Фарфоровые легенды Барановки

Фарфоровые легенды Барановки

390
Ukrinform
Времена, когда барановский фарфор был чуть ли не в каждом доме, давно прошли. Теперь немало хозяек берегут сервизы из Барановки как ценную реликвию, старательно вытирая с них пыль

Город Барановка, что в юго-западной части Житомирской области, хорошо известен рядовым жителям области своим фарфором и щедрыми урожаями лесной черники. С недавних пор за ним закрепилось еще и реноме самой успешной городской объединенной территориальной громады края.

Времена, когда за барановским фарфором выстраивались длиннющие очереди и он был чуть ли не в каждом доме, уже прошли. Так же, как и исчезла слава самого старого и крупного предприятия, которое изготовляло разнообразную фарфоровую посуду с удивительными росписями и получало престижные награды на международных конкурсах. Теперь немало хозяек берегут сервизы из Барановки как ценную реликвию, старательно вытирая с них пыль. У многих сегодня, когда магазины уже заполонили вычурные фарфоровые изделия из Китая, не поднимается рука поставить на стол даже для гостей барановские кофейные чашечки.

Фарфоровый завод прекратил свою более чем двухсотлетнюю историю в 2010 году. На месте производственных мощностей остались руины, которые зарастают кустарниками. Посуде, которую там изготавливали начиная с XIX века, повезло больше, ведь немало ее образцов стали музейными экспонатами.

Руїни Баранівського фарфорового заводу
Руины Барановского фарфорового завода

Ища музей фарфора в Барановке, невозможно заблудиться. Маршрут пролегает по прямой центральной улице уютного и нарядного городка. Сразу возле автовокзала возвышается голубыми куполами храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно от него и начинается приятная прогулка, которая займет не более 15-20 минут.

Експозиційна зала
Экспозиционный зал

Особые ощущения возникают, когда попадаешь в город весной в период цветения садов. Все тротуары устланы белыми лепестками так, как будто сама природа постаралась удивить туристов. По дороге встретятся административные здания, дом культуры, гимназия, физкультурно-оздоровительный комплекс, скверы и интересные памятники. Складывается впечатление, что Барановка вобрала в себя частичку фарфоровой истории. На зданиях, скамейках и других деталях городского пространства можно легко узнать знакомые с детства росписи на фарфоровых чашках, тарелках или вазах.

Гарнітур форми Олена
Гарнитур формы Елена

УНИЧТОЖЕНО ФАРФОРОВОЕ ИСКУССТВО

Сам музей внешне не отличается от серых и мрачных зданий окраины города. Однако, когда переступаешь его порог, фарфоровая посуда завораживает своими росписями, цветами и блеском.

Заведующая отделом музейных ценностей из фарфора Барановского историко-краеведческого музея Тамара Родыгина рассказывает, что музей был создан в 1952 году к 150-летию фарфорового завода.

Барановская фабрика по производству фарфоровой посуды стала одной из первых на территории Украины. Она появилась в 1802 году, о чем свидетельствуют не только многочисленные исторические доказательства, но и каменная табличка, на которой выгравирована именно эта дата. Предприятие открыл Михаил Мезер, который до этого имел дело с фарфором на фабрике в городе Корец на Ривненщине. Строительство в Барановке завершилось довольно быстро и в 1804 году там уже изготовили первую партию продукции.

Настінна тарілка, декорована живими квітами
Настенная тарелка, декорированная живыми цветами

Возникает логичный вопрос, почему же Михаил Мезер решил построить фарфоровую фабрику именно в Барановке. Тамара Ивановна довольно исчерпывающе объясняет: «Потому что вокруг Барановки сосредоточены большие залежи каолина, который является основным сырьем для фарфорового производства. К тому же, повсюду дремучие леса, а производство фарфора требовало безграничного количества дров. Способствовала также и река Случь, которая в то время была полноводной и вполне обеспечивала мануфактуру водой. Следовательно, этих трех факторов было достаточно для того, чтобы открыть фабрику».

Тогда на фабрике построили горн для обжига посуды. Такая технология использовалась на производстве до середины ХХ века. Для перемалывания сырья мастера брали обычные каменные жернова, а для формирования изделий – гончарный круг. Первая фарфоровая посуда была довольно красивой на вид.

