“Восточный Вавель” в Бережанах

“Восточный Вавель” в Бережанах

Аналитика
170
Ukrinform
Путешествие в один из самых роскошных и богатых замков тогдашней Галичины

Вот уже четвертый день подряд в рамках проекта Укринформа «Семь дней в регионе» мы путешествуем по замкам Тернопольщины. Наше «замковое» путешествие началось с древней Теребовли, далее мы побывали в Збаражском замке, а потом - с десятиметровых башен осматривали места былых сражений под стенами Скалатской твердыни.

Сегодня дорога привела нас в один из самых роскошных и богатых в свое время в Галичине замков – бывшую резиденцию шляхтичей Сенявских - ренессансный замок в Бережанах.

ПРОЕКТ – ИТАЛЬЯНЦА, СТРОИТЕЛЬСТВО – НАШЕ

Каждый раз, когда приезжаю в Бережаны, стараюсь найти хотя бы час-другой, чтобы войти в тихие залы Государственного историко-архитектурного заповедника. Здесь его директор Василий Зорик всегда расскажет что-то интересное о шести памятниках архитектуры национального значения, которые входят в заповедник, и, прежде всего – о Бережанском замке.

- На протяжении двадцатилетия, с 1534 по 1554 годы, руський, то есть украинский воевода, великий коронный гетман Николай Сенявский строил в Бережанах замок. Это фортификационное сооружение со стенами толщиной в 2-6 метров 200 лет подряд надежно защищало владельцев замка от врагов, - рассказывает Василий Зорик. - А неприступной твердыню делала природная защита: перед крепостью - 800-метровое болото и два рукава поймы реки Золотая Липа.

Интересно, что замок, построенный по проекту итальянского архитектора, имя которого, к сожалению, неизвестно, снаружи поражал мощью бастионов и бойниц, а в дворике – ощущением уюта и покоя. Фасады жилищно-дворцовых корпусов увенчивали каменным кружевом двухъярусные аркады-галереи наподобие итальянского палаццо. Они оббегали корпуса по периметру, а окна были украшены ренессансной резьбой. Еще в нач. XVII ст. замок в Бережанах называли «Восточным Вавелем», потому что именно он был прототипом Краковского королевского Вавеля. Это действительно было одно из самых прекрасных и самых славных строений Галичины, и одновременно - сильнейшее звено обороны от набегов татар и турок, которое входило в ряд замков – Свирж, Перемышляны, Поморяны, Подгайцы, Бучач, Язловец, - говорит директор Бережанского государственного историко-архитектурного заповедника Василий Зорик.

ГОЛЛАНДСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ БАСТИОНЫ И «ЗОЛОТЫЕ КОМНАТЫ»

Василий Зорик по профессии архитектор, поэтому в разговоре о замке так акцентирует внимание на некоторых особенностях построения бережанской твердыни. По его словам, как свидетельствуют архивные материалы, в плане замок сначала был четырехугольным, и в основе планирования Бережан была заложена немецкая идея готических городов с четырехугольной площадью, в центре которой – городская ратуша, а в разные стороны расходятся радиальные улицы. Итак, четырехугольный замок, а после перестройки в конце XVII века – пятиугольный, по периметру имел три бастеи. Обширный детинец при необходимости вмещал сотни воинов.

В 1672–1675 годах стараниям Николая Сенявского замок получает внешнее крепостное укрепление бастионного типа голландской и французской фортификационных школ. Ни одна армия не могла взять штурмом бережанскую твердыню.

Хотя, как утверждает заведующий научно-исследовательского отдела Государственного историко-архитектурного заповедника в Бережанах Владимир Параций, во второй половине сентября 1648 года казацкий отряд под командованием Максима Кривоноса при помощи сторонников из местного населения сумел захватить Бережанский замковый комплекс и город.

- Но уже второй раз - в июле 1649 года - Бережанский замок выдержал осаду казацких войск, хотя жестокие бои проходили в пределах населенного пункта. Город был разрушен, но опять же местный замковый комплекс - семейная резиденция Сенявских - сумел эффектно противопоставить свои фортификационные возможности вражеским нападениям, - говорит историк Владимир Параций.

Дважды, в 1675 и 1676 годах, от бастионов непреодолимого замка отступали многотысячные турецкие войска под предводительством Ибрагима Шишмана. Красным цветом, что означало – неприступный замок - обозначали бережанскую твердыню и на татарских картах. В сохранившихся документах Государственного историко-архитектурного заповедника в Бережанах говорится и о том, что к оборонительным стенам (ширина которых с юго-западной стороны достигала 6 м) прилегали двух-трехэтажные жилые здания.

Однако замок известен не только своей неприступностью, но и так называемыми «золотыми комнатами». В залах дворцового корпуса была большая, как на то время библиотека - свыше четырех тысяч томов, - портретная галерея польских королей, владельцев замка и известных знатных его гостей, военачальников, правителей и вельмож из других стран, а также полотна на батальную тематику – «Битва под Хотином, 1621 г.», «Битва под Журавно, 1676 г.», «Битва под Веной, 1683 г.», в которых принимали участие Сенявские. В инкрустированных сундуках хранились географические карты, глобусы, родовой архив и генеалогические материалы. Комнаты были украшены живописью, драпировками, золотом, серебром, здесь размещались картинная галерея и библиотека.

