Проблема гендерного дисбаланса в украинских СМИ. Есть ли пути решения?

Проблема гендерного дисбаланса в украинских СМИ. Есть ли пути решения?

550
Ukrinform
17 ноября, 11:00 - Проблема гендерного дисбаланса в украинских СМИ. Есть ли пути решения?

Организаторы: Комиссия по журналистской этике; Институт массовой информации; Институт развития региональной прессы; кампания против сексизма "Повага"; социальный проект "Жінки - це 50% успіху України" при поддержке Национального демократического института (НДИ) и Координатора проектов ОБСЕ в Украине.

Участники: Ирина Славинская - Общественное радио, гендерная координатор кампании ПОВАГА; Андрей Куликов - глава Комиссии по журналистской этике; Оксана Романюк - исполнительный директор Института массовой информации; Диана Дуцик - исполнительный директор Детектор Медиа; Виктория Сюмар - глава Комитета ВР по вопросам свободы слова и информационной политики; Ольга Герасимьюк - Первый заместитель главы Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; Петр Шуклинов - главный редактор онлайн издания Лига net.

Кратко. Впервые за время продвижения идей гендерного равенства медиа коалиция медийных организаций и международных институтов объединяет усилия для того,  чтобы внедрить стандарты гендерно-чувствительного дискурса в механизмы саморегуляции СМИ.

Вопрос освещения украинскими медиа гендерно чувствительных тем поднимался уже неоднократно, но пока трудно отметить значительные положительные сдвиги. Как показал мониторинг, проведенный в сентябре - октябре 2017 года общественными организациями Институт Массовой Информации и Детектор Медиа, в национальных и региональных СМИ, как и прежде выходят материалы с яркими признаками сексизма и гендерных стереотипов.

Справка. Во время мероприятия будут представлены результаты упомянутого выше мониторинга гендерного баланса в печатных, интернет-СМИ и на ТВ, а также обнародованы рекомендации для медиа относительно того, как освещать гендерно чувствительные темы и как самим можно оценивать собственный контент на соответствие стандартам недискриминации. Кроме того, будут выдвинуты предложения относительно включения стандартов гендерного равенства в кодекс журналистов и обнародован проект открытого меморандума, который будет предложен к подписанию ключевым медиаресурсам.

Итоговые материалы:

В украинских СМИ женщин вспоминают в три раза реже, чем мужчин - исследование ИМИ

В новостях украинских СМИ женщин вспоминают в три раза реже, чем мужчин.

Как сообщила исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк на заседании круглого стола в Укринформе, об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования.

«У нас есть такой перекос, если СМИ соблюдают  журналистские стандарты, то женщины в нем вспоминаются где-то в 5% материалов, в то время как 95% приходится на мужчин», - сказала Романюк.

По ее словам, в рамках исследования ОО «Институт массовой информации» и «Детектор медиа» промониторили в октябре новости восьми общенациональных телеканалов, десяти всеукраинских интернет-изданий и семи печатных изданий, и на основе этого разработали свои выводы.

Романюк отметила, что чаще всего женщины выступают героинями материалов медиа в три раза реже, чем мужчины, - в среднем только в 27% случаев. В качестве экспертов журналисты привлекают женщин еще меньше - только в 19% случаев (то есть только в каждом пятом материале). Чаще всего женщины комментируют социальные темы, выступают героинями криминальной хроники или «желтых» новостей, в то время как мужчины комментируют политические и экономические темы.

По словам исполнительного директора Детектор Медиа Дианы Дуцик, меньше всего женщины представлены в интернет-СМИ (только в 13% новостей женщины выступают в качестве героинь и в 15% - в качестве экспертов), больше всего - в печатных СМИ (героини 35% материалов, и комментировали в качестве экспертов 22% материалов).

По данным исследования, женщин практически не приглашают в качестве гостей в студии социально-политических ток-шоу на центральных телеканалах. В течение периода мониторинга было зафиксировано только две приглашенные в студию женщины, по сравнению с 40 мужчинами. Кроме того, во время проведения  мониторинга телеканалы не пригласили в студию ток-шоу ни одну женщину-эксперта.

«Журналисты часто сами не понимают, когда мы говорим на эти темы, какая к ним претензия, они не понимают корень проблемы и это означает, что надо проводить какую-то просветительскую работу, в том числе среди журналистов», - убеждена Дуцик

В свою очередь, председатель Комиссии по журналистской этике Андрей Куликов признал, что действительно часто в процентном соотношении не соблюдают редакции четких пропорций, часто в студии каналов или на радио приглашают мужчин, но это может быть потому, что просто так сложились обстоятельства, что именно этот специалист может лучше объяснить или прокомментировать тему и не всегда стоит из-за этого паниковать. «Если возникает впечатление, что приглашенный эксперт или эксперша является на самом деле не специалистами в своей области, то это свидетельство того, что мы не приложили максимум усилий для поиска человека, прежде всего, у которого главное - признаки профессионализма, полезности, любопытства», - сказал Куликов.

Председатель Комитета ВР по вопросам свободы слова и информационной политики Виктория Сюмар признала, что дисбаланс действительно существует. В то же время сейчас на телевидении значительно больше женщин политиков и экспертов, чем было. «Когда я работала журналистом на 5 канале, мы часто обсуждали как избежать этого дисбаланса. И тогда встал вопрос, где искать для прямых эфиров ежедневных по различным вопросам экспертов самых разных сфер жизни», - сказала она.

Заместитель генерального директора Укринформа Марина Сингаевская поделилась опытом работы в информационном агентстве. «В агентстве, особенно выпуск и лента, то есть там, где больше стресса, там работают женщины, руководители среднего звена также, а топ-менеджеры мужчины. Поэтому мне казалось всегда, что вопрос гендера в журналистике немного преувеличен», - сказала она.

Видео мероприятия:

Заказать фото нажмите здесь - Фотобанк


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-