Юрий Аристов, председатель Комитета ВР по вопросам бюджета
Рассчитываем на дальнейшее восстановление экономической активности, драйвером которой будет как внутренний, так и внешний спрос
13.10.2021 20:02

Под занавес прошлой пленарной недели, когда из-за политических баталий народным избранникам, казалось бы, было не до законотворчества, парламент принял изменения к Закону "О Государственном бюджете Украины на 2021 год" относительно реализации социальных мероприятий и инфраструктурных проектов (№6052). Тот случай, когда "дорога ложка к обеду": отложение рассмотрения документа еще на полторы-две недели могло бы негативно повлиять на финансирование ряда важных программ – в частности, в оборонной, жилищно-коммунальной, угольной сферах и в дорожном строительстве.

Депутаты увеличили доходы и расходы общего фонда нынешнего госбюджета на 39,41 млрд гривень. Подробнее о том, что же изменится в финансировании различных отраслей, а также о подготовке к первому чтению в парламенте законопроекта "О Государственном бюджете Украины на 2022 год" (№6000), Укринформ расспрашивал председателя бюджетного комитета Юрия Аристова.

О НЫНЕШНИХ БЮДЖЕТНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ СОРОКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МИЛЛИАРДОВ

- Юрий, скажите, в полной ли мере удовлетворены окончательной редакцией документа законопроекта №6052, соавтором которого вы являетесь, после проработки внесенных коллегами поправок?

- Начну с обстоятельств подготовки и с идеи законопроекта. Правительство доложило о текущем перевыполнении бюджета по доходам. В то же время то, что происходит с энергоносителями, свидетельствует также о необходимости увеличения его расходной части. В частности, из-за вероятной проблемы с компенсацией коммунальных платежей. Поэтому одним из ключевых назначений при освоении средств, полученных за счет перевыполнения, являются субсидии на оплату услуг ЖКХ (дополнительно направляем на это 12 миллиардов гривень).

Также в течение года периодически происходило перераспределение бюджетного ресурса. Скажем, когда массово закупали вакцины, забирали средства, предназначенные для Национальной службы здоровья (программа медицинских гарантий). Речь идет о почти 6 миллиардах гривень. В предыдущий раз, внося изменения в госсредства, три миллиарда НСЗУ уже вернули. Теперь добавили службе еще два миллиарда гривень – на оплату пакета услуг стационарной помощи пациентам с COVID-19.

Кроме того, решаем проблему, возникшую из-за принятия в начале года Министерством обороны решения о назначении военнослужащим премий за тишину и за отсутствие потерь в зоне боевых действий. Поскольку такой программы в бюджете 2021 года вообще не запланировано. Поэтому деньги на премирование тратили из других статей. В результате сформировался долг, на погашение которого мы теперь направляем 3,8 миллиарда гривень.

Также во исполнение Указа Президента решаем вопрос обеспечения жильем ветеранов АТО/ООС, которые являются внутренне перемещенными лицами. Плюс добавили небольшую сумму для выплаты компенсаций участникам Революции Достоинства по бюджетным программам Министерства по делам ветеранов. С 2014-го года продолжается эта история. И тут даже, я так понимаю, вопрос не в сумме (каких-то 4 млн грн), а в невнимательности тех, кто эту программу разрабатывал. Семьи героев - одна из категорий, которые ждали этот закон больше всего.

Далее. "Традиционный" уже осенний миллиард для расчетов с шахтерами. Правда, по последним данным, задолженность перед ними уже больше. Поэтому Министерство финансов готовит еще одни изменения к бюджету – возможно, внесем их до конца ноября. Для того, чтобы полностью закрыть вопрос шахтерских долгов.

