Евгения Кравчук, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики
Оснований для досрочных парламентских выборов пока нет
24.01.2022 17:30

25 января Верховная Рада впервые в 2022 году начнет работу в режиме пленарных заседаний. За несколько дней до этого Укринформ пообщался с заместителем председателя парламентской фракции "Слуга народа" и заместителем руководителя Комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Евгенией Кравчук о планах парламента на ближайшие месяцы, об общественно-политических процессах, которые происходят в Украине, а также о развитии культуры и туризма.  

В частности, в интервью агентству Кравчук оценила вероятность проведения досрочных парламентских выборов, призвала Министерство обороны более качественно комментировать события, связанные с безопасностной ситуацией в государстве, и рассказала о планах украинской делегации на сессию ПАСЕ, которая будет проходить 24-28 января.  

Политик заявила, что члены парламентской фракции "Слуга народа" будут обсуждать вопрос об ответственности народных депутатов, которые присоединились к общественной организации "Команда Разумкова". Она также прокомментировала возможность кадровых ротаций в Кабинете министров и парламентских комитетах. 

В то же время Кравчук проинформировала о судьбе законопроекта "О медиа" и дискуссиях вокруг проекта, который предусматривает обновление законодательства о туризме.

"СЛУГА НАРОДА" НА ЗАСЕДАНИИ ФРАКЦИИ 24 ЯНВАРЯ ОБСУДИТ ВОПРОС ФОРМИРОВАНИЯ СИЛ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ

- В конце 2021 года состоялся итоговый разговор народных депутатов из парламентской фракции "Слуга народа" с президентом Владимиром Зеленским? Возможно, он поделился своим видением задач на следующий год? 

- Перед Новым годом при участии всех членов фракции была только встреча в Трускавце. В то же время проводятся регулярные встречи в рамках так называемой "малой фракции", в которую входят заместители председателя, руководители комитетов или депутаты из комитета в случае отсутствия председателя. Конечно, на таких координационных встречах присутствуют руководство Верховной Рады, представители Кабинета министров, в частности, премьер-министр, министр финансов, а также те чиновники, которые привлечены к важным законопроектам. Это происходит накануне каждой пленарной недели. 

У нас едва ли не каждый день проходят визиты международных гостей. Сегодня (19 января – ред.), например, господин Блинкен приехал. Сейчас период напряженный, поэтому президент больше дипломатическими делами занят. 

В целом – координация происходит, чтобы понять, какие важные вещи мы должны принять. По меньшей мере каждые две недели такие общие встречи проходят. 

– Какая повестка дня первого заседания политической силы в новом году? 

– Первое заседание фракции состоится в понедельник (24 января – ред.). Оно будет посвящено не только законопроектам, которые будут голосоваться в течение пленарной недели. Я надеюсь, что мы наконец проголосуем пенсионную реформу в первом чтении, а также президентский законопроект об экономическом паспорте украинца. Эти решения обсуждали и раньше.

Однако основной темой заседания будет ход формирования сил территориальной обороны. Мы пригласили Командующего Силами территориальной обороны Украины генерала Юрия Галушкина и хотим, чтобы депутаты-мажоритарщики или списочники, которые активно работают в регионах, более активно приобщались к координации этих процессов. На данный момент районные государственные администрации организовывают, координируют работу председателей объединенных территориальных громад, но видите, перед Новым годом мы читали, что какое-то село отказалось размещать силы территориальной обороны на своей территории. Хорошо было бы, если бы где-то было прокоммуницировано, что это дополнительная защита да еще и уплата НДФЛ, а значит этому стоит радоваться.

Мы увеличили численность Вооруженных сил на 11 тысяч именно за счет сил территориальной обороны. Они распределены по всей стране – 24 бригады, 150 батальонов. Некоторые ОТГ просят разместить один из таких батальонов на своей территории, поэтому мы и хотим привлечь к этому народных депутатов. 

Это также важно для информирования населения, потому что депутаты много общаются с избирателями, ходят на эфиры, поэтому могут это транслировать. 

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ДОЛЖНО БОЛЬШЕ КОММУНИЦИРОВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ НА УКРАИНСКИХ ГРАНИЦАХ 

– Не планируете пригласить на заседание фракции министра обороны Алексея Резникова для того, чтобы он мог дать отчет о ситуации на украинских границах? 

