Александр Скичко, председатель Черкасской облгосадминистрации
Меняем систему, создаем условия, развиваем инфраструктуру
19.10.2021 15:16

С председателем Черкасской облгосадминистрации Александром Скичко встречаемся в его рабочем кабинете. Подводим итоги восьми месяцев в должности. За ходом нашего интервью со стен рабочего кабинета наблюдают с портретов двое самых известных уроженцев Черкасской земли - Тарас Шевченко и Богдан Хмельницкий.

- Вы стали председателем Черкасской облгосадминистрации зимой. Какая проблема виделась вам самой большой и удалось ли ее преодолеть?

Самая главная проблема - председатели ОГА приходят и уходят, а порочная система безответственности остается

- Моей первой задачей стала организация эффективной работы облгосадминистрации, поскольку без этого нельзя двигаться дальше. Прежде всего поразило равнодушие и неверие в глазах многих чиновников. Знаете, председатели ОГА приходят и уходят, а порочная система безответственности остается. Вот это самая главная проблема, с которой приходится бороться. До сих пор бывает такое, что мне отправляют письма или распоряжения, а они где-то теряются. Идеально все организовать не удается, во многом приходится работать в ручном режиме. А надо менять систему - и этим занимаемся в первую очередь.

В частности, уже сегодня, планируя следующий год, мы меняем подход к реализации проектов. Будем делать все основательно и главное – комплексно. Надо брать на себя ответственность, а для этого нужны две вещи: вера в себя и нашу страну и работающие законы.

Будем искоренять практику, когда, например, ремонтируют школу, а цоколь оставляют без изменений. Потому что это забыли добавить в проект. Поверьте, такое часто случается. Или утепляют фасад, ставят окна, а оставляют старые двери. А надо подходить комплексно, делать как "для себя" – хороший и эффективный проект, а уже потом под него искать средства государственного, областного или местного бюджета, а возможно – привлечь средства кредитных программ.

- О "Большом строительстве" - какой из объектов считаете наиболее приоритетным?

- Все объекты для меня приоритетны, начиная медицинскими и заканчивая культурными.

Вот ко Дню флага мы открывали объект "Сердце Украины". Вместе с разработкой проектной документации, вся реализация была осуществлена за 4 месяца. Это очень сжатые сроки. Далее завершили строительство дома культуры в Каневе - Шевченковского центра. 36 лет его строили и не могли завершить. Для меня он стал символом того, что завершается эра недостроев. Теперь все доводим до конца и делаем комплексно: например, построили дом культуры, а рядом – сквер и отремонтированная дорога...

Также я занимаюсь сроками строительства дорог. Не буду жаловаться на предшественников, но в феврале меня назначили на должность. По сути, в марте мы начали работать над проектами, хотя это надо было сделать еще в прошлом году. Поэтому проекты-2022 готовим уже сейчас и проходим все необходимые процедуры.

Что важно: у нас сейчас действенная вертикаль власти. Есть четкое видение, понимание и механизмы для реализации задач, а потому и результаты работы. Для вопросов развития эффективной площадкой стал Конгресс местных и региональных властей: фактически это инструмент для взаимодействия центральных органов власти и местных громад, который помогает в решении насущных проблем регионов. Например, в ситуации с ростом цены на газ и тарифами: на прошлом заседании Конгресса по инициативе Президента подписан меморандум между Кабинетом министров Украины, НАК «Нафтогаз Украины» и местными громадами. Благодаря ряду договоренностей, тарифы на тепло и горячую воду в этом отопительном сезоне останутся на уровне предыдущего года для населения. Для слаженной работы между центром и регионами есть четкая региональная вертикаль, которую курирует заместитель главы Офиса Президента Кирилл Тимошенко. Налажено продуктивное сотрудничество и дает нужные результаты.

- В чем эти результаты, что, например, построите или отремонтируете в следующем году?

- Готовим перечень объектов. Скоро его презентуем. В приоритетах – то, что подчеркивал Президент - дороги, школы, детсады, медицинские учреждения. Скажем, есть проект реконструкции Черкасского кардиоцентра. Он размещен в помещении старой школы, а им есть куда расширяться. А еще хотим построить новое помещение для Центра экстренной медицинской помощи. Кстати, в этом году почти полностью обновили автопарк «скорых» области.