Нынешними же изменениями предоставлен дополнительный ресурс на проекты "Большого строительства". Поскольку, по нашим данным, из-за высоких темпов и масштабности работ формируется задолженность Укравтодора перед подрядчиками. У нас много писем от тех, кто строит дороги, с жалобами на недостаточное финансирование. При этом из-за процесса политических трансформаций, длившегося на прошлой неделе в парламенте, полностью сместился график рассмотрения необходимых для страны законов. Поэтому очень хорошо, что удалось настоять на голосовании за бюджетный проект в конце заседания в пятницу. Потому что, если бы еще раз отложили принятие изменений на две недели, дорожники получили бы деньги в лучшем случае в ноябре. А это - неполученные зарплаты и возможный социальный взрыв.

Конечно же, от коллег-депутатов и представителей министерств поступало еще много предложений относительно пересмотра бюджетных назначений. Но из-за ограниченности доходной части сметы мы не смогли все их удовлетворить. Не учли также запросы Национальной гвардии, МВД, потребность в дополнительных оперативных расходах для Службы безопасности Украины (для закупки беспилотника "Байрактар"), для ряда других ведомств и направлений.

Приходится многим министрам объяснять, что они не могут приходить к депутатам и пытаться за счет других отраслей решать свои ведомственные вопросы. Кабинет Министров – коллегиальный орган, который работает по своей программе, и каждое действие должно быть согласовано между чиновниками и увязано в коллективное решение.

- В то же время вы уже намекнули, что нынешние изменения к бюджету могут быть не последними в этом году и ряд отклоненных пока запросов от министерств, возможно, таки удастся удовлетворить.

Были случаи, когда инфляция помогала перевыполнять бюджет, и заработанные сверх плана 40 млрд грн к концу года могут превратиться в 90

- Вполне вероятно. Темпы бюджетных поступлений неплохие. Также у нас была дискуссия с госпожой Южаниной (председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики ВР 8 созыва, – ред.), которая напомнила, что в истории были случаи, когда инфляция помогала перевыполнять бюджет. И заработанные сверх плана 40 миллиардов гривень к концу года могут превратиться в 90. Соответственно, появится дополнительный ресурс для выполнения социальных задач, которые встанут перед государством в связи с чрезвычайным повышением стоимости газа. Думаю, в ноябре еще будем вносить изменения.

О МАКРОПОКАЗАТЕЛЯХ, КОТОРЫЕ ЛЕГЛИ В ОСНОВУ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА-2022, И О ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКЕ

- Но пока главная проблема бюджетного комитета – подготовка к первому чтению законопроекта о бюджете-2022. Мнения экспертов относительно основных макропоказателей, которые легли в основу проекта, разнятся. Кто-то говорит: прогнозы правительства не учитывают всех рисков вероятного продления "карантинного" давления на экономику, а также уже заметных неприятных для наших экспортеров и потребителей изменений на основных сырьевых рынках. Другие же, наоборот, считают, что перспективы украинской экономики можно было бы оценить и более оптимистично.

- С прогнозами всегда непросто. Бюджет формируется из доходов, которые фактически, в теории, будут получены при стечении ряда обстоятельств. А вот планируемые затраты фиксированные. Отсюда – и вероятность ошибок при расчете ожидаемого уровня бюджетного дефицита. Тот подход к определению дефицита, который мы выбрали в 2020 году, более рисковый. Потому что около 5% дефицита – очень опасный для финансовой системы показатель. Но при формировании бюджета в прошлом году заложили именно его для выполнения планов по развитию страны. Для этого нужно было активнее занимать, направляя больше средств в реальный сектор экономики.

В проекте бюджета-2022 показатель дефицита не такой рисковый, 3,5%. Во-первых, это будет гарантировать финансовую стабильность. Во-вторых, будет способствовать принятию МВФ положительного решения о продолжении сотрудничества с Украиной, чтобы у нас в любой момент был доступ к дешевому кредитованию.

Добавлю, что особых рисков в экономике я сейчас не вижу. Единственное, что от стоимости газа сильно зависит наш агросектор. Поэтому нужно уже сейчас думать, как минимизировать вероятные риски. Это уже управленческие решения Кабмина: если не сможем производить удобрения (доля газа в себестоимости азотных удобрений, например, – до 80%, – ред.), нужно договариваться об их импорте. То же касается и ряда других потенциально "проблемных" направлений.