- Я не исключаю, что министр обороны также будет присутствовать на заседании фракции. Но все-таки много информации относительно этого находится под грифом "секретно". 19 января было заседание Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. На нем присутствовали представители Главного управления разведки, Министерства обороны, Службы внешней разведки и других оборонных подразделений. Заседание проходило без трансляции в YouTube, а у нас, как вы знаете, на фракции кто-то транслирует, кто-то сразу пишет в Телеграм, а как это будет интерпретировано... Кто-то что-то не до конца понял или дал комментарий off the record журналисту, а потом информация может быть не очень корректно подана в информационном пространстве. 

Конечно, хотелось бы большей коммуникации от Министерства обороны и от Вооруженных Сил Украины. Мне кажется, что видео, которое демонстрировало новое противотанковое оружие, переданное Великобританией, успокоило и вдохновило людей. Это гораздо действеннее, чем десять сообщений о том, что все будет хорошо. Потому что люди видят, почему все будет хорошо. Также было очень приятно видеть видео от военных, на котором они говорили: "Вы празднуйте, а мы прикроем". В такие моменты чувствуешь, что есть люди, которые защищают. 

Пример, как нельзя было делать - история о постановке женщин на воинский учет. Было много времени, чтобы опубликовать возможные рабочие проекты, обсудить, почему именно такая профессия подпадает под учет. Например, я должна стать на воинский учет по журналистской специальности. Почему эта профессия важна в Вооруженных Силах, если их придется расширять в случае возможного вторжения, военного положения? Никто ведь не ставит под сомнение воинскую обязанность врачей. В каждой стране они военнообязанные, а когда ниоткуда появляется список, в котором говорится о постановке на учет, например, библиотекарей, музейщиков, у всех возникает вопрос: что они будут делать в армии?

Не было быстрой и качественной коммуникации на опережение о том, что это не означает вызов на военную службу. Будто мужчина будет мыть посуду и сидеть с ребенком, а женщина с винтовкой в руках пойдет в ВСУ. Учет - это просто перечень людей, согласно которому сверяется, сколько в государстве граждан конкретной профессии по состоянию здоровья являются военнообязанными. Это не означает военную службу. 

В Украине вообще много женщин уже служат в армии. Даже есть генералы. Например, министр по делам ветеранов Юлия Лапутина – генерал Службы безопасности Украины. В этом нет ничего странного, но, понятно, что этот перечень должен быть адекватным и соответствовать здравому смыслу. 

Кроме того, процедура постановки на учет, в частности, походы в военкоматы. Почему, когда у нас есть "Дія", нельзя записаться? Это надо организовать, чтобы человеку было комфортно. Кстати, сами военкоматы не владеют информацией, как это (постановку на учет — ред.) пройти. Я часто читаю в социальных сетях жалобы женщин, которые хотят встать на учет, а получают в ответ, что надо подождать, пока появятся дополнительные разъяснения относительно этой процедуры. 

Идея на самом деле правильная, но с коммуникацией получилось не очень хорошо. На новогодние праздники все публиковали мемы о женщинах, которые идут воевать. Это можно было предвидеть, но в Министерстве обороны, вероятно, недооценили масштаб коммуникационной катастрофы. 

- Вы планируете становиться на воинский учет?

- Да, планирую, но я хочу все-таки дождаться, когда это будет цивилизованно, через запись в "Дії". Кроме того, недавно президент поручил министру обороны пересмотреть перечень. Подождем, посмотрим на конечный вариант.

В любом случае должна быть возможность и добровольно становиться на учет. Еще очень важно, чтобы люди прошли какую-то базовую подготовку в оказании медицинской помощи.

В связи с тем, что у нас восьмой год война, возле границ 100-150 тысяч войск, все международные медиа пишут, что Путин чуть ли не завтра нападет, конечно, это сильно влияет на психологическое состояние граждан. Они не понимают: то ли гречкой с фонариками запасаться, то ли что-то другое делать. Это бьет и по экономике. 

