Музыкальные умельцы Черниговщины: самородки и ученики великих мастеров - 24.11.2017 14:40 — Новости Укринформ
Музыкальные умельцы Черниговщины: самородки и ученики великих мастеров

Музыкальные умельцы Черниговщины: самородки и ученики великих мастеров

667
Ukrinform
Слава о музыкальных мастерах - выходцах из Северского края издавна ходит далеко за пределами Украины

Имена автора современной украинской концертной бандуры Александра Корниевского, выдающегося гитарного мастера Николая Ещенко и не менее знаменитого мастера по изготовлению фольклорных музыкальных инструментов Александра Шленчика и других до сих пор помнят как музыканты многих стран мира, так и продолжатели их дела. Разыскивая последних в Чернигове, корреспондент столкнулся с тем прискорбным фактом, что большинство мастеров сейчас находится "в подполье". Особенно это касается "последних из могикан" легендарной Черниговской фабрики музыкальных инструментов, которых при деле, говорят, остались единицы. Исследуя тему в рамках проекта "Семь дней в регионе", попробуем рассказать о сегодняшнем состоянии музыкального ремесла в Чернигове. Но сначала - небольшой экскурс в недавнюю историю. Ведь многих мастеров последнего столетия в городе "вырастило" именно промышленное производство.

КАК "МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРЕВЕСИНА" ПОШЛА НА ГРОБЫ

Олександр Корнієвський
Александр Корниевский

Черниговская фабрика музыкальных инструментов была создана в 1933 году и сначала занималась изготовлением щипковых музыкальных инструментов - гитар, балалаек, мандолин. В 1950-х годах там наладили выпуск бандур по конструкции Корниевского, который был уважаемым гостем на предприятии. Проживая в Корюковке, мастер наведывался на фабрику, когда нуждался в каких-то материалах, заходил в экспериментальный цех, где изготовлялись инструменты для Национальной капеллы бандуристов, подсказывал что-то коллегам, а те к нему всегда прислушивались.

Лучшие бандурные мастера фабрики имели право подписывать свои инструменты. К таким принадлежали Александр Шуляковский, Алексей Килоцкий, Николай Ещенко, София Золотарь, Александр Шленчик, Иван Кезля, Иосиф Ментей. До 1991-го фабрика выпустила 30 тысяч бандур, для которых использовала 500 кубометров ивы.

Микола Єщенко
Николай Ещенко

В 50-е годы предприятие также наладило серийный выпуск пианино "Украина", которое впоследствии экспортировалось в более чем 20 стран мира. В 1963 году объем производства инструмента достиг 25 тыс. штук в год. Те, кто еще помнят фабрику, говорят, что одно пианино сходило с конвейера за 12-15 минут. И тот конвейер по сборке клавишных тогда был первым в стране. А в целом предприятие считалось крупнейшим производителем музыкальных инструментов в Европе.

После развала Советского Союза некоторое время фабрика еще держалась на плаву, хотя количество работников с 1600 свелось до нескольких десятков. А в 2000 году его объявили банкротом и закрыли. Площади предприятия были отданы в аренду различным фирмам. Одна из них, ООО "Кобза", некоторое время пыталась продолжить славные традиции фабрики и выпускала струнные щипковые музыкальные инструменты. А была и такая, что из запасов "музыкальной" древесины на заказ итальянцев изготавливала гробы (жестокая ирония судьбы!).

ВСТРЕЧА В "ГОЛУБЯТНЕ"

В марте 2009 году я имела счастливую возможность познакомиться с выдающимся гитарным мастером Николаем Ещенко. Эта встреча была приурочена к 120-летию со дня рождения Александра Корниевского, с которым тот дружил. Ещенко пригласил меня в свою маленькую мастерскую на чердаке, которую нежно называл "голубятней". Несмотря на свой крошечный размер, она была заполнена множеством рубанков, стамесок, резаков, заготовок, линеек, лекал, баночек, приспособлений, книг и фотографий. И каждая вещь имела свое четко определенное место. В свои 76 лет Николай Иванович был еще при работе - как раз тогда отремонтировал найденную кобзарем-лирником Василием Нечепой 85-тую бандуру Корниевского. И хотя мы больше говорили о юбиляре, все же чувствовалось: передо мной тоже незаурядный, светлый и высокодуховный человек.

Как и изобретатель современной бандуры Корниевский, Ещенко при жизни вошел в историю. Он был последним из "старой гвардии" выдающихся музыкальных мастеров щедрой на них когда-то Черниговщины и одним из лучших в бывшем Союзе. Его имя занесено во многие каталоги и справочники, в том числе и международные. Свой опыт, говорил, передал своим племянникам Вадиму и Леониду. "Я их научил всему, что знал, и они делают гитары, которые побеждают на конкурсах мастеров", - рассказывал Николай Иванович.

