Зеленский-Эрдоган-Гутерриш: очень неожиданный формат

Зеленский-Эрдоган-Гутерриш: очень неожиданный формат

Укринформ
ООН, сама находясь в кризисе, пытается нормализовать "украинский кризис". К чему это?

Во Львове прошли переговоры между президентом Украины Зеленским, президентом Турции Эрдоганом и генеральным секретарем ООН Гутерришем. Об актуальной политической составляющей этого саммита написано уже немало аналитических материалов, еще больше их появится, когда станет что-либо известно об итогах. А пока все прогнозировали, что будет предпринята очередная попытка уговорить руководство Украины согласиться на переговоры с россией о прекращении войны.

Впрочем, проблема заключается в том, что в украинском обществе и в украинском руководстве существует консенсус по поводу таких переговоров. Они возможны только при прекращении россией агрессии, освобождении украинских территорий, общепризнанных и определенных многочисленными международными соглашениями, и компенсации причиненного нам вреда.

Такая позиция подкреплена и военно-политической коалицией по поддержке Украины – объединением Рамштайн, которое является, по сути, новой, более широкой версией НАТО и прообразом новой, будущей ООН. Понятно, что и президент Турции и генеральный секретарь ООН, вдохновленные успехом стамбульского «зернового коридора», стремятся перевести достижения локального «военно-экономического» соглашения в более широкий формат военно-политического соглашения.

Нынешняя позиция россии и ее действия не создают, по крайней мере сейчас, возможностей для договоренностей. Анексированный украинский Крым, согласно российской конституции, является частью ее территории. Кремль признал сепаратистские ЛДНР в качестве государств, готовит референдумы об отсоединении от Украины временно захваченных территорий наших юго-восточных областей. Компромисс за счет Украины, к которому стремится россия, при нынешнем ходе событий просто невозможен.

Следует рассмотреть и более долгосрочные возможные итоги этого визита, имея ввиду то, что осталось от Организации Объединенных Наций в современном мире. Участие в трехсторонней встрече генерального секретаря ООН является попыткой продемонстрировать ее роль как важного фактора мировой политики и арбитра в крупнейшем военном конфликте в Европе, как и было в первые десятилетия после Второй мировой войны. Укринформ неоднократно обращался к теме реформирования ООН, учитывая ее нынешнюю неэффективность, подчеркивая, что сложно оживить эту беззубую организацию, которая в последнее время, похоже, существует для того, чтобы обеспечивать свое существование. (https://www.ukrinform.ua/rubric-ato/3512833-oziviti-bezzubu-oon-ce-navrad-a-postaviti-rosiu-na-misce-realno.html)

ООН – реформы, которых все хотят и кое-кто не хочет

Потребность в реформировании ООН назрела давно, об этом говорят со времен завершения Холодной войны. Страны, которые менялись и изменились за годы, прошедшие с момента создания ООН, и вышли на передовые позиции в мире - по численности населения, мощности экономик, социальному развитию - вполне естественно поднимают вопрос о расширении состава постоянных членов Совета безопасности ООН и предоставлении им права реально влиять на принимаемые решения.

Повторимся: разговоры о необходимости реформирования ООН ведутся десятилетиями. Однако перевод предложений в практическую плоскость и начало такой работы тормозится и государствами-постоянными членами Совбеза, которые не хотят терять свое решающее влияние и возможность блокирования решений, используя право вето, и чиновниками в самой ООН. Назначение на ооновские должности для многих бывших министров и президентов является прекрасной синекурой, а отсутствие существенной ответственности подкреплено существенными зарплатами.

Неспособность ООН действенно влиять на государство-агрессора подтвердил и бывший генсек ООН Пан Ги Мун, посетивший Киев 16 августа. На брифинге он заявил: «Я прекрасно понимаю разочарование со стороны людей во всем мире, не говоря уже о тех странах, на территорию которых один из постоянных членов Совбеза ООН совершает агрессию, а, соответственно, международный механизм не смог как-то отреагировать на это из-за права вето».