- Следующий год, как и несколько предыдущих, будет сложным для страны с точки зрения управления госдолгом. Сколько должны заплатить кредиторам? Какой ресурс понадобится для обслуживания займов, а что пойдет непосредственно на погашение "тела" кредитов? И как в целом 2022 год скажется на объемах государственного долга?

Предусмотренные законопроектом о бюджете-2022 объемы погашения госдолга - 393,3 млрд грн

- Предусмотренные законопроектом о бюджете-2022 объемы погашения госдолга – 393,3 млрд грн, в том числе: погашение внешнего долга – 72,3 млрд грн, внутреннего – 321 млрд грн.

Для обслуживания долга потребуется 181,4 млрд грн (внутреннего долга – 120,8 млрд грн, внешнего – 60,5 млрд).

Согласно расчетам, прогнозный объем государственного долга в эквиваленте в национальной валюте на конец 2022 года составит 50,8% от ожидаемого ВВП, или 2,7 трлн грн. Гарантированный государством долг – 368 млрд грн, что соответствует 6,9% прогнозного ВВП.

Минфин разработал проект Среднесрочной стратегии управления государственным долгом на 2021-2024 годы, которую в ближайшее время внесут на рассмотрение Правительства, с определенными подробными инструментами реализации долговой политики. Кроме этого, мы остаемся преданными политике фискальной консолидации и постепенному возвращению дефицита государственного бюджета до определенного Бюджетным кодексом лимита – до 3% ВВП.

Ожидается, что в результате реализации Стратегии соотношение государственного долга к ВВП на конец 2024 года не будет превышать 47% (против 53,9% в 2020-м).

- По силам ли стране изменить структуру госдолга в пользу внутренних займов, как предлагают чиновники? И стоит ли предусматривать в бюджете средства для возможного выкупа хотя бы части "реструктуризационных" варантов, чтобы снизить долговое давление на бюджеты будущих лет?

- Понимая волатильность возможных выплат по государственным деривативам, когда Украине придется платить кредиторам все больше и больше, в прошлом году Минфин выкупил государственные деривативы в объеме примерно 10% общей условной номинальной стоимости. Понятно, что с учетом прогнозов роста национальной экономики стоит задача максимально выкупать деривативы. Потому что это очень дорогой для нас инструмент. И при выгодной для Украины конъюнктуре финансовых рынков Минфин продолжит осуществлять активные операции для уменьшения нагрузки на госбюджет.

Что же касается структуры долга, то ежедневно Минфин выходит на рынок, анализируя, где и каким образом выгоднее всего одалживать. И если стоимость займов внутри страны будет снижаться - это путь, которым будем идти ежедневно, уменьшая стоимость обслуживания долга. Если же не будет возможности занимать внутри страны, будем кредитоваться на внешних рынках. Бюджетным кодексом разрешено в случае неблагоприятных условий финансовых рынков замещать государственные внутренние займы внешними (и наоборот). Считаю, что речь идет просто об инструменте и технической задаче: искать, где одолжить дешевле и выгоднее для страны.

- А как оцениваете нынешнюю ситуацию с ОВГЗ, с интересом к этим ценным бумагам? В конце лета были довольно негативные для страны прогнозы, мол, нерезиденты будут активно выводить средства. Впрочем, видим, что этого, к счастью, не произошло. По последним данным, происходит активизация, нерезиденты возвращаются и вкладываются в новые эмиссии украинских ценных бумаг.

Если население верит в ценные бумаги своей страны, это сигнал иностранным покупателям, что в такие бумаги можно смело вкладываться

- В Минфине констатируют положительную динамику притока инвестиций в ОВГЗ, особенно со стороны иностранных инвесторов и украинцев – физических лиц. Так, с начала года портфель ОВГЗ нерезидентов увеличился на 13 млрд грн, а портфель ОВГЗ физлиц – на 9,7 млрд грн. Выпуск ОВГЗ в гривне позволяет уменьшать валютный риск государственного долга, а благодаря спросу со стороны иностранных инвесторов Министерству финансов удалось успешно разместить новый долгосрочный инструмент – ОВГЗ с погашением в мае 2026 года, что, в свою очередь, помогает уменьшить риск рефинансирования госдолга.

