Изменения в Кабмине: какие задачи стоят перед новыми главами Минстратегпрома и Минэкономики?

Изменения в Кабмине: какие задачи стоят перед новыми главами Минстратегпрома и Минэкономики?

Укринформ
В целом, к новым министрам эксперты серьезных претензий не имеют, впрочем, при нынешних обстоятельствах ждут от них решительных антикризисных действий.

Продолжаем серию публикаций о новоназначенных министрах. Накануне Укринформ уже публиковал материал о новом главе оборонного ведомства Алексее Резникове (подробнее – здесь). Сейчас речь пойдет о назначенных руководителях экономического блока правительства – министре по вопросам стратегических отраслей промышленности Павле Рябикине и первом вице-премьере - министре экономики Юлии Свириденко. В частности, мы поинтересовались у экспертов: как оценивают их назначение, а также – какие на сегодняшний день задачи стоят перед ними?

Но сначала... Кратко напомним о том, чего уже успели пообещать новые министры.

Юлия Свириденко отметила, что планирует уделить внимание развитию машино- и судостроения с созданием до 50 тысяч рабочих мест. В центре ее внимания — и развитие энергетики и термомодернизация: уже в следующем отопительном сезоне украинцы, которые к этому присоединятся, смогут платить меньше. Будет работать министерство и над увеличением заказов для отечественных IT-проектов. Будет развиваться и сельское хозяйство (оно до сих пор входит в сферу ответственности министерства), в частности, программа орошения для повышения урожайности вдвое. А в строительстве – есть планы выйти на уровень до 20 миллионов квадратных метров жилья в год.

Павел Рябикин заявил, что министерство, созданное год назад, активно работает над усилением обороноспособности государства и приближением его к стандартам НАТО. Однако активнее следует поработать над формированием нормативной базы. Что он и собирается делать. Также эффективно сотрудничать с государственными заказчиками и производителями. Ведь именно отечественные производители должны быть полностью обеспечены заказами для армии.

Планы, однако, обнадеживающие. А какое у специалистов мнение на этот счет?

«Госпожа Свириденко – экономист по образованию, профессионал. В Офисе президента она отвечала за экономические вопросы и связь с инвесторами. Кроме того, она заботилась о реформировании корпоративного управления», - комментирует директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский.

Юлія Свириденко
Юлия Свириденко

Но есть замечания. Эксперт обращает внимание на отсутствие у Свириденко административного опыта управления большими коллективами.

«Если честно – это мое субъективное мнение – достаточного опыта административного управления у нее нет. Следует понимать, что министр, в том числе, руководит очень серьезным аппаратом. А вот с точки зрения профессионализма и понимания экономических процессов… Здесь могу сказать, что мое сотрудничество с ней всегда было эффективным», – подчеркивает экономист.

По его словам, сильная сторона Свириденко в умении привлекать инвестиции, по крайней мере, об этом могут свидетельствовать результаты ее работы в Черниговской обладминистрации.

«В этом плане она имеет необходимый опыт, – говорит Несходовский. – Будет ли ей ставиться такая задача? Я думаю, что будет. Хотя прогнозировать конкретные результаты в этом направлении мне сложно».

«У Юлии Свириденко есть достаточный потенциал и опыт. Она и при прошлой власти работала на региональном уровне, и при нынешней», - дополняет исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.

Что касается Павла Рябикина… В целом, к его назначению вопросов тоже нет.

«Он – человек с опытом, с определенным бэкграундом. Находился на разных должностях, в частности, был генеральным директором ГП «Международный аэропорт Борисполь», а недавно – председателем Государственной таможенной службы», - говорит политолог Игорь Рейтерович.

О результатах работы г-на Рябикина эксперт ничего не сказал, но подчеркнул: «В принципе, это такие вещи, которые требуют стратегического видения, хороших менеджерских качеств. В конце концов он вполне положительно воспринимается со стороны наших западных партнеров».