Генсек ООН Антоніу Гутерреш
Генсек ООН Антониу Гутерреш

Впрочем, несколько раньше, тоже во время посещения столицы Украины нынешний Генсек ООН Антониу Гутерреш все объяснил: «У меня нет таких полномочий, чтобы реформировать Совет Безопасности. У меня нет иллюзий по возможности это сделать сейчас, немедленно. Никаких. Но я буду делать абсолютно все, что могу, чтобы ООН была как можно эффективнее в таких ситуациях» Тогда, 29 апреля 2022 года, Гутерреш подчеркнул: «Можете быть уверены, что мы взяли на себя это обязательство – поддержать на сто процентов украинцев в такие сложные времена. Мы постоянно призываем к прекращению войны. И это наша цель – закончить войну, уважая международное право и Устав ООН».

О необходимости реформирования международных институтов обеспечения безопасности неоднократно заявляли руководители многих стран. На Генеральной ассамблее ООН в сентябре 2018-го представитель Ирландии Саймон Ковини подчеркивал, что «Политические органы ООН должны догнать мир. Особенно это касается Совета Безопасности. Ирландия ясно заявляет о необходимости расширения состава Совета. Многие части мира или недостаточно представлены в Совбезе или не представлены вообще”.

Тогда же премьер-министр Голландии Марк Рютте заявил, что ООН слишком забюрократизирована: "Посмотрим на впечатляющие 3000 отдельных офисов ООН в мире. Это три тысячи аргументов для тех, кто утверждает, что многосторонность международных отношений лишь создает фрагментацию и бюрократию."

Еще в 2019 году страны-жертвы российской агрессии Украина и Грузия направили сопредседателям межправительственных переговоров по реформированию Совбеза ООН совместное письмо, в котором призвали ограничить применение права вето, если один из постоянных членов является стороной конфликта. В письме, в частности, отмечалось, что «…право вето должно быть ограничено, когда постоянный член является стороной конфликта или находящейся на рассмотрении ситуации и из-за конфликта интересов не может беспристрастно участвовать в голосовании.»

Уже в этом году президент Украины Владимир Зеленский подчеркивал: «Мы видим, что у ООН и всех других международных структур нет необходимой внутренней силы, чтобы возвращать людям базовую ценность, чтобы возвращать странам мир, потому что в этих структурах не обеспечена внутренняя справедливость. Голос привилегированных там все еще заглушает голос большинства. Это несправедливо.»

История изученной беспомощности

ООН создавалась как сообщество стран антигитлеровской коалиции, которые и называли себя «объединенными нациями», задумывалась как площадка для международного сотрудничества и выработки механизмов предотвращения войн и вооруженных конфликтов. Устав ООН был утвержден на Сан-Францисской конференции, подписанный 26 июня 1945 года представителями 50 государств и вступил в силу 24 октября того же года. Позже в состав ООН вошли практически все страны мира. Руководящие органы ООН – Генеральная Ассамблея, Секретариат и Совет безопасности – казалось бы, своим авторитетом и присутствием в них представителей всех государств могли противодействовать разжиганию вооруженных конфликтов. Однако произошло не так, как предполагалось.

С начала своего существования ООН была попыткой объединения государств, которые имели разное политическое устройство, идеологические основы, уровень экономического и социального развития. Право «вето» в Совбезе ООН, которое получили пять стран, внесших наибольший вклад в разгром стран-членов Оси – США, Великобритания, Франция, Китайская республика и СССР – нередко использовались этими государствами для того, чтобы заблокировать нужные миру решения. Генеральная ассамблея также использовалась как площадка для сведения счетов, механическим большинством голосов иногда принимались решения, далекие от объективности и беспристрастного взгляда на события.

Лондонська конференція Ліги Націй, 1936 рік
Лондонская конференция Лиги Наций, 1936 год

Со временем ООН из механизма поддержания мира и стабильности в мире превратилась в механизм по увеличению собственного бюрократического аппарата. Миротворческие миссии ООН все больше напоминали насос по выкачиванию денег из государств-членов, не участвуя в размежевании сторон конфликтов и ограничиваясь пассивным наблюдением за ходом событий.

