18 реформ одновременно? Это мы можем... - 22.11.2017 09:00 — Новости Укринформ
18 реформ одновременно? Это мы можем...

18 реформ одновременно? Это мы можем...

650
Ukrinform
Украинский и европейский опыт децентрализации - в рамках форума ПРООН в Святогорске Донецкой области

Когда-то прочитал в гороскопе: «Осенью поедете на курсы повышения квалификации, где вам удастся ее сохранить». Вот по такому принципу и проходят сегодня все эти семинары по изучению иностранного опыта. По крайней мере, до последнего времени чего-то другого лично мне видеть не приходилось. И только на этот раз на трехдневном форуме в Святогорске (Донецкой области) квалификацию таки удалось повысить. Нет, лично мне вряд ли придется принимать прямое участие в реформировании страны, зато хотя бы смогу судить о нем с определенным пониманием происходящего процесса. Скажем, децентрализации.

ПОСТ-«ДОНЕЦКИЕ»

Форум в курортном городке над Северским Донцом имел несколько длинное название «Роль местного самоуправления и институтов гражданского общества в процессе децентрализации». Обучение было организовано ПРООН для чиновников и общественных деятелей Донецкой и Луганской областей, поэтому анонсировалось участие председателя Донецкой облгосадминистрации Павла Жебривского. Но он в Святогорск так и не приехал, отправив сюда своего заместителя Игоря Стокоза (от Луганщины был сразу заявлен заместитель председателя ОГА Сергей Филь, он и выступал с приветственным словом от своей области).

Поймать господина Игоря на предмет полноценного интервью оказалось практически невозможным – он заглянул всего на пару часов. Правда, парой фраз мы перекинулись, но до сути темы дойти не успели. Зато услышал несколько интересных тезисов в его докладе на Форуме. Вот первый из них:

- После выборов 2014-го года и подписания Соглашения об ассоциации с ЕС трансформации продолжили воплощаться в жизнь на государственном уровне. Как результат, с участием профессиональной общественности и власти были определены 18 приоритетных реформ. Это обновление власти и антикоррупционная реформа; судебная реформа; децентрализация; реформа государственного управления, дерегуляция и развитие предпринимательства; реформа правоохранительной системы и прочее. А теперь на минутку представьте себе, что это все произошло в один день. И что мы получили бы в результате? Потому что говорят, реформы идут не так быстро, как хотелось бы. Львиная доля реформ держала курс на создание первого условия перехода к общественному строю с открытым доступом – сильного, современного, эффективного государства с суверенной внутренней и внешней политикой. А также второй – развитого гражданского общества и самоуправления. И, кажется, второй вопрос гораздо сложнее, и путь к нему будет значительно длиннее.

Сергій Філь
Сергей Филь

Относительно гражданского общества собственно Донетчины – на нее вице-губернатор края смотрит... Скажем так – без восторга:

- Низкий уровень активности представителей институтов гражданского общества; низкий уровень осознания социумом таких базовых понятий, как гражданское общество, демократия, права человека, верховенство закона, разделение ветвей власти, согласование интересов и уважение прав меньшинств. Следует отметить низкий уровень кадровой, финансовой состоятельности институтов гражданского общества. Доминирование источников финансирования над приоритетами деятельности ИГС.

Не весьма приятно такое слышать, но приходится согласиться: два десятилетия доминирования в крае известной группировки практически выжгли любые ростки общественной инициативы.

Ігор Стокоз
Игорь Стокоз

На мой вопрос, какие из уже созданных объединенных территориальных громад он бы отметил, Стокоз ответил дипломатично:

- Они все разные. Например, в меня вселяет оптимизм то, как развивается сегодня Николаевская громада (Славянский район). Мне очень нравятся те процессы, которые происходят в Шаховской громаде (Доброполье). Но есть и ошибки. Громада должна научиться планировать свою жизнь. Мы только в течение этого года отправляли на обучение председателей громад, руководителей, чтобы они могли посмотреть, как это работает, к чему мы должны прийти. Потому что сегодня картинка красивая – в той же Польше. Но ведь мы не знаем, каким был их путь.

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО "РАЗВОДА"

Как раз о том, какой путь прошла Черкасская ОТГ (Славянский район), рассказал секретарь Черкасского поселкового совета Алексей Кривоконь.

- В каком году создана Черкасская ОТГ?

- В 2015-м; мы были одними из первых в Донецкой области. Тогда еще не был унормирован вопрос регистрации ОТГ. Это повлекло за собой блокирование всех казначейских счетов, отключение от электроэнергии. Статья 8 Закона об объединенных громадах пересматривалась Верховной Радой пять раз, чтобы нормировать порядок регистрации объединенной громады.