По его мнению, это и послужило той причиной, почему Рябикина решили избрать главой Минстратегпрома.

Что ж, с оценками персоналий все более-менее понятно. А какие ключевые задачи стоят перед их министерствами? Что на повестке дня?

Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, бывший премьер-министр Украины (2001-2002 гг.) и министр экономики (с марта по декабрь 2007 г.) Анатолий Кинах отметил, что повестка дня Минстратегпрома такова: принятие Стратегии развития промышленности, реализация политики импортозамещение, локализация производства, ускоренная адаптация европейских технических регламентов и стандартов в индустрии и т.д.

Есть необходимость более глубокой локализации производства в рамках совместных проектов с иностранными партнерами. Для этого необходимо участие государства в решении проблемы финансового обеспечения программ по импортозамещению, проектированию и построению опытных образцов. Только так выйдем на серийное производство продукции в авиа-, судостроительной отраслях и станкостроении. В частности, заказ для ВСУ трех самолетов у Антонова – еще не означает возвращения на рельсы серийного производства и системного госзаказа», – подчеркнул Анатолий Кинах, и добавил: «В этом ключе критически важно принять законопроект №3739 о локализации производства. А также чтобы Кабмин принял программу импортозамещения в ОПК-2030 и выделил средства на опытные образцы и серийное производство».

Павло Рябікін
Павел Рябикин

Старший экономист Центра социально-экономических исследований Кейс-Украина Владимир Дубровский считает, что министерству следует сконцентрироваться именно на поддержке оборонных отраслей, например, производстве боеприпасов.

«Нужно обеспечить автономность украинской армии с точки зрения поставки критических материалов. В частности, это касается боеприпасов для артиллерии. А с этим, как известно, есть проблемы. По отдельным видам у нас большой дефицит, мы покупаем их за границей. Свои же не производим. Единственный патронный завод остался на оккупированной территории Луганска. Итак, ключевое направление министерства – решить этот вопрос. ВСУ должны иметь достаточно запасов, чтобы держать оборону», - подчеркивает он.

Что касается Минэкономики…

«Юлии Свириденко – нужно усилить команду заместителей. Ибо ряд ключевых направлений при предыдущем министре курировали люди без должного опыта и компетенции в соответствующих областях. А дальше… Считаю, что должна ускориться приватизация и дальнейшая деполитизация управления госпредприятиями. Кроме того, дерегулирование рынка труда и новая волна дерегуляции в целом», - отметил Глеб Вышлинский.

"Привлечение инвестиций, поддержка нашего экспорта, создание условий для развития бизнеса", - перечисляет Илья Несходовский.

Минэкономики при Алексее Любченко, отметил экономист, в своих приоритетах сосредотачивалось на «теневиках», хотя стоило бы заняться и «чистым» бизнесом». В первую очередь, той его частью, которая пострадала от пандемии COVID-19.

«Продолжается дотирование через программу «Доступные кредиты 5-7-9%», уменьшая им проценты за кредит, кто, по факту, имеет достаточно успешный баланс. В частности, это касается сельхозпроизводителей, существенно не пострадавших от карантинных ограничений, - говорит Илья Несходовский. – Нет необходимости государству помогать успешным, государство должно помогать, прежде всего, тем, кто попал в сложную ситуацию. На следующий год у нас нет программы, чтобы поддержать бизнес. И на это нужно обратить внимание», - подчеркнул Несходовский.

Анатолий Кинах в целом согласен с предыдущими спикерами и отмечает, что Минэкономики должно как можно скорее принять антикризисную стратегию. «Документ – для восстановления роста экономики. Это предполагает улучшение доступа к кредитам, создание прогнозируемого и стабильного налогового поля, максимальное привлечение инвесторов», - подытожил Кинах.

То есть, работы у новых министров много. Что из сказанного экспертами им удастся реализовать, а что нет – прогнозировать сложно. Поживем-увидим-почувствуем.

Максим Ланович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-