Убежден: если на внутреннем рынке есть вера населения в ценные бумаги своей страны, это автоматически сигнализирует иностранным покупателям о том, что в такие бумаги можно смело вкладываться. По стоимости они более эффективны по сравнению с другими продуктами. Банкиры любят торговать ОВГЗ, этим инструментом активно пользуются народные депутаты, подавая пример другим соотечественникам, как свободными средствами можно поддержать свое государство.

ОБ ИСТОЧНИКАХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ДРАЙВЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

- Однако формировать бюджет только на заемном ресурсе нельзя – нужно уметь зарабатывать. Расскажите о "незаемных" источниках поступлений. Как изменится работа таможни и налоговой? Есть ли возможности улучшить администрирование налогов и сборов? Есть ли шансы, что государство получит больше от управления своей промышленной собственностью? Какие из источников поступлений больше всего зависят от принятия законопроекта №5600, который, кстати, многие активно критикуют?

К уже учтенным в проекте бюджета 110 млрд грн капитальных расходов могут добавиться еще почти 30 миллиардов

- Доходная часть общего фонда государственного бюджета без трансфертов на следующий год прогнозируется на уровне 1 трлн 120,3 млрд грн, что на 150 миллиардов больше по сравнению с планом 2021 года. Основные поступления, как и в предыдущие годы, ожидаем от НДС. Речь идет о 564,5 млрд грн (+72,5 млрд к плану этого года). Кроме того, 160,8 млрд грн может поступить от НДФЛ (+23,2 млрд), 137,3 млрд – от налога на прибыль предприятий (+25,5 млрд), 81,9 млрд – от акциза (+2,3 млрд), 45,8 млрд – от рентной платы (+4,7 млрд).

Государственная налоговая служба и таможня демонстрируют свою эффективность. Так, по состоянию на 24 сентября ГНС выполнила роспись доходов на январь-сентябрь на 103,7% (+16 млрд), таможня – на 105,2% (+16,3 млрд).

Задача - продолжить реформирование этих служб. Например, таможенник сегодня получает 8 тысяч гривень. Конечно, требовать при такой зарплате от него прозрачной, честной работы очень трудно. Поэтому есть идея создать спецфонд, в который бы поступал определенный процент от перевыполнения установленного Минфином плана таможенных платежей. Идеология такова: таможня, перевыполняя план, может рассчитывать на часть "сверхурочной" суммы для заработных плат, премирования и технологического совершенствования. Плюс необходимо наконец разработать прозрачную таможенную систему (возможно, подобно системе публичных закупок ProZorro), которая не позволит таможенникам, участникам рынка менять любые данные. То есть, нужна электронная система, которая позволит упростить и сделать взаимоотношения между бизнесом, таможенниками и государством прозрачными.

Возвращаясь к источникам бюджетных поступлений, отмечу: ожидаем, что государственные предприятия в следующем году уплатят 48,6 млрд грн дивидендов и части чистой прибыли (+19,8 млрд грн по сравнению с запланированным на нынешний год).

При этом показатели доходной части бюджета, поданного на рассмотрение парламента, не учитывают норм проекта №5600. Этот законопроект ресурсный. В случае принятия парламентом, за его счет будут дополнительно профинансированы проекты строительства и реконструкции инфраструктурных объектов. То есть, при имеющихся возможностях мы, безусловно, выполним социальные и текущие обязательства, профинансируем приоритетные проекты. При условии же получения дополнительного ресурса инвестиционная составляющая бюджета-2022 увеличится. К уже учтенным в проекте бюджета 110 млрд гривень капитальных расходов могут добавиться еще почти 30 миллиардов.

