Влюбленные в фонтане, «уши КГБ» и скрипач на крыше. Из жизни харьковских памятников

Влюбленные в фонтане, «уши КГБ» и скрипач на крыше. Из жизни харьковских памятников

463
Ukrinform
Какие из оригинальных памятников Харькова следует непременно осмотреть во время посещения города

Среди десятков памятников, монументов, бюстов и знаков, установленных в Харькове, только некоторые отличаются своей оригинальной историей, связанной с их созданием или существованием в городском пространстве.

Скульптуры, о которых пойдет речь, точно не затеряются среди киногероев и исторических фигур, которые порой весьма косвенно связаны с городом. Находясь в Харькове, стоит прогуляться по центру, чтобы увидеть эти оригинальные творения.

«КАРАЗИН-ПУТЕШЕСТВЕННИК» И ЕГО РУКА

В «сердце» Харькова на площади Свободы разместился самый старый в городе университет и памятник его основателю Василию Каразину, созданный к 100-летию учебного заведения. Этому монументу следовало бы приделать колеса, потому что перемещали его четыре раза! Да и вообще бронзового «мецената» едва успели спасти от переплавки.

Памятник отлили летом 1904 года, в следующем году его подняли на базальтовый постамент на улице Сумской, на выходе из Университетского сада (ныне – сад им. Шевченко). Из-за революционных событий 1905-1907 годов власти опасались студенческих волнений, поэтому официальное открытие памятника отложили. Больше года Каразин был закрыт досками, из-под которых торчала только рука.

В 1934 году памятник переместили на Университетскую улицу и установили напротив тогдашнего здания университета. А на Сумской началось строительство постамента под памятник Тарасу Шевченко. Через три года советская власть решила демонтировать Каразина, памятник отправили на переплавку в цех тракторного завода. На территории предприятия его и отыскал профессор университета, историк Яков Блудов.

«Он занимал должность ректора, и когда узнал о демонтаже, пошел в горисполком и спросил: «Куда дели Каразина»? Ему ответили: «Ну, куда же? На переплавку! А зачем вам этот буржуй?!». Тогда Блудов прочитал «лекцию» о том, кто такой Каразин, и что он сделал для Харькова. Профессору выписали справку, что переплавка отменяется. Блудов взял извозчика и помчался на завод. Скульптуру довольно быстро нашли практически невредимой, за исключением руки, которая, собственно, указывала «правильный путь» студентам», – улыбается краевед, профессор Национального технического университета «ХПИ» Михаил Красиков. Дело в том, что рука памятника, который находился на ул. Сумской, указывала на здание в стиле модерн, расположенное напротив. На нижнем этаже здания 100 лет назад, да и сейчас, находится ресторан. Поэтому студенты шутили, что Каразин показывает им «правильный путь».

Все же руку Каразина впоследствии на предприятии нашли и приварили. С конца 1930-х годов (и во время войны) памятник стоял возле Университетской Антониевской церкви, а Каразин рукой любезно приглашал в старый университет. А в 1958 году он снова был установлен в саду им. Шевченко, но теперь уже в его глубине, слева от здания бывшего Дома проектов, куда «переехал» университет. И фактически рука Каразина снова «указывала» на тот же ресторан на ул. Сумской, только издалека.

В августе 2004 года к 200-летию университета памятник установили на площади перед главным корпусом: Василий Назарович приглашает студентов внутрь учебного заведения.

ПОЧЕМУ «УШИ КГБ» – ОБА ПРАВЫЕ

Чуть дальше от площади Свободы, в тихом центре на улице Данилевского, «поселился» полутораметровый памятник... ушам. Две ушные раковины, причем обе правые, высечены из песчаника, стоят во дворе домов №№ 14-16. Рядом с ними есть еще три довольно странные фигуры, но они не привлекают особого внимания, а вот уши стали легендарными. Таинственности им придает то, что автор скульптуры, как и вложенный им в его творение смысл, широкой общественности не известны. Раньше скульптуры стояли в парке им. Горького. Их создали на пленэре молодые скульпторы, которые съехались в Харьков в 1991 году. Впоследствии четыре работы, в том числе и уши, перевезли на ул. Данилевского. Поговаривают, что этот «загадочный» памятник создал студент из Москвы. Авторский символизм интерпретируют по-разному. Одни считают уши символом тотальной прослушки, которую вело КГБ. Другие убеждены – автор намекает, что стоит приобщаться к «правым идеям», а не «левым», социалистическим.