Олексій Кривоконь
Алексей Кривоконь

- С районной властью были... недоразумения?

- О-О-о! Куча всего. Когда там поняли, что вместе с объединенной громадой отходит немалый кусок финансовых ресурсов... Конфликты были относительно медицинского обслуживания. Объединившись, громада приняла решение отказаться от услуг Центральной районной больницы. Мы заключили соглашение об оказании медицинской помощи вторичного уровня в городе.

- А что произойдет с вашей амбулаторией, когда начнется второй этап медреформы?

- Непонятная ситуация. Если с первичным уровнем еще ясно: сколько там семейный врач заключил договоров - такой и будет зарплата. Но есть вопрос, как будут существовать в дальнейшем наши амбулатории; еще большой вопрос – как будут существовать наши ФАПы. Со вторым уровнем – совсем непонятно. Если деньги для этого уровня «заходили» в наш бюджет, то теперь они будут заходить на какую-то комиссию. Непонятное для меня представительство органов местного самоуправления в тех комиссиях – это чисто совещательный голос или будет какое-то право вето на направления этих денег.

- Ну, и, чтобы завершить на оптимистической ноте – расскажите об успехах.

- Не было у нас совсем на нашей территории предприятий для вывоза бытовых отходов. Так мы в первую очередь сделали свое коммунальное предприятие; закупили на деньги инфраструктурной субвенции новую технику. Теперь и вывозим мусор, и ремонтируем дороги. Купили оборудование и выполняем много работы, которая раньше стояла, в социальной сфере, в инфраструктуре – ремонтируем водопроводы, канализационные системы, убираем аварийные деревья и т. д. Сделали собственный центр по безопасности граждан. Он у нас второй в Украине. Совместный проект областного ГСЧС, областной госадминистрации и Черкасской поселкового совета. В одном только что построенном помещении расположили бокс для новой пожарной машины. Современное помещение оборудовано всеми новейшими средствами связи – Интернет и тому подобное. Отремонтировано 5,5 км дорог коммунального назначения. Капитально отремонтировано – это не текущий ямочный ремонт. Отошли от этого термина.

Проблема одна – у нас в ОТГ на такое количество людей находятся семь школ, и они финансово сильно тянут нас вниз. Образовательной субвенции не хватает. Опорная школа сейчас ремонтируется в селе Александровка. Если она заработает, часть школ будет закрыта, и тогда финансовое бремя исчезнет. Вопрос – что делать с теми помещениями, которые высвобождаются. Но решаем - возможно, совместно с ОГА создадим там какой-то центр для пожилых людей. Может - хоспис.

ХОРОШАЯ СТРАНА БОЛГАРИЯ

Может, мне просто не приходилось, но об опыте реформ в Болгарии довелось услышать только в Святогорске. От Алекса Михайлова, которого представили как советника по вопросам местного самоуправления и децентрализации. С ним удалось пообщаться основательно.

- Я в сфере децентрализации и местного самоуправления работаю уже 30 лет. Не только в Болгарии, но и в остальной Европе. Так что знаю, как проходит эта реформа. Особенностью реформы по децентрализации является то, что она идет одновременно еще с тридцатью-сорока реформами в других отраслях. Но она является ключевой для всех других реформ, особенно для круговых. Есть, например, реформа здравоохранения, реформа образования и других. И все зависит от того, как вертикаль власти их проведет, и как это скажется на самоуправлении.

Алекс Михайлов
Алекс Михайлов

Есть разные теории, но что интересно для Болгарии – в этой стране есть только два уровня: местный и центральный. У нас (в Болгарии, – ред.) 28 областей, но, возможно, их следует объединить в 5-6 регионов, которые будут заниматься развитием территорий. Потому что муниципалитеты у нас не все достаточно большие и не все имеют возможность проводить реформы.

- На форуме вы показывали диаграмму, из которой видно, что 50% ваших громад имеют население до 10 тысяч...

- У нас 265 громад, из которых 110 – маленькие. А в среднем громада у нас должна иметь где-то 25 тысяч человек населения. По закону громада должна иметь 6 тысяч, но уже четверть громад имеют 6 тысяч и меньше.

- И какой выход? Объединять громады?

- Объединять. Но это тоже будет очень сложно, потому что если объединить две-три проблемные громады – там все бывшие проблемы и останутся. Самая же большая проблема – демографическая. Мало молодых людей. А когда нет репродукции населения – это проблема. Наличие молодых людей зависит от экономики. От наличия хорошо оплачиваемых рабочих мест. Сейчас, когда мы в Евросоюзе, молодые люди, вместо того, чтобы работать за 400-500 евро в Болгарии, едут искать такую же работу за 2000 евро в Западной Европе – в Германии, Испании.

