Днепрогэс: Что мы знаем о хрестоматийной визитной карточке Запорожья?

Днепрогэс: Что мы знаем о хрестоматийной визитной карточке Запорожья?

1497
Ukrinform
В истории строительства и запуска Днепрогэса, одного из традиционных символов Запорожья, есть немало белых пятен
Днепрогэс - один из традиционных символов Запорожья. Добиваясь строительства первого объекта по советскому Госплану электрификации (ГОЭЛРО — Госплан электрификации России) именно на украинской земле, тогдашний председатель Совнаркома Украины Влас Чубарь, против которого уже в наше время было возбуждено уголовное дело по факту совершения геноцида в 1932-33 годах в Украине, возглавил Комитет содействия Днепрострою и всячески давил на кремлевское партийное руководство.
ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ
Идея строительства плотин на Днепре возникла еще в XVIII веке во времена Екатерины II. После завоевания Крыма и Таврии империя рассматривала Днепр как перспективную транспортную артерию для доставки товаров на новые земли и укрепления своих позиций на востоке. Использованию реки в таком качестве мешали знаменитые Днепровские пороги, поэтому приоритетом в проектах того времени было обеспечение судоходства на всем протяжении Днепра путем их затопления. Таких проектов было множество, но все они остались только на бумаге, ниже по Днепру были уникальные исторические места — Запорожская Сечь и крепость Кодак. Под затопление должно было попасть более двух десятков населенных пунктов. Из-за большого количества памятников истории, архитектуры и культуры электростанцию на Днепре не решились строить царские инженеры. Однако советскую власть это не остановило.

Проект, принятый в 1920 году в рамках плана ГОЭЛРО, на видное место поставил производство дешевой электроэнергии для индустриализации. Идея строительства на запорожской земле комплекса энергоемких производств и ГЭС принадлежала профессору Ивану Александрову - одному из теоретиков экономического районирования территорий и создателей школы экономической географии.
Для Запорожья он разработал проект на тот момент крупнейшей в Европе Днепровской ГЭС (в 30-е годы прошлого века было еще распространенное название - Днипельстан), и определил место ее строительства - неподалеку от острова Хортица на участке с названием «Волчье горло».
Параллельно с производством электроэнергии для промышленности строительством гидросооружения планировалось решить давнюю проблему обеспечения судоходности Днепра, а также вопросы орошения степных земель и железнодорожного сообщения строящихся в нескольких километрах от Запорожья металлургических заводов с сырьевой базой Донбасса и Криворожья.
Чтобы этот - один из множества проектов ГОЭЛРО, стал первым в списке, руководство украинской республики прибегало даже к шантажу центрального партаппарата. Что не прошло даром: Влас Чубарь, который угрожал на компартийном пленуме едва не выходом из Союза в случае, если первенство будет отдано другому объекту, не избежал пристального внимания «вождя народов», был арестован и в 1939 году ликвидирован без формального судебного процесса.
АМЕРИКА НАМ ПОМОЖЕТ
На момент разработки проекта Днепрогэса опыта строительства крупных гидротехнических объектов ни в Советском Союзе, ни в Европе не было. За ним отправились в Америку. Так состоялось знакомство создателей запорожской гидроэлектростанции с Хью Купером - будущим консультантом строительства первой ГЭС на Днепре и первым иностранным гражданином, награжденным орденом Трудового Красного Знамени (эту же награду получили и еще 5 привлеченных им к строительству специалистов из США). Практический опыт американского военного инженера, полученный на строительстве гидроэлектростанций на Миссисипи и Ниагаре, существенно помог при строительстве крупнейшего объекта первой советской пятилетки. Кроме существенного вклада в техническое оснащение Днепровской ГЭС (именно в США были построены под заказ турбины для будущей гидроэлектростанции), американские специалисты предложили предусмотреть в проекте возможность использования плотины для движения рельсового транспорта. Сначала речь шла о железной дороге, но в конечном итоге была построена только ветвь для движения трамвая, который ходил по плотине вплоть до войны.
В назначении именно Купера (кстати - инженера-самоучки) главным консультантом Днепростроя решающую роль сыграл непосредственно Сталин, который отдал ему предпочтение перед немецкой компанией Siemens AG из политических соображений.
“ДНЕПРОСТРОЙ НАЧАТ”
Официальная дата начала строительства Днепровской ГЭС - 15 марта 1927 года. Именно в этот день, согласно архивным данным, на берегу Днепра на скале «Любовь» был торжественно установлен красный флаг с надписью «Днепрострой начат».