Кубок із зображенням Богдана Хмельницького
Кубок с изображением Богдана Хмельницкого. Потртрет Леси Украинки на вазе

Известно, что в 1825 году Михаил Мезер экспонировал свои декоративные вазы перед императором Александром I, которого потрясли эти изделия. Тогда император разрешил Мезеру ставить на барановском фарфоре герб Российской империи. По версии некоторых историков, власть даже выделила деньги на развитие предприятия.

После смерти Мезера фабрикой управляли его сыновья и племянник. В то время мануфактура имела свои торговые представительства в Киеве, Одессе, Варшаве, Томске, Ташкенте.

Позже предприятие перешло в аренду еврейской общине, а затем стало собственностью графини Казимиры Грохольской. Качество фарфоровых изделий со временем ухудшилось, поэтому на них запретили ставить государственный герб.

Новый период в развитии фабрики начинается в 1895 году, когда ее купил известный дипломат, предприниматель и меценат Николай Грипари. Он пригласил иностранных мастеров, усовершенствовал производственный процесс технически и построил малую ГЭС. Качество барановского фарфора существенно улучшилось и достигло европейского уровня, о чем свидетельствует золотая награда, полученная на выставке в Венеции, а также участие в международных конкурсах, которые проходили в Риме, Барселоне, Лондоне.

В 1900 году фабрика в Барановке становится заводом. После пожара в начале 1914 года предприятие возобновляет работу. В годы Первой мировой войны оно переходит на производство лабораторной посуды.

Но в 1917 году семья Грипари эмигрирует за границу, забрав с собой запасы готовой продукции и часть оборудования. В работе завода с 1919 по 1922 год был перерыв, пока его работники самостоятельно не возобновили производственный процесс.

Во время Второй мировой войны предприятие не работало. Убегая из Барановки, немецкие оккупанты взорвали цеха, оставив после себя руины.

Благодаря усилиям местных женщин и стариков завод возобновил свою работу и в мае 1944 года там уже изготовили первую послевоенную продукцию.

Начиная с 1950-х годов Барановский завод расширяет ассортимент и мощности и на долгое время остается флагманом производства фарфоровых изделий в тогдашней Украине.

«Практически с 1944 года завод работал до мая 2010-го, когда работников на проходной просто не пустили на территорию предприятия. Тогда и прекратилась история самого старого и крупного фарфорового предприятия Украины», - добавляет Тамара Родыгина.

По иронии судьбы последними роковыми инвесторами, после которых Барановский завод обанкротился и был порезан на металлолом, оказались россияне, питерцы.

Копія сервізу для Фіделя Кастро
Копия сервиза для Фиделя Кастро

БАРАНОВСКИЙ СЕРВИЗ ДЛЯ ФИДЕЛЯ КАСТРО

Многие общественно-политические события истории Украины и мира последних 200 лет изображены на фарфоровых изделиях, которые представлены в музейных экспозициях.

В отделе музейных ценностей из фарфора Барановского историко-краеведческого музея есть три просторных зала, в которых, даже если вы совсем не поклонник посуды, можете спокойно зависнуть не на один час, рассматривая все вокруг. От этих форм, размеров, цветов и узоров время останавливается, и ты просто ходишь по экспозиции под впечатлением от тонкого и символического фарфорового искусства.

Ассортимент продукции завода был достаточно широким. Там изготавливали чайную, кофейную, столовую посуду, а также тарелки, блюдца, селедочницы, суповые вазы, кружки, сувенирную продукцию, декоративные вазы, различные наборы посуды.

В музейной коллекции хранятся первые тарелки, изготовленные на фабрике в 1805 году во времена Михаила Мезера. Поражают уникальные барановские чайные сервизы «Бутон» и «Б-55» из тонкостенного фарфора, которые стали визитной карточкой фарфорового завода. Такую посуду расписывали вручную, поэтому и стоила она значительно дороже.

Славнозвісний сервіз Бутон
Знаменитый сервиз Бутон

Не удивительно, что в музее ходят свои легенды. В третьем зале в одном из рядов Тамара Родыгина показывает белый сервиз с черными полосками, между которыми изображены золотые колосья. По преданию, это копия кофейно-чайного набора, изготовленного в Барановке, который когда-то подарили лидеру Кубы Фиделю Кастро.

