Соблюдение прав в образовании: проблемы и решения

Соблюдение прав в образовании: проблемы и решения

Укринформ
9 июля, 10:00 - Презентация первого ежегодного доклада образовательного омбудсмена "Соблюдение прав в образовании - 2020" и панельная дискуссия "Как обеспечить соблюдение прав в образовании?"

Организаторы: Служба образовательного омбудсмена совместно с Центром политических студий и аналитики «Эйдос» при поддержке Международного фонда «Возрождение».

Участники: Сергей Горбачев - образовательный омбудсмен Украины; Аксана Филипишина - представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по соблюдению прав ребенка и семьи; ВЕРА РОГОВА - заместитель Министра образования и науки Украины; Григорий Баран - менеджер программы «Социальный капитал», секретарь правления Международного фонда "Возрождение"; Алёна Парфенова - сопредседатель общественного объединения "Родители SOS"; Ирина Чернилевская - директор гимназии №179 г. Киева; представители Министерства образования и науки Украины и других центральных органов исполнительной власти, активисты и представители общественности; Ольга Будник - Центр «Эйдос», советник-уполномоченный Президента Украины по вопросам Фонда Президента по поддержке образования, науки и спорта, модератор.

Кратко. В рамках презентации состоится панельная дискуссия "Как обеспечить соблюдение прав в образовании?", во время которой будут обсуждаться, в частности, вопросы влияния пандемии на образование, распространенные проблемы, с которыми столкнулись ученики, родители во время пандемии, как власть преодолевала эти вызовы, как обеспечивается доступ к образованию через формирование образовательной сети и прочее.

Справочно. Права в образовании и их реализация охватывают чрезвычайно широкий круг проблем и аспектов функционирования образования как важной составляющей общественной жизни в Украине.

Без соответствующего анализа и комплексного представления о том, какие именно права определены и реализуются различными участниками образовательного процесса, невозможно планировать дальнейшую работу по их системному соблюдению. Сейчас обществу в целом и образовательной общественности как его составляющей определенно не хватает обобщенного видения того, какими именно правами наделены участники образовательного процесса и как в Украине обеспечено соблюдение этих прав.

Первый ежегодный доклад образовательного омбудсмена освещает основные проблемы по соблюдению прав в образовании, защиты интересов участников образовательного процесса, в частности в условиях пандемии и предлагает определенные способы решения этих проблем. https://bit.ly/3e5OyzZ

Аккредитация представителей СМИ: media@eo.gov.ua, +380 95 740-32-08 (Лещик Надежда, начальница отдела медиа и аналитики).

В связи с карантинными ограничениями количество мест ограничено.

Мероприятие будет транслироваться на сайте и YouTube-канале Укринформа: https://www.youtube.com/user/UkrinformTV

Использование любых материалов с официального YouTube-канала Укринформ возможно лишь при условии соблюдения авторских прав, установленных каналом. Демонстрируя ролик в ходе прямого эфира, необходимо сослаться на автора - Укринформ - показать его название на экране и произнести его вслух.

Итоговые материалы:

Более три тысячи обращений в прошлом году поступило в службу образовательного омбудсмена

Более три тысячи обращений граждан поступило в службу образовательного омбудсмена Украины в течение 2020 года.

Об этом омбудсмен Сергей Горбачев сказал во время презентации первого ежегодного доклада "Соблюдение прав в образовании - 2020" в Укринформе.

"Доклад охватывает 2020 год. Мы получили 3165 обращений. Это немало, потому что каждое обращение требует тщательной проверки, общения и реагирования на происходящее ", - сказал он.

По словам Горбачева, службой образовательного омбудсмена в течение прошлого года предоставлено 572 рекомендации учебным заведениям, 386 рекомендаций органам управления образованием. Также предоставлено 1956 консультаций по соблюдению прав в образовании. В прошлом году было направлено 14 сообщений в правоохранительные органы и 289 обращений в органы государственной власти.

Как сообщалось, первый ежегодный доклад образовательного омбудсмена определяет проблемное поле соблюдения прав в образовании: какие именно права в образовании имеют участники образовательного процесса и как обеспечивается соблюдение этих прав, позволяет планировать дальнейшую работу с системной защиты прав в образовании, предлагает определенные способы решения проблем с защитой прав в образовании. Также в докладе отдельный раздел посвящен проблемам украинского образования в условиях пандемии.

Институт образовательного омбудсмена введен в 2017 году. В 2018 году правительство утвердило Положение об образовательном омбудсмене и порядок и условия обращения к образовательному омбудсмену. Служба образовательного омбудсмена заработала в ноябре 2019 года.