Среди прочего, законопроект №5600 содержит инструментарий для более эффективного и прозрачного сбора налогов. Принятие документа создаст правовую основу для противодействия схемам по уклонению от налогообложения, формирования прозрачной конкурентной среды, повышения эффективности использования природных ресурсов. Рассчитываем сделать это благодаря повышению эффективности взимания рентных платежей по добыче полезных ископаемых и акцизного налога, борьбе с неучтенным использованием сельскохозяйственных земель и противодействию теневому обороту сельскохозяйственной продукции, который используется мошенниками в так называемых "скрутках" НДС, справедливому распределению доходов между государством и бизнесом путем приведения ставок налогов в соответствие с фактическим уровнем развития экономики страны (макропоказателями). Еще одна из задач – обеспечение полноты уплаты налогов и эффективности процедур администрирования налогового долга, в частности, возникшего по самостоятельно задекларированным налогоплательщиком обязательствам.

- Далее - о вероятных драйверах экономического роста. Как тех, на которые рассчитываем уже в 2022 году, так и тех, основы которых будем закладывать в расчете на перспективу. Во-первых, о прорывных отраслях, направлениях и программах. Какие из них могут "выстрелить" вместе с "Большим строительством", на что страна в следующем году снова будет делать ставку?

- Рассчитываем на дальнейшее восстановление экономической активности, драйвером которой будет как внутренний, так и внешний спрос. Объемы потребления будут расти благодаря дальнейшему повышению доходов населения. Внешний спрос будет повышаться на фоне восстановления мировой экономики. Макроэкономический прогноз рассчитан на предположениях об экономическом росте в среднем на 3,8% в 2022-2024 годах.

Важное значение в восстановлении экономики будут иметь и внутренние реформы. Утвержденной правительством Национальной экономической стратегией на период до 2030 года предусмотрен комплекс задач, призванных сформировать условия для развития бизнеса и инвестиций, стимулировать инновации и модернизацию секторов экономики для обеспечения их конкурентоспособности на международном рынке.

В ближайшей перспективе развитие мировой экономики будет определять активный подъем систем здравоохранения, глобальная цифровизация, развитие логистики. Всеобъемлющее проникновение искусственного интеллекта, квантовые вычисления, более жесткий контроль за выбросами СО2, новые стратегии лечения – все это значительно расширит возможности человечества и повлияет на наши жизни.

Такие направления будут способствовать развитию высокотехнологичных отраслей, в частности, ІТ-сферы, у которой высокий потенциал для наращивания экспорта из Украины, машиностроения и других отраслей, также имеющих высокий экспортный потенциал. В частности, в прогнозах правительства предусмотрено, что доля цифровой экономики в отечественном ВВП будет расти с 5,6% в 2021 году до 7,5% – в 2024-м. Такой пример: мы видим, как США охраняют остров Тайвань, тратя на это триллионы долларов. Они вкладываются в очень дорогие авианосцы, ракеты, корабли, которые несут службу вокруг Тайваня. А все потому, что американцы охраняют тамошние чиповые производства и технологии – то, без чего полностью остановится автомобилестроение и ряд других отраслей в США. Поэтому во время встречи с американскими конгрессменами я предложил подумать, чтобы перенести это производство на территорию Украины, здесь его охранять гораздо дешевле.

Нужно воспользоваться нынешней ситуацией в мире, когда разрываются торговые цепочки, меняются поставщики

- Реакции нет?

- Это очень длительный процесс. Но стучать во все двери, предлагать наши возможности нужно. Есть идеи создавать крупные интегрированные компании по производству титана. Я видел эти проекты, считаю, что это тоже прорывная история. Потому что пока мы много теряем, производя только сырье и не обеспечивая полного цикла титанового производства.

Не будем забывать и о традиционных для страны отраслях. Развитие экономики невозможно без обеспечения высокого уровня энергетической безопасности. Снижение уровня импортозависимости и интеграция Украины в европейский энергетический рынок - важные задачи, реализация которых будет создавать базис для развития.

