Тотальная тенизация рынка медицинских изделий. Закупки медицинских изделий вне Prozorro: ограничение конкуренции и установление наценок на медицинские изделия

Тотальная тенизация рынка медицинских изделий. Закупки медицинских изделий вне Prozorro: ограничение конкуренции и установление наценок на медицинские изделия

Укринформ
17 января,  12:30 - Тотальная тенизация рынка медицинских изделий. Закупки медицинских изделий вне Prozorro: ограничение конкуренции и установление наценок на медицинские изделия

Организатор: Ассоциация “Операторы рынка медицинских изделий” (AMOMD).

Участники: Павел Харчик - президент Ассоциации “Операторы рынка медицинских изделий” (AMOMD); Дарья Бондарнко - исполнительный директор Ассоциации “Операторы рынка медицинских изделий” (AMOMD); Дмитрий Лаврентий - директор ООО “АФС МЕДИЦИНТЕХНІК”; Геннадий Сергеев - директор ДП «БМТ УА»; Ярослав Лысенко - директор ООО «МЕДИКОМ УКРАИНА».

Кратко. Участники мероприятия обсудят следующие законодательные инициативы:

- проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно урегулирования цен на лекарственные средства)», регистрационный № 2735 от 14 января 2020 года;

- проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» по совершенствованию публичных закупок», регистрационный № 2563 от 10 декабря 2019 года.

Итоговые материалы:

Рада хочет вывести из-под действия Prozorro закупку медицинских изделий - эксперты

В Верховной Раде зарегистрировали изменения в законодательство, которыми выводят из-под действия закона о публичных закупках закупку медицинских изделий.

Такие изменения предусмотрены законопроектом № 2563 о внесении изменений в закон Украины «О публичных закупках», сообщила на пресс-конференции в Укринформе исполнительный директор Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий" (AMOMD) Дарья Бондаренко.

"Законопроектом, кроме других норм, предлагается внести изменения в ст. 3 п. 5, который гласит об ограничении сферы действия на ряд рынков. Таким образом предполагается" изделие медицинского назначения "... вывести из-под действия этого закона. ... Таким образом предполагается, что медицинские изделия, изделия медицинского назначения, которые подлежат закупке государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения в соответствии с соглашениями, заключаемыми такими заведениями и производителями таких изделий, будут вне действия Prozorro, вне действия закона о публичных закупках", - сказала Бондаренко.

Отдельно она подчеркнула, что термин "изделие медицинского назначения" на сегодняшний день не существует в действующем законодательстве. Зато есть единственный термин "медицинское изделие" в соответствии с техническим регулированием европейской и международной практики.

Бондаренко отметила, что в пояснительной записке к законопроекту не приведены обоснование принятия таких изменений, ссылки на международную или европейскую практику, на акты, которые давали бы обоснование необходимости такого шага.

"Более того, отмечается, что" практика функционирования системы закупок показала необходимость не распространять действие Закона о публичных закупках" на такой сегмент рынка как изделия медицинского назначения. Какая практика - не указывается. По нашему экспертному мнению, такой практики не существует. Каких-либо финансовых обоснований расчетов при этом, а также показателей, которые будут касаться того, насколько государство может сэкономить или не сэкономить при проведении государственных закупок, учитывая данные новведення, приведено не было", - отметила Бондаренко.

Также она сообщила, что народные депутаты планируют вернуться к государственному регулированию цен на медицинские изделия, используя при этом ту же терминологию - "изделия медицинского назначения". Речь идет о зарестрованом в Раде 14 января 2020 года законопроекте 2735 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно урегулирования цен на лекарственные средства)».

По словам Бондаренко, предлагается вернуться к практике регулирования цен на медицинские изделия при закупках как государственных, так и розничных. В частности, предлагается дополнить закон о лекарственных средствах статьей по ценообразованию лекарственных средств и предусмотреть предельные наценки на изделия медицинского назначения. А также внести изменения в закон о ценах и ценообразовании, который является основополагающим в ценовом регулировании всех продуктов, товаров и услуг, и предусмотреть данными изменениями право депутатов как законодательной ветви регулировать и устанавливать размер предельных торговых наценок. На сегодняшний день это право закреплено за Кабинетом министров.