Так или иначе, но есть и третьи – романтически настроенные горожане. Они нашептывают каменным ушам заветные желания и утверждают, что они сбываются.

ТАРАС ШЕВЧЕНКО... С ТРАКТОРНЫМ КОЛЕСОМ

Далее направляемся на первое месторасположение Василия Каразина – центральную аллею сада им. Шевченко, где стоит памятник Тарасу, открытый в 1935 году. Этот монумент горожане по результатам опроса мэрии отнесли к одному из семи чудес Харькова рвместе с Госпромом, фонтаном «Зеркальная струя» и Благовещенским собором. Бывало и такое, что со скульптурной композиции периодически исчезали определенные детали, например, верхняя часть граблей, которые держит один из персонажей.

Памятник создан в виде многоплановой композиции, в которой, конечно, доминирует фигура поэта высотой 5,5 метра на 11-метровом пьедестале. Великого Кобзаря окружают по спирали 16 динамических скульптур, изображающих персонажей его произведений.

И здесь просто невозможно не сказать о примете для туристов: если отыскать среди бронзовых скульптур тракторное колесо, вам непременно улыбнется удача. По другой версии, рассказывает профессор Михаил Красиков, человек, который найдет колесо, просто обречен влюбиться в Харьков и уже не уедет из него. Кто автор этой «басни» неизвестно, но она прижилась, наверное, навсегда.

А вот харьковские студенты 1940-1950 годов считали меткой шутку о крепостном с грустным выражением лица. «Этому лежачему персонажу вкладывали в руку бутылочку, потому что считали, что такой взгляд может быть только у того, кому хочется выпить», – рассказывает Красиков.

Есть и еще одна примета на удачу: нужно потереть большой палец на ноге бродяги, который лежит внизу композиции. Суеверные туристы и горожане уже натерли эту часть конечности до блеска.

ПАМЯТНИК 50-Й ПАРАЛЛЕЛИ

Здесь же в саду Шевченко есть еще пара интересностей. Ближе к Театру оперы и балета осенью 2010 года разместили оригинальную композицию «50-я параллель», которая символически должна напоминать, что Харьков – самый большой город на этой параллели северной широты. Памятник представляет собой 20 бронзовых и медных табличек с надписью «50-я параллель», расположенных в линию. В центре установлен выпуклый бронзовый круг с изображением земного шара и указанием некоторых крупнейших городов мира (Рим, Иерусалим, Париж, Москва, Дубай и Дели) и расстояния от них до Харькова.

Создание оригинального знака не обошлось без казусов: в первоначальном виде на памятнике было указано, что расстояние от Харькова до Северного полюса 3933 км, на деле же оно составляет не менее 4440 км. Весной следующего года надпись «3933 км» просто срезали. А харьковские ученые вспоминают, что этот «ляп» использовали авторы заданий для областной олимпиады по географии для учащихся 9-х классов. Школьники должны были найти ошибку и определить правильное расстояние от своего родного города до Северного полюса.

Несмотря на молодой "возраст" знака, он уже имеет свои приметы. Нужно стать левой ногой на название определенного города – и ты непременно его посетишь, уверяют суеверные горожане. Также на карту, на страну, в которой хочешь побывать, кладут монету номиналом 50 копеек.

СЧАСТЛИВОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ «АКСАКАЛА»

Рядом с «параллелью» есть еще один не очень примечательный, но интересный памятник, на которого любят забираться мальчишки. Это изготовленный из песчаника «Аксакал», но в народе его прозвали «козак отдыхает» или «спящий козак». Работу харьковского скульптора, в то время еще малоизвестного, Сейфаддина Гурбанова установили возле оперного театра в 1990 году после всесоюзного конкурса, на котором «Аксакал» получил высокие оценки. Однако летом 2007 года во время реконструкции фасада театра и фонтанов перед ним 8-тонный «мужчина» исчез. Своего «первенца» скульптор Гурбанов искал с помощью чиновников мэрии и личных знакомств. И тут версии расходятся. По официальной информации, памятник просто вывезли на время ремонтных работ. Однако сам автор неоднократно оговаривался журналистам, что об «Аксакале» не было сведений фактически три месяца, и все это время, как оказалось, каменный мужчина был на даче у весьма влиятельного человека. И только после личных просьб не менее влиятельных людей его вернули. То есть «хозяева жизни» надеялись, что никто и не заметит исчезновение памятника. Впоследствии работу установили слева от театра, на территории сада им.Шевченко.