Хватает среди фарфора и скульптур Тараса Шевченко, Ивана Франко, Николая Гоголя. На одном из кубков видим четкий портрет Богдана Хмельницкого. Особенно поражает высокая фарфоровая ваза, на которой изображена Леся Украинка. В литературе можно встретить упоминания о том, что в детстве поэтесса часто гостила у родственников в селе Жаборица на Барановщине, где и почерпнула мотивы для своей поэмы «Лесная песня».

Сервіз Український, розписаний Зоєю Мосійчук
Сервиз Украинский, расписан Зоей Мосийчук

Барановские мастера практиковали еще одну не менее интересную технику. На витринах встречаются декоративные тарелки, украшенные будто живыми цветами. Первое впечатление не подвело, потому что цветы настоящие. Их подвергали специальной обработке, благодаря чему они сохраняли свою форму.

Не меньше внимания в музее привлекают фарфоровые вещи, которых сейчас просто так не найдешь. В частности, набор для шашлыков, солдатские фляги, настольные лампы, ароматницы, сервиз для чая с электрическим самоваром. Просто завораживает гарнитур формы «Елена» с ручной росписью на 70 единиц посуды, который занимает аж 2 полки.

Больше всего впечатляют росписи на фарфоре. Они настолько деликатны, что аж хочется дотронуться рукой до цветов, снежинок, изображений людей и забавных сказочных персонажей. Заведующая музейного отдела только улыбается, объясняя, что ручная роспись требует особого таланта.

«Вы можете заметить, что изделия 1950-1960-х годов отличаются особым колоритом и оригинальностью. Работники качественно делали каждую вещь, вкладывая свою душу. Росписью занимались особые люди. Для этого нужно иметь талант. Каждое фарфоровое изделие украшало несколько человек. Со временем ручной росписи поуменьшилось, но ее все равно использовали на заводе», - объясняет Тамара Ивановна.

В фарфоре барановских художников можно узнать петриковскую роспись, немало народных мотивов и даже отдельные элементы из картин Екатерины Билокур. Тамара Родыгина показывает сервиз, который называется «Украинский» с таким же названием росписи. Его в 1957 году расписала мастерица Зоя Мосийчук.

Електричний порцеляновий самовар
Электрический фарфоровый самовар

РЕЦЕПТУРУ ФАРФОРОВОЙ МАССЫ СОХРАНИЛИ, НО НЕ РАСКРЫВАЮТ

Как и каждая известная торговая марка, фарфор из Барановки имела свои секреты популярности.

«Продукция завода рассчитана на среднего покупателя. Наша посуда была и качественной, и доступной по цене. Для производства использовалось местное сырье. С 1960 года фарфор изготовляли из дубровского каолина (село Дубровка расположено в 22 км от Барановки, - авт.). Еще в 1884 году анализ глины подтвердил ее высокое качество, она не уступала саксонскому и чешскому каолину», - делится Тамара Ивановна.

Ощущения после завершения экскурсии по музею у меня - смешанные. Это и радость, и гордость за Житомирщину, и искреннее восхищение барановским фарфором. В то же время, в глубине души затаились отчаяние и какая-то неописуемая тревога, что фарфоровое величие края потеряно. Хотя Тамара Родыгина, которая сама долгое время работала на заводе, настроена более оптимистично: «Меня иногда просят рассказать о рецептуре фарфоровой массы. Об этом сейчас уже можно говорить, но я не хочу, потому что, возможно, нам еще удастся все возродить».

Чтобы не вводить читателей в заблуждение, стоит отметить, что на рынках сейчас продают фарфоровую посуду, которой приписывают барановское происхождение. Действительно, в городе уже около десятилетия работает частное предприятие, которое производит фарфоровые изделия, но их даже близко нельзя сравнивать с известным своим качеством барановским брендом.

У жителей Барановки до сих пор теплится надежда, что удастся возродится знаменитый завод, пусть и с меньшими производственными мощностями.

Сейчас же Барановский музей фарфора становится все более популярным. В ОТГ уже разработали туристический маршрут, в который включили музей. Многочисленные делегации, которые приезжают в город изучать успешный опыт децентрализации, едут домой в восторге.

Поэтому не пожалейте времени, чтобы посетить Барановку и полюбоваться этим уникальным музеем. Поверьте, впечатлений будет не меньше, чем от картинной галереи.

Ирина Чирица, Житомир-Барановка

Фото автора


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-