Полесская писанка в трех цветах

Полесская писанка в трех цветах

332
Ukrinform
Клинцы, кузнечики, бараньи рожки, дерево жизни и даже... уж – все это можно увидеть на писанках из Полесья

Несколько дней отделяют часть христиан от одного из самых больших праздников года. Уже в воскресенье мы будем приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!», а в ответ услышим «Воистину воскрес!»

Поэтому сейчас хозяйки выстраиваются в очереди в супермаркетах и на рынках, выбирая цвета и узоры для украшения непременного пасхального атрибута - яйца. В глаза бросаются разные красители и фантастические орнаменты, которые сводят до минимума усилия по украшению традиционных праздничных символов. За этой суетой забываем, что наши бабушки и прабабушки закладывали глубокий смысл в каждую писанку и яйцо.

На мастер-классе по росписи писанок, который проходил в Житомирской ОГА, учились создавать полесские орнаменты. Среди желающих расписать свою писанку были не только дети, но и чиновники, которые ради такого случая оставили свои служебные кабинеты.

НА ПОЛЕССКИХ ПИСАНКАХ МНОГО ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ТОЛЬКО ТРИ ЦВЕТА

Росписи обучала мастер народного творчества Ольга Канарева, а интересную историю об особенностях писанкарства на Полесье рассказала заведующая отделом этнографии областного краеведческого музея Валентина Невеская.

В Житомирском краеведческом музее есть коллекция писанок, которая насчитывает более 1000 экспонатов. Первым собирать полесские пасхальные символы начал член Общества исследователей Волыни Василий Кравченко. Благодаря его усилиям в музее сегодня хранится писанка из Изяслава Хмельницкой области, разрисованная в 1902 году. В 1930-х годов многие исследователи были репрессированы. Вместе с ними исчезли ценные сведения о росписи и этнографии Полесья. Этнографический отдел музея возобновил свою работу лишь в 1990 году. Именно тогда создали копии многих оригиналов писанок.

Поэтому, пока участники мастер-класса освобождали свои мысли от проблем и волнений, настраиваясь на позитив, Валентина Невеская провела увлекательную историческую экскурсию. Невольно даже удалось представить, как готовились к Пасхе более века назад.

«Расписывали в основном куриные яйца. Каждая хозяйка считала, что она расписывает яйцо, в котором был зародыш петуха. Как известно, петух оберегает от нечистой силы, приносит утро и радость своим пением. Когда женщина делала яйцо пустым, то закладывала идею, что там будет петух, который будет оберегать ее жилище от всего злого», - подчеркнула Валентина Ивановна.

Относительно полесских росписей, то для них характерны геометрические орнаменты, а именно квадраты, треугольники и ромбы. Такие же особенности отличают и традиционную вышивку этой местности. На писанках есть немало линий, которые символизируют живительные дожди или проросшие из земли ростки зерна. Кроме того, часто встречается трилистник.

Сама технология росписи пасхальный яиц на Полесье такая же, как и в большинстве регионов - растопленным воском слой за слоем наносятся орнаменты, а потом яйцо последовательно обмакивают в нужные красители - от самого светлого до самого темного.

Добавить орнаментам изящества женщинам удавалось с помощью кончика пера. Красители делали из шелухи лука, бузины. Когда к этим растениям добавляли еще и траву зеленец (тысячелистник - ред.), то яйца приобретали черный цвет. По традиции, полесские писанки разрисовывали только желтым, красным и черным цветами. Зеленый, к примеру, встречался крайне редко. Скорее всего, хозяйка в таком случае неправильно смешала красители и ожидаемый цвет не получился.

ОГУРЕЧНЫЙ ОРНАМЕНТ ИЗ ТУРЦИИ

Валентина Невеская принесла из музея три раритетные писанки, которым уже больше 100 лет. Именно они демонстрируют образцы традиционных полесских орнаментов.

Писанку 1911 года из Изяслава, украшенную 40 треугольниками, называют «40 клинцов». По традиции, именно такую разбивали и смешивали с зерном, которое потом сеяли. Люди верили, что это защищает растения от непогоды и гарантирует хороший урожай.

Яйцо из Владимира-Волынского на Волыни расписали в 1913 году, изобразив на нем дерево жизни. Этот символ держит человека на земле своими корнями, о которых мы должны помнить.

Не менее интересна история еще одной писанки 1913 года неизвестного происхождения. Со временем ее краски утратили яркость, но в росписи четко виднеются бараньи рожки, а вверху - восьмиугольная звезда. По словам Валентины Невеской, Полесье - заболоченный и лесистый край, где хорошо растет трава, которой кормят животных, поэтому такой символизм вполне оправдан. Этот орнамент в Украине еще называют огуречным. Он имеет турецкое происхождение и появился на наших просторах благодаря козакам. У турков узор символизирует кипарис, который загнул свою верхушку. Такие деревья у нас не растут, но есть огурцы, которые тоже могут закручиваться.

На полесских писанках можно увидеть ужа, которого уважали и считали хозяином на уровне с петухом. Часто изображали и кузнечика. Наши предки верили, что кузнечик водит днем по небу солнце, а вечером его забирает под воду рыба, которую тоже изображали на пасхальных росписях (эти верования древние, дохристианские, но они впоследствии наложились на христианскую символику, где рыба - знак Христа).

ПИСАНКА ПОМОГАЛА ПРИВОРОЖИТЬ ЛЮБИМОГО

Писанка в первую очередь служила оберегом. Хотя бывали случаи, когда девушка расписывала ее, чтобы приворожить парня.

«Писанки использовались не только как украшения, но и для гадания и колдовства, даже несмотря на то, что это считалось грехом. Когда девушка рисовала писанку, которую должна была подарить своему любимому, то брала яйцо от курицы, которая первой утром снеслась. Такое яйцо приходилось старательно прятать от посторонних глаз, да еще и мыть росой. Оно расписывалось особыми узорами, геометрическим орнаментом. Обязательно там должен был быть круг, который соединит девушку с парнем», - рассказала Валентина Ивановна.

Сложным орнаментом от остальных существенно отличаются монастырские писанки. Создавали их в монастырях, куда приглашали людей, которые хорошо владели техникой росписи. Такие писанки развешивали в храмах по кругу на паникадило (большой светильник, - авт.). Отголосок этой традиции можно увидеть в Николаевской церкви города Чуднов, где над люстрой подвешено около 100 писанок. При малейшем сквозняке они ударяются друг о друга, создавая своеобразную мелодию.

Кроме писанок, на Полесье к Пасхе украшали пасхальные яйца (яйцо красили в один цвет, погружая его в краситель), малеванки (на готовом фоне создавали узор), шкрябанки или дряпанки (на окрашенное одним цветом яйцо тоненькой иглой наносили рисунок. Умельцам удавалось даже создавать целые сюжеты как, например, «Несе Галя воду»).

Украшение праздничных яиц было исключительно женским делом. Разрисовывать писанки начинали после Благовещения. Перед нанесением узора яйцо насквозь прокалывали тоненькой иглой, чтобы освободить его от желтка и белка. А пасхальные яйца красили в Чистый четверг, но не везде. В Овручском и Олевском районах Житомирской области их готовят в субботу, чтобы яйца не испортились до Пасхи.

Переплетенные орнаментами традиционные полесские писанки дарят радость и веру в то, что этот год порадует щедрым урожаем, лето - солнцем и живительными дождями, а рядом будут те, кого мы любим.

Ирина Чирица, Житомир

Фото автора и предоставлены Житомирской ОГА.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-