В интерьере дворцовых комнат и залов были каменные и мраморные порталы, камины, деревянные резные балки, покрытые полихромией и золотом, над оформлением которых работал придворный скульптор Иоганн Пфистер.

В свое время красоту и величие Бережанского замка описал польский поэт Юлиуш Словацкий, который, кстати, родился в городке Кременец на Тернопольщине.

ЧТО ДЕЛАЛИ В ЗАМКЕ КОРОЛЬ, КНЯЗЬ, ГЕТМАН И РУССКИЙ ЦАРЬ?

Бережанскую крепость называли «замком комфортного проживания». Ведь здесь все было создано не только для надежной обороны, но и для проживания и, как говорят сейчас, «активного» отдыха. А что такой отдых был иногда действительно достаточно активным для власть имущих, подтверждает исследователь летописи замка историк Владимир Параций.

- Историю Бережанского замка связывают со шляхтой, магнатами Сенявскими, Чарторыйскими, Потоцкими. Так, Николай-Адам Сенявский принимал в замковых дворцах польского короля Августа II, трансильванского князя Ференца Ракоци, гетмана Украины Ивана Мазепу, русского царя Петра І и многих других выдающихся личностей. Согласно преданию, Сенявский и Петр І, оба крепкие мужчины, во время гулянки изрядно напились и устраивали соревнования – кто первым попадет в Рай, запрягшись в сани. Пикантности этой паре добавляли две подробности: во-первых, спорили вельможные лица летом, поэтому сани тащить было значительно сложнее, чем по снегу, а во-вторых, Рай – это село за добрых 7 км от Бережан. Правда, сколько километров протянули они те сани и кто тогда победил, до сих пор неизвестно, - улыбается Владимир Параций.

А насчет Ференца ІІ Ракоци, барельеф которого туристы могут увидеть на замковой стене, то он был руководителем национально-освободительной войны венгерского народа против господства Габсбургов. Как один из вождей повстанцев, с февраля 1702-го по май 1703 -го Ракоци находился в Бережанском замке, где написал «Манифест» к венгерскому народу. В память об этом факте в Бережанах на территории замка ежегодно проводится «Ференц-фест» - украинско-венгерский фестиваль, в программе которого есть дефиле в народных костюмах Венгрии и Украины времен Ференца Ракоци, традиционная кухня двух народов, фестивальная музыкальная программа, художественный вернисаж.

ЖИВЫМ - СЕМЕЙНУЮ ЦЕРКОВЬ, МЕРТВЫМ - УСЫПАЛЬНИЦУ

На территории Бережанского замка до сих пор сохранилась древняя часовня, которая, по сути, является доминантой композиции замкового двора. Ее строительство велось в два этапа: первый – середина XVI века, второй – первая половина XVII века.

Как рассказал директор Государственного историко-архитектурного заповедника Василий Зорик, часовня была не только семейной церковью для живых, но и усыпальницей для умерших. Надгробия Сенявских XVI века выполнили скульпторы Герман ван Гутте и Генрих Горст, в XVII веке – Иоганн Пфистер. Особую художественную славу часовня получила благодаря богатому лепному оформлению купола западной части и искусно выполненным надгробиям Адама-Геронима и трех его сыновей. Фрески, резьба по камню, декорации из гирлянд и гроздей, цветов и листьев, пышная роспись потолка, аллегорические символы придавали часовне особое величие. В 1782 году по приказу императора Иосифа II часовня была закрыта, ее инвентарь и драгоценности описаны, национализированы, а в здании устроен склад.

Правда, почти через сто лет ее реставрировали при содействии Станислава Потоцкого. Но во время Первой мировой войны часовня была повреждена. А перед приходом советских войск в 1920 году саркофаги Сенявских вместе с другими ценностями были вывезены в Краковский Королевский Вавель, где они и хранятся в замке Пескова Скала возле Кракова. Часовня была закрыта в 1928 году.

В заповеднике рассказывают, что в послевоенное время храмовая постройка не использовалась, а ее художественное оформление разрушалось. Спасая остатки разбитых надгробий Сенявских и скульптур, тогдашний директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий вывез их во Львов и передал в Олесский замок. Сейчас алебастровое надгробие Анны Сенявской выставлено в постояннодействующей экспозиции Олесского замка.

Сегодня в часовне можно увидеть остатки фресок, лепнины, а в залах историко-архитектурного заповедника в Бережанах - фрагменты кирпича с логотипами Потоцких, мраморные куски отделки с надгробий Сенявских, которые удалось найти в подвалах. А на втором этаже заповедника создан музей мебели конца XIX – начала XX века. Каждая вещь – сундук, креденс, кровати, тумбы, двери, треугольные часы из дерева – воспроизводит колорит тогдашней мещанской жизни Бережан и его замка, который мы оставляем, настраиваясь на следующую поездку по замкам Тернопольщины. И будет это путешествие в единственный в Украине «замок-корабль». Да-да, есть в Тернопольской области еще и такое оригинальное фортификационное сооружение.

Олег Снитовский, Тернополь

Фото автора


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-