Не стало Ещенко в апреле 2016 года. Выражая сожаление на своем форуме в Интернете, музыкальные мастера из разных городов и стран называли его "маэстро" и "гитарреро".

Один из племянников Ещенко Вадим, как узнала недавно, якобы уже отошел от дел - точной причины не знаю, может, из-за возраста. Говорят, он тоже делал хорошие гитары.

НА ЧЕРДАКЕ У БЕШУНА

О еще одном выдающемся музыкальном мастере Александре Шленчике я много слышала и читала, но до интервью с ним как-то не дошло. Он тоже был из поколения "отшлифованных" музыкальной фабрикой талантов. Проживая в Чернигове, Шленчик занимался возрождением и совершенствованием фольклорных духовых инструментов, причем не только Полесского региона и Украины в целом, но и Литвы, Молдовы, Беларуси, Коми и других республик бывшего Союза. Он мастерил все виды деревянных духовых инструментов (свирели, джоломиги, фрилки, фуяры, ребра, кувицы, свирили, наи, окарины), струнные щипковые (гусли, мандолины, домры), гитары, ударные (ксилофон), перкуссию (трещотки, коробочки, деркач и др.). Реставрировать же умел практически все.

В лучшие миры мастер ушел в июле 2008 года. Все чертежи, заготовки, остатки материалов родные Шленчика отдали его талантливому ученику Александру Бешуну.

Олександр Бешун
Александр Бешун

И вот я снова в "музыкальной" мастерской на чердаке. Несколько большей, чем у Ещенко, но с тем же аккуратно разложенным-развешенными инвентарем. Под одной стеной - ряд старых-престарых бандур, тут же сохнут деревянные заготовки для новых, на полке - корпуса от сломанных гитар, на столах - инструменты и необходимые приспособления. Хозяин — ну, совсем еще молодой человек. Аж не верится, что за его плечами - 18 лет работы в областном центре ремесел, где он учил детей тому, что сам умел.

В свое время Александр окончил Черниговское музыкальное училище им. Л. Ревуцкого по классу трубы. По музыкальной специальности работал в школе и параллельно учился мастерить у Шленчика. Начинал с самого простого - свистков, свирелей, деркачей, трещоток, а сегодня уже может с нуля изготовить даже бандуру. Реставрировать же, говорит, научился практически все шумовые и струнные инструменты. Было, даже арфу и контрабас восстанавливал, а гусли делал с самого начала.

На столе у мастера лежит корпус маленькой детской бандурки еще производства фабрики музыкальных инструментов. Сейчас он как раз "колдует" над ней.

- С недавних пор я работаю настройщиком и ремонтником в нашем известном детском ансамбле бандуристов "Соколки". Там столкнулся с проблемой, что детям вообще не на чем играть. Инструменты, которые есть, - очень старые. Для их полной реставрации нужны деньги, а их у коллектива нет. Поэтому я и поставил цель разработать оптимальный вариант новой детской бандуры - легенькой, удобной, доступной по цене и "запустить" ее в Украине. Организовать производство, правда, не потяну, но что-то же делать надо. Сейчас ищу людей, которые хотя бы помогли укомплектовать бандуру металлическими запчастями", - рассказывает о текущих делах Бешун.

Одной из самых больших проблем наших мастеров, как оказывается, является отсутствие в Украине производства кольев и других мелких деталей музыкальных инструментов. Поэтому их приходится через Интернет заказывать из-за границы. Мой собеседник выписывает их аж из США и ждет целый месяц. И сокрушается, что единственный в Чернигове токарь-фрезеровщик, который мог бы выточить механику, не имеет ни материала, ни верстака, ни условий для работы.

Олександр Бешун
Александр Бешун

- Если бы кто-то организовал соответствующий цех, те детали "с руками и ногами" забирали в Украине. Бандура сейчас "в тренде" и спрос на нее немалый, - говорит Александр.

С деревом - проще. Вон, к примеру, упала старая ива в огород, мужчина распилил ее и теперь сушит на бандуры. Выдержать же заготовку надо минимум 3-4 года. Иначе она потрескается во время выдалбливания корпуса.

Планов у мастера Бешуна немало, но когда их реализовывать - это вопрос. Много времени отнимают работа, семья, поиски необходимых деталей и материалов... И все равно он мечтает изготовить с нуля свирель по чертежу Шленчика.