Для страны, которая пережила участие в Первой мировой, многолетнюю гражданскую войну, строительство такого масштабного объекта можно было сравнить со строительством египетских пирамид, это требовало огромного количества материальных и человеческих ресурсов. Для реализации проекта потребовалась серьезная механизация и организация целого ряда вспомогательных производств. Здесь работали механические мастерские, лесопилка, завод по производству бетона, компрессорные станции, было транспортное хозяйство. Из Германии поставлялись камнедробилки и электрооборудование для временной подстанции, которая обеспечивала энергоснабжение в период строительства. Из Чехии - металлоконструкции...
Грандиозное строение обошлось в сумму около 100 млн долларов. (Весь комплекс - вместе с промплощадкой и Соцгород - в 400 млн долларов). Сумма колоссальная и сегодня, а в те годы, когда средняя зарплата чернорабочего составляла около 2 рублей, а квалифицированного специалиста - меньше 5, совсем астрономическая. О том, откуда, каким образом и с какими ужасными последствиями советское государство добывало деньги, чтобы расплатиться за индустриализацию, сегодня известно всем. Большевики прибегли к массовым поборам с селян: отбирали хлеб, скот, продовольствие, рабочих заставляли перечислять в фонд строительства Днепрогэса часть заработка.
Кроме собственно электростанции, на берегах Днепра возводился гигантский кластер: Днепрогэс, металлургический комплекс и новый город должны были сделать свой вклад не только в индустриальную мощь советского государства. Здесь закладывались основы для формирования нового «рабочего класса».
ЗАЧЕМ НУЖЕН “ГОРОД-САД” СТРОИТЕЛЯМ КОММУНИЗМА
Решению этой крайне значимой для советского государства задачи была подчинена и архитектура: рядом со стройплощадкой возводили целый город - «город-сад», «город будущего», «город - мечта» - «Соцгород».
Что такое «Соцгород» определил в одноименной, написанной в 30-х годах прошлого века книге, Николай Милютин - архитектор и один из теоретиков советского градостроительства:
«Миллиарды рублей, которые мы тратим на наше жилищное и социально-бытовое строительство, должны служить делу внедрения нового быта, то есть социалистической организации культурного и бытового обслуживания населения, что является предпосылкой к освобождению женщины от домашнего рабства».
На практике «новый быт» предусматривал ликвидацию домашнего хозяйства и семейного уклада жизни для возможности максимально использовать в качестве рабочей силы на производстве не только мужчин, но и женщин.
Жилые дома предполагалось построить в виде корпусов с длинными коридорами, по обеим сторонам которых должны быть отдельные комнаты для супружеских пар. Именно комнаты. Без кухонь и подсобных помещений. Все бытовые хлопоты «строителей светлого будущего» якобы брало на себя государство. Для этого организовывались фабрики-кухни, банно-прачечные комбинаты, столовые. От забот о детях должны освободить ясли и детсады. Свободное от работы время «строители коммунизма» должны были проводить с себе подобными в общественных местах: учиться, заниматься спортом и развиваться идеологически.
Надо отдать должное благоразумию архитекторов, создававших запорожский «Соцгород», - при строительстве жилых домов до абсурда, красноречиво описанного Булгаковым в «Трактате о жилище», все же не дошло.
Вместо дома-коммуны в Запорожье построили квартал-коммуну из трехэтажных жилых корпусов - «домов с обобществленным бытом», клуба-столовой, зданий яслей и детского сада, со спортивными площадками во дворе. Жилые комнаты в этих «домах с обобществленным бытом» были условно-просторные, звукоизоляция все же существовала, были не только большие комнаты общего пользования на первом этаже, но и общие кухни на каждом. Здесь можно было разогреть принесенную из кухни-фабрики еду и самим приготовить что-то не слишком мудреное. Согласно проекту, корпуса должны были соединяться между собой и с клубом-столовой утепленными переходами, чтобы максимально упростить и рационализировать перемещение граждан. В соседнем квартале этот же подход был реализован и при строительстве «амбулаторного городка», который объединил переходами здания поликлиники, диспансера и аптеки. Знаменитый «круглый дом» - воплощение «идеальной коммуны»: просторный двор, отдельные выходы для жильцов первых этажей, лавочки, фонтан посреди двора. Грандиозные общественные сооружения, красивая аллея Энтузиастов... Во внешнем виде и планировке запорожского Соцгорода группа архитекторов во главе с Виктором Весниным - одним из знаменитых братьев Весниных - апологетов «конструктивизма», реализовала свойственную этому направлению монолитность внешнего вида, строгость, геометризм и лаконичность форм.
Все строилось на контрасте: собственное жилье маленькое, но коллективное - большое, светлое, впечатляющее и радостное. Соцгород должен был стать настоящим символом «светлого будущего».