В 2018 году в Черкассах начали строить школу олимпийского резерва. Сейчас там правоохранители расследуют уголовные дела. Но ведь сам объект с баскетбольной, волейбольной, гандбольной площадками, бассейном надо завершить. А еще отремонтировать бассейн на центральном стадионе. Слушайте, 60 лет он не знал капитального ремонта! Я как посмотрел на те сушилки... Это же 60-е годы прошлого века. Будто в фильме "Бриллиантовая рука"!

- Почти каждый новый председатель Черкасской ОГА конфликтовал с местными элитами. Вы до сих пор избегали таких громких скандалов. Как вам это удается?

- Сейчас у нас в разгаре предвыборная гонка на 197-м округе. Поэтому до 31 октября мы еще много нового узнаем (улыбается). Поэтому я советую черпать информацию только из проверенных источников.

Знаете, конфликты всегда мешают развитию, а нам надо ускоренными темпами идти вперед. А еще от конфликтов в первую очередь страдают люди. Придя на должность, я твердо сказал: мы будем общаться со всеми, при любых условиях искать общий язык. Этой позиции придерживаюсь: стараемся находить взаимопонимание со всеми. Это доказывает и наша совместная работа с депутатами облсовета.

- Насколько серьезные инвестиции удается привлечь в экономику области. Что уже удалось сделать, что еще небходимо?

Чтобы сломать систему - должно пройти время. Должны измениться принципы работы

- Есть импульс от Президента – максимально упростить все бюрократические процедуры для инвесторов. Есть соответствующий закон. Я как председатель ОГА готов быть для инвесторов "инвестняней", не дожидаясь его имплементации. Мы локально уже запустили это: максимально помогаем инвесторам в их просьбах – документация, подключение к газу, электроэнергии, получение разрешений. Как это делаем? Приглашаем за один стол всех ключевых игроков и распределяем, кто что для ускорения инвестпроекта должен сделать. Есть ситуации, когда приходит инвестор и жалуется, мол, до градостроительных учреждений уже полгода не могу достучаться. Помогаем, сводим всех, разговариваем. Конечно, да – в ручном режиме – не должно быть. Но, чтобы сломать систему – должно пройти время. Должны измениться принципы работы. Поэтому пока действуем параллельно: меняем систему и помогаем инвесторам.

Сейчас в регионе делаем акцент на перерабатывающей промышленности, создании добавленной стоимости. Здесь все понятно: имеешь большую добавленную стоимость - меньше зависишь от сырьевого рынка, потому что имеешь хорошую маржу. Для нас это дополнительные рабочие места.

Депутаты приняли закон об индустриальных парках. И это создает для нас дополнительные возможности. У нас есть индустриальный парк в Золотоноше, но я поручил создать индустриальные парки во всех четырех районах области.

- Развитие туристической сферы – одна из ваших инициатив. Как она продвигается?

- Для развития туризма нужна инфраструктура - прежде всего дороги. За два года в Черкасской области благодаря программе Президента «Большое строительство» отремонтировали около 600 км дорог. Появятся дороги – увеличится количество туристов, значительная часть которых путешествуют собственными автомобилями, туравтобусами из столицы. А это повлияет на развитие кафе, ресторанов, гостиничной инфраструктуры. Поэтому, делаем все, чтобы турист понял, куда поехать, где расположены главные интересные объекты, что он может увидеть. Есть информационные стенды с QR-кодами, наводите мобильный на них - получаете аудиогид на украинском и английском языках. В мобильном приложении - маршруты, рестораны, гостиницы.

Столкнулись с проблемой покрытия интернета, которую решаем совместно с Минцифрой за счет субвенций территориальным громад для улучшения такого покрытия, в том числе и транспортных магистралей. Работа серьезная. Но должны понимать, что за три года не сделаешь все то, что не делалось 30 лет.

- Интернет – это еще и телемедицина?

- Совершенно верно. Этот проект начался с того, что закупили оборудование. Но не знали, что дальше с ним делать. Не купили центр, который сводит эту услугу воедино. Мы собрали этот «пазл», сделали и организовали услугу, чтобы в отдаленных селах человек мог получить квалифицированную медицинскую помощь. Пациент приходит в амбулаторию, где есть врач-терапевт. В определенное время из областного центра – на связи, скажем, врач-кардиолог. И он «руками» местного терапевта делает кардиограмму, УЗИ и диагностирует болезнь у человека. И это все дистанционно делает врач из областного центра, куда уже не надо ехать по несколько раз.