С одной стороны, мы в фокусе внимания – над этим работают первые лица государства и дипломаты. Мы видим, что поддержка в 2021-2022 годах на самом высоком уровне, наверное, с момента самой активной фазы войны, то есть с 2014-2015 годов. Все контакты организованы на самом высоком уровне. В Украине едва ли не каждый день - международные партнеры. Это постоянные переговоры. Однако люди находятся в довольно сложной эмоциональной ситуации. Нужны правильные коммуникации. Люди должны понимать, что им делать в случае чрезвычайной ситуации или войны. 

Я, например, сама не знала, что в обычные подвалы нельзя при обстрелах заходить, потому что они не оборудованы, доступа воздуха нет, поэтому может стать еще хуже. Эти подвалы должны быть специальными. Центр стратегических коммуникаций разработал такое информирование еще в июне прошлого года. Когда появляются фейки, что должны обстрелять из каких-то шахт людей на Крещение для того, чтобы создать повод для полномасштабного вторжения, Центр стратегических коммуникаций должен как можно шире об этом говорить и информировать иностранные медиа.  

УКРАИНСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ БУДЕТ ПОДНИМАТЬ ВОПРОС УСИЛЕНИЯ АГРЕССИИ РФ ПРОТИВ УКРАИНЫ НА ОЧЕРЕДНОЙ СЕССИИ ПАСЕ 24-28 ЯНВАРЯ 

- Заседания очередной сессии ПАСЕ запланированы на 24-28 января. Будете ли поднимать вопрос обострения ситуации на украинских границах? 

- Мы обязательно будем это делать. Очевидно, что это будет в контексте обжалования полномочий российской делегации и мониторинга страны Советом Европы.

Во время этого обжалования и других дискуссий будут обсуждаться вопросы увеличения присутствия войск Российской Федерации на украинских границах, выборов на временно оккупированных территориях и выдачи более миллиона российских паспортов в ОРДЛО. Кроме того, мы будем говорить о нарушениях прав человека в России, которые даже не касаются Украины. В частности, о закрытии "Мемориала". Буквально несколько дней назад общалась с юристом, который рассказал, что юристы "Мемориала" переживают, что их скоро начнут сажать. Сначала их признали "иноагентами", потом закрыли. Европейцы это слушают и очень сочувствуют. Но я понимаю, что этим людям, которые работают в Москве, страшно, что их пересажают, потому что они рассказывают об исчезновении активистов, о политических преследованиях. Ведь существует две части "Мемориала": одна рассказывает о сталинских репрессиях в Украине, а другая отслеживает нарушения прав человека сегодня, то есть - это правозащитники. Сейчас быть правозащитником в России просто страшно. Мы готовы как делегация помогать украинскому отделению "Мемориала". Если правозащитники "Мемориала" будут искать политическое убежище, то Киев готов принять их.

Еще один вопрос, который будем поднимать, - это нарушение прав крымских татар и похищение людей на территории оккупированного Крыма. Также планируем оспаривать полномочия Петра Толстого как вице-президента ПАСЕ. И – очень важно – выдвигаем Марию Мезенцеву (председатель постоянной делегации Верховной Рады в ПАСЕ, народный депутат от фракции "Слуга народа" – ред.) на должность президента Ассамблеи как альтернативного кандидата к "леваку" Тини Коксу.

Россияне всегда очень нагло ведут себя во время заседаний сессии, но, к сожалению, в ПАСЕ преобладают мнения, что должен быть диалог. Должен быть доступ к ЕСПЧ. Если Россия покинет Совет Европы, у нее не будет к нему доступа. На самом деле, РФ не выполняет решения ЕСПЧ, но в ПАСЕ все равно считают, что должен сохраняться диалог. 

- Заседания очередной сессии ПАСЕ должны проходить в смешанном формате. Количество депутатов, которые могут присутствовать на заседаниях офлайн, на этот раз ограничено, в связи с этим, сколько украинских политиков примут участие в сессии? 

- От Украины будут присутствовать четверо депутатов. Мария Мезенцева – глава делегации, заместитель от оппозиции Сергей Соболев, Алексей Гончаренко как докладчик по одному из вопросов, а я лечу - по квоте вице-президента политической группы ALDE. Остальные члены делегации будут участвовать онлайн.

НЕ ИСКЛЮЧАЮ ИНИЦИАЦИЮ ДЕПУТАТАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В КСУ ОТНОСИТЕЛЬНО ТРАКТОВКИ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ ВЫБОРОВ

– Не теряет актуальности тема возможных досрочных парламентских выборов или изменения очередности проведения парламентских и президентских выборов. Как вы оцениваете вероятность реализации таких вариантов? 