Впрочем, несмотря на грандиозную пропагандистскую кампанию, которой сопровождалось строительство Днепрогэса и объектов жилой и промышленной зон, текучка кадров на строительстве была колоссальной. Массовой рабсилой были зэки, а рядом с ними советская власть нещадно использовала в качестве чернорабочих тех же женщин и девушек (часто совсем юных), которых так рьяно “пыталась” освободить от рабского труда. Есть свидетельства, что на укладке бетона работали именно девушки и женщины, которые должны были втаптывать его босыми ногами. А чтобы увеличивать вес тех, кто втаптывал, им на плечи клали мешки со стройматериалами. О технике безопасности, впрочем, особенно не заботились, рабочие часто получали травмы и погибали, постоянно случались аварии. Так, невероятными усилиями, тяжелым трудом и жертвами за пять лет Днепрогэс был построен.
Торжественное открытие Днепровской ГЭС состоялось 10 октября 1932 года и стало событием не только для СССР, но и для мировой общественности. Американская газета «Нью-Йорк Ивнинг Пост» писала об этом так: «Без сомнения, возведение Днепровской станции является триумфом техники, которым могла бы гордиться каждая страна».
ПОСТРОЕННЫЙ НА КРОВИ, РАЗРУШЕННЫЙ ДВАЖДЫ
Сама плотина, перегородив Днепр, стала своеобразным мостом, который состоит из мостового перехода над шлюзом, собственно тела плотины и аванкамерного моста, который соединил плотину с правым берегом. Во время войны ее взрывали дважды.
Первый раз 18 августа 1941–го около восьми вечера НКВДисты взорвали плотину Днепрогэса в Запорожье. Вследствие разрушения части дамбы длиной 165 метров 20-метровая водяная волна смыла прибрежную городскую полосу, плавни Хортицы и дошла до городов Марганца и Никополя, расположенных почти за 80 километров вниз по течению Днепра.
Приказ на разрушение Днепрогэса отдал лично Сталин, а взрывчатку доставили самолетами из Москвы. Местное население никто не предупреждал о предстоящем взрыве. Количество жертв трагедии составляет по приблизительным подсчетам 100 тысяч: 80 тысяч жителей Запорожья и его окрестностей, беженцев из соседних регионов и около 20 тысяч советских солдат, которые не успели покинуть город.
Как вспоминал один из очевидцев трагедии на острове Хортица: «Никак не понять..., что о предстоящей спланированной диверсии и ее возможных трагических последствиях не предупредили подразделения советских войск, которые сосредоточились в плавнях острова... Вода ринулась из верхнего бьефа сквозь брешь в плотине, поднялась невиданной высоты и неизмеряемой силы волной. Часть той гигантской волны... обрушилась на плавные острова, на вооруженных, но беззащитных перед стихией людей. Когда волна отошла, на тополях и ивах, вязах и дубах остались висеть в неестественных позах сотни (если не тысячи) защитников социалистического отечества... Сразу же оккупанты позганяли из поселков женщин и приказали собрать тела погибших красноармейцев. А они лежали на полях, на огородах, висели на деревьях в плавнях».
Акция объяснялась наступлением войск Третьего Рейха. Хотя основные силы нацистов подошли сюда только в начале октября.
Советская власть, чтобы скрыть свое очередное преступление, сформировала миф о том, что Днепрогэс разрушили нацисты. Такую позицию отстаивали представители СССР и на Нюрнбергском процессе.
Немцы после того, как зашли в Запорожье, отремонтировали дамбу и возобновили производство тока. А отступая в декабре 1943 года, тоже пытались взорвать ГЭС, заложив взрывчатку. Но группе саперов советских войск удалось вырезать несколько метров кабеля, который вел к взрывному устройству, поэтому повреждения были не такими значительными.
После войны Днепрогэс восстановили и реконструировали, а в 60-х годах запустили вторую очередь.
ДНЕПРОГЭС ДЕКОММУНИЗИРОВАННЫЙ
Сегодня среднегодовая выработка электроэнергии Днепровской ГЭС составляет 4008 млн кВт. г. А плотина Днепрогэса и после 85 лет после пуска остается одной из визитных карточек Запорожья.
В прошлом году в апреле надпись «ДнепроГЭС имени В.И.Ленина» была демонтирована с дамбы Днепрогэса в рамках декоммунизации, а летом того же года предприятие окончательно декоммунизировали. Запорожские активисты планировали раскрасить въезд на Днепрогэс, его хотят сделать максимально патриотичным. Варианты того, как именно это сделать, 14 октября 2016 года выложили в соцсети. Инициатором проекта стал активист-художник Денис Антюх, который предложил несколько вариантов преобразования Днепрогэса. Его идеи оценили по-разному. Критиковали за размещение герба Запорожья, который, мол, так нельзя изображать и тому подобное. После критики в социальных сетях проект решили отложить.
Сейчас сюда, на плотину Днепрогэса, можно прийти полюбоваться великолепным видом, открывающимся на Хортицу и воды могучего Днепра или для того, что бы по-новому взглянуть на историю.
Елена Запорожская, Запорожье

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>