Образовательный омбудсмен инициирует изменения в закон о полном общем среднем образовании 

Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев инициирует изменения в закон "О полном общем среднем образовании".

Об этом он сообщил во время презентации первого ежегодного доклада "Соблюдение прав в образовании - 2020" в Укринформе.

"Мы предложили изменения в закон "О полном общем среднем образовании". Эти изменения одобрил профильный комитет Верховной Рады. Я надеюсь, что на ближайшем пленарном заседании эти изменения будут внесены", - сказал омбудсмен.

По его словам, изменения в закон предусматривают, что сообщения об их принятии должны быть обнародованы не позднее чем за полтора года до их вступления в силу. "Если мы хотим с сентября 2023 года сделать модернизацию сети, мы должны об этом сообщить в марте 2022 года", - подчеркнул Горбачев.

Он обосновал необходимость внесения изменений в закон недовольством граждан процессом модернизации образования, которое возникает из-за низкой коммуникации. По его словам, в службу образовательного омбудсмена на протяжении 2020 года поступило 82 обращения из 53 населенных пунктов относительно профилирования учреждений общего среднего образования. "Обращаются родители, обращаются учителя. Спрашивают, почему нам закрывают 10-11 классы. Это происходит из-за некачественной коммуникации... Мы наблюдаем странную картину, когда организация образовательной сети делается ведром на голову. У нас имеется десяток обращений, когда в мае ученикам 9 класса говорят, что не будет 10 класса. Так не делается. Именно поэтому мы предложили изменения", - отметил омбудсмен.

Как сообщал Укринформ, Верховная Рада приняла закон "О полном общем среднем образовании" 16 января 2020 года.

Законом определяется, что языком образования является государственный язык, регулируется вопрос обучения на языках коренных народов и национальных меньшинств.

Документ утверждает обязательную Государственную итоговую аттестацию (ГИА) за каждый уровень полного общего среднего образования по государственному языку, математике и другим предметам, определенным центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки, кроме случаев, установленных законодательством.

Предусмотрено также, что наполняемость классов в государственных и коммунальных школах не может составлять менее 5 учеников. Для классов начальной школы предельная наполняемость должна составлять 24 ученика, для базовой и профильной школы - 30 учеников.

Кроме того, вводится понятие педагогической интернатуры для учителей, не имеющих опыта работы. Педагогическая интернатура предусматривает сопровождение и поддержку более опытного педагога, различные формы профессионального развития. За выполнение обязанностей педагога-наставника назначается доплата в предельном размере 20% его должностного оклада. Согласно закону, норма педагогической деятельности учителя на одну тарифную ставку составляет 18 учебных часов в неделю.

Документом также определены типы учреждений специализированного образования: творческий лицей; спортивный лицей; военный (военно-морской, военно-спортивный) лицей, лицей с усиленной военно-физической подготовкой; научный лицей - учреждение специализированного образования, обеспечивающее получение базового и/или профильного среднего образования научного профиля; профессиональный колледж спортивного профиля - учреждение специализированного образования спортивного профиля; творческий колледж - учреждение специализированного образования, обеспечивающее получение профессионального предвысшего творческого образования одновременно с получением базового и профильного среднего образования.

Количество детей, охваченных инклюзивным образованием, за четыре года выросло почти в десять раз

Количество детей с особыми образовательными потребностями, охваченных инклюзивным образованием, выросло почти в десять раз в период с 2016 по 2020 год.

Об этом сказала представитель Уполномоченного по соблюдению прав ребенка Аксана Филипишина во время презентации первого ежегодного доклада образовательного омбудсмена "Соблюдение прав в образовании - 2020" в Укринформе.

"В 2016 году было охвачено инклюзивным обучением немногим более двух тысяч детей с особыми образовательными потребностями. В то время как в 2020 году эта цифра достигла почти 20 тысяч. Т.е., почти в десять раз увеличилось количество детей с особыми образовательными потребностями в школьном пространстве", - рассказала Филипишина.

Однако она считает, что качество подготовки учителей и образовательного пространства для обучения детей с особыми потребностями недостаточно развито и требует изменений.

Как сообщалось, в декабре 2009 года Украина ратифицировала основные международные документы в сфере обеспечения прав детей в соответствии с мировыми стандартами образования, социальной защиты и здравоохранения. Речь идет о статье 24 Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, в которой определена обязанность государства реализовывать инклюзивную модель образования, то есть создавать такую предметно-пространственную специальную среду, которая бы дала возможность всем детям быть одинаково равными участниками учебного процесса в едином образовательном пространстве в соответствии с их особенностями, потребностями и возможностями.