– Возможность досрочных выборов очень минимально оцениваю. Оснований нет, потому что правительство сформировано, Рада работает, как-никак законы голосуются, даже такие сложные, как закон об олигархах. Несмотря на сложную ситуацию с Россией, экономикой, выбрасывать деньги на досрочные выборы в парламент, которые могут спровоцировать еще большую политическую турбулентность - не очень разумный шаг. Я мало в это верю. 

Кроме того, очевидно, что формат монобольшинства появился раз на 30 лет. Возможно, еще через 30 лет такое будет. На сегодня очевидно, что мы не сможем повторить такой успех количественно, самостоятельно сформировав большинство. Надо будет создавать коалицию, а это тоже неоднозначный вариант. Знаете, я, как член ПАСЕ, дважды ездила на выборы в Болгарию (а вообще там выборы проходили трижды). Они трижды переизбирали парламент, потому что не могли создать коалицию. Все это время правительство было временное. Люди потеряли доверие к власти. 

– А изменение очередности выборов возможно? 

- Есть нормы Конституции, которые конфликтуют между собой. В одной говорится о том, что один созыв должен работать пять лет. Конечно, в основном никто все эти пять лет не отрабатывал. Было четыре года и девять месяцев, четыре года и одиннадцать месяцев. В нашем случае получается четыре года и два месяца, то есть значительно меньше. Фактически 20% полезного времени работы парламента из-за этой дуальности форм теряется. Поэтому большинство юристов склоняются, что более конкретной нормой является проведение выборов в последнее воскресенье октября пятого года полномочий, то есть в октябре 2023 года. 

– Президент Владимир Зеленский на последнем пресс-марафоне сказал, что народные депутаты могут обратиться в Конституционный Суд относительно трактовки возможности изменения очередности выборов. 

- Мы не обсуждали возможность, что через три месяца или через шесть месяцев 45 депутатов подадут обращение в Конституционный суд. Я лично не готова подписывать его. Однако, не исключаю, что такое обращение будет. Тогда КСУ должен дать оценку, как трактовать эти нормы, какая из них доминирует. 

- Вы к какой больше склоняетесь? 

– Все-таки - к проведению выборов в 2023 году. Но я считаю, что с точки зрения равенства прав созывов, неправильно, что один созыв работает четыре года и два месяца, а другой – пять лет, как предусмотрено Конституцией. 

В "СЛУГЕ НАРОДА" ОБСУДЯТ ВОПРОС ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ, КОТОРЫЕ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К "КОМАНДЕ РАЗУМКОВА" 

– Министерство юстиции в декабре прошлого года зарегистрировало общественную организацию "Команда Разумкова". В руководстве организации - народные депутаты из "Слуги народа" Василий Мокан и Нелли Яковлева. Областные ячейки также возглавили некоторые парламентарии из "Слуги народа". Фракция намерена исключать их из своего состава?

– А общественная организация "Умная политика", оказывается, была зарегистрирована больше года назад. Это о корректности и командном поведении…

Мы обязательно это обсудим и на уровне руководства фракции, и на уровне заместителей. На заседании фракции, вероятно, это надо будет обсудить. 

Здесь такая ситуация: они не хотят выходить сами, потому что, например, депутаты, которые прошли по списку, рискуют лишиться мандата. Это просто сидение на двух стульях – строить свою карьеру в другой политической силе, пройдя по списку, это даже не мажоритарка. В случае мажоритарки какой-то процент успеха зависел от человека, хотя "зеленый флаг", особенно в определенных регионах, в частности в Киеве, гарантировал высокий рейтинг. 

Если Роман Соха вышел из фракции, то некоторые коллеги не спешат этого делать, потому что не хотят терять мандат депутата. Мы обязательно это обсудим. 

По поводу мажоритарщиков говорят, что есть разночтения. Императивный мандат вроде как и можно применять, но разные юристы трактуют по-разному. Большинство из них склоняется к тому, что мажоритарщикам, когда они выходят из фракции, ничего не грозит. 

В любом случае народные депутаты, которые присоединились к "Команде Разумкова", не занимают руководящих постов во фракции и партии. 

