Взойдет ли над Одессой новая

Взойдет ли над Одессой новая "заря авиации"?

Укринформ
В проекте "Семь дней в регионе" сегодня расскажем, как южная столица Украины восстанавливает статус центра самолетостроения

В сборочном цеху Одесского авиационного завода напряженная пора - готовят один за одним к летным испытаниям многоцелевые самолеты Y1"Дельфин". Налаживанием выпуска крылатых машин местные авиастроители, собственно, восстановили подзабытый статус Одессы - одного из ключевых центров самолетостроения Украины. Ведь еще до недавнего времени их называли авиаремонтниками, а само предприятие, входящее в кластер "Укроборонпрома", - ГП "Одессаремсервис".

СТОЛЕТНЯЯ ТРАДИЦИЯ САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ

На старте 21 века о знаменитом бренде напомнил поднятый в небо над Одессой самолет "Анатра-2" - восстановленная копия того самого самолета-разведчика "Анатра Анасаль", который серийно выпускали одесские авиастроители в 1916 году. После празднования 90-летия самолета одесской марки вспомнили и о первом "Аэроклубе", первой "Школе пилотов", первом полете в 1910 году на французском аэроплане "Фарман IV" отважного авиатора Михаила Ефимова, открытии в 1911 году мастерской под громким названием "Завод аэропланов Анатра" и аэродрома, который до сих пор называют "Школьным".

Пам'ятник авіатору Михайлу Єфімову
Памятник авиатору Михаилу Ефимову

Так и сформировался на территории ГП "Одессаремсервис" своеобразный мемориальный комплекс: памятники авиатору Ефимову, основателю авиапредприятия Артуру Анатри (одесский предприниматель, один из основателей первого в Украине аэроклуба - одесского, основатель и владелец авиационного завода «Анатра», миллионер. Издавал в Одессе иллюстрированный журнал «Заря авиации», - ред.), в конце концов, заводчане подняли на пьедестал и символ завода - один из первых аэропланов, который обеспечил процветание самолетостроительной фирмы. Если в 1911 году в небо над Одессой поднялись всего 7 летательных аппаратов, а в следующем - 20 аэропланов "Фарман-IV" и "Блерио", то уже через пять лет - местные авиастроители вышли на ежемесячный выпуск 80 крылатых машин одесской марки.

Пам'ятник Анатра Анасаль
Памятник Анатра Анасаль

Через сто лет их потомки взялись возрождать славные традиции самолетостроения. Начали с модернизации учебно-тренировочного реактивного самолета "Л-39С" чешского производства. Вот как об этом рассказывает гендиректор авиазавода Виталий Юхачов:

"Учитывая актуальность подготовки военных летчиков, руководство Минобороны Украины приняло решение передать нашему заводу партию самолетов "Л-39С", которые являются симуляторами истребителей "Миг-29" и "Су-27", для осуществления их комплексной модернизации. Эксперты исходили из того, что реактивный "Л-39С" можно "научить" симулировать полет на "Миг-29" в боевой обстановке - как при перехвате цели, так и в воздушном бою, включительно со стрельбой и бомбометанием по наземным целям. И наши конструкторы, технологи, производственники успешно реализовали это задание", - отметил Юхачов.

Л-39М
Л-39М "Альбатрос"

Более того, после передачи Вооруженным Силам Украины модернизированных "Альбатросов", как еще называют "Л-39М", мы инициировали выпуск "с нуля" современного учебно-тренировочного самолета Y1 "Дельфин". Поскольку мощности предприятия позволяют реализовать этот перспективный проект. Идея заводчан нашла поддержку, была разработана техдокументация, и после одобрения проекта наше предприятие приступило к выпуску первых десяти одномоторных самолетов.

"ДЕЛЬФИНЫ" СТАНОВЯТСЯ НА КРЫЛО НАД ОДЕССКИМ ЗАЛИВОМ

"Y1 "Дельфин" - не просто результат внедрения в практику новейших технологий самолетостроения. Выпуск этой машины, убежден Юхачов, "шаг вперед в деле подготовки летчиков, поскольку она как нельзя лучше подходит для осуществления курсантами первых полетов. На этих самолетах у них есть возможности усовершенствовать навыки пилотирования на малых высотах, а для большей безопасности полетов на "Дельфине" установлена специальная система спасения - в случае нештатной ситуации есть возможность приземлиться на парашюте".

фото Укроборонпрому
Y1 "Дельфин". Фото: Укроборонпром

С заместителем гендиректора - главным конструктором ГП "Одесский авиазавод" Валентином Гостищевым корреспонденты Укринформа встретились в сборочном цеху предприятия, где специалисты инженерно-технических служб тестировали разные системы "Дельфина", готовя его к летным испытаниям.

Головконструктор авіазаводу Валентин Гостіщев
Головконструктор авиазавода Валентин Гостищев

- В течение декабря, - поделился Гостищев ближайшими планами, - отправляем на испытание небом двух "Дельфинов", что проходят сейчас, как видите, тестирование систем в рамках предполетной подготовки. Еще четыре машины - на потоке, на разных стадиях готовности. Но так же успешно продвигаются, согласно графику, к финишному этапу- на взлетно-посадочную полосу аэродрома".

"Если будут новые заказы, конечно, сможем в сжатые сроки выполнить, - отметил заместитель гендиректора. - Ведь "Дельфин" успешно прошел государственные испытания и сертифицирован для полетов. Завод обладает современной технической базой, конструкторской документацией, причем, в случае необходимости, наши специалисты способны внести изменения для лучшего выполнения тех или иных техзаданий.

