Дмитрий Адерихо, черниговский художник
Стрит-арт – жизнь, которая приносит удовольствие
10.01.2018 17:37 1128

Уличное искусство, или стрит-арт, все увереннее входит в жизнь украинских городов. Соответственно, популярность приобретают художники, работающие в этом жанре и чьи работы особенно "цепляют" людей. В Чернигове, к примеру, признание получил молодой художник Дмитрий Адерихо, настенные рисунки которого стали украшением областного центра и привлекли внимание своей креативностью и изяществом. Поэтому кто-то из местных журналистов назвал его богом стрит-арта, кто-то даже культовым художником, а он удивляется таким комплиментам и говорит: "Да что вы! Я – обычный парень, который рисует на стенах и обожает это делать".

Разговор корреспондента Укринформа с художником – простым, открытым и позитивным – дает возможность больше узнать о некогда таинственных хулиганах-граффитчиках и современных стрит-артерах, их чувствах, эмоциях и тонкости этого урбанистического стиля искусства.

ГРАФФИТЧИК, ЗА КОТОРЫМ ГОНЯЛАСЬ МИЛИЦИЯ

- Дмитрий, с чего началось твое рисование? Может, склонность к нему – наследственная?

- Нет, в моей семье никто не рисовал, а я начал это делать благодаря появлению моды на граффити – те “каракули” на стенах, относительно которых люди ругаются. Именно с них все и началось. Нас ловила даже милиция, она и в школу приходила... И если бы не те шрифты и надписи, я бы не понял, что у меня это получается. Я бы не начал добавлять на фон людей, различные формы и абстракции. Мы рисовали не только баллонами, но и эмалью, восковыми карандашами и кисточками, и даже ночью – так велико было желание это делать. Покупали у бабушек на "блошином рынке" остатки краски, разводили ее бензином и так увеличивали ее объем. Баллончик купить было за счастье. Тогда он стоил 10 гривен, а сейчас уже 130. Работая вдвоем с одноклассником, мы пытались и других сверстников "подтягивать" к себе, но интерес к граффити мало кто проявлял. Хотя тогда, в двухтысячных годах, это направление было очень популярным. Нам тогда было по 14-15 лет.

- Помнишь свой первый уличный рисунок?

- Конечно, помню. Он был сделан восковыми карандашами на здании училища рядом с домом. Это был какой-то простой, полудетский шрифт, первая "проба пера". Помню, как за нами гонялся сторож. Он бегал по кругу, и пока он оббегал здание, мы возвращались и дорисовывали.

- Такой себе адреналинчик...

- О-О-о, так ради него все и делается! Граффити – это прямое получение адреналина. Запрещенная вещь.

- Молодым всегда хочется таких ощущений.

- Да и уже "старым" я не против их получить (смеется – авт.).

- Каким было твое дальнейшее развитие как художника?

- Тематические рисунки со смыслом я начал создавать в 16-17 лет. А потом решил получить образование. Поступил на факультет начального обучения и изобразительного искусства Черниговского педагогического университета, закончил его, и очень благодарен преподавателям. Учителем я не работал – это не мое, и сейчас зарабатываю росписью интерьеров для того, чтобы иметь возможность рисовать в свое удовольствие.

- Говорят, что твой маленький мальчик с баллоном краски в руках на стене возле ресторана "Хуторок" – автобиографический. Это правда?

- Частично да. Там изображен маленький хулиган, который выбрал свой путь. Он отбросил игрушки и взял в руки баллон. Лицо на рисунке не мое, образ – собирательный.

МУРАЛЫ ПО ПРОЕКТУ И ВСТРЕЧА С ЛЕГЕНДОЙ

- В Чернигове слава тебя нашла после появления трех великолепных настенных рисунков, выполненных в рамках проекта "К тебе мой город говорит", который при поддержке Британского Совета в Украине реализовывали преподавательницы технологического университета. Это – казак на улице Казацкой, космонавт Леонид Каденюк на Летной и девушка-вышивальщица на Ремесленной. Как рассказывали в прессе реализаторы проекта, эти образы были созданы с целью ненавязчиво помочь черниговцам запомнить новые названия "декоммунизированных" улиц. Как родились идеи таких прекрасных рисунков?

- В основном, это были мои мысли. Мы сразу сошлись на казаке, а потом решили нарисовать Каденюка – первого космонавта независимой Украины. Но самым грандиозным было то, что вот недавно я с ним встретился в Черниговском историческом музее. Это меня очень вдохновило, ну, очень! До той встречи военные – летчики, танкисты и вообще служивые мужики казались мне расходным материалом для власти. И когда я послушал рассказ Леонида Константиновича, во мне все перевернулось. Он – человек, который вдохновляет! Организаторы встречи показали ему фотографию его настенного портрета на улице Летной, он поблагодарил, и я с ним сфотографировался. Но ехать всем к той стене ради совместного фото времени ни у кого не было.

- Когда на супермаркете "Союз" ты изображал ту хорошенькую вышивальщицу, пользователи соцсетей все гадали: кто же эта девушка? Ты использовал фотографию конкретного человека?

- Это моя знакомая, но кто она – пусть так и останется в секрете. Хотя в целом тот рисунок комбинировался из разных фотографий: лицо – с одной, волосы, руки, узор вышивки – с других.