– Председатель фракции "Слуга народа" Давид Арахамия несколько месяцев назад говорил, что "СН" намерена сменить председателя Комитета Верховной Рады по вопросам цифровой трансформации, аргументировав это тем, что Михаил Крячко работает неэффективно. Фракция обсуждает этот вопрос? Может, уже есть кандидаты на соответствующую должность? 

– Я не член этого комитета, поэтому не могу сказать, насколько он эффективно работает. Из того, что я вижу в разрезе законопроектной деятельности комитета, кто защищает проекты на фракции, докладывает их в парламенте, то это не господин Крячко. Там есть активные депутаты, но это не председатель комитета. Как правило, одним из самых активных депутатов комитета является председатель, но это не случай Комитета ВР по вопросам цифровой трансформации. 

Пусть профессиональные качества оценивают коллеги из этого комитета, а с точки зрения командности и членства во фракции, господин Крячко уже много месяцев голосует в разрез с фракцией. Из-за этого возникает много вопросов. 

Я так понимаю, что должно состояться определенное обсуждение в комитете, кто сможет возглавить его. Прежде всего рассматриваются члены, но не исключаю, что это может быть депутат из другого комитета. 

Какого-то предложения во фракции, что этот вопрос будет выноситься на ближайшей сессионной неделе, такого не было, но заседание фракции - 24 января.

ТКАЧЕНКО ПРОДОЛЖАЕТ АКТИВНО РАБОТАТЬ В ДОЛЖНОСТИ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

- Осенью Давид Арахамия также анонсировал возможные изменения в Кабинете министров. В рамках политической силы продолжаются такие дискуссии? 

- Нет, пока таких дискуссий нет. Возможно, есть такие обсуждения на уровне профильных комитетов, ведь, если есть замечания к министру, их надо обсуждать на уровне профильных депутатов. Активной фазы обсуждения кадровых вопросов нет. Не исключаю, что эти кадровые вопросы могут возникнуть позже.

Опять же, надо анализировать, как человек выполняет свою работу. Некоторых министров недавно назначили, то есть у них было не так много времени, чтобы себя проявить. 

- У гуманитарного комитета нет вопросов к профильному министру? Вообще, какова судьба заявления об увольнении Александра Ткаченко с должности министра культуры и информационной политики? 

- Мы с ним виделись 18 января на рабочем совещании относительно плана действий по реализации Стратегии по вопросам информационной безопасности, потому что я председатель профильного подкомитета. Министр активно работает и планирует. Конечно, были вопросы, связанные не только с Госкино, но и с бюджетом на 2022 год. Если Госкино все-таки выведено из-под ведения Минкульта, то относительно бюджета удалось исправить ситуацию ко второму чтению – он больше на более чем четыре миллиарда гривень. Это существенное увеличение по сравнению с прошлым годом. 

Я думаю, что 2022 год будет годом "Большой реставрации". В 2021 году, к сожалению, средства поступили довольно поздно, и порядок использования налаживали достаточно долго. Также не выделялись определенное время средства на памятники коммунальной собственности. Фактически завершение этих проектов произойдет в 2022 году, но это большой кусок работы.

Еще один большой кусок работы будет касаться информационной политики и информационной безопасности. Это направление точно будет усиливаться, в том числе в плане стратегических коммуникаций. Коммуникации вообще должны быть более спланированными и скоординированными, по крайней мере с точки зрения правительства. 

– Когда будет разработан план реализации Стратегии информационной безопасности?  

- План действий необходимо разработать через три месяца с момента подписания указа. Месяц уже прошел. Я думаю, что в конце марта уже должны выйти на этот план действий. Там будет блок и относительно медийной грамотности, и относительно сотрудничества с Министерством образования, чтобы в учебных программах это все было заложено. 

В 2022 ГОДУ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "БОЛЬШАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" БУДУТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ОКОЛО СТА ОБЪЕКТОВ

- Вы также упоминали о "Большой реставрации". Сколько в этом году объектов планируется реставрировать в рамках этой программы? 

- "Большая реставрация" - длительный процесс. Есть определенные этапы. Для многих объектов первый этап - это ликвидация аварийного состояния. У нас вообще треть всех памятников исторического наследия находится в аварийном состоянии. Что такое аварийное состояние? Они не работают, они закрыты, заколочены, туда нельзя зайти, потому что существует риск провалиться. Это примерно треть всех объектов. 70% нуждаются в реставрационных работах. 

