Виталий Безгин, председатель подкомитета Комитета ВР Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства
Ни одна местная государственная администрация не может вмешиваться в финансовые вопросы громады
24.11.2021 17:40

Верховная Рада планирует принять во втором чтении законопроект "О городе Киеве – столице Украины" (№2143-3) уже на следующей пленарной неделе, то есть с 30 ноября. В основе этого проекта - разделение должностей мэра Киева и председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА), которые сейчас занимает Виталий Кличко.

В Министерстве развития громад и территорий Украины высказались в поддержку этого законопроекта и отметили, что в Киеве необходимо усилить роль местного самоуправления, в частности четко разграничить полномочия исполнительной власти и самоуправления, чтобы они должным образом осуществляли свои функции.

Заместитель министра развития громад и территорий Украины Вячеслав Негода подчеркивал, что у киевских властей пока нет собственного исполнительного органа, функции которого осуществляет Киевская городская государственная администрация, а это "парадокс", которого нет ни в одной другой территориальной громаде.

В то же время председатель КГГА и мэр столицы Виталий Кличко заявил, что новый закон о столице не должен предусматривать отмену собственных исполнительных органов Киевского городского совета и введение внесудебного государственного вмешательства в работу органа местного самоуправления.

Об особенностях законопроекта о столице Украины, развитии громад и реформе децентрализации – в интервью Укринформу рассказал председатель подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Комитета Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, народный депутат фракции «Слуга народа» Виталий Безгин.

ЗАКОНОПРОЕКТ О СТОЛИЦЕ УСИЛИТ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

- Достаточно ли поддержки в Верховной Раде для принятия закона о столице и допускаете ли вы другой сценарий?

- Поддержка этого законопроекта в парламенте есть, других сценариев не допускаю. Этот законопроект будут голосовать после принятия проекта о местных государственных администрациях. Верховная Рада отказалась от рассмотрения по спецпроцедуре законопроектов №2143-3 "О городе Киеве – столице Украины" и №4298 "О внесении изменений в Закон Украины "О местных государственных администрациях" и некоторые другие законодательные акты Украины относительно реформирования территориальной организации исполнительной власти в Украине". Поэтому на совещании председателей фракций, групп и комитетов у председателя парламента Руслана Стефанчука был достигнут компромисс: представители оппозиции снимают 90% поправок к законопроектам о МГА и о столице, в этом случае во время рассмотрения во втором чтении к нему не применяется спецпроцедура. Это означает, что рассмотрение потребует немного больше времени. Мы планировали принять законопроект за 2-3 часа, вместо этого будет 5-6 часов. Оба законопроекта будем рассматривать на следующей пленарной неделе.

- Как изменится самоуправление в столице с принятием законов?

- Кличко лишится должности председателя КГГА, но при этом у него останутся все полномочия мэра Киева. Законопроект предоставляет Киевскому городскому совету право создать собственный самостоятельный исполнительный орган, который будет гарантировать реализацию решений Киевсовета. В то же время мэр Киева полноценно будет руководить городом согласно должности и это не будет требовать утверждения президентом.

Вместе с тем государство оставляет за собой надзор и координацию, потому что КГГА будет создана как новый институт, лишенный каких-либо хозяйственных функций, и будет заниматься обеспечением законности, как и другие местные администрации по всей Украине. В таком случае местное самоуправление в Киеве будет полноценным, способным реализовывать собственные решения через собственный исполком, а также у государства через КГГА появится механизм реагирования на любые нарушения законности. 

- Прокомментируйте, пожалуйста, замечание Кличко о том, что закон о столице не должен предусматривать отмену собственных исполнительных органов Киевсовета и введение внесудебного государственного вмешательства в работу местного самоуправления.

- Законопроект не предусматривает ликвидацию ни одного независимого исполнительного органа. Поскольку сейчас у Киева вообще нет такого органа, у него КГГА, которая находится в правительственной вертикали власти. Это, по сути, государственный исполнительный орган. Поэтому в законопроекте говорится о том, что столица должна создать такой собственный исполнительный орган с соответствующими полномочиями и ответственностью. 