Неэффективность ООН в разрешении политических и экономических конфликтов подчеркивает и то, что страны мира для координации своей политики и экономических отношений выбирают и создают другие площадки для такой деятельности - G-7, G-20, континентальные, религиозные, ресурсодобывающие союзы. Военно-политические объединения отжимают ООН на задний план мировой политики, генеральная ассамблея все больше напоминает такой себе кинофестиваль, где Совет безопасности - его жюри.

Реальные механизмы согласования интересов переместились на саммиты глав правительств и встречи руководителей ведущих финансово-экономических корпораций. ООН сейчас представляет собой своеобразную панель в салоне автомобиля, на которой освещаются параметры его движения и состояния оборудования, а механизмы и реальные рычаги управления перемещены за пределы этого салона.

Ни мирового правительства, ни координационного центра из ООН создать не удалось, представители государств-членов этой организации упражняются на ее трибуне и в выступлениях с мест в риторике и обмениваются комплиментами или шпильками, но реальные решения и практическая политика принимаются вне залов заседаний.

Лига наций и ООН – ожидания и реальность

ООН не всегда была такой беспомощной, как сегодня. Вначале ООН активно участвовала в предупреждении и разрешении конфликтов во многих странах мира. Во время Корейской войны 1950-53 годов войска США и их союзников под флагом ООН, выполняя резолюцию Совета безопасности, отражали коммунистическую агрессию объединенных сил северокорейских коммунистов, КНР и СССР.

ООН активно участвовала в миротворческих миссиях по всему миру. Войска под флагом и с цветами ООН – т.н. «голубые каски» – вводились для разделения сторон конфликтов в Африке и Азии. Второй генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, возглавлявший эту организацию с 1953 по 1961 год, пытался превратить ООН в действенный инструмент поддержания мира. При попытке уладить конфликт в Конго самолет Хаммаршельда потерпел крушение над территорией нынешней Замбии.

Причины авиакатастрофы до сих пор остаются не до конца расследованными, среди версий рассматривалась и причастность к гибели генсека ООН советских спецслужб. После гибели Хаммаршельда деятельность ООН постепенно приобретала все более формальный и бюрократический характер. Возможно, решительность действий преемников Хаммаршельда тормозила память о его трагической гибели и догадках о ее причинах.

А тут еще и Турция перед саммитом во Львове заявила о необходимости реформы ООН…

Здесь уместно вспомнить, что было до ООН. Ее предшественницей была Лига Нация, основанная в 1920 году и распущенная в 1946 году. Лига Наций тоже создавалась в послевоенный период после Первой мировой, имела схожую структуру и цели, объединив 56 стран мира. Призванная поддерживать мир и справедливое рассмотрение конфликтов, Лига Наций тоже оказалась неспособна достичь этих целей. Государства-агрессоры либо выходили из ее состава, как нацистская Германия, либо исключались как СССР за агрессию против Финляндии. С созданием ООН Лига Наций прекратила свое существование, некоторые организации, созданные в ее составе, стали подразделениями ООН, в частности, Международная организация труда, ВОЗ, Международный суд.

Президент Туреччини Таїп Реджеп Ердоган
Президент Турции Таип Реджеп Эрдоган

Все повторяется: ООН находится в глубоком кризисе благодаря невозможности сбалансирования и сочетания интересов ее государств-членов. Мир как был, так и остался разделенным на группы и блоки государств с различными интересами, которые сложно привести к общему знаменателю. Страны мира не очень хотят уступать свой суверенитет в пользу международных организаций и предоставлять им право решать свои судьбы и определять векторы внешней политики.

Украинско-российская война только подчеркнула кризис системы международного права, международного взаимодействия и механизмов и инструментов их осуществления. Впрочем, усилия к установлению мира генерального секретаря ООН, который уже во время войны прилетел в Украину, можно только приветствовать. Главное, чтобы предложения, которые он привез, не являлись попыткой достижения этого мира за счет украинских интересов.

Стоит отметить, что и из правительства Турции буквально накануне саммита во Львове неожиданно, на уровне одного из ключевых советников, прозвучали предложения о необходимости реформирования ООН и, прежде всего, Совбеза.

В общем, интересная комбинация разыгрывается во Львове.

Дмитрий Редько, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-