Среди драйверов – сельское хозяйство. Нужно воспользоваться нынешней ситуацией в мире, когда разрываются торговые цепочки, меняются поставщики. Обратите внимание, куда арабские шейхи пытаются вкладывать деньги: их интересуют только продуктовые технологии, то есть запасы продовольствия. Потому что в будущем они будут более ценными, чем остальные активы.

На фоне восстановления инвестиционной активности одним из драйверов экономического роста также будет строительство. Правительственные планы предусматривают создание условий для обновления фондов жилищно-коммунального хозяйства, дерегуляцию разрешительных процедур, обеспечение выполнения государственных программ и мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, финансирование модернизации транспортной инфраструктуры.

Также из того, что я тщательно анализировал, неплохо работает программа "Открытое небо". Если мне не изменяет память, на сегодня туризм обеспечивает только 0,6% национального ВВП. Если же воспользоваться опытом Испании, где этот показатель – 37%, убедимся, что это – один из самых простых методов привлечения средств. К сожалению, наша страна к массовому туризму пока не готова, но перспектива есть, о чем свидетельствует интерес арабских стран к нам в последнее время. В Украине очень много красивых мест, которые могут не только радовать глаз, но и приносить прибыль.

Еще один фактор - удобное перемещение по территории страны (малая авиация, комфортабельные автобусы). По моим прогнозам, таким образом "вклад" туристической отрасли в украинский ВВП можно увеличить до 7%. И тогда страна могла бы обходиться без займов от МВФ.

О СТРУКТУРЕ РАСХОДОВ И О ТОМ, ПОЧЕМУ ДЕНЕГ ХВАТИТ НЕ НА ВСЕ

- Основные расходы. Изменились ли подходы по сравнению с нынешним годом? Расскажите об особенностях финансирования "чувствительных" отраслей, на которые политики, эксперты и обычные граждане обращают внимание сразу же, как только слышат словосочетание "проект госбюджета": безопасность и оборона, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение...

- Половина всех расходов бюджета, согласно проекту, приходится на здравоохранение, социальную защиту и образование. Далее сектор обороны и безопасности – 21%.

Общий ресурс на национальную безопасность и оборону – 319,4 млрд гривень, или 5,95% ВВП.

Капитальные расходы в следующем году вырастут по сравнению с плановым показателем 2021 года почти на 17 млрд гривень и составят 110 миллиардов. Кроме того, для реализации инвестиционных проектов планируется привлечь кредитные средства от международных финансовых организаций и иностранных государств.

В 2022 году беспрецедентно вырастет объем средств по программе медицинских гарантий – на 34 млрд грн (до 158 миллиардов). На борьбу с коронавирусом планируется направить ориентировочно более 22 млрд гривень, что на 5 миллиардов больше, чем в этом году. Кроме того, на систему общественного здоровья и закупку вакцин для населения от COVID-19 предусмотрено 6 миллиардов гривень.

По инициативе Президента, в 2022 году обеспечим повышение заработных плат медикам. Зарплата врача будет не ниже 20 тысяч гривень, среднего медперсонала – не менее 13,5 тысяч.

В отопительном сезоне 2021/2022 будет полностью обеспечено финансирование льгот и субсидий для 4,6 миллиона человек

Впервые расходы на образование сводного бюджета (392,2 млрд грн) предусмотрены в объеме более 7% ВВП – в соответствии с требованиями Закона "Об образовании". На зарплаты 428 тысячам учителей дополнительно планируется выделить 8,4 млрд гривень.

Для тех, кто учится в ПТУ, стипендия вырастет до 1250 гривень. Минимальная стипендия для студентов высших учебных заведений – 2 тысячи гривень, а стипендия отличникам - 2550.

На пенсионное обеспечение в следующем году будет направлено 200,6 млрд гривень. Эти расходы предусматривают индексацию выплат для более чем 9 миллионов пенсионеров и осуществление доплаты к пенсиям 411 тысячам военнослужащих.

Расходы на поддержку ветеранов – участников боевых действий на Востоке Украины и членов их семей составят 14 миллиардов, что больше планового показателя нынешнего года на 6 миллиардов гривень.