5 июля 2017 года Президент Украины подписал принятый 23 мая того же года закон «О внесении изменений в Закон Украины "Об образовании" относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам».

5 сентября 2017 года принят новый закон "Об образовании". С того момента дети с особыми образовательными потребностями имеют полное право получать образование во всех учебных заведениях, в том числе бесплатно в государственных и коммунальных.

Основными коррупционными действиями в образовании является вымогательство средств у родителей и фальсификация справок о месте жительства детей - образовательный омбудсмен

Основными коррупционными секторами в сфере украинского образования являются вымогательство средств у родителей и фальсификация справок о месте жительства детей.

Об этом образовательный омбудсмен Сергей Горбачев сказал во время презентации первого ежегодного доклада "Соблюдение прав в образовании - 2020" в Укринформе.

"Тема коррупции очень болезненна. Есть несколько секторов, где коррупциогенность в образовании ощутима, где надо делать изменения... Когда с родителей начинают требовать средства, а это и является одним из видов коррупционных действий, очень часто мы слышим от администрации такую ​​фразу: "Государство же средств не дает" . Но это не правда. Есть средства, но их надо разумно тратить", - сказал Горбачев.

Так, для противодействия этому коррупционному сектору омбудсмен предлагает внести изменения в Закон "Об образовании". В частности, в 26 статье предусмотреть, что в обязанности руководителя учебного заведения входит создание запроса на удовлетворение материально-технических потребностей учебного заведения, его подача учредителю учебного заведения и обнародование. В то же время изменениями в статью 25 предусмотреть, что учредитель должен обоснованно ответить на запрос и проинформировать руководителя о том, "есть средства или сейчас нет, но это важно и мы запланируем, или это нецелесообразно".

"Я буду настаивать на том - если директор школы делает запрос, то ему должен быть предоставлен ​​ответ. И не в 30 дней, а в 5 дней. Запрос и ответ должны быть обнародованы", - подчеркнул омбудсмен.

Вторым коррупционным сектором украинского образования, по словам Горбачева, является фальсификация справок о месте жительства детей на этапе поступления в первый класс.

"Мы получили коррупцию при зачислении в учебные заведения. Она (коррупция - ред.) переместилась в миграционную службу, ЖКХ, управление ОСМД, к нотариусам. Это произошло, потому что у нас до сих пор нет единой системы государственного реестра регистрации места жительства. Сейчас, к счастью, в "Дії" эти вещи прописываются и развиваются, но они еще недостаточно развиты", - заметил омбудсмен.

Он подчеркнул необходимость проверки достоверности информации о месте регистрации ребенка руководителем учебного заведения и отметил, что "он имеет на это право".

Как сообщал Укринформ, Верховная Рада приняла Закон "Об образовании" 5 сентября 2017 года.

Министерству образования рекомендуют использовать индивидуальный подход в выборе формы обучения для детей без доступа к Интернету

Министерство образования и науки Украины должно использовать индивидуальный подход в выборе формы обучения для детей, которые не имеют доступа к Интернету.

Такое мнение выразила представитель Уполномоченного по соблюдению прав ребенка и семьи Аксана Филипишина во время презентации первого ежегодного доклада образовательного омбудсмена "Соблюдение прав в образовании - 2020" в Укринформе.

"Я думаю, что новый учебный год будет вновь чрезвычайно сложным... Мы сделали запрос в Министерство образования и науки по поводу того, собирают ли они данные на предмет привлечения ли непривлечения к школе и охвата учебным процессом детей, то есть статистику, какое количество детей остается вне учебного процесса в связи с пандемией. Такие данные не собираются. Наша рекомендация: ввести сбор данных для того, чтобы понимать, какая категория, по каким причинам из-за пандемии не охвачена процессом обучения. Тогда использовать индивидуальный подход, то есть смешанную систему дистанционного и онлайн-обучения для тех категорий детей, которые по уважительным причинам остались вне онлайн-процесса", - сказала она.

Филипишина заметила, что в Украине существует проблема непокрытия Интернетом большого количества населенных пунктов, из-за которой многие дети не имеют возможности участвовать в онлайн-обучении. По ее словам, ситуация в каждом регионе разная. Например, 30% территории населенных пунктов Хмельнитчины имеют проблемы с интернет-покрытием.

В то же время представитель омбудсмена подчеркнула, что обычно в каждой отдельной громаде количество детей, которые не имеют доступа к Интернету, может быть небольшим. По ее мнению, учебные заведения в таких громадах могут обеспечить такую ​​категорию детей обучением.

