Избирательная кампания накануне дня голосования: агитация, нарушения и судебные разбирательства

Избирательная кампания накануне дня голосования: агитация, нарушения и судебные разбирательства

Укринформ
19 июля,11:00 - Ход избирательного процесса накануне дня голосования

Организатор: Гражданская сеть «ОПОРА».

Участники: Ольга Айвазовская - глава правления Гражданской сети «ОПОРА»; Александр Клюжев - аналитик Гражданской сети «ОПОРА»; Александр Неберикут - аналитик Гражданской сети «ОПОРА»; Роберт Лорян - аналитик данных Гражданской сети «ОПОРА».

Кратко. Во время мероприятия эксперты Гражданской сети «ОПОРА» представят отчет о формировании и работе участковых избирательных комиссий, агитационную деятельность субъектов избирательного процесса и выявленные нарушения во время кампании. Кроме того, представители организации расскажут о судебных разбирательствах, а также представят анализ агитации в социальных сетях.

Справочно. Наблюдения Гражданской сети «ОПОРА» направлено на незаангажированную оценку процесса подготовки и проведения выборов, содействия честным и свободным выборам, предупреждение нарушений. Организация проводит масштабную кампанию наблюдения за внеочередными выборами в Верховную Раду. С момента официального старта избирательной кампании до наблюдения привлечено 253 наблюдатели по всей стране. В день голосования 21 июля 2019 года к ним присоединятся еще свыше 1 500 наблюдателей. Они также будут осуществлять параллельный подсчет голосов (PVT – parallel vote tabulation) с целью получения результатов выборов.

Кроме того, эксперты Гражданской сети «ОПОРА» мониторят использования бюджетных ресурсов в целях косвенной агитации, учат правоохранительные органы относительно особенностей избирательного процесса. Также они запустили сеть общественных омбудсменов по защите избирательных прав граждан, оценили выполнение Украиной рекомендаций международных миссий относительно избирательной реформы и занимаются просвещением избирателей.

Итоговые материалы:

Наблюдатели ОПОРЫ зафиксировали почти 2 тысячи нарушений в течение парламентской кампании

Наблюдатели Гражданской сети ОПОРА зафиксировали в течение парламентской кампании 1945 нарушений и направили 882 обращения к Национальной полиции.

Об этом сказала председатель правления Гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская на пресс конференции в Укринформе о ходе избирательного процесса накануне дня голосования, сообщает корреспондент агентства.

"Что касается нарушений, отмечает Гражданская сеть ОПОРА - в целом наши наблюдатели в течение кампании зафиксировали 1945 нарушений, касающихся, в первую очередь, нарушения правил ведения предвыборной агитации, незаконного вмешательства в избирательный процесс, препятствования наблюдателям в их деятельности, а также, к сожалению, и журналистам. Очевидно, что факты подкупа избирателей имели место, в частности, опосредствованного", - сообщила Айвазовская.

Она рассказала, что среди 1945 нарушений - 202 инцидента касаются опосредствованного подкупа избирателей, 93 нарушения - злоупотребления со стороны членов избирательных комиссий, 44 факта - злоупотребления админресурсом, 17 - криминальное вмешательство в избирательный процесс, 7 фактов - нарушение правил журналистов и наблюдателей.

"В целом ОПОРА направила 882 обращения к Национальной полиции Украины, в частности в регионах Украины. По данным Нацполиции, которые нам в официальном порядке было предоставлено, по состоянию на 18 июля 273 уголовных производства было открыто в течение этого периода избирательной кампании", - отметила Айвазовская.

Она уточнила, что 111 из них касаются нарушений статьи 160 Уголовного кодекса, а именно: прямой и опосредствованный подкуп. Также отдельная категория нарушений - это препятствование избирательному праву путем обмана. То есть, регистрация двойников, публикация или печать агитационных материалов с использованием слоганов, логотипов, колористики, шрифтов известных политических партий с целью введения в заблуждение граждан.

"В целом, по нашим оценкам, 93 субъекта избирательного процесса имеют признаки технических в контексте введения в заблуждение избирателей или использования названий политических партий, которые подменяются неправительственными организациями, обществами с ограниченной ответственностью, частными предприятиями или даже 24 случая - это фактически идентичность фамилий , имен и частично отчеств этих субъектов избирательного процесса. По этим фактам, насколько нам известно, 97 человек были допрошены Национальной полицией и есть 5 врученных подозрений в целом в контексте уголовных нарушений и совершения преступлений в ходе избирательной кампании", - сказала Айвазовская.

В целом, по словам председателя правления ОПОРЫ, гражданская сеть и ее наблюдатели отмечают, что в целом избирательный процесс был экстраконкурентным, особенно по мажоритарной составляющей избирательной системы.

"Впрочем, эта конкуренция не всегда происходила в рамках действующего законодательства. К сожалению, такие факторы, как локальный административный ресурс или опосредствованный подкуп избирателей, и также проблемы с финансированием избирательных кампаний в рамках законодательства, как это предусмотрено, не было реализовано в полной мере. То есть, эти факторы по-прежнему влияют на парламентские выборы. Очевидно, что это является недостатком мажоритарной избирательной системы", - объясняет Айвазовская.