- А согласны ли с суммами, предложенными Минфином для финансирования социальной сферы? В частности, многие политики утверждают, что предусмотренных средств для выплаты жилищно-коммунальных субсидий не хватит, как и денег для поддержки местных бюджетов, на которые ляжет бремя повышения стоимости энергоносителей в зимний период.

- В отопительном сезоне 2021/2022 годов будет в полном объеме обеспечено финансирование льгот и субсидий на жилищно-коммунальные услуги для 4,6 миллиона человек. Мы уже говорили, что изменениями к нынешнему бюджету расходы для этих нужд увеличены на 12 миллиардов гривень. В целом за отопительный сезон направим на субсидии 34 миллиарда гривень.

Что касается тарифного вопроса. К сожалению, населению никто не рассказывает о том, что у муниципальных властей большие возможности для регулирования тарифов. И центральная власть, в принципе, намекает, чтобы местные руководители больше занимались проблемами собственных громад и снижали стоимость ЖКХ-услуг. Существует много программ по энергоэффективности, которыми могли бы заниматься или хотя бы интересоваться местные органы власти. Пример Никополя, где (кажется, в 2012 году), полностью изменив систему подачи тепла, смогли в два раза снизить тарифы.

Но такие примеры единичны. В основном власти на местах собирают деньги за предоставленные услуги и "забывают" инвестировать в системы жизнеобеспечения населенных пунктов.

Возьмем, например, постоянную проблему Харькова с водоснабжением. Реагируя на постоянные жалобы, мы предоставили области субвенцию, чтобы помочь решить вопрос. После этого к нам пришел руководитель Госагентства водных ресурсов и спросил: а зачем вы это сделали? Я отвечаю: вот депутаты, премьер-министр говорят, что действительно катастрофа, нужно спасать... Он говорит: Катастрофа?.. Да, но кто должен был ее предотвратить? Муниципальные власти, которым и принадлежит предприятие, собирающее деньги за воду. Они-то деньги собирают, а тратят их непонятно куда. А когда изнашивается оборудование и нужно его ремонтировать, кричат: "Центральная власть, помоги!". В этом я усматриваю откровенную манипуляцию. Системные решения относительно тарифов, конечно же, государство принимает. А дальше все зависит от качества управленческой работы на местах. И, думаю, этой зимой многие муниципалитеты продемонстрируют, что фактически при одинаковых условиях у одних будут возникать проблемы, тогда как другие их будут успешно предотвращать.

- На что рассчитывать в следующем году потенциальным реципиентам государственных программ поддержки бизнеса, активизации занятости населения, обеспечения жильем?

По программе "Доступная ипотека под 7%" жилье получат более 5 тысяч семей

- Реализации программы "Доступные кредиты 5-7-9%" будет продолжаться. Для этого в проекте бюджета предусмотрено 3 миллиарда гривень. Еще 10 миллиардов резервируем для предоставления государственных гарантий на портфельной основе.

Также в рамках реализации инициативы Президента и правительства относительно упрощения доступа граждан к ипотечному кредитованию продлено действие программы "Доступная ипотека под 7%". Жилье получат более 5 тысяч семей.

"Доступная ипотека" – это мой законопроект. Как автор, я видел ее главной целью обеспечение жильем тех, кто работает на государство – учителей, медиков, военных, правоохранителей. Фактически всех, кто получает полностью "белые" зарплаты. Потому что какова главная проблема при ипотечном кредитовании всего населения? Это не всегда "белая" зарплата, когда официальных доходов семьи не хватает даже на минимальные платежи. Государственный же аппарат платит все налоги, все доходы работников официально оформлены. Поэтому для банка гораздо проще расписать историю платежей, чем в случае с заемщиками, которые работают в частном секторе.