Также документ не предусматривает никакого введения внесудебного государственного вмешательства в работу органа местного самоуправления. В законе о Киеве не расписана процедура осуществления государственного надзора, там есть отсылки на другой законопроект – о местных государственных администрациях, который должны принять перед рассмотрением закона о столице. Поэтому процедура государственного надзора будет установлена одинаковая для всех громад в Украине. В частности, предполагается, что орган местного самоуправления имеет право провести консультации с надзорным органом перед принятием решения, но может и не проводить. Если же председатель государственной администрации видит, что принятое решение является незаконным или неконституционным, то сначала направляет мотивированное письмо в орган местного самоуправления для того, чтобы они откорректировали решение. Если местные власти отказываются привести решение в соответствие с законодательством, то председатель администрации будет обращаться в суд, чтобы отменить неправомерное решение. Есть только одно исключение, когда решение местного органа власти можно отменить внесудебным образом – когда оно угрожает территориальной целостности.

- Сможет ли КГГА вмешиваться в финансовые вопросы Киевского городского совета?

- В бюджет Киева никто, кроме местных властей, вмешиваться не может. Существует проблема в любой громаде, когда много денег тратят нецелесообразно – например, деньги выделяют на создание фонтана вместо ремонта школы. В то же время государственная администрация на это повлиять не может, она не имеет полномочий вмешиваться в решения самоуправляющегося органа. В таком случае избиратель делает выбор. Вопрос нецелевого использования – это к правоохранителям.

- Когда произойдет трансформация КГГА?

- Вероятно, в случае дальнейшего нежелания нормально сотрудничать с центральной властью, после назначения нового председателя КГГА – мэрия столицы «выселит» Киевскую городскую государственную администрацию с улицы Крещатик. В документе мы заложили на процесс трансформации КГГА полгода. Необходимо получить помещение, нанять новый персонал, закупить оборудование и осуществить другие организационные процессы. Ожидать раньше шести месяцев каких-то резких и кардинальных действий от Киевской городской государственной администрации не стоит, полноценно она зафункционирует в середине 2022 года.

- Известно ли вам, какие кандидатуры рассматривает власть на должность председателя КГГА и есть ли у вас желание и амбиции относительно этой должности?

- Я думаю, что мне не стоит комментировать различные варианты кандидатур, которые есть в средствах массовой информации, потому что это не парламентская вертикаль. Председатели местных государственных администраций назначаются на должность президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Пусть они определяются. Что касается меня, то планирую и дальше фокусироваться на деятельности в Комитете Верховной Рады. У нас сильная команда, которая делает результат, что доказано двумя годами практики, работать с этой командой я хочу и дальше!

ДОРОГАМИ МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ ГРОМАД ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ УКРАВТОДОР

- В компетенцию вашего комитета входит разработка законопроектов для реализации реформы децентрализации в Украине. Какие законопроекты Верховная Рада должна принять в ближайшее время относительно этой реформы и когда будут внесены соответствующие изменения в Конституцию Украины?

- Комитет на данный момент занимается законодательным обеспечением основных преобразований в рамках реформы децентрализации. Например, недавно, 18 ноября, Верховная Рада поддержала в первом чтении решение о предоставлении очередной субвенции регионам – дополнительно 1 млрд грн на местные дороги и социально-культурные объекты. Проблема состояния дорог в Украине известна, потому что период до Большого строительства можно называть таким, когда дороги практически не делались в необходимых объемах. В рамках децентрализации бывшие районные дороги в результате укрупнения теперь соединяют населенные пункты внутри громад.

Площадь крупнейшей на сегодня в Украине Генической громады Херсонской области - 3 тыс. квадратных километров. И возникает вопрос - кто должен делать эти дороги? Укравтодор или это должно осуществляться за средства громады? Я убежден, что дорогами между населенными пунктами должен заниматься Укравтодор. Однако этот вопрос требует предварительного компромисса с местным самоуправлением.