Председатель сети ОПОРА отмечает, что принятый во втором чтении Избирательный кодекс частично дает надежду, что выборы через 9 лет могут произойти по новой избирательной системе, но задача неправительственных организаций, экспертной среды и международных партнеров - сделать все необходимое, чтобы это произошло раньше, по крайней мере на очередных выборах в 2023 году.

Внеочередные выборы народных депутатов Украины состоятся 21 июля.

В "ОПОРЕ" отмечают, что промежуточные финотчеты кандидатов на парламентских выборах не представляют реальных расходов

В Гражданской сети "ОПОРА" отмечают, что промежуточные финансовые отчеты субъектов избирательного процесса не отражают реальной статьи их расходов.

Об этом рассказала председатель правления Гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская на пресс-конференции в Укринформе о ходе избирательного процесса накануне дня голосования.

"Мы отмечаем, что, к сожалению, промежуточные финансовые отчеты не отражают реальной статьи расходов субъектов избирательного процесса. То есть общество не знает, из каких источников покрыта и кем именно покрыта основная составляющая избирательной кампании, а именно проведение агитации вживую, печать агитационных материалов третьими сторонами, деятельность благотворительных фондов, которые имеют прямые признаки кооперации или даже одноименных фондов субъектов избирательного процесса кандидатов-мажоритарщиков", - сказала Айвазовская.

Председатель правления "ОПОРЫ" уточнила, что в основном это касается мажоритарщиков, которых по Украине 3083, и они, очевидно, используют любые средства для того, чтобы победить.

По словам Айвазовской, в целом по Украине от политических партий ориентировочная стоимость расходов только на сеть Facebook официально составляет около 1 млн 800 тыс. долларов, от кандидатов-мажоритарщиков - около полумиллиона долларов, что не соответствует тем отчетам, которые были представлены как промежуточные.

Как рассказала Айвазовская, по оценкам сети «ОПОРА» есть 51 из 199 одномандатных мажоритарных округов, которые оценены как проблемные с точки зрения, в том числе, прогнозирования спокойствия и соответствия закону процедуры подсчета голосов и установления результатов.

"Снова же, критерием оценки была в целом избирательная кампания, факт наличия нарушений, недобросовестная агитация, черный пиар, использование незаконных средств противодействия других субъектов избирательного процесса. И опять-таки, небольшой разрыв между кандидатами, хотя на руках социологии ни у кого нет сводной по Украине. И партии, и субъекты избирательного процесса злоупотребляют данным социологических служб, иногда используя их с целью ведения в заблуждение избирателей", - отметила Айвазовская.

Глава ГС "ОПОРА" подчеркнула, что на системном уровне решить проблемы и реализации избирательных прав можно только принимая соответствующие законы.

Она напомнила, что в Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта, и выразила надежду, что их примет новая Рада ІХ созыва: № 8270 о неотвратимости наказания для нарушителей законодательства на выборах, пропорциональности санкций, а также законопроект № 6240, который бы урегулировал вопрос избирательных прав внутренне перемещенных лиц и трудовых мигрантов не только на уровне пропорциональной составляющей.

Внеочередные выборы народных депутатов Украины состоятся 21 июля.

В "ОПОРЕ" назвали партии-лидеры по масштабам агитационной кампании

В Гражданской сети "ОПОРА" назвали политические партии, которые наиболее активно и масштабно ведут агитационную кампанию.

Об этом рассказал 19 июля в Укринформе аналитик Гражданской сети "ОПОРА" Александр Неберикут на пресс-конференции относительно хода избирательного процесса накануне дня голосования.

"Фактически 13 партий из 22 проводят достаточно мощную агитационную кампанию. У нас, очевидно, есть лидеры по масштабу и комплексности агитационных мероприятий. Сюда можно отнести 5 политических партий, которые, фактически, ведут общенациональную избирательную кампанию за исключением некоторых партий в некоторых регионах", - сказал Неберикут.

По словам аналитика, к этим пяти партиям принадлежат "Европейская солидарность", "Слуга народа", "Украинская стратегия Гройсмана", "Батькивщина" и "Радикальная партия Олега Ляшко". Их агитационные мероприятия в различных форматах присутствуют во всех 24 областях Украины и в Киеве.

"Сюда же по интенсивности и масштабу избирательной кампании можно отнести партию "Голос", но, в отличие от названных партий, в двух областях - Луганской и Донецкой - очень незаметна активность партии "Голос", - отметил Неберикут.

Аналитик рассказал, что из 22 политических партий, выдвинувших кандидатов в общегосударственном округе, 3 фактически никак не предпринимают масштабных или системных агитационных мероприятий. Это партия "Независимость", "Партия зеленых Украины" и "Сила права" несмотря на то, что каждая из них выдвинула от 40 до 60 кандидатов в депутаты в пределах общегосударственного избирательного округа. Это, по словам аналитика "ОПОРЫ", может свидетельствовать о дополнительных целях участия в избирательном процессе, кроме электоральных выгод.