"На сегодняшний день предельные наценки на медицинские изделия отменены с 13 марта 2019 года. Ассоциация около 5 лет занималась этим проектом. Нам удалось достичь результата с предыдущей каденции правительства и внести эти изменения. По нашей информации, мониторингом, который мы проводим, цены на медицинские изделия уменьшились, о чем свидетельствует картина на Prozorro, аналитические данные. Ассоциация готовит аналитическую записку Кабинета министров и МЗ Украины по поводу подтверждения, что цены действительно снизились, а не увеличились, как свидетельствует пояснительная записка к данному законопроекту. Однако мы считаем, что эта практика не может быть применена, она совершенно не соответствует международной и европейской, ни в одной европейской стране нет практики регулирования цен на медицинские изделия. Впрочем законопроект предлагает вернуться к этому и предусмотреть такой вид регулирования ", - сказала Бондаренко.

Как отметил на пресс-конференции Геннадий Сергеев, проблема заключается в том, что в стране на законодательном уровне не разведены медицинские изделия и лекарственные средства, и такие вещи, как, например, аппарат МРТ и лекарства с точки зрения закона регулируются одинаково. В то же время, в ЕС есть закон о медицинских изделиях, соответствующая директива, где четко описывается регулирование медицинских изделий.

В свою очередь директор ООО «Медиком Украина" Ярослав Лысенко отметил, что данные законопроекты несут определенные риски.

"Если законопроект 2735 выглядит как популизм, то законопроект 2563 выглядит как основа для коррупции, потому что вывод из-под действия Prozorro медицинских изделий имеет опасную тенденцию и представляет угрозу. ... В данном случае предлагается регулировать наценку 7% (для лекарственных средств) и 15% (медицинских изделий). Скорее всего значительное количество участников рынка не сможет участвовать в тендерах или вообще быть на рынке, потому что рентабельность будет низкая. Таким образом будут существовать компании в основной массе, которые будут заниматься различными теневыми схемами, будут оставлять прибыли за рубежом и завозить товар по завышенным ценам, чтобы сделать в Украине эту наценку в 7%. Как написано в пояснительной записке, целью является удешевление медицинских изделий для потребителя, государства. В данном случае такой законопроект приведет наоборот к росту цен на товары, так как ограниченное количество участников и поэтому для легальных участников рынка будет невыгодно участвовать, несмотря на закупку медицинских изделий через Prozorro ", - отметил Лысенко.

О том, что, закупки медицинских изделий через Prozorro приводят наоборот к снижению цены при тендерных закупках, заявил на пресс конференции директор ООО "АФС МЕДИЦИНТЕХНИК" Дмитрий Лаврентий.

"У нас есть аналитические данные за 2017 -2019 годы с момента существования Prozorro, основанные на анализе тендерных процедур в системе Prozorro. За это время наценки на медицинскую технику изменились следующим образом: линейные ускорители потеряли в наценке 20%, компьютерные томографы потеряли в наценке 7%, магнитно-резонансные томографы - 18%, ангиографы - 11%. Это дорогостоящее оборудование и оно занимает значительную часть государственных закупок. Удивительно, что на уровне этого снижения наши депутаты просчитали увеличение цены на 7,9% ", - сказал Лаврентий.

Эксперты отметили, что законопроекты были разработаны без консультаций с профильными ассоциациями, общественностью.

Законопроект "О внесении изменений в Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» по совершенствованию публичных закупок» № 2563, зарегистрирован в ВР от 10.12.2019. Инициаторы законопроекта Александр Дубинский, Даниил Гетманцев, Ольга Василевская-Смаглюк, Сергей Демченко, Владислав Бородин, Игорь Фрис, Александр Матусевич. Законопроект «О внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Украины (относительно урегулирования цен на лекарственные средства)» 2735 от 14.01.2020. Инициатор законопроекта Дмитрий Костюк.

Видео мероприятия:

Заказать фото нажмите здесь – Фотобанк

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-