„Ангел с ребенком”, или Что объединяет Сумы с Лувром

„Ангел с ребенком”, или Что объединяет Сумы с Лувром

Точка на карте
593
Ukrinform
Известный французский скульптор Аристид-Онесим Круази в 1900 году был награжден за этот скульптурный ансамбль, который сегодня можно увидеть на сумском городском кладбище

Центральное городское кладбище в Сумах, как и некрополи многих древних городов, является сегодня, по сути, музеем под открытым небом. Он был основан примерно в 1830-м году. Авторами надгробных памятников становились известные европейские, российские и украинские скульпторы.

Самые известные на сегодня – это два памятника, установленных на могилах членов семьи украинских промышленников и меценатов Харитоненко, – „Ангел с ребенком” и „Голгофа”. Они возвышаются на центральной аллее кладбища, сразу за церковью Петра и Павла.

Именно этот скульптурный ансамбль в свое время считался лучшим надгробным памятником в мире. Его автор, известный французский скульптор Аристид-Онесим Круази, в 1900 году был награжден за свое творение Золотой медалью. Копии этих памятников хранятся в Лувре, а другие работы Круази украшают собой сады Пале-Рояля и Парижскую мэрию.

ХАРИТОНЕНКО СДЕЛАЛ УКРАИНУ КРУПНЕЙШИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ И ЭКСПОРТЕРОМ САХАРА

Личность Павла Харитоненко, который родился в 1853 году, знаковая для Слобожанщины, и, прежде всего, Сум. Унаследовав от отца, Ивана Герасимовича Харитоненко, предприятие „Торговый дом. И. Г. Харитоненко” с центральным отделением в Сумах, в который входили семь сахарных и один рафинадный завод, а также 70 тысяч десятин земли в Харьковской, Курской, Черниговской и Полтавской губерниях, он стал одним из самых известных сахарозаводчиков своего времени. На его заводах применялись самые передовые на то время технологии сахароварения. В 1914 году благодаря расширению своего производства путем покупки новых земель, он накопил на своем счету около 60 миллионов рублей, а его кредитная линия в Государственном банке Российской империи составляла более 9 миллионов рублей. Именно благодаря Харитоненко Украина в конце XIX – начале XX веков стала крупнейшим производителем и экспортером сахара в мире.

Но несмотря на свой неофициальный статус „сахарного короля”, он остался в памяти современников и потомков еще и как меценат. Ведь именно благодаря ему в Сумах был построен Троицкий собор, здание кадетского корпуса, костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и много других памятников и сооружений, которые и сегодня служат городу и его жителям.

А еще Павла Харитоненко уважали за его образованность и культуру. Известно, что гостями в его доме бывали, в частности, Федор Шаляпин и Александр Скрябин.

ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ “АНГЕЛА С РЕБЕНКОМ” В СУМАХ

Пожалуй, именно благодаря этой черте характера Харитоненко – интересоваться всеми самыми новыми и передовыми на то время вещами как в экономике, так и в сфере культуры, образования – и появились в Сумах вышеназванные памятники.

„В конце XIX века Павел Харитоненко вместе с супругой Верой Андреевной посетили всемирную выставку работ самых известных скульпторов, которая проходила в Париже. Там их поразила работа известного французского скульптора Аристида Круази – Ангел, который несет в небо маленькую девочку. На тот момент увиденное срезонировало с душевным состоянием семьи, ведь незадолго до этого семья понесла очень тяжелую утрату – умерла их маленькая дочь Зинаида (по одной из версий, она утонула в фонтане, по другой – умерла от дифтерии). Тогда Харитоненко и решил увековечить память дочери в такой фигуре. Скульптору передали фотографии Зинаиды, и вскоре памятник доставили из Парижа в Сумы”, - рассказывает сумской краевед, директор местного мемориального музея А.П. Чехова Виктор Комаров.

Но существует и другая версия появления этой скульптуры Круази в Сумах, о ней рассказал еще один исследователь сумской старины - кандидат технических наук, доцент Сумского государственного университета, краевед Павел Кушниров.

„Ученые считают, что скульптура Круази „Два ангела” (еще одно название памятника “Ангел с ребенком” - ред.) была приобретена семьей Харитоненко на одной из выставок в Париже. Однако есть сведения, которые доказывают совсем другое. На самом эскизе памятника есть дата его изготовления – август 1889 г. Девочка умерла в мае 1889 года, как раз семье понадобилось время, чтобы связаться с Круази и заказать надгробный памятник, который скульптор завершил уже в августе. Также интересно, что в 2012 году специалисты провели сравнительную оценку девочки со скульптуры „Два ангела” и бюста под названием “Бюст ребенка” в музее французского города Шарлевиля-Мезьера. Оказалось, что это один и тот же ребенок. Итак, скульптор сначала делал бюст Зинаиды по фотографиям, высланным из Сум в Париж, а затем приступил к самой скульптуре”, убеждает Кушниров.

Но как бы там не было, этот скульптурный шедевр, привлекающий взгляды горожан и туристов, теперь в Сумах. Его высота - 2,5 метра, он представляет собой мраморную скульптуру в виде Ангела, который держит на руках маленькую девочку, которая заснула навсегда. Руки ребенка сложены накрест на груди. Ангел вместе со своей ношей поднимается в небо, даря всем надежду на Божье прощение.

В 1896-м на память о дочери Зинаиде Павел Харитоненко за собственные средства построил в Сумах детскую больницу, которая была одной из первых и стала одной из лучших во всей тогдашней Российской империи. Больных детей там лечили бесплатно.

ДВА МИЛЛИОНА ЗА ЛУЧШУЮ НАДГРОБНУЮ СКУЛЬПТУРУ

Аристид Круази приложил руку и таланта к созданию в 1894 году по заказу Павла Харитоненко и другой, расположенной рядом на могиле его отца Ивана Герасимовича, мраморной скульптуры, выполненной из итальянского мрамора. Она называется „Голгофа”. На верхней ее части - распятие Христа, на нижней, по его левую руку, изображена коленопреклонная Богоматерь, а по правую – апостол Иоанн Богослов. Их фигуры выполнены в яркой реалистической манере, которая была присуща французскому скульптуру. К слову, на могиле самого Круази установлен идентичный памятник, только выполненный из бронзы.

Известно, что за этот скульптурный ансамбль, который в свое время считался лучшим надгробным памятником в мире, Павел Харитоненко заплатил непомерную по тем временам сумму – 2 миллиона золотых. Зато Суммы получили памятник культуры мирового значения.

К сожалению, время и атмосферные воздействия не щадят этих замечательных творений. Если в ближайшие годы им не обеспечить должного ухода, простоят они в нынешнем виде недолго. У городской власти не раз были намерения реставрировать скульптуры, но мецената так и не нашли. Несмотря на то, что эти скульптуры в 2012 году были переданы в коммунальную собственность, из городского бюджета Сумм деньги на реставрационные работы до сих пор не выделялись.

Сергей Ханин, Сумы

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-