ПЕРВАЯ В МИРЕ ЭЛЕКТРОННАЯ БАНДУРА

С семьей своего учителя Александр поддерживает хорошие отношения. Для внучки мастера Натальи Жижченко - солистки известной группы ONUKA - он уже изготовлял бугай и свирель, еще одну свирель реставрировал, дарил коллективу деркачи и трещотки. С этими инструментами группа выступала на Евровидении и молодой мастер и этим фактом, и самыми инструментами очень гордится. Ведь старался, чтобы они звучали не хуже Шленчиковых.

А еще его гордостью является первая в мире электронная бандура, которую он сделал в прошлом году для заслуженного артиста Украины, одного из музыкантов Национального академического оркестра народных инструментов (фамилии не называет, пока он дебютирует на той бандуре). Идея изготовления оригинального инструмента принадлежала тому столичному артисту, поэтому разрабатывали они ее фактически вместе.

- Бандура та уже традиционной, и на ней везде стоят звукосниматели. Под нее еще надо подобрать репертуар, чем музыкант сейчас и занимается. Когда он выступит - это будет бомба! Мы же объединили бандуру с гитарой - поставили также гитарный гриф. Так вот, держа ее в одном положении, ты играешь на бандуре, а перевернув - на гитаре. Такого инструмента нет нигде в мире. Интересная была работа, - вспоминает Александр.

Напоследок разговариваем о бывшей музыкальной фабрике и том, каким сегодня должно быть производство музыкальных инструментов. Молодой мастер считает, что время крупных цехов и предприятий в этой сфере прошло. Нужны фирмы-координаторы, которые будут объединять специалистов необходимых профессий, создавать им условия для работы и реализовывать продукцию. Мастера могут работать в разных городах, а контактировать и оперативно решать все вопросы им поможет мобильная связь и Интернет.

- И будет спрос, и налоги, и на экспорт те бандуры будут. Но, похоже, мы до этого еще не доросли. Мастера пока выживают, как могут. Дайте возможность все это раскрутить и всем будет хорошо", - отправляет во Вселенную призыв мастер.

КАХОН В РУКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ

В том, что маленькие мастерские вполне могут удовлетворить спрос на музыкальные инструменты, по крайней мере те, которые только появляются в Украине, я убедилась, случайно натолкнувшись на такую в старом и полуаварийном производственном помещении. Там, в ужасных условиях, двое братьев научились изготавливать из березовой фанеры кахон - ударный музыкальный инструмент перуанского происхождения. Это такой ящичек с дыркой, внутрь которого вставляется пружина рабочего барабана. Ею можно регулировать звук, что имеет оттенок такого себе песчаного треска. Передняя стенка, по которой стучат (тапа) - самая тонкая.

- Кахон - это компактная коробка, которую можно брать с собой. Имеет большой спектр звучания - от басового барабана до рабочего, причем в акустическом варианте. И поэтому в Украине инструмент приобрел такую популярность, - рассказывает 29-летний мастер Игорь Завр.

Мой собеседник - инженер по профессии. Еще подростком отреставрировал себе старенькую гитару и научился на ней играть. А поскольку имел умелые руки и с детства любил работать с деревом, то и освоил новую профессию.

- Учителя никакого не было. Всему сейчас можно научиться в Интернете, - говорит молодой человек.

Начинал Игорь с реставрации и ремонта гитар. Впоследствии заинтересовался кахоном. Первый инструмент сделал для акустического коллектива, в котором играл. Далее начал изготавливать их на заказ. Позже, уже с братом, освоил производство различных простых деревянных музыкальных инструментов и приспособлений: стомпбоксов, синтезаторов Atari Punk Console, тамбуринов. Но если кахоны ребята делают стандартные, то со всем остальным экспериментируют, пытаясь добиться какого-то интересного звучания.

- Хочется делать что-то свое, оригинальное, - отмечает Игорь.

Изготовлением музыкальных инструментов молодые люди занимаются только третий год. Пока учатся, ищут, придумывают. Хочется, чтобы все у них получилось и производство развивалось.

Такие "самородки" на Черниговщине - не редкость. Знаю, в частности, молодого человека, который, живя в селе, изготавливает духовые музыкальные инструменты и учит играть на них старшеклассников местной школы. Ребята вокруг него аж вьются, уважительно обращаются по имени-отчеству. Потому что музыка - это то, чего всегда требует человеческая душа. А значит, не переведутся и мастера. В Чернигове, говорят, их совсем мало. Таких, которые могут изготовить гитару или бандуру с нуля - 5-7 человек. Но придет время, и мастеров снова будет больше. Нашим умельцам только дай возможность, свободу и нормальные условия, и они станут достойными продолжателями славы великих украинских музыкальных мастеров.

Наталья Потапчук, Чернигов

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>