Как добавил образовательный омбудсмен Сергей Горбачев, правительство в этом году выделило большую субвенцию для проведения Интернета в школах, и офис образовательного омбудсмена будет отслеживать, как это реализуется.

Как сообщалось, в государственном бюджете Украины на 2021 год предусмотрено 500 млн грн на проект "Интернет-субвенция".

О реорганизации образовательной сети должны сообщать за 1,5 года - омбудсмен по вопросам образования

Офис омбудсмена по вопросам образования инициирует изменения в законодательство об образовании, в соответствии с которыми местные органы власти должны обнародовать информацию об изменении школьной сети за полтора года.

Об этом сказал омбудсмен по вопросам образования Сегрей Горбачев во время презентации первого ежегодного доклада "Соблюдение прав в образовании - 2020" в Укринформе.

"Очень наболевшая тема - реорганизация образовательной сети. В соответствии с законом "Об образовании", "О полном общем среднем образовании", мы меняем образовательную сеть, то есть создаются профильные академические лицеи, гимназии, опорные учебные заведения, филиалы опорных заведений, и это вызывает много вопросов от родителей, учителей, детей, которые действительно могут страдать от таких действий... Мы имеем с десяток обращений, когда в мае ученикам говорят, что у нас не будет 10 класса, идите, куда хотите. Так не делается. Именно поэтому мы предложили изменения в закон о полном общем среднем образовании, эти изменения одобрил комитет ВР по вопросам образования и науки, надеюсь, на ближайшем пленарном заседании эти изменения будут внесены. Согласно этим нормам, сообщения относительно изменения сети должны быть обнародованы не позднее, чем за полтора года до вступления в силу, то есть если мы хотим с сентября 2023 года сделать модернизацию сети, мы должны об этом сообщить в марте 2022-го", - сказал Горбачев.

По его словам, в службу омбудсмена по вопросам образования на протяжении 2020 года поступили 82 обращения из 53 населенных пунктов относительно профилирования учреждений общего среднего образования.

Омбудсмен по вопросам образования в комментарии Укринформу заметил, что такие ситуации, когда выпускников 9 классов ставят перед фактом, что набора в 10 класс в школе не будет, свидетельствуют об отсутствии коммуникации со стороны органов местного самоуправления, которые являются учредителями учебных заведений.

В качестве примера он привел тот факт, что в Киеве в одном из районов план оптимизации сети учебных заведений с указанием сроков был принят еще в 2018 году, но "проблема в том, что это не было доведено вовремя до сведения родителей, учеников, не все знали, как это происходит. Этот план был где-то выложен, но это не комуниницировалось, не обсуждалось широко, и именно поэтому мы получили такую ​​ситуацию", - сказал Горбачев.

В то же время он подчеркнул, что термин "право на образование" часто трактуется как "место образования".

"Право на образование означает, что образование можно получать в разных формах, в различных форматах и ​​не обязательно в приближенном месте, имеются в виду 10-11 классы. Это нужно коммуницировать", - сказал Горбачев.

В то же время омбудсмен по вопросам образования посоветовал родителям в случаях, когда в школах сообщают о прекращении набора в 10-11 классы, обращаться в местные управления образования.

"Здесь должны работать департаменты, управления образования. Родителям надо обращаться в управления образования с заявлением, что ребенок планирует продолжить обучение в 10 классе, и управление образования на уровне района или департамента образования должно ребенка обязательно устроить, потому что сейчас закон предусматривает, что все, кто изъявил желание учиться в 10 классе, должны иметь такую ​​возможность", - сказал Горбачев.

Как сообщал Укринформ, на протяжении 2020 года Офис омбудсмена по вопросам образования получил больше трех тысяч обращений относительно соблюдения прав в сфере образования. Первый ежегодный доклад омбудсмена по вопросам образования определяет проблемное поле соблюдения прав в образовании: какие именно права в образовании имеют участники образовательного процесса и как обеспечивается соблюдение этих прав, позволяет планировать дальнейшую работу по системной защите прав в образовании, предлагает определенные способы решения проблем с защитой прав в образовании. Также в докладе отдельный раздел посвящен проблемам украинского образования в условиях пандемии.

Институт омбудсмена по вопросам образования был веден в 2017 году. В 2018 году правительство утвердило Положение об омбудсмене по вопросам образования и Порядке и условиях обращения к нему. Служба омбудсмена заработала в ноябре 2019 года.

Видео:

Заказать фото нажмите здесь - Фотобанк

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-