Вторая важная составляющая - земля. На сегодня самый крупный собственник участков, где можно было бы строить новые микрорайоны, – государство. И если проверить все случаи, когда бизнес строит на государственной земле, выясняем, что, как правило, за этим следует шлейф уголовных дел. То есть, застройщик получил хорошую землю, поменял на плохую, где что-то построил... И всегда есть оценочные суждения относительно справедливости той или иной покупки или действия. Поэтому у нас огромное количество нереализованных контрактов на строительство жилья для армии и других ведомств и предприятий – распорядителей земельных ресурсов. Моя же идея такова: создание государственной компании, которая может быть заказчиком строительства жилья, строителем, со строительной лицензией. Для того, чтобы убрать риски для государства, оно же должно быть генеральным подрядчиком и собственником (распорядителем) земли. Плюс то же ипотечное учреждение, которое имеет ресурс, предоставленный Национальным банком, и может финансировать строительство. Можно еще какой-то обслуживающий банк привлечь. И в этом случае на условиях лизинга, под 7% на 25-30 лет, каждый сможет получать доступную ипотеку. И это была бы "крутая" реформа.

- А что с финансированием программ регионального развития? Эта тема всегда вызывает много споров в сессионном зале и часто является предметом торгов со стороны народных избранников, в первую очередь мажоритарщиков.

- Для усовершенствования инфраструктуры и обеспечения экономического роста и улучшения жизни населения – на следующий год предусмотрен финансовый ресурс для развития регионов на уровне 53,3 млрд гривень. Ресурс государственного фонда регионального развития - 11,2 млрд гривень.

Кроме того, в следующем году будут средства на развитие центров предоставления административных услуг в 165 громадах, а также на обновление парка городского пассажирского транспорта и строительство метрополитена в Харькове и Днипре, на развитие спортивной инфраструктуры, разработку градостроительной документации для 150 территориальных громад.

- Напоследок, о ходе бюджетного процесса-2022. До 1 октября можно было подать поправки и предложения к документу. Сейчас, так понимаю, их прорабатывают в вашем комитете и в Министерстве финансов...

- Если сравнивать с некоторыми другими резонансными законопроектами, то поправок к первому чтению бюджетного документа подали сравнительно немного – чуть больше трех тысяч (к 1 чтению бюджетного законопроекта-2021 было почти 2,5 тысячи поправок, – ред.). Как всегда, очень много предложений, которые касаются отраслевых изменений. Например, предлагают существенно уменьшить оборонный бюджет или финансирование силового блока и отдать высвободившийся ресурс пенсионерам. С учетом того, что концепцией президентской программы это не предусмотрено, стараемся такие поправки сразу группировать и удалять из рассмотрения.

Поправки рассматриваются синхронно с Минфином. И пока есть концептуальные расхождения в видении некоторых направлений финансирования. Например, Министерство регионального развития хочет вдвое увеличить бюджет на Фонд регионального развития и, так понимаю, конкурировать с программой "Большое строительство". Такое желание понятно, потому что речь идет об их ответственности. Но пока непонятно, за счет какого ресурса это можно сделать. Также много депутатских предложений, связанных с какими-то локальными проектами и точечным решением проблем. В прошлом году мы их систематизировали и объединили. Таким образом будем действовать и сейчас.

- То есть, особых рисков для бюджетного процесса-2022 вы не видите, и есть все шансы, что вовремя, до 1 декабря, документ будет принят?

- Да, бюджет будет принят вовремя. На этой неделе мы сформировали таблицу со всеми внесенными поправками. Продолжается их рассмотрение, даем комитетские выводы, какие из предложений стоит учесть или отклонить. Бывают случаи, когда непонятно, как с точки зрения Бюджетного кодекса найти ресурс для учета того или иного запроса. Тогда даем поручение правительству поискать его ко 2-му чтению законопроекта.

На понедельник запланировано заседание комитета, на котором примем окончательное решение о направлении документа на первое чтение в сессионном зале. Чтобы раздать это решение, и у депутатов было отведенные законом двое суток для того, чтобы подготовиться и начать голосование в сессионном зале в среду.

Владислав Обух, Киев

Фото - Евгений Котенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-