Важный кейс для Черкасчины - ее диджитализация. При поддержке Министерства цифровой трансформации Украины мы уже реализуем проект по цифровизации Digital Cherkasy. Вместе с партнерами создаем удобную и безопасную электронную инфраструктуру, инклюзивные сервисы для жителей области и лоббируем цифровые образовательные проекты. В частности, на последней сессии облсовета принята концепция развития цифровых навыков и знаний. Ее цель - преодоление цифрового неравенства и цифрового разрыва между сельским и городским населением, что будет способствовать развитию электронной демократии и цифрового гражданства.

- Как быстро идет развитие транспортной инфраструктуры области, например – как оцениваете темпы электрификации участка железной дороги из Черкасс до станции имени Шевченко?

- Те темпы, которые озвучил в ходе встречи премьер Денис Шмыгаль, будут соблюдены.

Если уже коснулись транспортной проблемы, то постепенно решаем и проблемы черкасского аэропорта. На данный момент там нет светосигнализации. А все современные самолеты работают на автопилоте. Пока наш аэропорт может принимать только малые самолеты. Еще один пример того, что все надо делать так, как я говорил в начале, – комплексно. Работаем над этим вместе с министром инфраструктуры Александром Кубраковым.

- Весной вы обещали "Ракету" для поездки по Днепру из Киева в Канев. Что сделано?

- "Ракета" стартовала. В этом году уже запустили четыре пилотных рейса. Далее необходимо определиться со стоимостью, со спросом. Туроператоры должны присмотреться к этому маршруту. В следующем году маршрутов будет больше и, надеюсь, дойдет до полноценных перевозок.

Кстати, мы сертифицировали речной порт Канев. Вот представьте себе, что он был, но по документам его, как порта, не было. Можно сравнить с ситуацией, когда машину собрали, а колеса не поставили, их украли.

Поймите, у нас амбициозные планы и мы их выполняем. Пусть иногда и с задержками, но делаем. Конечно, можно вообще ничего не планировать и тогда точно уложиться в график. Но такой подход - не для нашей команды.

- В 27 лет вы стали депутатом. В 29 - председателем Черкасской ОГА. Что вами движет? Амбиции? Деньги? Слава?

- Желание что-то сделать для страны. Я хочу жить в Украине, верю в ее огромный потенциал, который мы, к сожалению, недооцениваем. Мы - большая страна, которую населяют очень талантливые и трудолюбивые люди. И если нас сравнивать с другими странами, то у нас много ценных ресурсов – черноземы, леса, уголь и даже газ. Но ресурсы не стоят ничего без людей.

Дело за лидерами. Вот взять Сингапур, там в свое время появился человек, который превратил Богом забытую территорию в ведущую страну. Да, речь идет о Ли Куан Ю. Он построил успешную страну практически на песке, там, по сути, не было ничего, это – в отличие от нашей страны с ее ресурсами. Другие страны активно продвигались вперед, и наш разрыв с ними увеличивался. Поэтому нам теперь надо двигаться в 2-3 раза быстрее Европы. Нельзя изменить все за один год, но мы сейчас закладываем фундамент для изменений.

- Недавно вы проводили коллегию ОГА, на которой речь шла также о мусорной проблеме. Насколько она острая для Черкасчины?

- Если коротко, то на Черкасчине у нас 477 свалок. Полигоны в крупнейших городах уже переполнены. И это комплексная проблема. Ведь, если батарейка не утилизируется должным образом, то опасные вещества со временем попадут в почву, а оттуда – в воду, которую мы потребляем.

У нас на Черкасчине нет ни одного мусороперерабатывающего завода. Есть мусор, есть желающие построить завод, а его до сих пор нет. Потому что инвестор не уверен, что город повезет мусор на его завод, а не на полигон.

Изменения есть там, где работают контролируемые законодательные механизмы

- Это сопротивление системы?

- Частично. Получается, что сейчас все надо делать в ручном режиме: искать инвестора, затем громаду, которая будет давать ему мусор, гарантии. Поэтому, повторюсь, нужен комплексный подход, законы, усиление работы контролирующих органов.

Вы думаете, за границей все такие честные? Нет, там просто действуют законы. Припарковался, поставил, сосед сфотографировал – оплатишь штраф, больше так делать не будешь. Изменения есть там, где работают контролируемые законодательные механизмы. Это длительный процесс, потому что даже на написание, принятие и внедрение определенного закона нужно больше года. Но дорогу осилит только идущий.

Поэтому уверен, главная задача власти сегодня – изменить порочную систему безответственности и вернуть людям веру в собственные силы. С этого все и начинается...

Беседовал Юрий Стригун

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-