Неберикут заметил, что полноценная избирательная кампания, агитационная кампания началась в пределах второй половины июня и в июле. Всплеск активности субъектов избирательного процесса, по его словам и сила стоимости этого агитационного ресурса, заметны после решения Конституционного Суда относительно проведения внеочередных выборов.

Наблюдатели "ОПОРЫ" также оценивали агитационную активность в пределах одномандатных избирательных округов.

"У нас есть три субъекта, агитация которых максимально широко представлена в разрезе избирательных округов. Это "Европейская солидарность", агитация которой масштабного или среднего уровня охвата зафиксирована в 161 из 199 округов. "Слуга народа" - 157 округов и "Украинская стратегия Гройсмана" - 142 округа. Фактически, по охвату, эти партии доминируют", - рассказал Неберикут.

Аналитик отметил, что из более 3000 кандидатов-мажоритарщиков, по оценкам Гражданской сети "ОПОРА", меньше половины проявляют заметную агитационную активность. Особенностью агитационной деятельности кандидатов-мажоритарщиков является более конфликтный характер противостояния в пределах одномандатных избирательных округов, чем это происходит между политическими партиями.

Наблюдатели "ОПОРЫ" также отмечают рост развлекательных мероприятий в рамках избирательного процесса. Эта практика вернулась после 2014 года, когда такие мероприятия почти не проводились вследствие обострения боевых действий на востоке Украины.

"Определенным трендом избирательной кампании, если сравнивать с выборами 2014 года, стало интенсивное использование субъектами избирательного процесса социальных сетей и интернета. Этого не было заметно в 2014 году. Значительно возросло количество грязной агитации, использование фейковых новостей. Фактически, эта сфера не контролируется ни со стороны Центральной избирательной комиссии или других субъектов, которые могли бы быть уполномочены осуществлять контроль за ходом агитационной кампании с использованием соцсетей", - рассказал Неберикут.

Он добавил, что среди типов агитации традиционно доминирует внешняя агитация, особенно это характерно для политических партий. В то же время кандидаты-мажоритарщики в одномандатных округах очень активно ведут работу с избирателями - очень немного кандидатов могут позволить себе использование регионального телевидения и СМИ.

В "ОПОРЕ" назвали партии, которые больше всего страдают от "черного" пиара

Гражданская сеть "ОПОРА" назвала партии, против которых больше всего направлено технологий "черного" пиара.

Об этом рассказал аналитик Гражданской сети "ОПОРА" Александр Клюжев 19 июля на пресс конференции в Укринформе о ходе избирательного процесса накануне дня голосования.

"Если говорить о партийном разрезе негативных кампаний по применению черного пиара, то, по мнению наших наблюдателей, больше всего от этого страдают политические партии "Слуга народа", "Голос", "Европейская солидарность", против которых на уровне регионов используются эти недобросовестные технологии" , - отметил Клюжев.

При этом, как пояснил аналитик, распространяется заведомо ложная провокационная информация о кандидатах, которая дискредитирует политиков, участвующих в выборах.

Клюжев отметил, что жертвами таких недобросовестных технологий, как правило, становятся кандидаты-мажоритарщики, потому что их результат может зависеть от эффективности таких негативных кампаний против них. Менее эффективно такие технологии действуют на общенациональном уровне.

Наибольшее количество членов УИК выдвинула партия "Слуга народа" - "ОПОРА"

Гражданская сеть "ОПОРА" назвала политические партии, выдвинувшие больше всех членов участковых избирательных комиссий.

Об этом рассказал аналитик Гражданской сети "ОПОРА" Александр Клюжев на пресс-конференции в Укринформе 19 июля относительно хода избирательного процесса накануне дня голосования.

"Мы, фактически, имеем топ-5 политических партий, которые имеют наибольшее представительство как по квоте в избирательных списках, так и по квоте кандидатов-мажоритарщиков. Это партия "Слуга народа" - она фактически имеет наибольшее количество членов комиссий как по квоте партий, так и по квоте выдвинутых ею кандидатов-мажоритарщиков в избирательных округах", - сказал аналитик.

По его словам, в первую пятерку по этим критериям относительно состава УИК также входят партии "Оппозиционная платформа "За жизнь", Всеукраинское объединение "Батькивщина" и партия "Свобода". Другие политические силы в меньшей степени представлены в участковых избирательных комиссиях.

Как пояснил Клюжев, в соответствии с законодательством, участковые избирательные комиссии в Украине формируют три субъекта - партии, имеющие фракции в парламенте, политические партии, выдвинувшие избирательные списки кандидатов в общегосударственном избирательном округе и кандидаты-мажоритарщики в одномандатных избирательных округах.

"Среди парламентских политических партий наиболее активно использовали свою квоту в участковых избирательных комиссиях Всеукраинское объединение "Батькивщина", "Европейская солидарность", "Радикальная партия Олега Ляшко". В меньшей степени "Оппозиционный блок" и меньше всех воспользовался своей обязательной квотой субъект "Объединение "Самопоміч", - отметил аналитик "ОПОРЫ".

Внеочередные выборы народных депутатов Украины состоятся 21 июля.

Видео мероприятия:

Заказать фото нажмите здесь – Фотобанк

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-