Вообще, стоит отметить, что вопрос развития инфраструктуры для громад сегодня имеет уже большее значение, чем законодательные изменения. Здесь крайне важно, что мы, как команда президента Зеленского, воплощаем в жизнь наши обещания. Здесь можно взять любую отрасль и громаду любого размера. Хоть мосты в Запорожье, хоть спортивный комплекс в Буче, хоть сферу здравоохранения и дороги на Закарпатье, хоть ЦПАУ в Полтаве. Это все реальные вещи, с которыми жители громад сталкиваются ежедневно вживую, и это немножко отличается от телевизионной картинки.

Возвращаясь к законодательству: среди важных ранее принятых решений также – рамочный закон об индустриальных парках. И необходимо теперь внести изменения в Налоговый кодекс для его обеспечения.

Также наш комитет будет рассматривать законопроекты относительно функционирования в Украине агломераций, улучшения развития горных территорий. Из титанических задач в плане реформы децентрализации осталось нормировать систему местного самоуправления путем принятия двух законов, о которых говорили – о местных государственных администрациях и о столице.

Также необходимо принять изменения в Конституцию Украины в части децентрализации для обеспечения необратимости реформы - это история более тяжелая и долговременная. Профильным в этом вопросе является Комитет по правовой политике. В Верховной Раде пока не набралось 300 голосов, необходимых для принятия изменений в Конституцию Украины в части децентрализации, а потому сейчас нет смысла вносить их в сессионный зал. Необходимо искать консенсус, чем и занимаемся.

ДОЛЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ НДФЛ В БЮДЖЕТЫ ГРОМАД ВЫРАСТЕТ НА 4%

- Одно из важных условий для реализации реформы децентрализации - предоставление финансовых возможностей для местных властей. Увеличатся ли бюджеты громад в следующем году в контексте налоговых поступлений?

- С принятием изменений в Бюджетный кодекс и государственный бюджет на следующий год будет закреплен рост доли налоговых поступлений в местные бюджеты. Раньше, как и в этом году, громады получали долю в 60% средств из налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а планируется увеличить эту долю до 64%. Это ключевое увеличение, которое положительно повлияет на объем бюджетов громад. Это договоренность, которая была достигнута на Конгрессе местных и региональных властей при президенте Украины.

В то же время до сих пор нет консенсусного решения относительно реформирования механизма уплаты НДФЛ. Сейчас предприниматели уплачивают его не по адресу производственных мощностей, а в бюджет населенного пункта, в котором зарегистрирована компания. Необходимо найти компромиссный вариант с другой формулой уплаты НДФЛ, потому что действующая выгодна фактически только крупным городам Украины, где зарегистрированы компании.

- В Украине есть разные громады по уровню финансовых возможностей. Что ждет тех, которые не могут обеспечить надлежащий уровень предоставления админуслуг и решать местные проблемы?

- Несостоятельные громады будут присоединяться к более сильным. По моим оценкам, состоятельных громад у нас примерно десяток, что составляет 0,1% от общего количества. Процесс присоединения к состоятельным громадам может состояться в 2024 году. Это за год до новых местных выборов. Также именно к этому времени, согласно закону об административных услугах, в каждой громаде должен быть собственный Центр предоставления административных услуг. В вопросе присоединения слабых громад к состоятельным необходимо принимать во внимание состояние и причины текущих дел. Если в громаде не решают своих проблем из-за непутевого руководителя, то в таком случае вмешательство государства для осуществления присоединения не требуется. Но есть громады, которые могут быть несостоятельными из-за потери потенциала – например, когда громада образовалась, то на ее территории было мощное производство, предприниматели. Со временем производство может закрыться, предприниматель тоже может перейти в другую громаду. В такой ситуации понятно, что, как ни руководи, у председателя громады уменьшились ресурсы и их уже может быть недостаточно для обеспечения дальнейшего развития. В таких случаях возможны два пути: добровольное присоединение к состоятельной громаде, или же государство может осуществить такое присоединение, используя административные механизмы.

Божена Кецмур, Киев

Фото Геннадия Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-