков, недвижимости, транспорта, техники и оборудования, различной продукции. Также объектом розыска все чаще становится криптовалюта.

Хочу подчеркнуть, что достижения АРМА в сфере розыска признают не только отечественные правоохранительные структуры, но и международные организации. По итогам нынешнего заседания сети CARIN, которая объединяет свыше 50 стран, АРМА вошло в топ-5 участников сети по количеству полученных и отправленных международных запросов о розыске активов. Получено от иностранных юрисдикций и международных институтов 163 обращения и направлено 267 обращений.

В то же время сегодня АРМА способно увеличить объемы работы в этом направлении в контексте усиления нашего взаимодействия с правоохранительными органами.

Лана Самохвалова, Киев

Фото: Геннадий Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-