Прошлое и будущее кролевецкого рушника

Прошлое и будущее кролевецкого рушника

159
Ukrinform
В XIX веке на ярмарке за него платили как за корову, а сейчас пытаются сохранить от исчезновения

Рассказывая в прошлый раз в рамках проекта „Семь дней в регионе” о чудо-яблоне в Кролевце, мы не могли уехать из этого города, не ознакомившись с еще одной его визитной карточкой – известным во всем мире тканым рушником.

КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД С МАГДЕБУРГСКИМ ПРАВОМ

Первое упоминание о кролевецком рушнике датируется 1693 годом — через 92 года после основания самого города, который, кстати, назван в честь короля (“круль” — польски - “король”). Рушниковая история, по крайней мере, ее письменная версия, связана с женщиной по имени Андрииха Оболонская, которая вместе со своими четырьмя сыновьями занималась здесь ткачеством.

В то время город имел Магдебургское право, поэтому развивался очень активно, поддерживал отношения с большим количеством других городов, в том числе - торговых. В него наведывались высокопоставленные лица, которые оставили интересные воспоминания.

Датский посол Юст Юль (Just Juel, 1664-1715) так описывал Кролевец того времени: “Это красивый большой город. Лежит он среди леса; по обе стороны от въезда в город раскинулись два больших озера, которые кишели осетром. В городе повсюду нарядные, хорошо построенные, аккуратные дома и хорошо проложенные улицы— ничего такого я в Московии ни разу не видел”.

Как рассказывает местный историк, директор краеведческого музея, автор книги „История кролевецкого ткачества” Анатолий Карась, хотя дата основания ткацкого цеха в Кролевце не установлена, но по данным Румянцевский описи 1765-1769 годов в него в то время уже входило 34 ткацких двора, которые насчитывали почти 100 душ. Преимущественно это были безземельные селяне.

Ткачество льняных скатертей и рушников давало надежный заработок, особенно зимой. Цена готового изделия на месте колебалась от 1 руб 20 коп до 5 руб. По официальным источникам, ежегодно кролевчане сбывали ткацкой продукции на сумму до 50 тыс руб. Не удивительно, что все хотели овладеть надежным ремеслом, которое не зависит от капризов погоды, поэтому в 1891 году в городе насчитывалось уже около 1200 ткачей-кустарей, а вместе с прилегающими хуторами — все полторы тысячи!

- Своеобразной была технология заготовки сырья для тогдашнего ткацкого производства. Сначала выбирали посконь – стебли мужского рода конопли, которые давали более тонкое волокно и быстрее созревали. Потом брали женские стебли, выбирая их из земли с корнями. Ставили в копны на поле, чтобы высохли стебли, там же и молотили. После чего отвозили домой, мочили в прудах или реках, вновь высушивали, терли, трепали и мяли ногами... Не менее сложным был процесс прядения нити с помощью веретена. Только в XIX веке прялка вытеснила веретено, - говорит Карась.

Исследуя эволюцию кролевецкого ткачества, краевед отмечает, что наибольшую славу узорные рушники местных производителей получили в XIX веке, и техника их изготовления используется и до сих пор.

Для того чтобы в этом убедиться, стоит посетить Музей кролевецкого ткачества, где сегодня собрание древних и современных произведений насчитывает более 1000 единиц. Самый старый экспонат датирован 1838-м годом.

КРАСНЫМ ПО БЕЛОМУ

По словам главного хранителя фондов музея Ирины Пуриги, для кролевецкого рушника характерно такое сочетание белого и красного цветов, что его не спутаешь ни с каким другим. Причем красный насыщенный, будто спелая вишня. На белом фоне между густо-красными полосами ткался богатый орнамент, в котором с помощью устоявшихся условных знаков отражался окружающий мир.

На мою просьбу Ирина „расшифровывает” орнамент, который состоит из множества фигур.

- Если внимательно изучить наш рушник, то можно увидеть на нем различные геометрические формы. В геометризованном стиле изображались на рушниках “дерево жизни” (Рода), цветы, листья, колоски, звезды, птицы, вода, небо. Здесь можно увидеть петушка, уточку и даже двуглавого орла, который хотели в то время видеть „сильные мира сего", - рассказывает Пурига.

По ее словам, при изготовлении первых рушников использовалась льняная нить, но с середины 19-го века начала применяться хлопчатобумажная.

- Ткачам ее состоятельные горожане давали в долг, а потом возвращали себе готовой продукцией. Чтобы соткать рушник, надо было сделать рисунок, как для вышивки, - говорит Пурига.

Для окрашивания нитей использовали то, что было под рукой, — червец (насекомые фиолетово-черного цвета – Coccus іllіcіs). Он жил на листьях дуба в большом количестве, поэтому проблем с сырьем не было. Насекомых собирали, сушили и производили красную краску всех оттенков.

Отступление от стиля разрешалось в изготовлении свадебных рушников, которые тоже есть среди экспонатов музея.

- Этим вот рушником подвязывались невеста и дружка, которые ходили приглашать гостей на свадьбу. Они назывались „підперезаниками”. От традиционных отличались тем, что изготавливались из тех ниток, которые были в наличии у мастериц, – объясняет хранитель фондов.