Программа запланирована минимум на три года, то есть до 2024 года. В рамках ее реализации предусматривается реставрация 150 памятников. Определенные достопримечательности являются дорогостоящими, например, София Киевская, Олицкий замок на Волыни. Там бюджеты довольно существенные и, соответственно, нельзя завершить работы за полгода. Где-то меньше средств тратится, особенно на объектах коммунальной собственности. 

Я слышала довольно оптимистичные цифры, учитывая то, что некоторые объекты переходят с 2021 года, потому что поздно начали работы, поздно поступили деньги. Около ста объектов будут в работе в 2022 году. Часть из них - переходные, часть - новые. 

Всего выделено три миллиарда гривень на год. Они будут распределяться примерно в равных пропорциях на объекты государственной собственности и коммунальной собственности. 

Я думаю, что предварительный перечень первых проектов 2022 года, в частности тех, которые прошли подготовительные работы еще в 2021 году, может появиться даже в феврале. 

- Какие проблемы возникают при финансировании реставрационных работ объектов коммунальной собственности?  

– В отношении объектов коммунальной собственности, которые принадлежат областным советам, ОТГ, проблема в том, что на них нет проектной документации. Это долгий процесс, громада должна заказать проект. Как в анекдоте: хочешь выиграть лотерею - как минимум, купи лотерейный билет. 

НАЦСОВЕТ ПО ВОПРОСАМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА "О МЕДИА" МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОЛНОМОЧИЯ РЕГУЛИРОВАТЬ ИНТЕРНЕТ-СМИ 

- Перейдем непосредственно к вашей комитетской деятельности. Законопроект "О медиа". Еще в апреле прошлого года председатель Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики Никита Потураев в интервью Укринформу сказал, что его разработка находится на финальном этапе. Что на данный момент происходит с процессом разработки проекта? 

– В апреле была концепция, что комитетом, после консультаций, должна быть внесена новая редакция законопроекта. Действительно, консультации относительно законопроекта происходят постоянно. После обновления состава Нацсовета все его члены заявили о том, что нам необходимо обновление медийного законодательства. Дальше нельзя жить по законам конца 1990-х – начала 2000-х годов, где нет некоторых определений. Например, нет определения, что такое ОТТ-платформа. 

Сейчас все с телевидения переходят на интернет-платформы или платформы общего доступа, а это никак не регулируется. Очень многие ОТТ-платформы являются российскими. Они заходят на украинский рынок. Мы здесь рассказываем о квотах, а они там "шарашат" российские сериалы, и люди могут покупать их даже по акционным ценам.

Это обновление обязательно произойдет. Есть только два дискуссионных вопроса, которые приостановили принятие законопроекта. Речь идет о регулировании интернета. 

У меня буквально несколько дней назад была встреча с международными экспертами из Совета Европы. Попросила поделиться опытом относительно регулирования интернет-медиа. Например, с 1 января медийный регулятор Франции, который занимался радио и телевидением, объединился с органом, который занимается интернет-направлением, и теперь это единый медийный регулятор Arcom. Мы хотим посмотреть на этот опыт. Мир шагает вперед. Я уверена, что в течение года-полутора появится директива Европейского Союза относительно того, как должны регулироваться интернет-ресурсы.

Второй вопрос - крупные телевизионные холдинги заявили, что Нацсовету этим проектом закона предоставляется слишком много полномочий. Они считают, что будет какой-то террор, цензура. На самом деле, если рассматривать более детально эти нормы, многие из них уже есть в законодательстве, но нуждаются в усовершенствовании. 

Например, ситуация с NewsOnе. В суде аннулирование лицензии находится уже пять лет. Должны быть прописаны временные рамки рассмотрения дела, потому что это элемент информационной безопасности. СНБО этот вопрос решил, а судебные споры и полномочия Нацсовета в таких случаях не работают. 

Также есть увеличение штрафов за определенные нарушения. Если ты нарушаешь постоянно, например, используешь язык вражды, это должно дорого стоить для медиа. Нацсовет должен получить полномочия относительно регулирования этого.