То есть самый легкий способ для молодежи – это эмиграция. Поэтому трудно что-то сделать на своем месте. Где ты живешь и где работаешь. В этом смысле децентрализация хороша, когда она дает возможность для экономического и социального развития. Итак, если сравнивать Украину и Болгарию, для Украины очень важно провести децентрализацию до начала секторных реформ – тогда государству будет ясно, на каком уровне и что нужно делать. Например, если делаем реформу здравоохранения, мы будем знать, что следует оставить на уровне объединенных громад, что создавать в области, а что – сделать на центральном уровне.

Если бы у меня спросили, я бы предложил форсировать децентрализацию. Чтобы она завершилась за год. Я бы использовал центральную государственную власть, при содействии областей, чтобы завтра появились перспективные громады. Законом. Потом дадим право людям, чтобы они как-то разошлись туда или сюда. Ждать, когда они сами соберутся и объединятся, – это уже чревато задержкой слишком многих реформ в стране.

ЧТО ТАКОЕ ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ

Не знаю, согласовывали ли между собой свои доклады заместитель председателя Донецкой ОГА и гости из Евросоюза (кроме Михайлова выступал представитель института MISTiA FRDL из Кракова Войцех Одзимек), но мысли они высказывали практически одинаковые. Господин Одзимек, например, отметил, что административно-территориальное деление в Польше состоялся без всякого учета интересов населения: приняли закон о трехуровневом устройстве, внедрили в жизнь – и забыли. Алекс Михайлов – может, потому, что общался с представителем украинской прессы – оценивал нашу неспешность с данной реформой мягче, но и он рекомендовал с ней не затягивать:

Войцех Одзімек
Войцех Одзимек

- Украина пошла по пути добровольной децентрализации, но должен быть перспективный план. И если что-то с планом не совпадает – его должен изменить Кабинет Министров. Процесс добровольный, но не совсем. Для меня здесь есть противоречие, но все-таки Украина пошла этим путем. И если начали – нужно завершить. Нужна политическая воля, чтобы завершитьь как можно быстрее. Потому что если процесс будет идти с такой скоростью, как сейчас, понадобится еще 4-5 лет. Но за это время надо провести другие реформы. Когда административно-территориальная реформа будет завершена – станет ясно, что передать на уровень громад, что на уровень районов, если они останутся (по-моему, они не нужны). Затем – уровень областей и центральный. Когда это станет ясно, тогда можно приступать к следующей реформы. Если вы хотите деконцентрировать и делать реформы образования, здравоохранения, судебной системы – вы должны все это соотносить с существующей административно-территориальной системой.

- Вчера я впервые услышал этот термин – деконцентрация. Что он означает?

- Децентрализация – это ясно. Это там, где люди сами решают на местном уровне, и на региональном. Деконцентрация – это когда центральное ведомство делает себе офисы в стране по территориальному принципу. Как, например, делает Министерство здравоохранения госпитальные округа. Эти новые институции, которые непосредственно подчинены министру и вообще не зависят от местного самоуправления, не отчитываются перед людьми, а отчитываются перед министром и ему рапортуют. Так устроена система в Вооруженных силах: в армии децентрализации нет и не будет.

Когда мы говорим о государстве, мы в первую очередь должны внедрить децентрализацию, и только потом провести деконцентрацию. Но для центральной власти очень удобна деконцентрация. Она предпочитает назначать чиновников везде, чтобы обеспечить контроль, и чтобы они отчитывались перед Центром. В этом смысле показателен административно-территориальный закон, который сейчас готовится в Болгарии. Там сказано, что Министерство здравоохранения хочет провести что-то наподобие деконцентрации: оно собирается организовывать округа, секторы – что до сих пор не создано. Если говорить об Украине, здесь хотят сделать так: Киев – Донецк... я имею в виду Краматорск, сейчас, – и потом громады. Они могут поделить область на четыре госпитальных округа. Этого нельзя делать, потому что область разделят на четыре части. А должны согласовывать с административной структурой, как Закон приказал.

Что получается. Министерство здравоохранения создает четыре округа. Следом за ним идет Министерство юстиции и создает восемь окружных судебных администраций. Еще какое-то министерство создает шесть своих округов. В результате люди просто запутаются – что, где и как работает. Потому что, если бы это зависело от меня, я бы в первую очередь провел административно-территориальную реформу. А потом – все остальные секторные реформы.

- Вчера Стокоз – иронически предложил попробовать одновременно осуществить 18 реформ...

- Никто не может этого сделать. В Германии не могут сделать, во Франции. Ни одно государство не может этого сделать. Только мы, Восточная Европа, можем.

***

Куда же нам деваться? Цивилизация догоняющего развития.

Михаил Бублик, Северодонецк

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>