О кролевецких рушниках как действительно о королевских можно рассказывать много интересного. В свое время одному такому, созданному ткачом Федором Рындей, на Парижской выставке присудили серебряную медаль, а на Петербургской – золотую.

В начале двадцатого века тканые изделия Кролевеччини активно продавали за рубеж, и в одном из залов дворца Тюильри в Париже мебель была оббита украинскими плахтами, а стены декорированы кролевецкими рушниками. Они находились и в коллекциях многих музеев.

Рассказывая о рушниках, нельзя не упомянуть еще об одной связанной с ними пронзительной и легендарной истории. Современный музей кролевецкого ткачества располагается в усадьбе Огиевских. Именно здесь 25-26 августа 1859 года во время своего последнего путешествия по Украине гостил Тарас Шевченко. А впоследствии, в ночь с 4 на 5 мая 1861 года, в этой усадьбе стоял гроб с телом Кобзаря, по дороге на Чернечу гору под Каневом. А сотканный кролевецкий свадебный рушник покрывал гроб поэта...

ЕСТЬ ЛИ У ПРОШЛОГО БУДУЩЕЕ?

Имея такой “родовид”, кролевецкий рушник должен был бы уверенно заявлять о себе и в наше время. Какова же его современная судьба?

К сожалению, сегодня уже нет фабрики „Художественное ткачество”, которая работала в городе с 1922 года и изделия которой пользовались широким спросом. Однако, чтобы не утратить вековое достояние местных мастеров, в 2008 году на ее месте было создано коммунальное предприятие „Кролевецкие рушники”.

- Коммунальное предприятие предлагает более-менее широкий ассортимент. А еще у нас работают мастерицы на дому - они в основном изготавливают эксклюзивные вещи. Но главное, что сейчас мы стараемся не прервать связь между прошлым и будущим, поэтому уже в детском саду детям предлагается попробовать создать собственный рушник, - говорит Ирина.

Что же касается стоимости изделий, то она, по словам попечителя музейных фондов, зависит от их размера и сложности рисунка.

- Рушник шириной 50 сантиметров и длиной 3 метра сейчас будет стоить от 2 тысяч гривен. Много ли это? В конце 19 века на ярмарке за такое произведение искусства платили 1 руб и 20 копеек, а это на то время равнялось стоимости коровы. Вообще же простой рушник можно у нас купить и за 50 гривен, - говорит Пурига.

С ее слов понятно, что несмотря на сложные времена, спрос на кролевецкие рушники таки существует. Но есть ли у рушника будущее?

Есть, уверен городской председатель Кролевца Александр Бобровицкий.

- Кролевец, который в текущем году стал первым среди городов на Сумщине центром ОТГ, не может похвастаться большим количеством действующих здесь предприятий. Крупнейшим среди них остается местный комбинат хлебопродуктов, в основном это малый и средний бизнес. Поэтому большие надежды мы возлагаем именно на продолжение традиции изготовления нашего рушника, - рассказал мэр автору этих строк.

По его словам, сейчас одной из киевских фирм выкуплено одно из помещений Кролевецкой фабрики, где планируется возродить производство тканей.

- Сейчас там работает 25 человек, в перспективе число рабочих мест должно вырасти до 200. При этом 190 из них будут женщины, и это очень важно, ведь для Кролевца с его почти 25-тысячным населением женская занятость, в отличие от мужской, – очень большая проблема, - признается мэр.

Если планы реализуются, говорит он, это даст мотивацию молодежи идти в местное училище, где обучают секретам ткачества. И благодаря этому цепочка передачи мастерства, которая на некоторое время была нарушена, сможет восстановиться.

Ну а пока старинному искусству ткачества рушников пытаются дать второе дыхание и сделать из него бизнес-проект, оно продолжает существовать в творчестве. В городе ежегодно проводится одноименный международный литературно-художественный фестиваль, на который съезжаются художники как из Украины, так и из-за рубежа.

Впервые фестиваль “Кролевецкие рушники” состоялся в ноябре 1995 года. Начиная с 2000 года он получил государственную поддержку: был включен в основной план культурно-художественных мероприятий Министерства культуры Украины. Сейчас проходит в сентябре, имеет несколько локаций и всегда привлекает большое количество гостей.

В 2007 году фестивалю присвоили статус международного.

В 2013 году кролевецкий тканый рушник был занесен в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины.

Недавно выставка кролевецких тканых рушников, изготовленных нашими мастерицами, открылась в Центре народной культуры Министерства культуры Эстонии.

А просто сейчас кролевецкие рушники можно увидеть в Киеве по адресу: ул. Хорива, 19-В, ст. м. Контрактовая площадь. Здесь до 25 ноября будет работать выставочно-художественный проект «Праздник урожая 2017».

Музей Кролевецкого ткачества представил на этом проекте свои экспонаты. Во время открытия выставки состоялось два мастер-класса по ткачеству от кролевчанки Елены Петровой, народного мастера художественно-переборного ткачества, члена Национального союза мастеров народного искусства Украины.

Поэтому есть надежда, что кролевецкий рушник — не только легенда прошлого!

Сергей Ханин, Сумы

Фото: krolevets.com, krolkultura.org.ua


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-