Мы находимся в дискуссии. Возможно, будет новый импульс в медийном законодательстве после переизбрания членов регулятора. Там появились и медиа-юристы, среди которых Александр Бурмагин, который помогал писать законопроект. Мы должны сдвинуться с места. Необходимо принять хотя бы ту часть, которая касается Директивы об аудиовизуальных средствах. Если мы не примем это законодательство до конца этого года, то потеряем доступ к европейской программе грантов и медийных проектов "Креативная Европа".

- Уточните насчет интернет-регулирования. Этим будет заниматься Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания или будет создан новый орган? 

– Да, Нацсовет. Мы хотим, чтобы регулятор был один, потому что типы нарушений одинаковы и для телевизионных каналов, и для интернета, однако уровни ответственности и рисков разные. 

- Почему? 

- Потому что телевизионные каналы платят большие деньги за лицензию, которая очень важна для них. Телевидение - это вообще более дорогой медиа-бизнес, чем интернет-ресурсы. Лицензию необходимо получить на конкурсе. Должна состояться проверка структуры собственности этого телеканала. 

Интернет-ресурс необязательно будет регистрироваться. Это добровольно, но если это зарегистрированный ресурс, его представитель является журналистом, который будет защищаться соответствующими законами. 

- Деятельность блогеров каким-то образом будет регулироваться? 

- Регистрировать блогерскую деятельность будет необязательно. Если захотят, смогут это сделать, но это необязательно. 

- Верховная Рада сможет принять законопроект "О медиа" в течение этого года? 

- Я уже боюсь прогнозировать, забегать наперед и говорить, в каком виде его примем, потому что это один из самых сложных законопроектов для того, чтобы проголосовать его даже в течение этого созыва. Я вижу, какие баталии были во время рассмотрения закона относительно усовершенствования работы Нацсовета, размера заработных плат его членов. Мы неделю сидели с поправками, а это лишь маленькая часть работы.

Есть вопросы, которые очень важно решить, – распространение российских ОТТ-платформ на территории Украины. Также говорим о том, что делать с нерезидентами, в частности, с Netflix. Нерезидентов нельзя заставить выполнять квоты украинских платформ, но с ними необходимо вести переговоры относительно установления хотя бы минимальных квот. 

РАДА МОЖЕТ РАССМОТРЕТЬ ОБНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ О ТУРИЗМЕ В КОНЦЕ ФЕВРАЛЯ ИЛИ ВЕСНОЙ 

– Обновленный законопроект о туризме был принят в первом чтении еще в апреле прошлого года. До сих пор текста ко второму чтению нет... 

- Там две тысячи поправок. 

- Вокруг каких положений возникают наибольшие дискуссии? 

- Дискуссии возникли с разными подходами относительно того, надо ли регистрировать турагентства, туроператоров, должны ли они быть в определенном реестре. 

Есть сторонники из Офиса простых решений, которые убеждены, что не должно быть никаких реестров. В свою очередь, сами участники рынка хотят, чтобы их деятельность была каким-то образом регламентирована. 

Также есть определенные дискуссии, которые касаются процедуры категоризации отелей, потому что в Украине это в ужасном состоянии. Никто не придерживается этой звездности. 

Я была в Полтаве в командировке. Жила в четырехзвездочном отеле. В Европе четырехзвездочный считается классным отелем, который от пятизвездочного отличается лишь отсутствием бассейна. Полтавский отель был максимум двухзвездочным, но прямо при входе висят "четыре звезды". 

Процедура категоризации должна быть прозрачной и без бюрократии. Продолжается работа над тем, чтобы это было в электронных реестрах. 

- Какие ключевые положительные нововведения предусматривает законопроект? 

- Для туристов, которые выезжают за рубеж, будут обязательно страховки от невозврата. Когда отменяется рейс, люди по несколько суток сидят в аэропортах и не могут ни с кем связаться. Такого не должно быть. У всех будет страховка на возврат. В случае отсутствия рейса туристов сразу посадят на другие рейсы и отправят домой.

Кроме этого, определенные приоритеты государства вкладываются в этот проект. Во-первых, мы будем ориентироваться на въездной туризм. Открытие этого года у нас – это арабские туристы, которые десятками тысяч летом приезжали в Карпаты, Львов, Киев. Они привезли значительную сумму в Украину. До этого были переговоры. Наши чиновники общались с представителями арабских стран. Это все чартеры, а не просто кто-то купил билет на рейсовый самолет. Это была организованная кампания. 