По словам Гостищева, "пока самолет применяется прежде всего при подготовке кадров гражданской авиации, например, курсантов Кировоградской летной академии и других вузов. Но мы считаем, что самолет можно успешно применять и на начальном этапе тренировок курсантов и летчиков Вооруженных Сил Украины, а также для осуществления, например, мониторинга приграничных зон, участия в поисково-спасательных операциях и многих других мероприятиях. Сейчас конструкторы заводского ОКБ-2 под руководством Владимира Устенко продолжают работу над созданием специализированных версий этого воздушного судна".

- Жаль, уезжаю сейчас в командировку, - добавил заместитель гендиректора, - так мало времени, чтобы рассказать о ряде преимуществ этого перспективного самолета. Впрочем, подробнее о реализации нашего совместного проекта могут рассказать руководитель Опытно-конструкторского бюро Владимир Устенко и ведущий конструктор Людмила Черникова.

Керівник ОКБ-2 Володимир Устенко
Руководитель ОКБ-2 Владимир Устенко

- "Дельфин" - очень надежное и маневренное воздушное судно, - продолжил Устенко, - я бы сказал, что в пятом океане он чувствует себя так уверенно, как дельфин в открытом море, позволяя летчику выполнять фигуры сложного и высшего пилотажа и обеспечивая курсантам успешное освоение основ современного быстротечного воздушного боя, включительно с выходом из штопора. Самолет может оснащаться бортовым оборудованием, как на базе традиционных аналоговых приборов, так и современным цифровым, которое получило название "стеклянная кабина".

По мнению руководителя ОКБ-2, важно и то, что молодые пилоты имеют возможность отработать все элементы взлета-посадки, включительно с выпуском и уборкой стойки шасси, чего не обеспечивают другие самолеты этого класса. Например, легкомоторный самолет ХАЗ-30 производства Харьковского авиационного промышленного предприятия. Кроме того, оснащен "Дельфин" надежным двигателем от французской компании Societe de Motorisations Aeronautiques, которая входит в масштабный авиа-конгломерат Safran SA и поставляет двигатели и авионику для лайнеров компаний Boeing и Airbus.

- Интересно, что при заключении контракта на поставку двигателей компанией Societe de Motorisations Aeronautiques, - отметил руководитель ОКБ-2, - мы убедились, что именно эта фирма поставляла свои двигатели и для комплектации аэропланов одесских марок 100-летней давности.

Впрочем, планируем в ближайшее время оснастить самолет турбовинтовым двигателем АИ-450С производства отечественных компаний "Ивченко Прогресс" и "Мотор Сич", в котором применена новейшая система управления топливом двигателя. Хотим, чтобы в перспективе самолет комплектовался исключительно украинскими узлами и агрегатами, и участники переговоров уже вышли на завершающий этап.

Провідний конструктор ОКБ-2 Людмила Чернікова
Ведущий конструктор ОКБ-2 Людмила Черникова

ВОЗДУШНОЕ ТАКСИ ИЗ ОДЕССЫ В КИЕВ

В свою очередь, ведущий конструктор Людмила Черникова обратила внимание на то, что обойдется новый самолет компании-заказчику или организатору услуг "Воздушное такси" в $350 тысяч - в полтора раза дешевле по сравнению с импортными аналогами, которым он не уступает по техническим параметрам. Благодаря мощному двигателю "Дельфин" способен разгоняться до 385 км/ч и совершать на высоте 3 тысячи метров беспосадочные полеты на расстояние 1320 километров, то есть способен преодолеть расстояние от Одессы до Харькова или Киева и вернуться обратно. К тому же на самолете установлен двигатель дизельного типа, что сжигает топлива столько же, сколько легковой автомобиль - из расчета 16 литров на сто километров.

"Мы считаем, что именно реализация проектов ОКБ-2 имеет решающее значение для перспектив развития авиазавода, - отметила Черникова, - потому что будет расти рынок услуг "бизнес-джет" или "воздушных такси". А это тоже одна из специализаций разработанного нами и поставленного на поток "Дельфина". Самолет рассчитан на четырех человек - пилота и трех пассажиров или членов экипажа, в зависимости от необходимости. В том случае, если пассажиров трое, преодоление большого расстояния обойдется примерно в $100".

Уже зарегистрирована одесская авиакомпания, которая готовится предоставлять услуги воздушного ВИП-такси для представителей деловых кругов и в тех случаях, когда возникает необходимость осуществления экстренной поездки в столицу или в одну из отдаленных областей.

Конечно, налаживание выпуска легкомоторных самолетов Y1 "Дельфин" - только одно из направлений деятельности Одесского авиазавода, входящего в кластер ГК "Укроборонпром". Параллельно с выполнением значительных объемов ремонтных работ, заводчане развернули серийное изготовление деталей остекления истребителей и учебно-тренировочных самолетов, успешно реализуют программу импортозамещения, благодаря чему чистый доход от реализации продукции и услуг предприятия достиг в прошлом году более 220 миллионов гривен, а средняя зарплата работников предприятия превысила 9 тысяч гривен.

Поэтому появление в небе над Одесским заливом легкомоторного самолета Y1"Дельфин" вернуло Одессе знаменитый бренд центра самолетостроения. Удержится ли воздушное судно в небесах полтора десятилетия, как удалось первенцу авиазавода аэроплану "Анатра Анасаль", который давно стал экспонатом пражского музея, покажет время.

Михаил Аксанюк, Одесса

Фото Нины Ляшонок, Юрия Рильчука и из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-