Искусство в пламени войны

Искусство в пламени войны

630
Ukrinform
23 июня в 15.00 пресс-конференция на тему: "Искусство в пламени войны. Произведения западноевропейской живописи в собрании Симферопольского художественного музея: каталог и альбом" в контексте судьбы культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны».

Организатор: Фонд имени Олега Ольжича.

Участники: Сергей Кот - руководитель Центра исследований историко-культурного наследия Украины Института истории Украины НАН Украины; Уэсли Фишер - исполнительный директор Клаймс конференс (США).

Итоговые материалы:

Симферопольский художественный музей первый в Украине открыл закрытые фонды - Сергей Кот

Издание "Искусство в пламени войны. Произведения западноевропейской живописи в собрании Симферопольского художественного музея: каталог и альбом" презентовали в Киеве. Это беспрецедентное издание, поскольку этот музей первым в Украине открыл так называемые закрытые фонды.

Это подчеркнул Сергей Кот - соавтор проекта, руководитель Центра исследований историко-культурного наследия Украины Института истории Украины НАНУ - на пресс-конференции в Укринформе, сообщает корреспондент агентства.  

"Главная особенность издания в том, что впервые в Украине публикуются документы, картины, которые ранее находились в так называемых трофейных фондах - бывших закрытых фондах. В нем много вещей, о которых можно сказать, что это впервые в Украине. Симферопольский художественный музей стал первым в Украине, кто официально открыл бывшие так называемые закрытые фонды - это культурные ценности, которые были перемещены на территорию Украины из Германии после Второй мировой войны", - отметил  Кот, добавив, что много десятилетий эти предметы культуры были изъяты из мирового культурного пространства, они считались полностью утраченными.   

Он уточнил, что издание институт готовил вместе с Симферопольским художественным музеем - проект начинался до аннексии Крыма, соавтор этого издания - бывший директор музея Ларина Кудряшова.  

По словам Кота, эта первая такая публикация, построенная на научных основах.

"Мы подаем сведения не только о самой картине, ее инвентарных номерах, описание, но мы публикуем результаты исследования о происхождении данной работы - каким образом, откуда она оказалась в Симферопольском музее. В каталог включено 109 произведений живописи. Идентифицировано 86 авторов ХVI-ХVIII веков. Это искусство Голландии, Фландрии, Франции, Италии, Германии, Испании, а также работы известных европейских мастеров ХIХ-начала ХХ веков. Мы очень четко идентифицировали 74 работы, которые происходят из Музея Сюрмонда - Людвига в городе Аахен, 3 работы - из Дрезденской картинной галереи, одна работа - из современного Музея дворцов и парков Берлина и Брандербурга", - уточнил  Кот.

Проект стал возможным при поддержке Клаймс конференс (США), Института истории Украины НАНУ, Фонда имени Олега Ольжича, Благотворительного фонда Богдана Гаврилишина, Благотворительного офнда "Социальные стратегии".

Музеи Украины до сих пор хранят тайну о трофейных фондах - Сергей Кот

Украинские музеи даже с падением СССР продолжают практику закрытых фондов. И публикация издания "Искусство в пламени войны. Произведения западноевропейской живописи в собрании Симферопольского художественного музея: каталог и альбом" - это прецедент для того, чтобы и другие отечественные музеи поведали миру о своих трофейных коллекциях.

Это подчеркнул Сергей Кот - соавтор проекта, руководитель Центра исследований историко-культурного наследия Украины Института истории Украины Национальной академии наук Украины - на пресс-конференции в Укринформе, сообщает корреспондент агентства.

"В конце 1953 года трофейная коллекция попала в Симферопольский художественный музей, картины были отреставрированы и открыто выставлены в отдельном зале. И вдруг в 1955-56 годах исчезает всякое упоминание об этих вещах. Это переломная точка, когда произошла полная засекреченность бывших трофейных фондов. Директор и главный хранитель фондов давали подписку о неразглашении. Казалось бы, пал Советский Союз, в Украине исчезло само понятие закрытых фондов, но эта традиция, к сожалению, присутствует в реальной практической работе украинских музеев. Музеи не открывают эти фонды до сих пор. И то, что сделали мы с Симферопольским художественным музеем, является прецедентом, примером для наших музеев - как нужно действовать в дальнейшем. Нужно вводить эти коллекции в оборот, возвращать их миру", - подчеркнул Сергей Кот.  

В свою очередь, Уэсли Фишер - исполнительный директор Клаймс конференс (США), которая дала грант на это издание, - отметил, что Украина имеет возможность сказать наконец, что есть в ее коллекциях.

"Что делать с этими произведениями искусства, это другой вопрос. Но, по крайней мере, была бы реституция истории", - подчеркнул он.

По его словам, многих в мире очень волнует то, что из-за засекреченности, которую Сталин начал в 1947 году, ничего не известно о миллионах картин и других экспонатов. И эта засекреченность со стороны России до сих пор продолжается, небольшой информации о трофейных предметах явно недостаточно.

"Польша тоже пока ничего не говорит, что она имеет в своих коллекциях. И это большая проблема. В частности, если вы спросите, где находятся ритуальные предметы и предметы искусства греческих евреев, то ответ: в Варшаве. Кто знает об этом?" - отметил Фишер.

Он указал также на еще одну проблему: Украина потеряла приблизительно две трети культурных ценностей из тех, что были вывезены с территории СССР во время Второй мировой. К тому же, когда западные страны вернули много предметов искусства, вывезенных Германией в том числе из Украины, они оказались в Москве.  

"Было много взято в Беларуси, кое-что в России, но главные потери - здесь. Некоторые музеи, в частности Музей Ханенко, создали списки своих потерь, но до сих пор нет единой базы данных об этом, в отличии от Польши и других стран. Нет также списка того, что находится внутри Украины. Это вопрос не столько о реституции предметов культуры, сколько о реституции истории  - что произошло с этими вещами", - еще раз повторил Фишер.

Он тоже считает, что публикация каталога и альбома из собрания Симферопольского художественного музея - это важный прецедент.

"Этот момент гораздо важнее, чем на первый взгляд может показаться. Это первый раз, что музей в бывшем Советском Союзе публикует список всех трофейных работ и тем самым возвращает эти картины миру. Это важно с точки зрения истории", - подчеркнул Фишер.

Видео мероприятия:

Заказать фото нажмите здесь - Фотобанк


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-