Еще одна важная новинка в законопроекте - появляется целевое использование туристического сбора, который платится при ночевке в отеле. Он варьируется от 0,5% до 5%. Соответствующий сбор будет использоваться только для нужд туризма. Это будет обсуждаться с бизнесом. Представим, мы собрали два миллиона. На что мы их должны потратить? На таблички, на то, чтобы на пляже был трактор для уборки, или просто на маркетинг определенного города – на промоцию, создание туров, сувенирную продукцию. 

- Когда он может появиться в зале для голосований? 

- Я думаю, что мы где-то весной, а возможно, в конце февраля вынесем его для голосования. Там много поправок… 

Мы же не хотим вынести документ в зал и ждать, пока кто-то будет настаивать на своих восьмистах поправках. Или - собирать подписи для спецпроцедуры относительно закона о туризме. Как-то странно звучит. 

ГАРТ БУДЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ В 2022 ГОДУ 

- Сколько средств в Государственном бюджете на 2022 год предусмотрено для Государственного агентства по вопросам развития туризма? В редакции первого чтения планировалось выделение ста миллионов гривень… 

- Мы изменили эту цифру ко второму чтению. Сейчас это - один миллиард гривень. Его вынесли из бюджета Минкульта в бюджет Мининфраструктуры. Будут новые проекты. Планируется развитие национальных парков. Не знаю еще, какие будут пилотные проекты. Но эти национальные парки будут иметь инфраструктуру для туристов: территории для кемпингов, удобные паркоместа, обустроенные туристические маршруты. Несколько нацпарков будут выбраны в 2022 году, и начнется реализация этого проекта.

Запланирована также разработка туристических стратегий для регионов. Это очень важно сделать централизованно, чтобы все происходило под наблюдением ГАРТа, чтобы это были нормальные подрядчики. Они, во-первых, должны глобально войти в одну стратегию. Возможно и межрегиональное сотрудничество. Например, "Малый карпатский круг" объединяет дорогой три западные области - Львовскую, Франковскую, Закарпатскую. Туристически части этих территорий тоже можно объединять. Север, Юг также могут иметь свою туристическую стратегию. 

Обсуждается также то, как сделать нормальный южный курорт. Это все в планах, но о какой-либо конкретике рано говорить. 

ДО 2024 ГОДА ПЛАНИРУЕТСЯ ЗАПУСК "ИНТЕРСИТИ" ВО ВСЕ ОБЛАСТНЫЕ ЦЕНТРЫ УКРАИНЫ 

- К сожалению, качество дорог к некоторым интересным туристическим локациям в Украине оставляет желать лучшего. Как будет решаться этот вопрос? 

- Это все еще будет подтягиваться. Понятно, что основные трассы уже сделаны в рамках "Большого строительства", но позже будут построены и дороги областного значения. Мы с министром инфраструктуры Кубраковым очень тесно работаем. Он понимает, что при строительстве дорог должны быть учтены туристические маршруты. Дороги на Юг, в Запорожский регион, Бердянск, Кирилловку сделаны еще в 2021 году. Обратите внимание, кстати, как Укрзализныця изменила подход. Запустила специальные зимние экспрессы на Буковель, Славское. Сейчас они сделали несколько ночных поездов в Карпаты. Самый продолжительный по времени - поезд "Мариуполь – Рахов". 

Также очень важно, что будут обновляться вагоны и подвижной состав. Все эти проекты имеют поддержку президента Владимира Зеленского, поэтому я верю в успешную реализацию.  

- Когда произойдет такое обновление? 

- Часть работ стартовала в 2021 году. В течение него удалось открыть некоторые новые маршруты. Также получили 20 новых вагонов. До 2024 года в планах - запустить во все областные центры Украины скоростные поезда "Интерсити". Сегодня не все города соединены ими, потому что некоторые из них не имеют электрификации, например - Николаев, Черновцы. 

Еще есть проект курсирования электричек для столицы и крупных городов City Express. Это будут новые электрички и новый график. Первый маршрут – от Василькова до Киева – уже заработал.

Ангелина Страшкулич, Киев 

Фото Юлии Овсянниковой

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-