ВЛЮБЛЕННЫЕ В ФОНТАНЕ

Менее чем в 100 метрах от оперного театра, возле станции метро «Архитектора Бекетова», есть памятник влюбленным, установленный в 2002 году. Хрупкие, легкие фигуры юноши и девушки будто летят друг к другу и соединяются в поцелуе. Идея памятника влюбленным родилась во время встречи бывшего губернатора Харьковской области Евгения Кушнарева со студентами трех архитектурных факультетов харьковских вузов. На конкурсе победил эскиз на то время студента Харьковской государственной академии дизайна и искусств Дмитрия Иванченко.

После установления коммунальщики не успевали отчищать влюбленных от надписей «неравнодушных» жителей города. Чего только стоят насмешливые и даже злые прозвища, прилепленные фигурам скульптурной композиции: «любовь после Чернобыля», «прищепки», «памятник клея «Момент», «памятник анорексии»...

Среди архитекторов шли разговоры о том, что место для такого памятника выбрали неудачное, мол, там не хватает камерности, спокойствия...

В конце концов «народные художники» так достали чиновников, что возникла идея «спрятать» влюбленных. Во время ремонта в сквере возле метро «Архитектора Бекетова» появился фонтан, в центр которого поместили пару. Фонтан, кроме того, что защитил влюбленных, еще и гармонично соединил памятник со сквером.

Однако, уже и после этого были зафиксированы случаи вандализма. А еще влюбленным дарили белье, шапки, кепки, шарфы, украшения. Однажды производители одежды полностью создали «лук» паре: парень стоял в модных джинсах и свитере, а девушка – в красивом платье. Вообще, больше ни один харьковский памятник не может похвастаться подобным взаимодействием с городом, констатирует краевед Михаил Красиков. Молодежь однозначно считает памятник «своим».

СКРИПАЧ НА КРЫШЕ И ЕГО КОПИЯ

Стоит пройти еще немного по центру, спуститься по улице Пушкинской до площади Конституции, чтобы посмотреть на скульптуру, ставшую одним из символов города, – «Скрипача на крыше» (пл. Конституции, 18/2). В 2003 году его установили на четырехэтажке в честь всех талантливых горожан по инициативе «Концерна АВЭК», который возглавляет известный в городе бизнесмен, а теперь еще и нардеп Александр Фельдман. Скрипача создал скульптор Сейфаддин Гурбанов. Прототипом для работы стал известный музыкант Юрий Башмет. Хотя существует и легенда, согласно которой студент консерватории (она, кстати расположилась напротив), рискуя жизнью, выбрался на крышу и заиграл, чтобы удивить возлюбленную.

Небывалая вещь произошла в ноябре 2016 года: с помощью спецтехники бригада рабочих поднялась на крышу, срезала скрипача и вывезла в неизвестном направлении. Оказалось, что новый владелец здания настаивал на демонтаже памятника из-за запланированной реконструкции. Это требование, собственно, и выполнили инициаторы установки скрипача. После этого разгорелся настоящий скандал. Мэр Харькова Геннадий Кернес во время сессии заявил: если по-варварски срезанного скрипача не вернут на место, он закажет его копию, но памятник будет стоять на площади Конституции. Горожане поняли, что Геннадий Адольфович снова поссорился со своим вечным конкурентом и оппонентом Александром Борисовичем, и из-за этого пострадал памятник. Скоро очередной конфликт интересов сошел на нет, влиятельные харьковчане договорились... Через три месяца на площади Конституции появилась копия скрипача, которую изготовил скульптор Гурбанов. А первого скрипача после реставрации, проведенной автором, установили на крыше здания, принадлежащего «АВЭК» (ул. Сумская, 70, недалеко от площади Свободы).

Как видите, Харьков впечатляет. Своими неординарными памятниками, историями и людьми.

Юлия Байрачная, Харьков


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-