О ТОНКОСТЯХ ЖАНРА И ДОЛГОВЕЧНОСТИ УЛИЧНЫХ РИСУНКОВ

- Как долго "проживут" эти рисунки, которые стали украшением Чернигова?

- Те, что выполнялись в рамках проекта – очень качественные, и я уверен, что они "простоят" минимум 5 лет. Если, конечно, жители нашего прекрасного города не захотят укоротить им возраст. Вот малыша за "Хуторком" уже, было, испортили – измазали обувным кремом. Я его смыл и там снова все в порядке.

- А какие ты краски используешь?

- На фасады беру баллоны, там – более "долгоиграющая" краска, стойкая к воздействию внешней среды. Если использую эмаль и развожу ее для пульверизатора, то там я не уверен в долговечности рисунка, поэтому что срок годности растворителя – всего два года, кажется. Потом он начинает распадаться и рисунок выгорает. Когда заказчик хочет использовать эмаль, я предупреждаю об этом.

- Можешь поделиться технологией переноса рисунка на большую стену? Как размечаешь его?

- Каждый "крутой" художник наносит рисунок на глаз, от руки. Поэтому, чтобы быть хотя бы для самого себя "крутым", я часто делаю именно так. Если же надо сэкономить время, то могу расчертить сеткой или скинуть рисунок через проектор.

- Рисуешь маслом на холсте, или работаешь кисточкой?

- Кисточками я вообще не пользуюсь, у меня, не знаю почему, к ним жесткая антипатия. Я выбрал для себя технику "спрей" и ее придерживаюсь. Это – использование аэрографа и баллонов. Аэрограф нужен для очень-очень мелких работ, с его помощью можно нанести тонкую линию. В интерьерах я использую и пульверизатор, и аэрограф, а на улице – только баллоны. Потому что краска в них очень токсична, и можно отравиться.

- Часто согласовываешь рисунки с владельцами стен?

- Пожалуй, об этом не стоит говорить, но обычно не согласовываю. Хотя за рисунок могут и наказать. С точки зрения закона это – нелегальная живопись. Хотя мальчика за "Хуторком" я согласовывал. Та стенка принадлежит отцу Саши Чемерова из известной группы "Димна суміш", а он любитель таких вещей.

- Между вами, уличными художниками, существует какая-то конкуренция?

- С толковыми ребятами я очень даже дружу. Вот работали мы с Андреем Македоном. Пришли, разложились, порисовали, посмеялись от души. Короче, классно, "по-пацански" провели время и сделали красивый рисунок, я считаю.

ПИКАНТНОЕ "ХУЛИГАНСТВО" И ТВОРЧЕСКОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

- Дмитрий, молодежь тебя знает как автора "пикантных" картинок с полуобнаженными девушками. У тебя работает какая-то внутренняя цензура?

- Ой, я так стараюсь стереть грани этой цензуры! В Ивано-Франковске на фестивале уличного искусства ребята нарисовали полуобнаженные образы в виде старинных фресок. Так местная общественная деятельница там такую бучу подняла! Собрала детей, повела туда фотографироваться, потом они все вместе зарисовывали грудь и другие части женских тел, такой пиар та активистка себе сделала! Мне кажется, мы погрязли в каких советских рамках, когда каждого человека пытались "держать в узде" и направлять в нужном направлении, и до сих пор там находимся. В Европе люди давным-давно естественным путем поняли, что, как мы сделаем, так и будет. А вот "загнать в узду" предусматривает простое копирование. Никаких собственных мыслей и изобретений.

- Что для тебя стрит-арт? Какое удовольствие от него получаешь?

- Огромное! Я не могу ответить, что для меня стрит-арт. Это теперь жизнь моя!

Когда я рисовал девушку на одной из опор пешеходного моста через Десну, рыбаки меня спрашивали – зачем я это делаю, ведь баллоны с краской дорого стоят. В ответ я их тоже спросил: "А когда вы полдня сидите с этой палкой в воде, которая называется удочкой, ходите на охоту, вы же получаете удовольствие? Они: "Получаем!". А я, говорю, получаю от того, что сейчас залезу на стремянку и сделаю здесь рисунок. Удовольствие не измеряется деньгами.

- Каким был твой последний настенный рисунок, сделанный в публичном месте?

- Наш чемпион мира по боксу Василий Ломаченко. Я его изобразил на стене нового спортзала, который недавно открыли в Чернигове. Боксер держит в зубах пояс, который завоевал на чемпионате мира.

- Можешь сказать, сколько рисунков создал в Чернигове?

- Никогда не считал, но несколько десятков точно.

- Есть ли у тебя мечта, планы, идеи?

- Моя мечта, пожалуй, – не задумываться над тем, что я буду рисовать дальше. Не хочу, чтобы эти мысли меня потом подавляли: я не сделал это, не сделал то... Появится идея – идти и воплощать. Будет желание – идти, работать и получать удовольствие от того, как провел время.

У меня есть тайная стеночка, где я реализовываю свой талант. Я ее пока не разглашаю, потому что есть много людей, которые захотят все испортить. А у меня еще 80 метров впереди...

Наталья Потапчук, Чернигов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-